МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены основные вопросы общего характера, связанные с обучением аспирантов методике преподавания отраслевых дисциплин. Подчёркивается, что по окончании аспирантуры в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования аспирантам присуждается квалификация преподавателя-исследователя, в связи с чем знания ими педагогики, психологии и методики преподавания отраслевых дисциплин становятся актуальным компонентом их учебно-научной подготовки. Рассмотрено понятие методики обучения, названы слагаемые мастерства педагога высшей школы, его основные функции и виды деятельности. Спланирована деятельность на вводном лекционном занятии по методической дисциплине с аспирантами. Акцентировано внимание на интегрирующем характере методики преподавания, на объединении с её помощью отраслевых знаний аспирантов и знаний по педагогике.

Ключевые слова:
методика преподавания, отраслевые дисциплины, высшее образование, обучение в аспирантуре, педагог высшей школы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Обучающиеся аспирантуры – это будущее современной науки, молодые люди, которые должны обладать самыми современными знаниями и быть готовыми вывести российскую науку на новый уровень. В современных Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) квалификация выпускника аспирантуры обозначена как «Исследователь. Преподаватель-исследователь», здесь же среди видов профессиональной деятельности указана преподавательская деятельность, связанная с той отраслью науки, которой овладевают обучающиеся [9]. Это значит, что аспирант в процессе своего послевузовского обучения должен не только совершенствоваться в определённой отрасли науки, но и готовиться преподавать предметы данной отрасти студентам образовательных организаций высшего образования (ВО). С этой целью в учебные планы подготовки кадров высшей квалификации Азово-Черноморского инженерного института (АЧИИ) был введён курс «Методика преподавания отраслевых дисциплин».

Цели настоящего исследования – описать место методики преподавания отраслевых дисциплин в системе подготовки аспирантов, выявить основные особенности данного курса.

Вопросы подготовки педагогов высшей школы в период их обучения в аспирантуре актуальны и рассматриваются современными исследователями. Ранее, когда в аспирантуре обучающимися вообще не рассматривались вопросы педагогики, психологии и методики преподавания, складывалась ситуация, в которой у молодых кандидатов наук отмечались «фрагментарные педагогические знания» [2, с. 101] и они на практике, в течение первого десятилетия работы, постигали премудрости преподавательской деятельности. Не всем, кстати, удавалось постичь, и такие преподаватели либо уходили из вузов, либо оставались в них, служа примерами того, как можно быть хорошим учёным, но не уметь научить своему предмету студентов. Сейчас, с введением в действие ФГОС ВО нового поколения, в учебных планах появились педагогические, психологические, методические курсы.

И.Ю. Соколова и Т.В. Иванова отмечают, что в аспирантуре ведётся подготовка не просто педагогов ВШ в педагогов-исследователей, что подразумевает определённые особенности в выборе ими «технологий, дидактических, программно-методических средств обучения» [8, с. 924]. Идеальную модель педагога-исследователя рисуют В.И. Клинг и др. По их мнению, составляющими данной модели являются «высокая культура; глубокое знание предмета; владение ситуацией в своей отрасли науки; глубокие знания по психолого-педагогическим дисциплинам» [5, с. 175]. Н.А. Дука считает, что в подготовке педагогов в аспирантуре очень эффективен проектный метод [3]. О важности передовых образовательных технологий и методов активного обучения в подготовке аспирантов как будущих педагогов говорит также А.И. Артюхина, относя к их числу «проектное обучение, событийное образование, рефлексивно-оценочную деятельность, а также апробацию каждым аспирантом на себе инновационных методов обучения» [1, с. 362].

Курс «Методика преподавания отраслевых дисциплин» изучается аспирантами АЧИИ после освоения курса «Психология и педагогика высшей школы». Это значит, что с основными понятиями педагогики высшей школы (понятием педагогики, требованиями к личности педагога, формами, методами и средствами организации учебного процесса, системой ВО в России и в мире, вопросами модернизации высшей школы (ВШ), способами интенсификации учебного процесса и др.) обучающиеся уже знакомы. В курсе «Методика преподавания отраслевых дисциплин» им предстоит углубить свои методические знания, получить умения и начальные навыки преподавания в ВШ, приступить к формированию профессиональной компетентности педагога ВШ.

