Исторический опыт становления института профессионального отбора и профориентации в МВД России
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлен обзор исследований исторических предпосылок становления института профессиональной ориентации в МВД России. Изучен исторический опыт формирования и развития системы профессионального образования МВД с момента его учреждения. Проведен анализ документов, содержащих предложения по совершенствованию профессионального отбора и профессиональной подготовки полицейских кадров. Особое внимание обращено на становление института профессиональной подготовки в советскую эпоху, когда его эволюция демонстрировала стремительный характер. Автор приходит к выводу, что развитию института профессиональной ориентации в советский период препятствовали ряд факторов: идеологические (профориентация расценивалась как буржуазное течение), финансовые (недостаточное финансирование профессиональной подготовки милиционеров), педагогические (недостаточная квалификация руководящего и педагогического состава) и др. Тем не менее, за непродолжительный период советской власти удалось сформировать систему профессиональной подготовки милиционеров, что позволило уже в середине 30-х годов повышать образовательный уровень принимаемых на службу в МВД специалистов. Военные действия в период Великой Отечественной войны ослабили эволюцию профессиональной подготовки, однако, в послевоенные годы внимание государственной власти вновь обращено к данной проблеме, что способствовало открытию высших учебных заведений МВД СССР.

Ключевые слова:
профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, отбор кандидатов, становление профориентационной работы, МВД России
Текст

Развитие института профориентации на современном этапе, несмотря на сложную историю, достигло высоких результатов. Сегодня на государственном уровне, на уровне руководства образовательных организаций, в среде самих обучающихся и в обществе в целом приходит понимание значимости и актуальности профориентации. Для некоторых видов профессиональной деятельности, в том числе правоохранительной, профориентация – насущная необходимость, что обуславливает разработку комплексных мер по ее совершенствования [7].

Современная подготовка в образовательных организациях МВД России, преимущественно, предполагает целенаправленное обучение с получением квалификации «юрист», поэтому в статье будет рассмотрен исторический опыт становления системы профессионального отбора и подготовки кадров МВД в данном аспекте.

7 июня 1718 года Петром I учреждена Главная полиция в Санкт-Петербурге под руководством генерал-адъютанта А.М. Девиера. Указами Сената устанавливалась численность полиции, однако, они не содержат требований к личности «солдат добрых», унтер-офицеров и офицеров. К концу 1718 года штат полиции составлял 67 человек.

Как подчеркивает В.В. Лысенко, вновь образованная полиция встретилась с первыми кадровыми проблемами, вызванными недостаточной квалификацией чиновников, низким авторитетом полиции, нежелание профессионально подготовленных служащих переезжать в провинциальные города и др. [9].

23 апреля 1733 г. Указом Анны Иоанновны об учреждении полицейских органов в 10 губернских и 11 провинциальных городах, а также в Ладоге и Шлиссельбурге, закреплены первые требования к профессиональной подготовке и личности полицейских. На должность полицеймейстеров предлагается назначать «по одному человеку из числа достойных» военнослужащих гарнизонов (в губернские города – из капитанов, в провинциальные – из поручиков) [12].

Однако, несмотря на то, что в отдельных нормативных актах обращено внимание не необходимость профессионального отбора на службу, нами не обнаружено закрепленного законодательно перечня требования к личности и профессиональной подготовке сотрудников. Переменной в данном аспекте в полиции является эпоха Императора Александра I, учредившего в 1802 году Министерство внутренних дел. В 1810 году в результате реформы М. Сперанского выделено министерство полиции. Реформирование дореволюционного Министерства внутренних дел завершается к 1819 году [1]. На данном этапе возникает потребность в оснащении государственных учреждений высококвалифицированными юридическими кадрами, в результате чего начинают функционировать Ярославское училище высших наук (впоследствии - Демидовский юридический лицей), Училище правоведения [13].

