ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ББК 65 Экономика. Экономические науки
Представленная статья явила целью изучение и оценку текущей проблематики вовлечения государственных органов управления Российской Федерации в механизм реализации приоритетных национальных проектов в области науки и образования. Определены факторы, выступающие барьерами для предельно эффективного функционирования госорганов по осуществлению мер в пределах названных проектов, а также порекомендован комплекс мероприятий по их ликвидации.
государственные органы, наука и образование, приоритетные национальные проекты, научно-образовательные проекты, содействие государства в реализации проектов
Текущий непростой период суверенного развития России в качестве независимого государства обусловлен происходящими острыми мировыми переменами в экономике, политике и социуме, что «подкрепляется» растущим противостоянием стран, образованием планетарного управления по «двум полюсам» (Соединенные Штаты Америки и Китайская Народная Республика, вероятным в перспективе устранением мирового политического устройства (действующего с окончания второй мировой и удерживающего Россию на позиции сверхдержавы).
Исходя из сказанного, удержание отечественной государственности будет обеспечено только при сосредоточении всех государственных и общественных сил и резервов для разрешения проблем, стоящих «внутри» и «вне» страны и мешающих нормальному течению и наращиванию развития общества и государства [2].
Проекты «Наука» и «Образование» на сегодняшний день являются приоритетными для нашей страны, а потому бесперебойная реализация их положений выступает не только необходимой для, собственного, проектного завершения, но и для перспективного внутреннего государственного развития и удержания позиций на мировой арене науки и образования.
Названные проекты имеют начальной целью своего формирования укрепление и совершенствование ключевого компонента модернизации России – человеческого потенциала. Выработка рациональных условий и сопутствующих аспектов для воплощения идей и решений в области науки и образования дает возможность предельно использовать человеческий капитал для пользы и перспектив острых задач страны.
Проекты в области науки и образования, с одной стороны, образуют собой вид обеспечения гражданского исполнения собственных свобод и прав, а также интересов в рамках законодательства, с другой, наделены важнейшим значением для преобразования социально-экономического пространства Российской Федерации [3].
Невзирая на то, что в процедуру исполнения приоритетных национальных проектов привлечены каждый из уровней власти страны, но большая значимость в ней отведена именно исполнительным органам, при этом катализатором настоящих проектов и их ключевым организатором явилось высшее должностное лицо России по практическому контролю за цельным комплексом исполнительной власти – Президент, выступающий «центром» реализации названных проектов по российской территории и, согласно высшим законам нормативно-правовой базы Российской Федерации, определяющий базовые векторы ведения внешних и внутренних политических действий страны.
Указом Президента, датирующимся 30.08.2004, был сформирован Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию для приведения в действие соответствующих национальных проектов, которые обеспечивается прямое взаимодействие всех государственных органов, а также организаций науки в механизме реализации надлежащих проектов [2].
Приведенный и обусловленный выше орган, в сущности, осуществляет функционал по координации, информационному обеспечению и аналитике в отношении исполнения проектов в области науки и образования. Он обладает следующими весомыми компетенциями и правами, приведенными на рисунке 1.
Установлено, что Федеральные органы занимают особое положение при исполнении приоритетных национальных проектов, но на региональных уровнях контролем за ними занимается руководящий аппарат исполнительной власти.
Существенное значение в процедуре координации исполнения приоритетных проектов науки и образования отведено российскому Правительству, которое, согласно ст. 21[1] - осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации. Помимо сказанного, Правительство является и основой обеспечения информацией и техническим оснащением процедуры реализации исследуемых проектов [2].
Рисунок 1 – Компетенции и права Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию
Со стороны Совета при Президенте России была обусловлена ответственность, относящаяся к Правительству, – это построение и предоставление процессов государственного автоматизированного комплекса по обеспечению информацией по части контроля за совокупностью приоритетных проектов [2].
Ключевой функционал в направлении отраслевого исполнения проектов науки и образования возложен на обособленных государственных министерствах, а также специализированных службах, вырабатывающих и вводящих конкретные мероприятия в области приоритетных научно-образовательных проектов.
