с 01.01.2005 по 01.01.2019
Зерноград, Ростовская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
ОКСО 44.03.01 Педагогическое образование
ББК 74 Образование. Педагогическая наука
ТБК 3662 Педагогика высшей школы
BISAC EDU015000 Higher
Рассмотрены основные вопросы общего характера, связанные с обучением аспирантов методике преподавания отраслевых дисциплин. Подчёркивается, что по окончании аспирантуры в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования аспирантам присуждается квалификация преподавателя-исследователя, в связи с чем знания ими педагогики, психологии и методики преподавания отраслевых дисциплин становятся актуальным компонентом их учебно-научной подготовки. Рассмотрено понятие методики обучения, названы слагаемые мастерства педагога высшей школы, его основные функции и виды деятельности. Спланирована деятельность на вводном лекционном занятии по методической дисциплине с аспирантами. Акцентировано внимание на интегрирующем характере методики преподавания, на объединении с её помощью отраслевых знаний аспирантов и знаний по педагогике.
методика преподавания, отраслевые дисциплины, высшее образование, обучение в аспирантуре, педагог высшей школы
Обучающиеся аспирантуры – это будущее современной науки, молодые люди, которые должны обладать самыми современными знаниями и быть готовыми вывести российскую науку на новый уровень. В современных Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) квалификация выпускника аспирантуры обозначена как «Исследователь. Преподаватель-исследователь», здесь же среди видов профессиональной деятельности указана преподавательская деятельность, связанная с той отраслью науки, которой овладевают обучающиеся [9]. Это значит, что аспирант в процессе своего послевузовского обучения должен не только совершенствоваться в определённой отрасли науки, но и готовиться преподавать предметы данной отрасти студентам образовательных организаций высшего образования (ВО). С этой целью в учебные планы подготовки кадров высшей квалификации Азово-Черноморского инженерного института (АЧИИ) был введён курс «Методика преподавания отраслевых дисциплин».
Цели настоящего исследования – описать место методики преподавания отраслевых дисциплин в системе подготовки аспирантов, выявить основные особенности данного курса.
Вопросы подготовки педагогов высшей школы в период их обучения в аспирантуре актуальны и рассматриваются современными исследователями. Ранее, когда в аспирантуре обучающимися вообще не рассматривались вопросы педагогики, психологии и методики преподавания, складывалась ситуация, в которой у молодых кандидатов наук отмечались «фрагментарные педагогические знания» [2, с. 101] и они на практике, в течение первого десятилетия работы, постигали премудрости преподавательской деятельности. Не всем, кстати, удавалось постичь, и такие преподаватели либо уходили из вузов, либо оставались в них, служа примерами того, как можно быть хорошим учёным, но не уметь научить своему предмету студентов. Сейчас, с введением в действие ФГОС ВО нового поколения, в учебных планах появились педагогические, психологические, методические курсы.
И.Ю. Соколова и Т.В. Иванова отмечают, что в аспирантуре ведётся подготовка не просто педагогов ВШ в педагогов-исследователей, что подразумевает определённые особенности в выборе ими «технологий, дидактических, программно-методических средств обучения» [8, с. 924]. Идеальную модель педагога-исследователя рисуют В.И. Клинг и др. По их мнению, составляющими данной модели являются «высокая культура; глубокое знание предмета; владение ситуацией в своей отрасли науки; глубокие знания по психолого-педагогическим дисциплинам» [5, с. 175]. Н.А. Дука считает, что в подготовке педагогов в аспирантуре очень эффективен проектный метод [3]. О важности передовых образовательных технологий и методов активного обучения в подготовке аспирантов как будущих педагогов говорит также А.И. Артюхина, относя к их числу «проектное обучение, событийное образование, рефлексивно-оценочную деятельность, а также апробацию каждым аспирантом на себе инновационных методов обучения» [1, с. 362].
Курс «Методика преподавания отраслевых дисциплин» изучается аспирантами АЧИИ после освоения курса «Психология и педагогика высшей школы». Это значит, что с основными понятиями педагогики высшей школы (понятием педагогики, требованиями к личности педагога, формами, методами и средствами организации учебного процесса, системой ВО в России и в мире, вопросами модернизации высшей школы (ВШ), способами интенсификации учебного процесса и др.) обучающиеся уже знакомы. В курсе «Методика преподавания отраслевых дисциплин» им предстоит углубить свои методические знания, получить умения и начальные навыки преподавания в ВШ, приступить к формированию профессиональной компетентности педагога ВШ.
