Статья знаменательна тем, что посвящена анализу вопросов уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права в творчестве одного из основателей ханафитской школы Абу Юсуфа.
Абу Юсуф, «Китаб аль-Харадж», места заключения, осужденный, пытки, доказательства, социальная справедливость, презумпция невиновности, кади (судья), суд (суд)
Важнейшая задача современных ученых и научного сообщества − передать последующим поколениям труды, составляющие историческую и правовую основу нашей национальной государственности. Ни для кого секрет, что в силу того, что в XX в. не были глубоко изучены уникальные источники шариата или исламского права, являющиеся важной частью исламского учения, применявшегося в правовой сфере в течение тринадцати веков, при оценке исторических процессов допускаются недопонимания, а иногда ошибки и упущения.
Поэтому, как отметил Президент Шавкат Мирзиёев, «Великая история не исчезает бесследно. Она хранится и воспроизводится в генетическом коде народа, в его исторической памяти и в его деяниях. Именно в этом и заключается ее могучая сила. Сохранение и изучение, передача из поколения в поколение исторического наследия является одним из главных приоритетов нашего государства» [1].
Произведение Абу Юсуфа (731–804), ученика Абу Ханифы, основателя ханафитской школы «Китаб аль-Харадж» имеет особое значение для исторического анализа нашей национальной правовой системы как первоисточник исламского права.
Известно, что Абу Юсуф был одним из ученых, внесших огромный вклад в разработку научно-теоретических и практических аспектов ханафитского направления. Вначале он служил судьей в Багдаде во время правления аббасидских халифов Махди и Хади (775−785). Позже, в период правления Харуна ар-Рашида (786−809) назначается руководителем высшего звена судебной системы − «казий уль-куззат» («старшей судьей» или «судьей судей»), уполномоченным назначать всех судей в халифате и рассматривать жалобы на судей [2, с. 43].
Абу Юсуф: во-первых, он принимал непосредственное участие в развитии ханафитской школы права; во-вторых, он опирался на исламские учения, чтобы направлять лидеров государства, т.е. халифов, в ведение государственной политики на уровне требований времени; в-третьих, он приложил все усилия к тому, чтобы правила ханафитского направления заняли более устойчивое место в организационно-правовом укреплении судебной системы в ветвях власти.
По мнению Ибн Халдуна (1332–1406), распространение ханафитского направления было связано с тем, что в период правления халифа Харуна ар-Рашида Абу Юсуф долгое время служил «судьей судей». В целом, это направление широко распространено потому, что 14 учеников Абу Ханифы (р.а.) были казий уль-куззат и обычными казий. В дошедших до нас источниках отмечается, что Абу Юсуфом написаны такие труды, как «Памятники или Книга произведений», (Китабул-асар), «Разногласия между Абу Ханифой и Абу Лейло» (Ихтилафу Абу Ханифы и Ибн Лейла), «Хирадж» (Аль-Харадж), «Опровержения к книге ас-Сияр аль-Аузаи» (Ar-Raddu ala Siyar al-Awza'i) [2, с. 43].
При изучении труда «Хирадж», анализируя аспекты, связанные с правовыми вопросами, убеждаемся в том, что этот юридический источник был написан Абу Юсуфом по предложению, а точнее, по указанию халифа Харуна ар-Рашида. (Книга Абу Юсуфа «Хирадж» хранится в фонде новой литературы в отделе сокровищницы источников Международной исламской академии Узбекистана под номером 5130). Данный экземпляр был исследован и подготовлен к печати доктором Мухаммадом Ибрагимом Аль-Банно, профессором Университета Аль-Азхар в Арабской Республике Египет) [3].
По внутренней структуре источник разделен на 37 глав. Главы, в свою очередь, делятся на части или темы. Например, в первой главе регламентированы «Распределение военных трофеев», во второй главе «Добыча и налог на землю», в следующих главах «Управление торговлей», «работа по сбору налогов с коммерческих земель (глава 6)», «государственные земли», «Заключение мира (Глава 9), «Определение десятины в областях, где взимается налог» (Глава 11), «Закят (Глава 15)», «Сборщики подати» (Глава 18), «Аренда финиковых пальм на необрабатываемых землях» (Глава 20), «пользование водой» (главы 21–22), «пастбища» (Глава 23), «... статус христиан и других зимми» (глава 25), «десятина» (глава 29), церкви, синагоги и кресты »(глава 30) и т.д.