В рамках данного курса на первой, вводной лекции необходимо познакомить аспирантов с основными понятиями методики ВШ, в первую очередь, с таким понятием, как методика преподавания (методика профессионального обучения). Аспиранты уясняют, что это система приёмов и методов работы со студентами, позволяющая обеспечить усвоение программного материала при рациональных затратах времени и сил, преследующая воспитательные цели. В своей сути методика – это форма общения данного педагога с данной аудиторией, индивидуальный процесс развития взаимосвязи преподавателя с аудиторией.

Мотивируя аспирантов, им необходимо объяснить, что методика профессионального обучения является важной дисциплиной, так как знания, уже имеющиеся у аспирантов, как бы разложены по полочкам в рамках отдельных предметов. Методика должна выполнять интегрирующие и координирующие функции, содействовать усвоению аспирантами всех предметов, изученных ранее и изучаемых сейчас. Методика соединяет воедино отраслевые и психолого-педагогические знания аспирантов.

На вводной лекции аспиранты знакомятся с целью и задачами курса.

Целью изучения курса «Методика преподавания отраслевых дисциплин» является теоретическая и практическая подготовка аспирантов к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности в высшей школе.

В связи с этим в курсе ставятся следующие задачи:

  1. Развитие профессиональных компетенций посредством получения профессионально приоритетных технологических знаний и навыков педагогического проектирования содержательного и процессуального блоков учебного процесса по отраслевым предметам, а также приобретения первичных навыков осуществления учебного процесса в образовательных организациях ВО.
  2. Изучение общих вопросов технологии обучения и применения дидактических закономерностей и нормативов при обучении студентов вуза; вопросов проектирования содержания обучения и педагогических средств.
  3. Формирование практических составляющих профессиональных компетенций: умений выполнять педагогические проекты по методике обучения конкретным предметам (отраслевым дисциплинам); первичных навыков проведения учебных занятий по отраслевым предметам, приобретение опыта внедрения педагогических проектов в учебный процесс высшей школы.
  4. Подготовка к педагогической практике, которая предстоит аспирантам на старших курсах аспирантуры.

Методика профессионального обучения является важнейшей частью профессиональной подготовки педагогов высшей школы. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателя, тесно связаны с приемами, методами этой деятельности и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством.

Интересна статья С. Козлова «Методика: наука? искусство? ремесло?» [6]. Однозначного ответа на поставленный в ней автором проблемный вопрос не существует. Однако с уверенностью можно сказать, что методика объединяет в себе и искусство, и науку, и ремесло. Методика – это искусство, потому что преподавание предполагает образное мышление, творчество, наличие таланта. Но если это искусство на 100 %, то сомнительно само профессионально-педагогическое образование. Методика – это наука, поскольку преподавание предполагает получение нового научного знания и передачу студентам имеющегося на основе разработанных данной наукой методов, форм, средств обучения. Методика – это ремесло, так как в процессе преподавания решающее значение имеет личное мастерство преподавателя. Как сапожник постепенно совершенствует своё мастерство, так и педагог, обретая опыт, начинает преподавать лучше. Методика направлена на выпуск «штучного» товара и представляет собой набор определённых умений и навыков.

Педагогическая деятельность, как известно, относится к одной из наиболее сложных областей деятельности человека. Преподаватель высшего учебного заведения сочетает в себе специалиста определённой профессиональной области и педагога. В связи с этим можно выделить следующие качества педагога высшей школы (слагаемые его мастерства):

  1. Отличное знание предмета. Обычно студенты на первое место среди качеств, которыми должен обладать педагог, ставят знание своего предмета. Однако высшее образование и написание кандидатской диссертации не обеспечивают полной системы профессиональных знаний по всем отраслям науки. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать свои знания, особенно в современных условиях, когда наука стремительно развивается.
  2. Методические умения организовать учебный процесс. Даже если научные знания глубоки и разносторонни, успех педагогу не обеспечен. Для организации учебного процесса нужно хорошо знать не только учебный предмет, но и закономерности учебного процесса, психологию учебной деятельности студентов. Соединение знания предмета со знаниями процесса обучения (педагогики, психологии, методики) не происходит автоматически. Много хороших специалистов уходят из высших учебных заведений из-за того, что не смогли организовать учебный процесс по предмету.
  3. Увлечённость педагога своим предметом и умение увлечь им студентов. Педагог должен «гореть», только в этом случае его студенты почувствуют потребность идти за ним по дороге познания.
  4. Владение практикой предмета. Необходимо знать не только теорию науки, но и её практику, например, уметь самому выполнять все задания, которые даются студентам.
  5. Научный кругозор, предполагающий знания не только в области преподаваемого предмета, но и в сфере других отраслей своей науки и других наук. Это поможет устанавливать межпредметные связи и интересно преподавать.
  6. Здравый смысл специалиста. Это качество поможет отобрать для преподавания только нужный материал, так составить рабочую учебную программу, чтобы она соответствовала ФГОС ВО и одновременно не перегружала студентов ненужной информацией.
  7. Умение устанавливать контакт со студентами. С позиций современной психолого-педагогической теории обучение является не просто информационным процессом, совершающимся между преподавателем и студентом; оно выступает как ярко выраженный социальный процесс взаимодействия и общения, совместной деятельности участников образовательного процесса.

