Россия
В статье рассматриваются различные виды ученических проектов в дополнительном образовании на примерах из педагогического опыта. Особое внимание уделяется способам активизации саморазвития обучающихся, использованию интерактивных методов, а также формированию начальных профессиональных компетенций, способствующих дальнейшей профориентации.
проект, проектный метод, технология, дополнительное образование, групповые и индивидуальные ученические проекты
Характерной чертой современного этапа развития системы образования является ориентация на воспитание свободной, здоровой и счастливой личности, что отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [10, с.131].
Процесс саморазвития в современной образовательной политике приобретает приоритетное значение: он присутствует в качестве главного целевого ориентира почти в каждой образовательной программе, отражен в ст. Закона РФ «Об образовании», представлен в материалах «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы», упоминается во многих других основополагающих документах об образовании в РФ [10, с. 131].
Анализ нормативных образовательных документов страны показывает, что сегодня важная роль в саморазвитии детей и молодежи отведена системе дополнительного образования детей, которая призвана решать вопросы личностного и профессионального самоопределения [4].
Сегодняшние дети получают очень много информации из различных источников (телевидение, радио, интернет). Они меньше читают книг и слушают учителей и взрослых, у них «клиповое» мышление. В связи с этим нужно искать новые (или хорошо забытые старые) подходы к обучению, ведь современному обществу нужны люди, способные самостоятельно найти, выбрать из многообразия и обработать необходимую информацию, превратить ее в новые знания. Чтобы воспитать людей нового поколения, педагоги используют различные методы и приемы, один из которых − метод проектов. В настоящее время в образовательном процессе школ и учреждений дополнительного образования детей активно используется метод проектов, применение которого способствует развитию, воспитанию и эффективному обучению [3].
Проектный метод обучения − это метод, направленный на развитие творческих и познавательных процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве. Возник этот метод в середине XIX в. в США. Его основателем считают Джона Дьюи. В России этот метод стал популярным в 20-х годах XX в., но в 1931 г. его запретили к использованию в школах. Интерес к нему снова возник в 80-е годы прошлого века [1; 2]. И с тех пор он постепенно завоевывает симпатии обучающихся и педагогов. Сейчас он активно используется в школах в урочной и во внеурочной деятельности. Проект (в буквальном переводе с лат. − «брошенный вперед») − «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта» [9; 11; 13]. «Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов в журналистике, на телевидении и во всех сферах микро- и макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия» [12].
Существует понятие Жизненный цикл проекта:
1 этап: формулирование проблемы (понять, что мы делаем, какую проблему решаем; нехватка чего-то: знаний, технологий, людей, ресурсов…).
2 этап: определение цели (для кого, с какой целью, в каком формате, что должно получиться в результате).
3 этап: постановка задач (планирование работы, ресурсов).
4 этап: работа в команде (прогресс, коммуникация, обучение).
5 этап: результат (проверка полученного продукта, выводы).
6 этап: внедрение (показ готового продукта, защита проекта).
7 этап: оценка результата (рефлексия).
Любой из проектов обязательно проживает этот жизненный цикл [7; 9].
По другой классификации ученический проект проходит через четыре основных этапа и один дополнительный:
- Подготовительный этап − погружение в проект: выбор темы проекта, формулирование проблемы, целеполагание, подбор команды (при групповом проекте), сбор информации по проекту и изучение источников.
- Конструкторский этап – организация деятельности: планирование работы над проектом, анализ и структурирование информации, планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта, осознание планируемых продуктов проекта.
- Технологический этап − основная работа по реализации проекта в соответствии с задачами.
- Заключительный этап – оформление проектной документации (паспорт проекта, мультимедийная презентация для защиты), подготовка публичного выступления, непосредственно презентация проектного продукта публике, жюри (участие в выставке, научно-практической конференции, конкурсе проектов).
- Рефлексия − самооценка полученных результатов проекта, оценка компетентных экспертов качества полученного проектного продукта. Желание обучающегося продолжить проектную деятельность − продумывание нового проекта.
Поэтому очень важно на этапе рефлексии не разочаровать ребенка, поддержать его идеи и начинания. При этом руководителю проекта нужно направлять в правильное русло стремление обучающегося, помочь с выбором темы нового проекта ученика в соответствии с его индивидуальными способностями, наклонностями и возможностями.
Классификация ученических проектов подробно изложена в [6]. В объединениях художественной направленности дополнительного образования есть множество возможностей для применения метода проектов. Рассмотрим некоторые из них на примерах.
- Творческие проекты по различным видам декоративно-прикладного творчества.
