МИРЭА – Российский технологический университет
МИРЭА – Российский технологический университет
с 01.01.2007 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
ОКСО 38.04.02 Менеджмент
ОКСО 44.07.01 Образование и педагогические науки
ББК 65 Экономика. Экономические науки
ББК 74 Образование. Педагогическая наука
ББК 745 Профессиональное и специальное образование
BISAC BUS065000 Total Quality Management
BISAC EDU000000 General
BISAC EDU001030 Administration / Higher
Программа управления качеством экономического образования в технологическом университете позволяет сформировать методы повышения качества преподавания непрофильной экономической дисциплины, которая адаптирована под специфику образовательного учреждения технической направленности. В статье приводятся особенности преподавания непрофильных дисциплин, обозначается цель программы с учетом выделенных особенностей, а также рассматриваются задачи, которые необходимо решить для повышения уровня качества экономического образования. В частности, корректировка содержательной и методической частей программы обучения под нужды обучающихся, введения контроля знаний студентов, основанного на статистических методах, а также интеграция экономической дисциплины в общий процесс и парадигму обучения, ее непосредственная взаимосвязь с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.
экономическое образование, контроль качества, технологический университет, непрофильная дисциплина, статистические методы
Технологический университет представляет собой особый тип заведений высшего образования, в котором во главу угла ставится обучение студентов профессиональным навыкам выбранной специальности, направления подготовки, чаще всего технической направленности. Студенты получают знания и навыки, необходимые для освоения технологий, используемых в выбранной ими профессии. Теоретические предметы рассматриваются как базис для освоения предметов специальности. К примеру, математический анализ, линейная алгебра и дифференциальные уравнения являются необходимыми дисциплинами, для того, чтобы изучить и рассчитать устойчивость сложных прикладных технических систем, отдельных групп роботов или автомобилей [6]. Особое значение приобретает проблема мотивации обучающихся при освоении непрофильных дисциплин, а, следовательно, и формирования и развития компетенций.
Мотивация студентов во многом определяется важностью и значимостью преподаваемых дисциплин. В технологическом университете, экономические дисциплины не являются профильными, что, в большинстве случаев, приводит к их недооценке студентами. Тем не менее, знания, умения и навыки, получаемые по данным дисциплинам, применяются на практике, в той или иной мере, каждым выпускником ВУЗа: уплата налогов, приобретение товаров, оспаривание качества товаров и услуг, открытие собственных компаний или участие в управлении ими. Именно поэтому, экономические дисциплины крайне важны для будущей жизни выпускников, что должно обуславливать высокий уровень мотивации к их изучению.
Программа управления качеством экономического образования в технологическом университете должна отражать специфику обучения в образовательном учреждении данного типа, а также систему взглядов, идей и принципов, формирующих понятие «качество образования». Необходимо отметить, что существуют определенные особенности преподавания непрофильных дисциплин, отличающие их от преподавания общих теоретических, связанных с выбранной специальностью, а также от предметов по специальности; учитывать подходы, применяемые в процессе обучения, а именно необходимость смены парадигмы предметного подхода на деятельностный, который предполагает ориентацию на реальную практическую деятельность. Данные особенности необходимо учесть в программе управления качеством.
К основным особенностям преподавания непрофильных предметов относятся [2]:
- сниженная мотивация студентов в освоении данной дисциплины;
- вероятное отсутствие предварительных представлений об изучаемой дисциплине;
- слабое представление о применении изучаемой дисциплины в будущей профессиональной деятельности;
- отсутствие понимания значимости дисциплины для будущего профессионального развития.
Программа повышения качества экономического образования в технологическом университете, должна быть направлена на нивелирование обозначенных особенностей, целью которой является устойчивое однородное повышение качества экономического образования в технологическом университете.
К основным задачам, которые необходимо решить для достижения поставленной цели относятся:
- включение в образовательный процесс вопросов, связанных с раскрытием роли инноваций и технологий в современной экономике;
- адаптация программы преподавания экономических дисциплин под специфику технологического университета;
- введение контроля знаний студентов (в начале обучения, в ее промежуточных точках и в конце обучения);
- разработка системы проверки качества и достоверности результатов проверки знаний [8];
- разработка системы статистического анализа достоверных результатов, отражающих усвоение обучающимися знаний;
- внедрение стандартов качества, основанных на математической статистике, позволяющих оценить устойчивость и однородность качества знаний, полученных студентами.
Рассмотрим каждую из поставленных задач более подробно.
В первую очередь, студенты технологического университета ориентированы на освоение профильных дисциплин, а также программного обеспечения и технических средств, используемых как в процессе обучения, так и непосредственно в профессиональной деятельности. Именно поэтому, в преподавании непрофильной экономической дисциплины важно обозначить роль технологий, в особенности новых технологий, которые являются фактором развития современных предприятий, а технологическое отставание является одной из наиболее значимых современных угроз экономической безопасности (как на уровне страны, так и на уровне предприятия) [9], что позволит студентам воспринимать изучаемую дисциплину в привычной для них парадигме, а не как нечто, принципиально выделяющееся на фоне общего процесса обучения [5]. Следует рассмотреть отдельные вопросы, которым следует уделить особое внимание в зависимости от направления подготовки студентов, а также сформировать глубокие знания по преподаваемой дисциплине. Именно поэтому, помимо обучения фундаментальным основам, применяемых во всех отраслях экономики и формирующих базовое понимание дисциплины, особое внимание должно уделяться вопросам, понимание которых необходимо студентам технологического университета. При этом, грамотное их применение формирует базовое понимание изучаемой дисциплины.
