Анализируется роль традиционного культурного наследия в развитии индустрии туризма; описывается история и современное положение храмового строительства г.о. Тольятти; на основе комплексного использования принципа историзма, системного подхода, различных постнекласси-ческих методов систематизируются и анализируются исторические факты, связанные с православной культурой в г.о. Тольятти, а также выявляются позитивные тенденции и механизмы по сохранению, развитию наиболее удачных феноменов традиционной культуры и популяризации их через религиозный туризм; выдвигается и доказывается тезис, что единство прошлого и настоящего региональной культуры проявляет себя через культурные коды, вырабатываемые как способы ее самоорганизации, а создание элементов традиционной среды в молодых индустриальных городах на их основании позволит совершить прорыв к традиционной духовности через соответствующие туристические индустрии; власти и бизнесу предлагаются идеи восстановления традиционных духовных компонентов общественного сознания через создание соответствующей им среды, демонстрирующей красоту и величие архитектурных форм православной культуры и ее возможностей по духовному совершенствованию.
традиционная культура, ценности, культурные коды, молодые индустриальные города, религиозный туризм, церкви
Культура не способна полноценно существовать без использования материальных и духовных достижений предшествующих поколений. Аккумуляция этнического и социокультурного опыта происходит в культурном пространстве. Через это пространство ныне живущие поколения открыты для восприятия ценностей предков. Современная культура как бы «проникает» в традиционную, становясь тем самым богаче и универсальнее.
В нашей работе культурное пространство ограничим полем городской культуры, где происходят интересующие нас процессы. В молодых городах, каким является и г.о. Тольятти, наиболее ярко проявляется этническое и религиозное культурное взаимодействие. Культура диктует свои правила через ценности, поэтому выявление ценностного портрета городского сообщества дает перспективу социально - экономического прогнозирования, включая индустрию туризма.
Культурная динамика в настоящее время носит негативный характер: разрушается мораль, деградирует нравственность и т. п. В этой ситуации единственной альтернативой хаосу и разрушению становится построение экономики знаний, основанной на радикально измененном культурном коде. Радикальным изменениям должно способствовать активное вовлечение регионального традиционного наследия через строительство и восстановление материальных объектов, способных его вместить. В частности, мы остановимся на памятниках православного культа г. Тольятти. В городе практически отсутствует традиционное наследие, а внедрение его элементов, несомненно, повлияет на социокультурную среду
1. Алехина Н.В. Культурная динамика костюма народов Среднего Поволжья (XIX-XX вв.): Автореф.... канд. ист. наук: 24.00.01. Тольятти, 2011.
2. Архив автора (Якунина В.Н.). Беседа с настоятелем Богородично-Казанского храма протоиереем Николаем Манихиным. Беседа с настоятелем Преображенского собора протоиереем Валерием Марченко. Письмо протоиерея Андрея Гриева В.Н. Якунину. Годовой отчет храма в честь прп. Серафима Саровского в Самарскую епархию за 2005 г. Постановление администрации г. Тольятти от 18 октября 1996 г. Протокол совещания по реставрации земской больницы г. Ставрополя и созданию духовного центра «Воскресение» от 15 июля 1996 г.
3. Архив Самарского епархиального управления. Годовой отчет в Московскую Патриархию по Куйбышевской епархии за 1989 г.
4. ВеберМ. Избранные произведения: пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гай-денко. М.: Прогресс, 1990.
5. Овсянников В.П. Тольятти от образов к миссии: осмысление методики муниципального стратегического планирования // Городская культура в XXI в.: стратегии инновационного развития: сб. ст. заочной международной научно-практической конференции (25 октября - 25 ноября 2009 г., г. Сызрань). Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010. С. 21-29.
6. Самарский областной государственный архив социально-политической истории. Ф. 656, 1632, 1683, 2163, 6844, 7221; Управление по делам архивов мэрии городского округа Тольятти. Ф. 1273, Ф.Р.-14, Ф.Р.-18, Ф.Р.-94, Ф.Р.-300, Ф.Р-352, Ф.Р-353, Ф.Р-366, Ф.Р-372.
7. Barthes R. History or Literature? // Bart R. The Chosen Works: Semiotics, Poetics. M, 1989; Barthes R. The preface from the book «About Racine» // Bart R. The Chosen Work: Semiotics, Poetics. M, 1989.
8. Eco U. Articulations of the Cinematic Code, in Nichols B. (ed.) Movies and Methods. An Anthology (Berkley & Los Angeles: University of California Press, 1976). P. 590-607.
9. Prigogine I. Isabelle Stengers ORDER OUT OF CHAOS Man´s new dialogue with nature Heinemann. London. 1984. P. 431.