С.Е. Байкеева отмечает, что уровень профессиональной подготовки служащих полиции был чрезвычайно низок: «В числе исполнительных полицейских чиновников лица, получившие образование в средних учебных заведениях, составляли менее трети, а среди начальников уездных полиций и их помощников - менее половины. Остальные же получили образование в низших учебных заведениях или так называемое «домашнее образование»» [2]. По предложению П.А. Шувалова ряд выпускников Училища правоведения поступают на службу в Петербургскую полицию, что говорит о понимании государственной властью реального состояния проблемы профессионального отбора и подготовки полицейских.

В ходе реформ 60-80-х гг. XIX в. введен прием на службу по найму, все большее число выпускников Военно-юридической академии поступает на полицейскую службу. В 1867 году при Санкт-Петербургской полиции  образованы специальные школы для подготовки будущих надзирателей и городовых из числа лиц, состоящих в полицейском резерве, учрежденном для организации практической подготовки будущих кадров [2].

Московская школа при резерве полиции внедряет систему профессионального отбора, направленную на предварительную оценку профессиональной пригодности кандидата на поступление по направлениям: медицинское (крепкое телосложение и здоровье), физиологическое (возраст 25-40 лет, рост не менее 169 см, и т.д.), педагогическое (развитие в умственном отношении, грамотность), психологическое, или нравственное (благоприятные сведения от полиции в нравственном, судебном и политическом отношениях). Школы резерва, при всей их значимости, не могли обеспечить системного и доступного образования для кандидатов на службу в полицию, они располагались в больших городах, не представляя собой развитую сеть. Поэтому общая ситуация с образованием служащих в полиции оставляла желать лучшего.

В 1907 году А.А. Лопухин подчеркивал неудовлетворительное состояние профессиональной подготовки служащих, отмечая, что «…качества личного состава корпуса жандармов определяются отсутствием не только специального, но и общего образования» [8].

В этот период для служащих полиции и преподавателей специализированных школ издается ряд пособий и руководств: инструкция околоточным надзирателям, инструкция чинам коннополицейской стражи, руководство для подготовки на должность городового, пособие для классных чинов Санкт-Петербургской столичной полиции при занятиях с городовыми, несущими службу в участках, инструкция для самообороны чинам полиции; инструкция чинам рот Санкт-Петербургской столичной полиции, памятная книжка городового и др.

Недостаточный уровень организованности и инициативы Министерства внутренних дел, сопутствующие финансовые проблемы во второй половине XIX в. стали причиной того, что ни одно из шести высших учебных заведений, подведомственных МВД, не осуществляло подготовку служащих полиции [2].

В начале XX века рост и социальное усложнение преступности обостряют проблему профессионального отбора и подготовки полицейских, в результате чего в губерниях открываются школы и курсы подготовки полицейских. К 1913 году Министерством внутренних дел созданы образовательные программы и разработаны требования к будущим служащим, однако, военные действия 1914-1918 годов препятствуют реализации реформы подготовки кадров МВД.

Новый этап обращения к проблеме профессионального отбора и подготовки служащих связан с революцией 1917 года: утвержденная марксистская идеология ставит трудовую деятельность и рабочие профессии на первый план, формируется Рабоче-крестьянская милиция, подбор кадров для которой основан на идеологической составляющей. Сначала в Москве и Петрограде, а позже в Сибири и Омске создаются краткосрочные курсы командного состава милиции [13].

В 20-е годы в соответствии с государственной политикой ликвидации безграмотности населения Советской Республики, краткосрочные курсы представляли собой первую ступень единой трудовой советской школы, а их целью, в первую очередь, являлось обучение милиционеров грамоте. К 1930 году профессиональная подготовка милиционеров представляла собой многоуровневую систему (для рядового, младшего, среднего и высшего командного состава) [6].

В соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 февраля 1930 года на территории Республики установлена «единая система подготовки и переподготовки работников по советскому строительству», в соответствии с которым НКВД был поставлен перед проблемой внедрения новых методов и форм работы по профессиональному образованию кадров [10].