Помимо специфики направленности обучения, необходимо адаптировать программу преподавания экономических дисциплин под контингент обучающихся технологического университета. С одной стороны, обучение должно охватывать общие вопросы экономики, применимые в жизни каждого гражданина Российской Федерации. С другой – должно идти в согласованности с основным профилем обучения. При этом в процессе преподавания дисциплины необходимы пояснения о применимости изучаемых специальных вопросов в будущем профессиональном развитии студентов. В частности, необходимо рассматривать вопросы: посвященные основам финансовой математики, основам государственного регулирования экономики; получение заработной платы, уплата налогов (в частности НДФЛ), отчисления в фонды социального страхования. Отметим, что обязательным элементом повышения мотивации студентов технологического университета к изучению дисциплины должно являться объяснение необходимости знания и понимания данных основ, которые способствуют развитию профессиональных компетенций, необходимых для карьерного роста и занятия руководящей должности.
Одной из важнейших задач повышения уровня качества образования является его однородность, то есть равный доступ обучающихся к учебным материалам, и, главное, ориентация процесса преподавания на общий уровень группы, схожий для большинства студентов [7]. Именно поэтому, необходимо введение не только измеримой системы контроля знаний студентов на выходе, но и в начале процесса обучения, задачей которого является определение уровня подготовленности обучающихся, выявления имеющихся знаний. Подобная система контроля позволит сфокусировать внимание на изучении в каждой отдельно взятой группе наиболее актуальных вопросов экономики, по которым у обучающихся наблюдаются наибольшие пробелы в знаниях.
Промежуточный контроль позволит определить уровень успеваемости и усвоения материала студентами. Данная форма контроля может быть сформирована по блочному и кумулятивному типу [10]. Блочный тип предполагает независимое тестирование знаний студентов по каждому отдельному пройденному блоку, выявляя уровень освоения отдельной группы знаний. В то время как кумулятивная система проверяет накопленные студентами знания за весь период обучения. В рамках программы управления качеством экономического образования в технологическом университете, наиболее актуальным вариантом видится система проверки, включающая в себя как кумулятивную часть, так и блочную. Иными словами, большая часть проверки знаний должна быть посвящена ранее изученному материалу в сжатой форме, охватывающей основные вопросы. В то время как некоторая ее часть (около 30%) должна быть посвящена недавно пройденной теме.
Важным элементом формирования вариантов промежуточного контроля является уникальность вопросов для каждого этапа контроля, чтобы у студентов не было возможности выучить правильные ответы, не вникая в изучаемый материал; а также усложнение вопросов, как в кумулятивной части, так и в блоке по пройденному материалу. Данный метод группировки вопросов позволит упростить процедуру выявления недобросовестной подготовки студентов на проводимых работах по проверке знаний [1]. В частности, если преподаватель попробует исправить студентам ответы в тестах на правильные («завысить» оценки), с целью демонстрации высокого уровня успеваемости, подобная компоновка вопросов позволит выявить это нарушение более простым и валидным способом по концентрации правильных ответов.
Итоговая форма контроля должна представлять собой расширенную кумулятивную промежуточную форму, охватывающую все изученные темы. Подобное формирование итогового контроля позволит не только сопоставить результаты и выявить наиболее удачно преподаваемые блоки дисциплины, но и блоки, которые наименее освоены студентами, что сформирует базис для внесения изменений в программу преподавания, в частности в форму подачи и проработки материала по некоторым темам. Кроме того, дополнительным преимуществом организации контроля успеваемости именно таким образом является подготовленность студентов к формату итогового контроля, что позволит снизить долю неправильных ответов, обусловленную спецификой формы, а также снизит уровень стресса обучающихся [3].
Система проверки качества и достоверности результатов проверки знаний во многом связана с описанными выше формами контроля. Данная система позволяет выявлять списывания среди студентов, а также помощь, оказанную им преподавателем, или даже корректировку ответов. Так, на примере исследований, проведенных в США, в случае, если успеваемость студентов влияет на оценку качества работы преподавателей, они мотивированы завышать результаты своих подопечных [8]. К основным способам обеспечения достоверности результатов проверки знаний относятся:
- приглашение стороннего преподавателя для проведения письменного контроля, задания которого заранее подготавливаются основным преподавателем, читаемым данную дисциплину. Подобная мера позволит избежать помощи со стороны преподавателя студентам во время проведения контроля знаний;
- подготовка заданий для студентов в форме, пригодной для статистического анализа результатов и сопоставления с ранее полученными результатами. Таким образом, статистические закономерности позволят выявить как уровень успеваемости студентов, так и факт подтасовки результатов, отражающийся в статистике как аномальное распределение правильных ответов.
Именно поэтому, столь важна следующая задача программы управления качеством экономического образования в технологическом университете, разработка системы статистического анализа достоверных результатов, отражающих усвоение студентами знаний по данной дисциплине. В систему статистического анализа обязательным образом должны входить критерии (в простейшем случае t-критерий Стьюдента) однородности результатов по каждому этапу контроля, кроме входного, внутри одной группы и потока студентов, а также устойчивость результатов для каждого студента по всем этапам контроля и среднего для группы и потока результатов по всем этапам контроля. Таким образом, на основе построенных доверительных интервалов возможно будет выявить выделяющиеся элементы совокупности. Подобный подход позволит выявить наименее усвоенные темы, а также вероятные списывания при сдаче отдельных тем студентами. Анализ статистических данных позволит обеспечить возможность оценить истинный уровень качества изучения экономической дисциплины в технологическом университете.
Разумеется, предположение, что все студенты обучаются идентично, а также, что все темы даются им одинаково сложно, является нелогичным. Тем не менее, базируясь на нормальном распределении, можно предполагать, что большая часть группы будет демонстрировать схожую динамику в процессе обучения. Таким образом, представляется возможным провести оценку качества экономического образования в технологическом университете, нивелируя различный уровень подготовленности и мотивированности студентов. Иными словами, оценивая именно качество преподавания отдельно взятой дисциплины, а не уровень преподавателя или студентов.
Кроме того, в долгосрочной перспективе, при использовании обозначенных методов контроля и анализа качества обучения, формируется база результатов и их статистических характеристик. На основе формирования данной базы, возможно введение стандартов качества освоения дисциплины, касающихся не успеваемости отдельно взятого студента, а освоения дисциплины группой или потоком студентов. К примеру, средний балл по курсу, с учетом устойчивости полученной оценки. Таким образом, возможно осуществлять контроль качества преподавания дисциплины, а также проводить сравнительный анализ между различными преподавателями, курсами и направлениями подготовки студентов, что в результате позволит доработать как содержательную, так и методическую часть программы преподавания экономической дисциплины в технологическом университете.
Помимо всего вышесказанного, необходимо отметить, что основными участниками программы контроля качества являются административный персонал, обеспечивающий контроль качества; преподаватели, реализующие процесс передачи знаний студентам; а также сами студенты, которые должны быть нацелены на результат успешного освоение материала дисциплины и формирование компетенций, прописанных в рабочей программе дисциплины в соответствии с ФГОС ВО.
Кроме того, в программе управления качеством экономического образования в технологическом университете основное внимание должно быть уделено контролю качества преподавания и знаний студентов, как его результата, в то время как на практике программа оценки и обеспечения качества включает в себя следующие существенные элементы [4]:
- качество управляющего персонала;
- качество ресурсного обеспечения;
- качество учебного плана и блоков программы;
- качество подготовки заданий для проведения всех форм контроля;
- качество достижений студентов;
- качество профессорско-преподавательского состава;
- уровень культуры в университете в целом.
Подводя итоги, необходимо отметить, несмотря на то, что экономическая дисциплина не является основным профильным предметом в технологическом университете, для обеспечения качества ее преподавания она должна быть интегрирована в общий процесс и парадигму обучения, а также должна быть непосредственно связана с будущей деятельностью и профессиональным развитием обучающихся.
Программа управления качеством экономического образования должна быть нацелена не только на повышение результатов отдельных студентов или групп, а на повышение качества образовательного процесса в целом.
1. Болтовский Д.В. Дисперсионный анализ показателей образовательного мониторинга в вузе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2016. №2 (181) С.131-137.
2. Бондарева Ю.В. О необходимости применения балльной системы оценки знаний студентов на непрофильных предметах в техническом ВУЗе (на примере дисциплины иностранный язык) // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. №19-1 С.198-201.
3. Бусловская Л.К., Рыжкова Ю. П. Адаптационные реакции у студентов при экзаменационном стрессе // Научные ведомости БелГУ. Серия: Естественные науки. 2011. №21 (116) С.46-52.
4. Викулина М.А., Безукладников К.Э. Педагогическая квалиметрия и ее роль в определении качества образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №2-2 С.28-38.
5. Дубовиков Б.А. Система управления качеством (теоретическое обоснование и опыт применения системы управления качеством). - Cаратов: ГУП «Типография № 6», 2006. 367 с.
6. Земляков Ю.Д. Новомосковскому институту ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева» 55 лет! // Известия ТулГУ. Технические науки. 2014. №2 С.3-5.
7. Кросби Ф.Б. Качество и я. Жизнь бизнесмена в Америке. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003, 264 с.
8. Левитт С., Дабнер С. Фрикономика. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. 272 с.
9. Микаева А.С. Технологическое отставание как угроза экономической безопасности России // Russian Journal of Management. 2019. Т. 7. № 4. С. 31-35.
10. Хныкина Т.С., Фомиченко И.А. Внедрение системы контроля текущей и рубежной успеваемости студентов с использованием балльно-рейтинговой оценки // Проблемы современной экономики. 2014. №4 (52) С.378-382.