Здесь обучающийся может выбрать то направление ДПТ, которое его наиболее привлекает – это, может быть, например, шерстяная живопись, коллаж или пластилинография. Такие проекты, как правило, индивидуальные. В данном проекте ребенок сначала узнает историю этого вида творчества, знакомится с основными приемами и техниками работы в данном рукоделии, а в дальнейшем самостоятельно изготавливает изделие. Это изделие является продуктом проекта. В процессе работы над проектом ребенок получает новые знания и навыки, которые сразу применяет на практике. При этом формируются регулятивные и личностные УУД (целеполагание, планирование, умения работы с информацией: анализ, структурирование и т.д.; готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию).
- Исследовательские проекты по элементам традиционной народной культуры.
В данных проектах присутствует элемент исследования. Здесь обучающийся знакомится с одним из элементов традиционной народной культуры, например, народным костюмом или народными куклами. Тема должна глубоко заинтересовать ребенка, чтобы он смог провести исследование – попытаться доказать собственную гипотезу. Продуктом проекта в данном случае может стать элемент народного костюма, выполненный обучающимся самостоятельно, либо мастер-класс по изготовлению народной куклы, выполненный с учетом всех традиций. Обучающийся может провести сравнительный анализ, либо составить собственную классификацию. Данные таблицы и схемы также будут считаться продуктами проекта. Кроме того, ребенок может создать собственное авторское изделие, но сделанное в народных традициях. Все зависит только от степени заинтересованности в теме проекта и индивидуальных образовательных потребностях конкретной личности. В данных проектах ребенок также самостоятельно стремится к познанию нового и интересного для себя, знакомится с традициями и особенностями народной культуры. Над такими проектами можно работать в течение нескольких лет, постепенно дополняя и углубляя знания и навыки. Еще один плюс данных проектов − то, что ребенок знакомится с основами научно-исследовательской деятельности: ее основными понятиями (гипотеза, объект и предмет исследования) и алгоритмом действий.
3. Групповые проекты.
3.1. Практико-ориентированные проекты
В данных проектах существует важная, значимая для общества проблема, которую можно конкретно решить. Например, экологическая тема − неправильная утилизация батареек. Продуктом данного проекта могут стать акция по сбору и утилизации батареек, проведенная в отдельном классе или во всей школе. Еще один пример практико-ориентированного проекта – это проект по увековечиванию памяти Героя Советского Союза путем установки на здании школы мемориальной доски. В этих проектах принимает участие много обучающихся и даже взрослых. При работе над данными проектами у детей обостряется чувство коллектива, развиваются коммуникативные навыки, воспитываются гражданские и патриотические чувства. Они начинают ответственно относиться к окружающей среде. Бережно сохраняют память о Героях и их подвиге. Здесь тоже нужно провести большой обзор информации и выбрать главное, но при этом существуют конкретные сроки, в которые нужно уложиться, чтобы не подвести всех участников проекта. Здесь каждый делает свое маленькое дело, которое впоследствии вкладывается в одно большое.
3.2. Творческо-исследовательские проекты
На этой теме хочется остановиться подробнее.
Как говорилось выше, современные дети имеют «клиповое» мышление. Им гораздо проще воспринимать картинки, чем текст.
Поэтому, мультфильм, это один из актуальных и эффективных методов подачи информации. Кроме того, мультипликация – это метапредметная сфера деятельности, где недостаточно знаний только в одной области, а нужны знания из многих: русский язык, литература, информатика, изобразительное и ораторское искусство, актерское мастерство, музыка, любая тема мультфильма. Необходимо уметь искать, анализировать, систематизировать и подавать информацию. А еще мультипликация очень хорошо развивает умение работы в команде, ведь мультфильм, это продукт работы всего коллектива, где от вклада каждого участника зависит конечный результат.
Работа над мультфильмом начинается с подбора проектной группы или команды.
В нее включаются дети:
- кому интересна тема мультипликации;
- у кого есть желание работать;
- у которых есть интерес к различным сферам жизни и знаний;
- оптимальный возраст 7-8 класс, но можно и раньше, и позже.
Начальные навыки мультипликации иметь не обязательно.
4. Учебные социально-ориентированные проекты.
Проектная деятельность осуществляется учащимися под руководством наставника (тьютора), который помогает учащимся раскрыть их новые способности, в процессе педагогического взаимодействия с учащимися тьютор имеет возможность оказать активное ценностное влияние на развивающуюся личность школьника, ориентировать его учебную проектную деятельность на посильный вклад в решение актуальных социальных задач [14, с. 44, 64].
