Россия
Рассмотрены принципы бережливого производства применительно к учебному процессу подготовки специалистов по направлению «Управление качеством».
принципы бережливого производства, подготовка специалистов, учебная деятельность, эффективность, ценность
Подготовка специалистов по управлению качеством для современных высокотехнологичных производств требует понимания запросов потенциальных потребителей данного направления подготовки. Применение принципов бережливого производства при подготовке специалистов может способствовать созданию качественной образовательной среды, тем более что это всегда было приоритетным направлением в нашей стране. Распоряжением Правительства РФ от 15 мая
Отмечая динамику прибыли различных предприятий, использующих бережливое производство, можно заметить масштаб пользы от использования Lean-технологий. Поэтому внедрение бережливого производства в вузах можно считать обоснованным.
При помощи применения принципов бережливого производства можно добиться высокой эффективности в процессе обучения, используя опыт промышленных предприятий [2]. Данная статья посвящена применению принципов бережливого производства (БП) к учебной деятельности, а именно к процессу обучения. Внедрение таких принципов позволит сделать конечную «продукцию» качественной (имеется в виду специалист в области управления качеством). Именно поэтому тема данной научной статьи является актуальной.
Первый принцип БП – стратегическая направленность – это выбор высшим руководством программы обучения для подготовки обучающихся и привитие им компетенций, необходимых потенциальным работодателям. В идеале, необходимые компетенции указывает либо обучающийся, либо работодатель, а вуз реализует необходимую программу, ориентируясь на заказчика компетенций. Реализация данного принципа возможна, если существует тесная и постоянная двустороння связь между заказчиком и вузом.
Ориентация и создание ценности для потребителя позволяет оперативно реагировать на изменение требований заказчика. Это также возможно при тесном взаимодействии между заказчиком и вузом.
Организация потока создания ценности для потребителя позволяет создать, через выстраивание всех процессов в виде непрерывного потока, эффективную деятельность, исключив максимальное количество «ненужных» процессов.
Постоянное улучшение всех сторон деятельности вуза ведет к увеличению ценности для всех заинтересованных сторон, улучшению процессов подготовки программ обучения и самого обучения, что ведет к сокращению потерь. Постоянное улучшение невозможно без вовлечения персонала в создание потока ценности, т.к. необходимо проводить сбор и обработку информации, рассматривать и реализовывать мероприятия, разрабатывать эффективную мотивационную систему, а также необходимо понимание в необходимости нужных ресурсов. Без персонала в данном вопросе руководство справиться эффективно не сможет.
Вытягивание позволяет реализовать именно те образовательные программы, которые востребованы работодателями. В реализации данного принципа самым важным является оперативный обмен информацией и долгосрочные партнерские отношения с руководителями предприятий.
Принцип «Сокращение потерь» – это основа улучшения потока создания ценности и снижения затрат, оценивается через разницу цены образовательного продукта и его себестоимостью. При реализации этого принципа необходимо помнить, что цена образовательной программы «устанавливается» потребителем (работодателем, обучающимся).
Визуализация и прозрачность управления процессами основана на информационной открытости процесса обучения. Это позволяет оперативно отслеживать несоответствия, обеспечивает выполнение не только стандартов, но и любых договоренностей, а также профессиональную ответственность.
Приоритетное обеспечение безопасности позволяет рассматривать риски возникновения опасных ситуаций, принимать решения по гарантированному уровню безопасности.
Принцип «Построение корпоративной культуры на основе уважения к человеку» способен вдохновить преподавателей, учебно-вспомогательный персонал на реализацию своих компетенций по совершенствованию и процессов организации обслуживания образовательных программ, что должно повышать эффективность деятельности вуза.
Встроенное качество обеспечивается за счет поиска и устранения потенциальных причин несоответствий, при этом большая эффективность достигается через «правильно» подобранные инструменты управления качеством. Это позволяет снизить количество проверок, как следствие, повышает уважение к сотрудникам.
Принцип «Принятие решений, основанных на фактах» заставляет руководство быть в «гуще событий», происходящие события должны регистрироваться, что позволяет апеллировать к фактам, на основе которых принимаются обоснованные управленческие решения.
«Установление долговременных отношений с поставщиками» на основе постоянного улучшения позволяет разделить риски, затраты, прибыль, обмен информацией и знаниями между работодателями, обучающимися и вузом.
«Соблюдение стандартов» – это необходимое условие эффективного функционирования и совершенствования процессов организации. Следование данному принципу позволяет передавать лучший опыт, совершенствовать процессы.
Потребитель готов платить за «ценность» продукта, процесса, системы. Система образования не исключение. Нужно понять, что является ценностью для потребителя образовательной услуги. Ценность определяется только потребителем. Применительно к образовательным организациям, это компетенции, знания и навыки по выбранной специальности. Изложенные выше принципы вполне применимы к организации процессов вуза. Главное – адаптировать принципы к системе вуза и следовать им.
А в этом поможет соблюдение принципов бережливого производства, применяя которые можно достичь любых поставленных целей.
1. Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р.
2. Как стать бережливым директором: [Электронный ресурс]: интернет-статья. - Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?Cat.
3. Построение системы бережливого производства: [Электронный ресурс]: интернет-статья. - Режим доступа: http://refy.ru/62/2393953-postroenie-sistemy-berezhlivogo-proizvodstva.
4. ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь.