Россия
В статье анализируются позиции Японии в современных внешнеторговых связях Европейского союза (ЕС) с точки зрения развития стратегического партнерства со странами в регионе Восточной Азии. Получившая широкое распространение в современной международной торговле неопределенность, неустойчивость на фоне протекционистских действий крупных «игроков» в немалой степени обусловила стремление Европейского союза и Японии поднять сотрудничество на новый уровень. В статье проводится исследование важнейших соглашений между Европейским союзом и Японией – об экономическом партнерстве и о стратегическом партнерстве, вступивших в силу в 2019 г. Новые статистические данные впервые вводятся в российский научный оборот.
Европейский союз, Восточная Азия, Япония, стратегия, принцип, партнерство, экономический рост
Довольно существенный интерес Европейского союза к Восточной Азии начал проявляться с начала 1990-х гг. Особенно заметно это проявилось после принятия в
Как показывают фактические данные, Япония всегда рассматривалась как один из основных партнеров Европейского союза в восточноазиатском регионе наряду с Китаем и Республикой Корея (см. подробнее: [1; 2; 3; 5; 6; 7; 8; 9]).
К моменту подписания «На пути к новой азиатской стратегии» с Японией уже было заключено рамочное соглашение (Гаагская декларация
Расширенный и доработанный вариант стратегии Европейского союза в Восточной Азии нашел отражение в принятом Еврокомиссией в
Торгово-экономические отношения ЕС – Японии, начиная с 2002 г., обозначены как «стратегические» и сохраняют такое определение вплоть до настоящего времени. Новый этап развития японо-европейских отношений начался после подписания 17 июля
Соглашение о свободной торговле вступило в силу 1 февраля 2019 г. и явилось классическим соглашением о формировании преференциального внешнеэкономического режима. В соответствии с данным документом Япония отменяет пошлины на 94% товаров, произведенных в странах Европейского союза. Европейский союз при этом ликвидирует тарифы на 99% товаров, произведенных в Японии. Причем пошлины на японские автомобили будут сняты через 8 лет после вступления Соглашения в силу, а на электронику – через 6 лет.
ЕС оценивает структуру товарооборота между ЕС и Японией за последние годы как сбалансированную (см. рис. 1, 2), но Япония остается страной, в которой ведение бизнеса часто осложнено особенностями ее хозяйства.
Согласно статистическим материалам ЮНКТАД, товарооборот между Европейским союзом и Японией в
Таблица 1
Торговые связи Европейского союза – Японии, 2017–2019 гг.
(млрд долл. США)
|
2017 |
2018 |
2019 |
Экспорт ЕС в Японию |
78,0 |
87,8 |
89,1 |
Импорт ЕС из Японии |
77,4 |
83,9 |
82,3 |
Баланс торговли ЕС – Японии |
0,6 |
3,9 |
6,8 |
Составлено и подсчитано соавторами по: [14].
В Европе анализируемое Соглашение рассматривается как некое заявление о том, что Европейский союз выступает противником популярной сейчас политики протекционизма. Приводится оценка председателя Еврокомиссии, согласно которой Япония и Европейский союз верят в открытую, честную и основанную на правилах торговлю.
Премьер-министр страны восходящего солнца, оценивая Соглашение о свободной торговле, дал прогноз на увеличение ВВП на 45 млрд долл. и создание 300 тыс. новых рабочих мест.
Что касается Соглашения о стратегическом партнерстве, то его содержание не столь определенно. Япония и Европейский союз заявили, что данное Соглашение создаст базу для перспективного углубления политического сотрудничества на основе разделяемых норм и ценностей, таких как права человека, демократия и верховенство закона (см. подробнее: [1; 2; 3; 4]).
Анализ данных табл. 2 показывает (см. табл. 2), что Европейский союз в качестве стратегического партнера рассматривает, прежде всего, экономического партнера. «Стратегические партнерства ЕС с крупными игроками открывают новые возможности для достижения целей и реализации интересов Европы… В этом контексте расширение торговли со стратегическими партнерами является ключевой целью, достижение которой будет способствовать экономическому развитию и созданию рабочих мест» [13].
Таблица 2
Стратегические партнеры Европейского союза
Партнер |
Позиция в торговле ЕС |
Договор о свободной торговле |
Договор о стратегическом партнерстве |
США |
1 |
- |
Неформальное партнерство |
Китай |
2 |
- |
- |
Россия |
4 |
- |
- |
Япония |
6 |
подписан 17.07.2018 |
подписан 17.07.2018 |
Республика Корея |
8 |
С |
С |
Индия |
9 |
- |
- |
Канада |
10 |
С |
С |
Бразилия |
11 |
- |
- |
Мексика |
13 |
С |
- |
Южная Африка |
17 |
С |
- |
Составлено по данным Top trading partners of the EU28 in Merchandise Trade (value%) 2019.
Таким образом, Европейский союз в двусторонних договорах со стратегическими партнерами закрепляет собственную идеологию, выступая в качестве нормативной силы.
В отличие от Европейского союза, который в качестве стратегических партнеров определяет конкретный круг государств, Япония придерживается иного подхода к построению привилегированных отношений в своей международной торговой политике (см. табл. 3).