Но сейчас вовлечение исполнительных органов в процедуру исполнения национальных проектов сопряжено с целым перечнем проблем, которые являют необходимостью осуществление своевременных и поэтапных мер, направленных на их разрешение:
- Существенной преградой для рациональности ведения приоритетных национальных научно-образовательных проектов и предельной координации сил государственных органов в данной процедуре выступает то, что собственно названные проекты не закреплены законодательно. Кроме этого, отрицательные тенденции касаемо экономического поля России обуславливают важность наращивания роли нормативно-правовой регламентации, выступающей базой для определения и исполнения приоритетных проектов. Это будет содействовать установлению конкретных полномочий и обязанностей в виде доминирующих функциональных задача государственных органов по осуществлению мер в пределах исследуемых проектов [4].
- Отмечается, что неоправданно мала значимость научно-образовательных проектов, которые сейчас практически установлены в качестве отраслевых экономических программ совершенствования государства (а также подзаконными актами Президента). Требуется нарастить значимость собственно данных проектов, наделив методики и способы их введения на территории России чрезвычайной спецификой. Это порождено тем фактором, что «кризисные волны» 2008-2010 и 2012-2014 годов соответственно, а также колоссальная реструктуризация и коренное преобразование отечественной экономики были невозможными без успешного на практике исполнения стоящих целей и задач, продиктованных проектами науки и образования. Потому их финансирование должно иметь первостепенное значение, а на те статьи бюджета, где предопределены издержки на реализацию проектного исполнения, не должны накладывать лимиты, ограничения либо запреты [2].
- Комплекс осуществления и мониторинга за исполнением приоритетных проектов науки и образования в некоторой степени некорректен. Требуется нарастить статус государственных органов, которые производят координирование исполнения названных проектов. Полагается, что кроме собственно Совета по науке, технологиям и образованию, необходимо сформировать или агентство при Правительстве, либо Департамент (при общем тренде на сокращения чиновников и переходе на цифровые технологии). Вновь создаваемая структура должна отвечать за процедуры организации и контроля проведения настоящих проектов с его прямой подчиненностью Президенту Российской Федерации. Вероятно, что будет уместно прибегнуть к опыту Советского Союза по части координации государственного совершенствования, сформировав такой орган, который будет схож по полномочиям с Советским Госпланом. Это, как полагают эксперты, наделит функционал государственных органов комплексностью и структурностью, в частности в области научно-образовательных национальных проектов [4].
- В России фактически не слажен комплекс эффективного мониторинга и контроля за исполнительскими обязанностями госорганов в отношении исполнения важнейших проектов науки и образования, лимитированы полномочия контрольно-счетных структур по части оценивания качества и аналитике результативности от того, как были использованы средства бюджета по соответствующему назначению. В виде центральной задачи госорганов стоит наращивание эффективности их управления с воззрения следования законодательству и их оказание высококачественных услуг гражданам [2].
Возможным является наращивание степени контроля государства за результативностью исполнения государственными органами мер по осуществлению желательных национальных проектов науки и образования. Сущностной базой такого контроля должен явиться функционал контрольно-счетных структур России под руководством Счетной палаты.
Ввиду сказанного в текущей регламентирующей базе необходимо закрепить терминологию аудита результативности функционирования госорганов, базируясь на опыте высокоразвитых мировых государств, в большей степени в отношении контроля процессов проведения приоритетных научно-образовательных проектов (рисунок 2).
Рисунок 2 – Рекомендуемый аудит госорганов
- Значимой трудностью для оценивания качества вовлечения государственных органов в исполнение приоритетных проектов науки и образования выступает нехватка детализированной процедуры информирования общества об итогах осуществления мер в пределах названных проектов. Требуется обширное вовлечение в раскрытие сущности исполнения национальных проектов всевозможных структур общественного контроля в отношении властей. Помимо сказанного, требуется наделить обязанностями государственные органы (собственно, должностные лица) по публичным отчетам о течении исполнения заданных им мер касаемо проектов в области науки и образования [3].
- Значительно минимизирует результативность приоритетных проектов в области науки и образования высочайшая степень коррупции в государственных органах и низкие показатели ответственности соответствующих лиц комплекса управления государством.
