Россия
Объект. Система ценностей, этическая система, культурная система, культурные процессы, духовные процессы, социальная политика, культурная политика, духовный образ жизни. Предмет. Этико-теологическая концепция св. Томмазо Аквинского. Классификация добродетелей св. Фомы Аквинского: теологические и кардинальные добродетели. Этическое регулирование экономики. Нормативно-ценностное регулирование через социализацию и культуру. Феномен «альтернативных этик», наборы разных этических кодексов в различных слоях и группах общества. Групповая этика и групповая эстетика. Духовная и душевная жизнь человека. Духовные и душевные смыслы жизни. Роль смысложизненных структур в структуре личности человека. Ценностно-смысловое измерение внутреннего мира и жизненного пути человека. Стилевые уровни в культуре: высокий (духовный), срединный (книжный) и низкий (обыденный). Традиция как ядро культуры и культурная периферия. Традиция как исторический путь культуры. Традиционная культура как иерархия норм и ценностей. Процессы индивидуализации и инсоборной интеграции сознания и формирование индивидуалистической и соборной психологии народа. Постмодернизм как диверсификация ценностей и планомерное разрушение норм. Разрушение культурных стилей и норм, замена ценностной вертикали на бескачественную горизонталь. Процесс омассовления культуры. Глобализация: тотальное смешение и ассимиляция культур. Всемирная унификация политики, экономики, права, культуры, морали, религии. Концепция единых пространств: экономического, правового, образовательного и культурного. Концепция «общих ценностей». «Сходные» ценности не «подобные», не «тождественные», т.е. не общие. К. Манхейм: негативная демократизация, дегуманизация, упрощение механизмов культурного отбора, расширение и ослабление элит. Ф. Ницше о причинах упадка культуры: 1) пышный расцвет промежуточных форм, 2) убыль типов, 3) разрыв с традицией; 4) господство инстинктов, власть бессознательного; 5) ослабление воли. Цель. Формирование систематизированного круга проблем, решение которых требует духовно-нравственного регулирования и опор на духовное наследие православия и общехристианский опыт, в том числе духовное наследие св. Томмазо Аквинского.
добродетель, культура, альтернативные этики, соборность, межценностные отношения, ценность, нормы, традиция, образ жизни, стиль, деформация культуры, постмодернизм, глобализм, омассовление культуры, негативная демократия, механизмы культурного отбора, расширение и ослабление элит, массовая культура, культурное пространство
1. Этика и социальная политика
Св. Томмазо Аквинского в советскую эпоху рассматривали в основном как теолога. Фактически он был не только теологом, но и ученым-гуманитарием энциклопедического склада, философом и экономистом, историком, социологом и юристом. В Европе в XIX в. на фоне возрождения неотомизма его стали именовать «князем философии» (Doctor Universalis, «princeps philosophorum»).
На нашем симпозиуме мы особо выделим его вклад в выявление и анализ связи экономики и этики, в научное обоснование необходимости этического регулирования рыночной экономики, которая сложилась в городах-государствах Северной и Центральной Италии в ХI–ХII вв.
Этико-теологическая концепция. По учению св. Томмазо Аквинского, Бог является конечной целью всех моральных деяний человека, а все остальные цели человеческого бытия рассматриваются как совместимые или несовместимые с конечной — благой целью. Уклонение от благой цели — зло, природа и корень зла. Греческое слово грех (hamartia) означает промах, ошибку. В византийском богословии «грех» дословно означало «промах мимо цели». Какой цели? Единственной и главной — спасение души. В русском языке обыденное значение слова «грех» изначально также соответствовало понятию ошибки (в словоупотреблении «погрешность», «огрехи»). По мысли Аквината, зло — это прежде всего метафизическое зло, коренящееся в неправильном образе бытия человека, недостаточной природе его благо-бытия. Теологическое толкование зла у св. Томмазо совпадает с общехристианским в том смысле, что зло не имеет собственного бытия, ибо Творец бытия — Бог, а изобретатель зла — диавол, не имеет собственного бытия, ибо вся бытийность во власти Бога. Поэтому и «зло» не имеет самостоятельной сущности, а лишь паразитирует на добро-бытийности человеческой природы. Теодицея (лат. theodicea — богооправдание; греч. θεός, «бог, божество» и δίκη — право, справедливость) в православии связывает происхождение зла с уклонением воли человека от Добра и Истины. Бог дал человеку дар разума и свободы воли и не отнимает его, но ждет от человека доброго произволения, добромыслия и доброделания.
1. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.
2. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия по психологии / Сост. Л.В. Куликов. СПб., 2000.
3. Ильин И.А. Основы христианской культуры. СПб., 2004.
4. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
5. Горелов А.А. Культурология. М., 2002.
6. Николаева О. Современная культура и православие. М., 1999.
7. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.
8. Ортега-и-Гассет. Что такое философия. М., 1991.
9. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
10. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.
11. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989.
12. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: Правда, 1989.
13. Эко У. Имя розы. М., 1989.
14. Культурология / Ред. Г.В. Драч. Ростов-на/Д., 1997.
15. Парамонов Б. Конец стиля. СПб.; М., 1997.
16. Хейзинга И. Игра и поэзия // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
17. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.