В результате Первым специальным образовательным учреждением НКВД становится открытый 1 октября 1930 года Институт административного строительства с факультетами: административно-милицейским, научно-технической экспертизы и расследования, исправительно-трудовым [3].

27 декабря 1932 года Постановлением СНК СССР учреждено Главное управление рабоче-крестьянской милиции, коренным образом изменившее профессиональный отбор и подготовку милиционеров. В начале 40-х годов численность обучающихся школ начальствующего состава насчитывает 5320 человек. Центральная высшая школа рабоче-крестьянской милиции становится главным центром профессиональной подготовки.

3 мая 1939 года Приказом НКВД СССР № 00446 утверждены новый штат и Положение отдела кадров, в соответствии с которым подразделения органов внутренних дел должны были следовать четкому алгоритму профессионального отбора сотрудников. Будущие милиционеры при этом до назначения на должность проходили отбор и специальные проверки. Кандидаты на обучение в образовательных организациях НКВД подбирались исключительно из действующих милиционеров.

Решение образовательных задач и подготовки квалифицированных сотрудников становится одним из основных направлений деятельности кадровых служб, в специальных школах вводится двухгодичная подготовка начальствующего состава. Профессиональная ориентация, как буржуазное течение, запрещается.

В послевоенные годы проблема квалификации милиционеров приобретает еще большую актуальность, что вызвано гибелью профессионально подготовленных сотрудников при военных действиях, а также переходом ряда кадров на гражданскую службу. Вновь принятые в период Великой Отечественной войны милиционеры отличались не только недостаточной профессиональной подготовкой, но и низким общеобразовательным уровнем. В приказе МВД СССР от 10 ноября 1946 г. № 378 отмечено: «Подготовка и переподготовка руководящих и оперативных кадров в органах МВД поставлена неудовлетворительно. Многие из оперативных работников не имеют специальной подготовки... Среди руководящих работников МВД республик, УМВД краев и областей совершенно недостаточно лиц, имеющих высшее образование, а среди сотрудников районных и городских органов МВД значительное количество не имеет даже законченного среднего образования» [4].  

Данным приказом обозначено отсутствие юридического образования в качестве основного недостатка образовательного уровня кадров органов МВД: «совершенно недопустимым в деле подготовки и переподготовки кадров органов МВД является то, что существующая школьная сеть не дает юридического образования окончившим школу. Отсутствие юридической подготовки затрудняет практическую деятельность руководящего и оперативного состава МВД, ежедневно связанного с соблюдением законов и утверждением прав граждан» [4].

Послевоенные годы сопровождаются обращением к необходимости совершенствования системы профессионального отбора и подготовки кадров. Программы подготовки в учебных заведениях МВД максимально приближены к программам высших учебных заведений, но выпускники школ по-прежнему, получают только среднее специальное образование. Статистические сведения 1948 года свидетельствуют о недостаточном образовательном уровне милиционеров, а также руководителей подразделений, из которых только 9,8% имели высшее образование, 6,2 – неоконченное высшее, а каждый третий – начальное [5].

В исследованиях Г.В. Горбатенко оценивается положительный перелом в профессиональном отборе и подготовки милиционеров в период учреждения в 1949 году Министерства государственной безопасности и передаче в его ведение органов милиции: «…был дан толчок к совершенствованию процесса обучения и внедрению более передовых педагогических технологий, открывались перспективы вхождения в государственную систему юридического образования…» [4].

Е.Д. Проценко подчеркивает, что данный период характеризуется тремя направлениями в совершенствовании профессиональной подготовки милиционеров: повышение требований к отбору кандидатов, усиление специальной подготовки обучающихся в учебных заведениях МВД СССР, контроль учебно-воспитательной работы [11].

В 1952 году Высшая школа МООП СССР получает статус высшего учебного заведения, выпускники которого получают дипломы по специальности «правоведение». Высшая школа переведена на трехгодичный срок обучения, а программы полностью соответствуют единой программе высшего профессионального образования. Высшая школа долгое время оставалась единственным высшим учебным заведением в системе МВД, а впоследствии на базе ее филиалов и отделений заочного обучения были преобразованы в высшие учебные заведения Киевская Высшая школа МВД СССР (1958 год), Омская Высшая школа МВД (1965 год), Ташкентская Высшая школа МООП-МВД (1967 год) и ряд других образовательных организаций МВД СССР.