Таблица 3
Стратегические партнеры Японии
Восточная, Юго-Восточная, Южная Азия |
Ближний Восток, Средняя Азия |
Европа |
Северная, Латинская Америка |
Австралия, Океания |
Индонезия |
Ирак |
ЕС |
Мексика |
Австралия |
Индия |
Турция |
|
Бразилия |
|
Вьетнам |
Казахстан |
|
Аргентина |
|
Филиппины |
Узбекистан |
|
|
|
Малайзия |
|
|
|
|
Лаос |
|
|
|
|
Монголия |
|
|
|
|
Камбоджа |
|
|
|
|
Таиланд |
|
|
|
|
Составлено по данным официального сайта Министерства иностранных дел Японии. URL: http://www.mofa.go.jp
Как показывает анализ данных табл. 2, в этот список не входят США, Канада, Россия, Китай, Республика Корея. Статусом «стратегические» Япония наделяет двусторонние отношения, не имеющие приоритетной политической значимости, но представляющие экономический интерес.
Соглашение о стратегическом партнерстве, подписанное 17 июля 2018 г., охватывает более 30 сфер сотрудничества, в том числе вопросы международной безопасности, сотрудничества в рамках международных организаций, науки и технологий. В Соглашении отдельно рассматривалось продвижение общих норм и ценностей.
Таким образом, анализ документов Европейского союза, в частности, Соглашения о стратегическом партнерстве и Соглашения об экономическом партнерстве между ЕС и Японией, показывает, что наступил новый период, расширяющий сотрудничество, что особенно важно в рамках общей стратегии и тактики Евросоюза в контексте «эффекта черепахи» [3], позволяющего ЕС проводить достаточно широкие маневры при выборе своих внешнеторговых партнеров.
Соглашение об экономическом партнерстве отражает необходимость сотрудничества ЕС и Японии в целях обеспечения их экономической безопасности, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Данное Соглашение позволяет потребителям в Европе и в Японии воспользоваться огромной открытой торговой зоной.
Соглашение о стратегическом партнерстве создает основу для развития политических связей и связей в области безопасности между Японией и ЕС. Данное Соглашение – это юридически обязательный пакт, включающий политическое сотрудничество по региональным и глобальным проблемам.
Проанализированные выше сдвиги во внешнеторговых отношениях Европейского союза и Японии позволяют сделать основной вывод о том, что на фоне протекционистских действий многих ведущих субъектов международной товарной торговли подписание партнерских соглашений следует рассматривать как стремление Европейского союза и Японии поддерживать взаимный товарный оборот на высоком уровне, несмотря на сложную обстановку в мировом хозяйстве, как приверженность партнеров наиболее эффективной практике свободной торговли.
1. Гладков И. С. Внешнеторговые связи Европейского союза и партнерство ЕС с Японией, Республикой Корея//Международная торговля и торговая политика. − 2018. − № 3(15). − С. 19−30.
2. Гладков И.С. Внешнеторговые контакты Европейского союза и Японии: прорывное соглашение июля 2018 // Власть. − 2018. − Т. 26. − № 8. − С. 103−106.
3. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе: «эффект черепахи»//Власть. − 2017. − Т. 25. − № 10. − С. 105−111.
4. Гладков И.С. Динамические и структурные характеристики современных внешнеторговых связей Европейского союза // Международная торговля и торговая политика. − 2015. − № 4 (4). − С. 30−38.
5. Гладков И.С. Международная торговля на фоне замедления мировой экономики // Международная экономика. − 2019. − № 12. − С. 44−50.
6. Пискулов Ю.В. Геополитические риски в глобальной экономике и международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник− 2015. − № 2. − С. 14−21.
7. Чижевская М.П. «Стратегическое партнерство» ЕС и Японии // Международные процессы. − 2018. − Т. 16. − № 1. − С. 13−18.
8. Berkshire Miller J. (2017) «Europe should work with Japan on Asia security. Nikkei Asian Review. 20.04.2017 11:00», available at: http://asia.nikkei.com/Viewpoints/J.-Berkshire-Miller/Europe-should workwith-Japan-on-Asia-security?page=1 (accessed 02.03.2020).
9. Commission of the European Communities. Towards a new Asia strategy. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities. July 13,1994.Availableat:http://eur lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri= COM :1994:0314: FIN:EN:PDF (accessed: 01.03.2020)
10. Commission of the European Communities (1994) «Towards a new Asia strategy», available at: http://aei.pitt.edu/2949/1/2949.pdf (accessed 02.03.2020).
11. Commission of the European Communities (2001) «Europe and Asia: A Strategic Framework for Enhanced Partnerships», available at: https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52001DC0469&from=EN (accessed 02.03.2020).
12. EU-Japan Summit Joint Statement. Tokyo, July 17, 2018. European Council. URL: http:/www.consilium.europa.eu/media/36196/180717-final jount-summit-statement.pdf
13. Conclusions of the European Council as of 16 September 2010. European Council.URL: www.concilium.europa.eu/uedocs/cms_data/pressdata/en/ec/116547.pdf
14. UNCTAD. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unctadstat.unctad.org (Дата обращения 28.03.2020).