Экспертный центр ПОРА (проектный офис развития Арктики) (эксперт)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В данной статье будет рассмотрена роль Арктического совета, как межправительственного органа, способствующего повышению устойчивости Арктической зоны и принимаемым им мерам по снижению углеродного следа. Особое внимание будет уделено деятельности Рабочей группы по устойчивому развитию (SDWG) и реализуемым программам по внедрению устойчивых энергетических решений для Арктического региона.
устойчивое развитие, климатические изменения, Арктика, Арктический совет, возобновляемые источники энергии, международное сотрудничество
Арктический совет − межправительственный орган, содействующий научным исследованиям и сотрудничеству между арктическими странами по вопросам охраны окружающей среды и устойчивого развития Арктического региона.
Совет был создан в Оттаве в 1996 г. на основании декларации об учреждении Арктического совета (Оттавская декларация). В число государств − членов Совета входят Дания, Канада, Норвегия, Соединенные Штаты, Россия, Швеция, Финляндия и Исландия. В состав совета также входит ряд постоянных участников из групп, представляющих общины и народы коренных народов в Арктику. Секретариат Арктического совета находится в Тромсе, Норвегия.
Для решения приоритетных задач в Арктическом совете сформировано шесть рабочих групп: по устранению загрязнения в Арктике; по сохранению арктической флоры и фауны; по защите арктической морской среды; по реализации программы арктического мониторинга и оценки; по предупреждению, готовности и реагированию на ЧС; по устойчивому развитию в Арктике. Арктический совет может также создавать целевые или эксперные группы для выполнения конкретных задач. Совет также стал площадкой для ведения переговоров по составлению трех важных юридически обязывающих соглашений, заключенных между восемью арктическими государствами [1].
С учетом климатических и технологических изменений, а также политических преобразований, оказывающих влияние на обстановку в Арктике, международные отношения в этом регионе приобретают особое значение. Арктический совет на сегодняшний день является ключевым механизмом взаимодействия и координации политики между региональными акторами. Созданный в 1996 г. Арктический совет представляет собой межправительственный форум, исполняющий функции института регионального управления по ряду «неполитических» направлений сотрудничества [2].
Функции Совета выполняют в основном шесть рабочих групп: программа действий по загрязнению Арктики; арктический мониторинг и оценка Программы; сохранение арктической флоры и фауны; предотвращение чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности к ним и реагирование на них; защита арктической морской среды и устойчивое развитие [3].
Эти группы периодически встречаются в течение всего года в рамках подготовки к полномасштабным заседаниям Арктического совета, которые проводятся каждые два года в стране, председательствующей на двухгодичной основе поочередно. С 2021 г. Россия будет председательствовать в Арктическом совете. И, по нашему мнению, председательство России позволит реализовать многие инициативы, связанные с устойчивым развитием Арктики. К настоящему времени совет провел ряд важных экологических исследований [4]. Рабочие группы и программы Совета финансируются отдельно заинтересованными в них странами-членами; обязательных оценок не существует. Решения Арктического совета и его рабочих групп принимаются консенсусом стран-членов.
Рамочная программа действий по обеспечению устойчивости Арктики
Министры Арктического совета приняли рамочную программу действий по обеспечению устойчивости Арктики (ARAF) в мае 2017. Начальный этап осуществления программы осуществляется в рамках SWDG (Рабочей группы по устойчивому развитию) в координации со всеми секретариатами других рабочих групп. ARAF предоставляет Арктическому совету общую систему отсчета для укрепления устойчивости в Арктическом регионе. Программа выделяет общий набор приоритетов для арктических государств, постоянных участников, рабочих групп и наблюдателей. Приняв ARAF, Арктический совет согласился отслеживать свою текущую деятельность, направленную на решение приоритетных задач данной программы. Реализация ARAF направлена на достижение следующих целей:
• Объединение действий арктических государств, постоянных участников и рабочих групп вокруг четырех приоритетов ARAF.
• Обмен передовым опытом в области повышения устойчивости в регионе.
• Определение индикаторов для измерения прогресса в части повышения устойчивости в регионе и выявления проблем.
Для достижения этих целей в период 2017−2019 гг. предпринимаются следующие действия:
• Сбор и обмен информацией о действиях, предпринимаемых (или планируемых) арктическими государствами, постоянными участниками, рабочими группами и наблюдателями для решения приоритетных задач ARAF.