Согласно жизненному циклу проекта, проектная группа должна:
На подготовительном этапе − погружении в проект: собраться и обсудить тему проекта, выбрать технику исполнения, определить роли в команде, уточнить сроки выполнения работы.
На конструкторском этапе − организации деятельности: создать сценарий, рисовать эскизы, придумывать персонажей, отдельные детали, читать по ролям текст, определять источники информации и программного обеспечения для работы по созданию мультфильма, продумать перечень необходимого оборудования.
На технологическом этапе − осуществлении деятельности: создать раскадровку, декорации, фоны, отдельные элементы и детали; фотографировать, редактировать фотоматериалы; монтировать мультфильм, записывать фонограммы (голосовые и музыкальные), создавать презентацию (о том, как делали проект − для дальнейшей презентации − защиты проекта).
На заключительном этапе: защитить проект, показать готовый мультфильм публике, разработать рекомендации по созданию собственного мультфильма.
Рефлексия: собраться после показа и обсудить полученный результат с учетом собственного мнения и откликов публики.
Формируемые УУД:
Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные: умение определять проблему, планировать учебное сотрудничество, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), умение определять и формулировать цель работы и средства, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.
Познавательные: умение строить логичное рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, умение выделять и формулировать познавательную цель.
Личностные: самоопределение и смыслообразование, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию.
Данные проекты являются исследовательскими, так как дети знакомятся с различными техниками и приемами в мультипликации, исследуют, сравнивают и выбирают один из вариантов; различными программами для монтажа и др.
Продуктами проекта в этом проекте являются:
- Мультфильм.
- Раскадровка.
- Рекомендации по созданию мультфильма.
- Рекомендации по работе с конкретными программами по созданию мультфильмов.
- Рекомендации по отдельным видам работы при создании мультфильма (работа по монтажу, по созданию образов и зарисовке эскизов, работа фотографа и т.д.).
Подобные проекты дают начало профориентации − дети могут попробовать себя в разных ролях (сценариста, режиссера, артиста озвучения, музыкального и текстового редактора, фотографа, монтажера, художника) и выбрать ту, которая им наиболее подходит. Возможно, этот детский проект станет для кого-то началом большой творческой жизни в искусстве мультипликации, а для кого-то − любимым хобби.
Использование проектного метода возможно и при дистанционном обучении − как в индивидуальных ученических проектах, так и в групповых. С использованием ИКТ можно работать над проектами удаленно и общаться друг с другом и руководителем проекта, используя платформу zoom или в программе Skype. В период карантина работа над проектами продолжалась, и обучающиеся успешно защитили свои проекты в этот сложный для всех период – дистанционно.
Таким образом, проектная деятельность в творческой мастерской активизирует саморазвитие обучающихся, помогает сделать первые шаги в профориентации, а для кого-то определиться с будущей профессией.
1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования. − 1995. − №6.
2. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. − Москва: «Народное образование». − 2001.
3. Иванова И.В. Создание подростками проектов саморазвития в условиях дополнительного образования аэрокосмического профиля / И.В. Иванова, В.А. Макарова // К.Э. Циолковский. Проблемы и будущее российской науки и техники: Материалы 52-х Научных чтения памяти К.Э. Циолковского. − Калуга: Изд-во «Политоп», 2017. - 516 с. − С. 407-409.
4. Иванова, И.В. Формирование готовности подростков к саморазвитию как целевая функция дополнительного образования / И.В. Иванова // Воспитание школьников. - 2018. − №6. - С. 27−34.
5. Криволапова, Н.А. Внеурочная деятельность Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. − Москва, Просвещение,2012.
6. Кузнецова, И.В. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/08/27/metody-proektnogo-obucheniya
7. Лебедева, Л.И. Метод проектов в продуктивном обучении / Школьные технологии. − 2002. − № 5.
8. Ляхов, И.И. Проектная деятельность / И.И. Ляхов. − Москва, 1996.
9. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. − Москва: АРКТИ, 2003.
10. Рожков, М.И. Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования / М.И. Рожков, И.В. Иванова // Ярославский педагогический вестник. - 2017. − №4. - С.131-138.
11. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков.- Электронный ресурс: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ushakov/
12. Чечель, И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям И.Д. Чечель // Методология учебного проекта. − Москва: МИПКРО, 2001.
13. Семенова, И. Что такое Проект - определение // Электронный ресурс: http://pm-notes.ru/project_definition/
14. Яковлев, С.В. Тьютор и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей: монография / С.В. Яковлев; под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 72 с.