Выступает актуальным решением выработка комплекса мер ответственности для названных должностных лиц (по части уголовного, дисциплинарного, административного дел) за то, что средства бюджета применяются в области научно-образовательных проектов безрезультатно и расточительно (примеры фактов коррупционных действий должностных лиц, нанесенный ущерб и меры ответственности представлены на официальных сайтах Генеральной Прокуратуры РФ и Счетной Палаты РФ).
Вопросами финансирования и обеспечения экономической безопасности науки и образования в разные годы занимались российские ученые: Поляк Г.Б., Эриашвили Н.Д., Соколов А.П., Маилян С.С., Медведев А.А., Суглобов А.Е., Крылов Т.А., Кузнецова Е. И., Сараджева О.В., Барикаев Е.Н., Филатова И.В., Осипов В.С., Богомолов В.А., Орлова Е.А., Хмелев С.А. [5,6,7,8,9]
Ввиду специфической опасности для общества от подобных преступлений необходимо внедрить когда-то утраченный тип наказания – имущественная конфискация, – используя его как ключевое и вспомогательное направление наказания [3].
Нормативно-правовые регламенты о государственной службе, кроме того, требуется расширить нормативами, которые предопределяют дисциплинарную ответственность за осуществление должностными лицами государственных органов правонарушения ввиду безрезультатного и расточительного применения средств бюджета по части исполнения приоритетных проектов как науки и образования, так и всех иных.
С одного воззрения, это даст возможность в долевом отношении возместить ущерб в области интересов государства ввиду названного безрезультатного и расточительного применения средств бюджета, а с другого, предстанет значительной мотивацией для наращивания собственной профессиональной компетенции и ответственности в своей работе должностными лицами государственных органов.
- Весомой преградой в направлении действенного исполнения приоритетных национальных проектов в области науки и образования государственными органами выступает слабая практическая адаптация опыта из-за рубежа в названной среде. Актуальным выражается адаптировать и опыт внедрения информации и техники, как в перечне стран касаемо исполнения проектов развития нации, и технологии организации и управления по части мониторинга и контроля за течением проектных мероприятий [4].
Таким образом, рекомендованный комплекс мер будет содействовать тому, чтобы рационально сформировалась и перспективно развивалась политико-правовая база оптимального исполнения приоритетных национальных проектов в области науки и образования.
[1] Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ ст 21 (ред. от 28.12.2016).
1. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ, ст 21 (ред. от 28.12.2016).
2. Гончаров В.В. Место и роль федеральных органов исполнительной власти в реализации приоритетных национальных проектов: современные проблемы и пути их разрешения // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-federalnyh-organov-ispolnitelnoy-vlasti-v-realizatsii-prioritetnyh-natsionalnyh-proektov-sovremennye-problemy-i-puti-ih
3. Костарева Л.В. Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Общество, экономика, управление. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-prioritetnyh-natsionalnyh-proektov-v-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-perspektivy
4. Плисинова И.В. Опыт реализации и перспективы модификации приоритетных национальных проектов на современном этапе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-realizatsii-i-perspektivy-modifikatsii-prioritetnyhnatsionalnyh-proektov-na-sovremennom-etape
5. Поляк, Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов / Г.Б. Поляк. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 391 с.
6. Суглобов А. Е., Хмелев С. А., Орлова Е. А. Экономическая безопасность предприятия: учеб. пособие. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 271 с.
7. Эриашвили Н.Д., Соколов А.П., Маилян С.С., Суглобов А.Е., Крылов Т.А., Кузнецова Е. И., Сараджева О.В., Барикаев Е.Н., Филатова И.В., Осипов В.С., Богомолов В.А. Экономическая безопасность. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 503 с.
8. Суглобов А.Е., Медведев А.А. Основные категории и понятия в оценке экономической безопасности инновационного производства в особой экономической зоне // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 5. С. 264-268.
9. Орлова Е.А. Развитие теории финансового контроля и ее влияние на организацию деятельности государственных образовательных учреждений / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. под научной редакцией Е.М. Сорокиной. 2012. С. 362-370.