• Созыв форума по арктической устойчивости. Форум предоставит возможность обменяться передовым опытом и определить барьеры для повышения устойчивости. Кроме того, целью форума является создание условий для повышения устойчивости и адаптивности различных заинтересованных сторон в Арктическом регионе [5].
Рабочая группа по устойчивому развитию
Значимую роль в структуре Совета играет Рабочая группа по устойчивому развитию (SWDG). Стратегические рамки SDWG включают двенадцать приоритетных направлений. Одним из приоритетов является развитие устойчивой экономической деятельности и повышение благосостояния населения, в том числе экологически чистой экономической деятельности в энергетическом секторе. Работа SDWG включает в себя энергетический инструментарий для местных общин, работу с удаленными энергетическими сетями для перехода от дизельного топлива к возобновляемым источникам энергии, серию арктических энергетических саммитов, сбор передового опыта, связанного с возобновляемыми источниками энергии.
В дополнение к реализации своих различных проектов, SDWG также занимается разработкой стратегических руководящих принципов Совета, пытаясь протянуть мост между охраной окружающей среды и экономическим развитием, в рамках дискурса об устойчивом экономическом развитии, определяемом как низкоуглеродная, ресурсоэффективная циркулярная экономика в Арктике [6].
Цель SDWG состоит в том, чтобы продвигать инициативы, которые:
• Содействуют устойчивому развитию в Арктическом регионе.
• Применимы и ценны для арктических сообществ.
• Являются долгосрочными по объему.
• Служат укреплению циркумполярного сотрудничества и взаимодействию коренных народов и арктических общин [7].
По мнению авторов, ключевыми проектами SDWG в области низкоуглеродных энергетических решений, являются приведенные ниже.
Arctic Remote Energy Networks Academy (ARENA)
Арктическая дистанционная энергетическая сетевая академия (ARENA) была создана с целью решения задач по улучшению экономических и социальных условий арктических сообществ. Проект направлен на удовлетворение потребности в доступных, надежных, чистых и возобновляемых источниках энергии для общин, расположенных в наиболее отдаленных районах Арктики. ARENA отвечает на потребность в развитии экспертов по энергетике для обеспечения доступных, надежных и чистых энергетических решений для арктических сообществ. Она объединяет веб-семинары с обучением в классе и ознакомлением на местах, а также опирается на передовой опыт, накопленный благодаря деятельности энергетических организаций, действующих в Арктике.
В целом, данная программа была весьма успешной и достигла своей главной цели − объединить потенциально перспективные кадры в области энергетики из отдаленных северных общин и дать им навыки, знания и знакомства, которые будут поддерживать их работу над проектами чистой энергетики в их родных общинах и регионах. Все участники чувствовали, что они многое выиграли от выездных сессий и особенно от встреч с другими участниками и наставниками со всего севера. И главное − они получили лучшее понимание проблем, связанных с разработкой проектов чистой энергетики. Важно то, что они давали участникам программы возможность увидеть реальные проекты чистой энергетики в действии, а также возможность обсудить проект с ведущими экспертами отрасли.
Результаты проекта:
1. Созданы возможности для обмена знаниями в циркумполярном Арктическом регионе с целью укрепления и повышения глобального лидерства региона в области интеграции возобновляемых источников энергии в удаленные энергетические сети.
2. Установлены и укреплены общественные и организационные связи для обмена знаниями и сотрудничества.
3. Создан онлайн ресурс, основанный на лекциях, полевых поездках и студенческих проектах, обеспечивающий широкий панарктический доступ к общей информации и облегчающий ее адаптацию к различным локальным сценариям.
4. Разработаны планы действий для проектов, имеющих большое значение для конкретных мест, которые могут быть реализованы участниками и принимающими их организациями / странами [8].
Arctic Sustainable Energy Futures
В рамках проекта Arctic Sustainable Energy Futures был создан инструментарий энергетического планирования и реализации арктического сообщества (ACEPI) для поддержки арктических сообществ по мере их продвижения через процесс энергетического планирования сообщества. Цель состоит в том, чтобы арктические сообщества смогли спланировать путь к надежному и доступному энергетическому будущему – с помощью проектов чистой энергетики, которые соответствуют приоритетам сообществ, технически обоснованы, соответствуют местным энергетическим нормам и охватывают местную культуру. Этот инструментарий будет широко доступен и свободен для использования общинами по всей Арктике.
