С доктринальных позиций в статье рассматриваются понятие и признаки пробелов в законодательстве как одной из форм позитивного права и с учетом истории формирования подходов к пробельности правового регулирования в науке стран континентальной правовой традиции, а также анализируется порядок их установления и устранения в свете постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Отмечается влияние практики ЕСПЧ на национальное законодательство по вопросам, требующим законодательного реагирования. Выделены два механизма, способствующие установлению и устранению пробелов в национальном законодательстве: 1) реализация процедуры вынесения пилотного постановления, в котором отражаются системные пробелы в сфере правоприменения, требующие принятия мер общего, законодательного характера; 2) указание в постановлении ЕСПЧ, не являющемся пилотным, на несоответствие примененных по делу заявителя норм права критерию качества закона. Пилотные постановления как новый вид реагирования ЕСПЧ на нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод направлен на выявление системных пробелов в позитивном праве. Пилотные постановления не только акцентируют внимание национальных властей на дефекте, но и содержат ряд конкретных мер для его устранения. Вместе с тем необходим учет законодателем тех дел, в которых ЕСПЧ не требует принятия мер законодательного или иного правового реагирования, но указывает на правовую неопределенность в виде отсутствия ясности, непротиворечивости норм права. Автор анализирует критерий качества закона через призму установления пробелов в законодательстве ЕСПЧ. Словосочетание «предусмотрено законом», используемое в законодательных текстах, должно не просто свидетельствовать о наличии нормы, но и соответствовать требованиям ясности, недвусмысленности, предсказуемости, отвечать общественным потребностям и сопровождаться адекватными гарантиями законодательства.
Европейский суд по правам человека, пробелы, качество закона, судебная практика, судебное правотворчество.
No data
1. No data