Наблюдается медленное развертывание системы профессиональной подготовки. К 1959 году сеть учебных учреждений МВД СССР ежегодно выпускала около 2550 специалистов и была представлена одной Высшей школой, 24 школами, 7 специальными средними школами по подготовке работников исправительно-трудовых учреждений, в том числе одна – для начальствующего состава, четырьмя военными училищами, военно-политической школой, школой для офицерского состава. В соответствии с распределением около 1500 выпускников специальных учебных заведений пополняли кадровый состав МВД. Профессиональное образование милиционеров обеспечивалось также первоначальной и служебно-боевой подготовкой.

25 июля 1961 года впервые в истории МВД на должность министра назначен министр Тикунов Вадим Степанович, имеющий высшее образование, к концу 1961 года уже 61,8% руководящего состава МВД России имели высшее профессиональное образование.

История профориентации в ВУЗах МВД России имеет непродолжительную историю – профориентационная работа начинает развиваться в образовательных учреждениях, подготавливающих сотрудников правоохранительных органов не ранее 80-х годов XX века [13].

Таким образом, развитию института профессиональной ориентации в советский период препятствовали ряд факторов: идеологические (профориентация расценивалась как буржуазное течение), финансовые (недостаточное финансирование профессиональной подготовки милиционеров), педагогические (недостаточная квалификация руководящего и педагогического состава) и др. Тем не менее, за непродолжительный период советской власти удалось сформировать систему профессиональной подготовки милиционеров, что позволило уже в середине 30-х годов повышать образовательный уровень принимаемых на службу в МВД специалистов. Военные действия в период Великой Отечественной войны ослабили эволюцию профессиональной подготовки, однако, в послевоенные годы внимание государственной власти вновь обращено к данной проблеме, что способствовало открытию высших учебных заведений МВД СССР.

Список литературы

1. Алафьев М. К. Образование и реорганизация министерства внутренних дел (1802-1819 гг.) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2 (20). С. 29.

2. Байкеева С. Е. Профессиональная подготовка служащих для правоохранительной системы Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. №2. С. 15-16.

3. Варушкин А.А. Основные этапы развития профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы России //Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 4 (95). С. 16-25

4. Горбатенко Г. В. Предпосылки возникновения системы высшего профессионального образования МВД СССР // Вестник ТГУ. 2011. №5. С. 159.

5. История советской милиции: в 2-х.т. Т. 2. С. 130.

6. Кожевина М.А. Омская высшая школа милиции в истории российского образования // Научный вестник Омской академии МВД России. 2015. № 2 (57). С. 67-74.

7. Кустов П. В., Науменко С. В. Организация профориентационной работы в образовательных организациях МВД России // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Приоритеты педагогики и современного образования». Пенза. 2018. С. 148-150.

8. Лопухин А.А. Настоящее и будущее русской полиции. М., Изд-е В.М. Саблина. 1907. С. 32

9. Лысенко В.В. Полиция в дореволюционной России и противоправные проявления в области общественной нравственности (теоретический и историко-правовой анализ): дисс… д-ра юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ. 1998. С. 77.

10. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 февраля 1930 г. № 10 «Об установлении единой системы подготовки и переподготовки работников по советскому строительству» // СУ РСФСР. - 1930. - № 10. - Ст. 130. - С. 149-151.

11. Проценко Е.Д. Правовые основы развития профессионального образования в системе МВД в послевоенной период // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 1 (37). С. 37-45.

12. ПСЗ РИ. - Т. IX. - № 6378.

13. Шалин В. В. Теория и практика непрерывного профессионального образования в учебных заведениях системы МВД России. Дисс… кан. пед. наук. М. 2003. С. 25.


Войти или Создать
* Забыли пароль?