Результаты проекта
1. Созданы возможности для обмена знаниями между сообществами в циркумполярном Арктическом регионе о планировании энергетики сообществ и реализации проектов.
2. Создан печатный и веб-ресурс, основанный на тематических исследованиях, исследовательских работах, руководствах по деятельности, полевых поездках и студенческих проектах, обеспечивая широкий панарктический доступ к общей информации.
3. Созданы возможности для общин по разработке планов действий и общинных энергетических планов для проектов чистой энергетики, которые могут быть ими реализованы. В рамках этого проекта участниками были рассмотрены долгосрочные информационные и сетевые центры для используемого инструментария [9].
Станция Снежинка
Международная арктическая станция «Снежинка» – совместный проект, который будет реализован при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Российской Федерации, губернатора Ямала, инфраструктурного центра Национальной технологической инициативы «Энерджинет», Арктического совета и его рабочей группы по устойчивому развитию.
Международная арктическая станция Snowflake − это ступенька на пути развития безуглеродных технологий в Арктике. Новая российская круглогодичная научно-исследовательская станция будет полностью питаться от возобновляемых источников энергии. Данный проект предлагает платформу для тестирования и демонстрации экологически чистых энергетических решений для отдаленных арктических сообществ и будет служить центром международного сотрудничества в направлении устойчивого развития Арктики. Этот амбициозный план поддерживается также проектом рабочей группы по устойчивому развитию.
Футуристическая инновационная лаборатория будет расположена в предгорьях Полярного Урала. Сфероподобные модули Международной арктической станции «Снежинка» обеспечат все удобства современной исследовательской станции – лаборатории, офисы, помещения для телеконференций и выездных семинаров – при одновременном обеспечении ее работы исключительно возобновляемыми источниками энергии и водородным топливом. Это уникальная новая площадка для международного сотрудничества, объединяющая инженеров, исследователей, ученых и студентов со всего мира для работы над смелыми решениями, составляющими основу жизни и работы в Арктике [10].
Станция обеспечена испытательным полигоном для поэтапного отказа от высокоэмиссионных источников энергии в Арктике, таких как дизельное топливо, путем перехода на возобновляемую и водородную энергетику. Главная цель проекта − выявление и развитие лучших практик и наилучших доступных технологий для безуглеродного энергоснабжения населенных пунктов и промышленных объектов Арктического региона. Цель − не только построить станцию, работающую на возобновляемых источниках энергии и водороде, но и ускорить внедрение в Арктике новых технологий, которые будут полезны для людей, проживающих в регионе.
Строительство Международной арктической станции «Снежинка» и ее открытие запланировано на период председательства России в Арктическом совете в 2022 г., а также запроектирова и совместная организация сессий и форумов по вопросам устойчивых энергетических решений в Арктике.
Международная арктическая станция «Снежинка» будет построена рядом с этностойбищем «Земля Надежды». Оно расположено на фактории Лаборовая в границах Горнохадатинского участка на территории Полярно-Уральского природного парка, где сходятся миграциоонные маршруты. И, по мнению авторов, очень важно, что Снежинка, являясь центром международных инноваций, также будет служить местом встречи между коренными народами и посетителями исследовательской станции. Станция будет не только работать над решением энергетических вопросов, но и служить площадкой для творческого и научного воспитания детей этих кочевых семей [11].
Критика деятельности SDWG
Однако, мы считаем, что в деятельности SDWG немало недостатков, и в рамках председательства России в Арктическом совете, их необходимо преодолеть. Так, независимое исследование по оценке эффективности деятельности Арктического совета и непосредственно Рабочей группы по устойчивому развитию было проведено Паулой Канкаанпяя и Ораном Р. Янгом с помощью масштабного опроса заинтересованных лиц. Эксперты выявили, что SDWG должна сосредоточиться на действительно циркумполярных проектах и сократить количество мелких и несвязанных проектов. Группа должна лучше работать в области пропаганды устойчивости. Была выражена определенная поддержка идеям о том, что SDWG следует организовывать министерские совещания по таким секторальным темам, как экономическое развитие, транспорт и инфраструктура, социальное обеспечение, образование и наращивание потенциала, культура и искусство и так далее, и что SDWG может быть реорганизована в две или более групп, занимающихся этими секторами. Эксперты подчеркивают важность оценки экологических и социальных последствий и экосистемные подходы к управлению ресурсами. Местная и региональная реализация стратегий устойчивого развития, изложенных в повестке дня на XXI в., также получила поддержку [12].