Труд работника вуза является преимущественно педагогическим. Педагогическими являются основные функции педагога:

  • обучающая;
  • воспитывающая;
  • развивающая;
  • мотивирующая.

Г.А. Карпова и Н.П. Петрова выделяют следующие основные виды деятельности педагога ВШ:

  • подготовка к учебно-воспитательному процессу;
  • организация обучения и воспитания;
  • ведение учебной документации;
  • обеспечение режима обучения;
  • повышение квалификации [4].

С опорой на исследование Н.Е. Эргановой [10, с. 117] структуру обучения можно представить в виде схемы (рис. 1).

Схожие составляющие процесса обучения выделяет М.И. Потеев:

  1. учебная информация, т.е. содержание образования;
  2. преподавание, т.е. деятельность обучающих;
  3. учение, т.е. деятельность обучающихся;
  4. материальные средства передачи учебной информации и контроль результатов обучения [7].

Аспирантов можно ознакомить с данной схемой уже на первом занятии по курсу «Методика преподавания отраслевых дисциплин» и объяснить, что эти элементы структуры процесса обучения буду рассмотрены далее в процессе изучения курса.

В конце вводного лекционного занятия можно обсудить с аспирантами следующие вопросы:

  1. Что такое методика, какова роль методических знаний и умений в подготовке педагога?
  2. С какими дисциплинами связана методика профессионального обучения?
  3. Какими качествами должен обладать педагог ВШ?
  4. Какие проблемы существуют в подготовке студентов в наше время?

Итак, методика профессионального обучения является одной из основных профессиональных дисциплин, определяющих профессиональную подготовку будущих кандидатов наук – педагогов ВШ. Методика должна выполнять интегрирующие и координирующие функции, содействовать усвоению аспирантами всех предметов, изучаемых на факультете. Методика спаивает воедино отраслевые и психолого-педагогические знания аспирантов и готовит их к тому, чтобы выступать в качестве преподавателей-исследователей.

Список литературы

1. Артюхина А.И. Оптимизация формирования профессионально-педагогических компетенций у аспирантов-медиков // Образование в XXI веке: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 362-365.

2. Ветров Ю., Игропуло И. Подготовка педагога в аспирантуре // Высшее образование в России. - 2003. - № 4. - С. 101-104.

3. Дука Н.А. Проектный подход к модернизации подготовки будущих педагогов (на материале омского государственного педагогического университета) // Вестник современных исследований. - 2019. - № 2.1 (29). - С. 25-30.

4. Карпова Г.А., Петрова Н.П. О целевой комплексной программе развития профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в инженерно-педагогическом институте // Проблемы профессиональной подготовки инженеров-педагогов: Межвуз. сб. - Ростов-на-Дону: Ин-т с.-х. машиностроения, 1984. - С. 64-72.

5. Клинг В.И., Сурдина Е.В., Виноградова Л.В. Повышение эффективности подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Инновации в науке и практике: Сб. ст. по мат. III междунар. науч.-практ. конф. - Уфа: Дендра, 2017. - С. 165-179.

6. Козлов С. Методика: наука? Искусство? Ремесло? // Высшее образование в России. - 2001. - № 2. - C. 112-115.

7. Потеев М.И. Практикум по методике обучения во втузах: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1990. - 94 с.

8. Соколова И.Ю., Иванова Т.В. Мониторинг качества подготовки педагогов-исследователей в системе аспирантура - докторантура // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-4. - С. 924-928.

9. ФГОС ВО по направлениям аспирантуры [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/7/4/7 (дата обращения: 25.11.2019).

10. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие. - М.: Академия, 2008. - 160 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?