В рамках данного курса на первой, вводной лекции необходимо познакомить аспирантов с основными понятиями методики ВШ, в первую очередь, с таким понятием, как методика преподавания (методика профессионального обучения). Аспиранты уясняют, что это система приёмов и методов работы со студентами, позволяющая обеспечить усвоение программного материала при рациональных затратах времени и сил, преследующая воспитательные цели. В своей сути методика – это форма общения данного педагога с данной аудиторией, индивидуальный процесс развития взаимосвязи преподавателя с аудиторией.
Мотивируя аспирантов, им необходимо объяснить, что методика профессионального обучения является важной дисциплиной, так как знания, уже имеющиеся у аспирантов, как бы разложены по полочкам в рамках отдельных предметов. Методика должна выполнять интегрирующие и координирующие функции, содействовать усвоению аспирантами всех предметов, изученных ранее и изучаемых сейчас. Методика соединяет воедино отраслевые и психолого-педагогические знания аспирантов.
На вводной лекции аспиранты знакомятся с целью и задачами курса.
Целью изучения курса «Методика преподавания отраслевых дисциплин» является теоретическая и практическая подготовка аспирантов к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности в высшей школе.
В связи с этим в курсе ставятся следующие задачи:
- Развитие профессиональных компетенций посредством получения профессионально приоритетных технологических знаний и навыков педагогического проектирования содержательного и процессуального блоков учебного процесса по отраслевым предметам, а также приобретения первичных навыков осуществления учебного процесса в образовательных организациях ВО.
- Изучение общих вопросов технологии обучения и применения дидактических закономерностей и нормативов при обучении студентов вуза; вопросов проектирования содержания обучения и педагогических средств.
- Формирование практических составляющих профессиональных компетенций: умений выполнять педагогические проекты по методике обучения конкретным предметам (отраслевым дисциплинам); первичных навыков проведения учебных занятий по отраслевым предметам, приобретение опыта внедрения педагогических проектов в учебный процесс высшей школы.
- Подготовка к педагогической практике, которая предстоит аспирантам на старших курсах аспирантуры.
Методика профессионального обучения является важнейшей частью профессиональной подготовки педагогов высшей школы. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателя, тесно связаны с приемами, методами этой деятельности и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством.
Интересна статья С. Козлова «Методика: наука? искусство? ремесло?» [6]. Однозначного ответа на поставленный в ней автором проблемный вопрос не существует. Однако с уверенностью можно сказать, что методика объединяет в себе и искусство, и науку, и ремесло. Методика – это искусство, потому что преподавание предполагает образное мышление, творчество, наличие таланта. Но если это искусство на 100 %, то сомнительно само профессионально-педагогическое образование. Методика – это наука, поскольку преподавание предполагает получение нового научного знания и передачу студентам имеющегося на основе разработанных данной наукой методов, форм, средств обучения. Методика – это ремесло, так как в процессе преподавания решающее значение имеет личное мастерство преподавателя. Как сапожник постепенно совершенствует своё мастерство, так и педагог, обретая опыт, начинает преподавать лучше. Методика направлена на выпуск «штучного» товара и представляет собой набор определённых умений и навыков.
Педагогическая деятельность, как известно, относится к одной из наиболее сложных областей деятельности человека. Преподаватель высшего учебного заведения сочетает в себе специалиста определённой профессиональной области и педагога. В связи с этим можно выделить следующие качества педагога высшей школы (слагаемые его мастерства):
- Отличное знание предмета. Обычно студенты на первое место среди качеств, которыми должен обладать педагог, ставят знание своего предмета. Однако высшее образование и написание кандидатской диссертации не обеспечивают полной системы профессиональных знаний по всем отраслям науки. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать свои знания, особенно в современных условиях, когда наука стремительно развивается.
- Методические умения организовать учебный процесс. Даже если научные знания глубоки и разносторонни, успех педагогу не обеспечен. Для организации учебного процесса нужно хорошо знать не только учебный предмет, но и закономерности учебного процесса, психологию учебной деятельности студентов. Соединение знания предмета со знаниями процесса обучения (педагогики, психологии, методики) не происходит автоматически. Много хороших специалистов уходят из высших учебных заведений из-за того, что не смогли организовать учебный процесс по предмету.
- Увлечённость педагога своим предметом и умение увлечь им студентов. Педагог должен «гореть», только в этом случае его студенты почувствуют потребность идти за ним по дороге познания.