Вывод
Устойчивость Арктической зоны во многом зависит от активностей как на национальном уровне, так и на транснациональном под руководством таких международных органов, как Арктический совет. Особую роль в нем играет Рабочая группа по устойчивому развитию (SWDG), активности которой вносят значительный вклад в повышение уровня жизни местных сообществ, борьба с изменением климата в регионе и внедрение наилучших доступных технологий.
Благодаря деятельности Рабочей группы по устойчивому развитию в Арктике, ежегодно реализуются масштабные проекты по повышению углеродной нейтральности энергетического баланса. Вводятся в эксплуатацию новые объекты генерации на основе ВИЭ, представители местных сообществ получают необходимые компетенции и опыт по управлению возобновляемыми источниками энергии за счет специальных программ обучения. Реализуются крупные инновационные проекты по изучению альтернативных видов энергии и их применения в условиях Крайнего Севера. Однако, по нашему мнению, деятельность SDWG должна соответствовать современным реалиям. На наш взгляд, она нуждается в существенном преобразовании и дополнении, во-первых, вовлечением российских арктических НОЦ (научно-образовательных центров) в ее деятельность [13], во-вторых, уделить серьезное внимание «зеленому финансированию» проектов, реализуемых в Арктике [14].
1. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации URL: https://www.mintrans.gov.ru/activities/69/70
2. Сахаров А.Г. Развитие Арктического совета как «института регионального управления» // Вестник международных организаций. − 2015. − Т. 10. − № 4. − С. 72-92. URL: https://iorj.hse.ru/2015-10-4/170111553.html
3. Т. Барри, Б. Давидсдоттир, Н. Эйнарссон, О.Р. Янг: "Арктический совет: агент перемен?" / / статья. 2020. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0959378020300674
4. T. Koivurova: «Limits and possibilities of the Arctic Council in a rapidly changing scene of Arctic governance» // article, 2009 URL: https://www.cambridge.org/core/journals/polar-record/article/abs/limits-and-possibilities-of-the-arctic-council-in-a-rapidly-changing-scene-of-arctic-governance/4F8D7DBC63EE0DAB17CC3E531624D07A
5. М. Халонен, С. Сеппонен, Дж. Миккола, Л. Декомб, Gaia Consulting Ltd: «Отчет 1-го форума по устойчивости Арктики» // аналитический отчет, 2018. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2379/Arctic-Resilience-Forum-Final-Report-_-2018.pdf?sequence=1&isAllowed=y
6. Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG): «Отчет о ходе работы SWDG» // аналитический отчет, 2019. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2433/SAOIS201_2019_HVERAGERDI_4-2-A_SDWG-Progress-Report.pdf?sequence=1&isAllowed=y
7. Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG): «План работы SDWG на 2019-2021 годы» // аналитический отчет, 2019. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2459/SDWG-Work-Plan-2019-2021-as-of-12-Feb-2019-1.pdf?sequence=1&isAllowed=y
8. Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG): «Отчет о достижениях Arctic Remote Energy Network Academy (ARENA)» // аналитический отчет, 2019. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/2300
9. Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG): «Будущее устойчивой энергетики в Арктике: Итоговый отчет Арктического сообщества по планированию и реализации энергии (ACEPI)» // аналитический отчет, 2019 URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2378/Arctic-Energy-Futures-Toolkit_Report-as-of-12-Feb-2019.pdf?sequence=1&isAllowed=y
10. Официальный сайт проекта «Снежинка» URL: https://arctic-mipt.com/
11. Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG): «Приложение C к шаблону проектного предложения SDWG» // проектное предложение, 2018 URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2489/SDWG_2020-06_Online_Plenary-02b_AHEAD_engl.pdf?sequence=1&isAllowed=y
12. Паула Канкаанпяя и Оран Р. Янг: «Эффективность Арктического совета, полярные исследования» // 2012 URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.3402/polar.v31i0.17176
13. Подопросветова Н.И., Воротников А.М. Перспективы формирования и развития кадрового потенциала в Арктике Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. − 2020. − № 2. − С. 69−77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42898331
14. Воротников А.М. Перспективы «зеленого» финансирования в реализации инфраструктурных проектов в Арктике // Журнал экономических исследований. − 2018. − № 6. − С. 87-96. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/22111/view (дата обращения: 05.12.2020).