- Владение практикой предмета. Необходимо знать не только теорию науки, но и её практику, например, уметь самому выполнять все задания, которые даются студентам.
- Научный кругозор, предполагающий знания не только в области преподаваемого предмета, но и в сфере других отраслей своей науки и других наук. Это поможет устанавливать межпредметные связи и интересно преподавать.
- Здравый смысл специалиста. Это качество поможет отобрать для преподавания только нужный материал, так составить рабочую учебную программу, чтобы она соответствовала ФГОС ВО и одновременно не перегружала студентов ненужной информацией.
- Умение устанавливать контакт со студентами. С позиций современной психолого-педагогической теории обучение является не просто информационным процессом, совершающимся между преподавателем и студентом; оно выступает как ярко выраженный социальный процесс взаимодействия и общения, совместной деятельности участников образовательного процесса.
Труд работника вуза является преимущественно педагогическим. Педагогическими являются основные функции педагога:
- обучающая;
- воспитывающая;
- развивающая;
- мотивирующая.
Г.А. Карпова и Н.П. Петрова выделяют следующие основные виды деятельности педагога ВШ:
- подготовка к учебно-воспитательному процессу;
- организация обучения и воспитания;
- ведение учебной документации;
- обеспечение режима обучения;
- повышение квалификации [4].
С опорой на исследование Н.Е. Эргановой [10, с. 117] структуру обучения можно представить в виде схемы (рис. 1).
Схожие составляющие процесса обучения выделяет М.И. Потеев:
- учебная информация, т.е. содержание образования;
- преподавание, т.е. деятельность обучающих;
- учение, т.е. деятельность обучающихся;
- материальные средства передачи учебной информации и контроль результатов обучения [7].
Аспирантов можно ознакомить с данной схемой уже на первом занятии по курсу «Методика преподавания отраслевых дисциплин» и объяснить, что эти элементы структуры процесса обучения буду рассмотрены далее в процессе изучения курса.
В конце вводного лекционного занятия можно обсудить с аспирантами следующие вопросы:
- Что такое методика, какова роль методических знаний и умений в подготовке педагога?
- С какими дисциплинами связана методика профессионального обучения?
- Какими качествами должен обладать педагог ВШ?
- Какие проблемы существуют в подготовке студентов в наше время?
Итак, методика профессионального обучения является одной из основных профессиональных дисциплин, определяющих профессиональную подготовку будущих кандидатов наук – педагогов ВШ. Методика должна выполнять интегрирующие и координирующие функции, содействовать усвоению аспирантами всех предметов, изучаемых на факультете. Методика спаивает воедино отраслевые и психолого-педагогические знания аспирантов и готовит их к тому, чтобы выступать в качестве преподавателей-исследователей.
1. Артюхина А.И. Оптимизация формирования профессионально-педагогических компетенций у аспирантов-медиков // Образование в XXI веке: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 362-365.
2. Ветров Ю., Игропуло И. Подготовка педагога в аспирантуре // Высшее образование в России. - 2003. - № 4. - С. 101-104.
3. Дука Н.А. Проектный подход к модернизации подготовки будущих педагогов (на материале омского государственного педагогического университета) // Вестник современных исследований. - 2019. - № 2.1 (29). - С. 25-30.
4. Карпова Г.А., Петрова Н.П. О целевой комплексной программе развития профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в инженерно-педагогическом институте // Проблемы профессиональной подготовки инженеров-педагогов: Межвуз. сб. - Ростов-на-Дону: Ин-т с.-х. машиностроения, 1984. - С. 64-72.
5. Клинг В.И., Сурдина Е.В., Виноградова Л.В. Повышение эффективности подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Инновации в науке и практике: Сб. ст. по мат. III междунар. науч.-практ. конф. - Уфа: Дендра, 2017. - С. 165-179.
6. Козлов С. Методика: наука? Искусство? Ремесло? // Высшее образование в России. - 2001. - № 2. - C. 112-115.
7. Потеев М.И. Практикум по методике обучения во втузах: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1990. - 94 с.
8. Соколова И.Ю., Иванова Т.В. Мониторинг качества подготовки педагогов-исследователей в системе аспирантура - докторантура // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-4. - С. 924-928.
9. ФГОС ВО по направлениям аспирантуры [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/7/4/7 (дата обращения: 25.11.2019).
10. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие. - М.: Академия, 2008. - 160 с.