В начале книги говорится: «Абу Юсуф написал это для предводителя верующих Харуна ар-Рашида». По нашему мнению, в данном произведении глубоко и всесторонне проанализированы правовые вопросы о месте и роли исполнительной власти в управлении государством, а также, с целью устранения ошибок и недостатков, допущенных на практике того периода, изложены принципы безопасного и устойчивого развития общества на основе шариата.
Правовые вопросы, обсуждаемые в произведении, разнообразны и многочисленны. В начале каждой главы автор говорит правителю: «Вы спрашивали об этом!» Или он сказал: «Вы спросили, как халифы нашли решение этой проблемы», указывая на то, что он искал ответы на его вопросы.
Абу Юсуф решал любой вопрос, опираясь на основные источники исламского права (юриспруденции) – Коран или Сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или шариатские правила первых четырех халифов или их преемников, указывал пути регулирования общественных отношений в стране.
Примечательно, что глава 33 работы озаглавлена «Глава о безнравственности, воровстве и наказании за преступления», в которой рассматриваются правовые вопросы, связанные с преступлением и наказанием, а также социальной защитой судебных органов и судей и контролем за их деятельностью на примере ошибок и упущений, встречавшихся в то время на практике. При этом основное внимание уделено применению четырех основных источников исламского права, а именно − аятов Корана, сунны Пророка (с.а.в.), хадисов, вопросов консенсуса и аналогий.
Согласно анализу, эта глава цитирует более 160 хадисов в качестве доказательств, автор использовал их для обоснования своих юридических мнений, выводов и рекомендаций. Разделение рассмотренных в главе вопросов на параграфы или темы помогло изложить правовые вопросы системно.
В качестве примеров можно привести: месть и трон; убийство, напоминающее умышленное убийство; разница между непреднамеренным и преднамеренным убийством; «хукуматул-адл» (экспертное заключение); умышленное причинение мужчинами и женщинами вреда друг другу; виды травм; права несовершеннолетних и совершеннолетних детей убитого; виды ответственности; хадд за супружескую измену; хадд, применяемый к махсуну (женатому мужчине) и махсуне (замужней женщине); лимит, установленный для человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения; таъзир; осуждение несовершеннолетнего, безбожника, изменника и т.д.
В первом параграфе этой главы автор ищет ответы на вопрос о том, что делать с заключенными в тюрьму за какое-либо преступление, получают ли они пищу в тюрьме и за какой счет − за счет налогов или других средств. По мнению Абу Юсуфа, питание подозреваемого или обвиняемого при первоначальном задержании, независимо от его вероисповедания, должно обеспечиваться за счет государственной казны, потому что так поступали в прошлом и халифы.
Упоминается, что тюремное заключение преступников было впервые введено Али ибн Абу Талибом (р.a.) − четвертым из халифов, следовавшим правильным путем (Халифаи рашидин). Отсюда следует вывод, что согласно исламскому праву тюремное заключение или лишение свободы практиковалось в судебной практике со времен Али (р.а.). Как сказал Али (р.а.), «злых преступников мы будем держать вдалеке от мусульман, и их содержание будем осуществлять из государственной казны» [3, хадис 312].
Отсюда возникает мысль, что места для предварительного заключения и места для отбывания наказания в виде лишения свободы, называемые в источниках «зинданом», существовали и в истории нашей государственности. Не каждый человек, совершивший какое-либо преступление, заключается в тюрьму, а, как выразился Хазрат Али (р.a.), «злой преступник» (выражаясь языком современного уголовного права, человек, совершивший тяжкое или особо тяжкое преступление, рецидивист). Такая мера наказания − лишение свободы, изоляция от общества, и привлечение к исправительным работам − соответствует правилу тюремного заключения в шариате.
Абу Юсуф подчеркнул, что подсчет затрат, понесенных заключенными, должен быть точным и составлять десять дирхамов. Эти средства ежемесячно выделяются каждому заключенному, которому также выдается зимняя и летняя одежда, в том числе одеяла для женщин-заключенных.
Особое внимание следует уделять скорейшему захоронению умерших в тюрьме заключенных, устранению встречающихся недостатков и другим мерам по недопущению подобных случаев. Абу Юсуф обратил внимание главы государства на такие вопросы, как содержание подозреваемых или осужденных в тюрьмах без еды, пытки, присвоение тюремными чиновниками средств, выделенных заключенным, а также оставление умерших заключенных без захоронения на несколько дней, что становится причиной недовольства живых заключенных.
Основной причиной увеличения количества подозреваемых и обвиняемых в тюрьмах является несвоевременное рассмотрение уголовных дел государственным судом. «Преступник будет арестован, но его дело не рассматривается» [3, с. 199], − сетует автор. Он призвал главу государства к тому, чтобы имам или казий как можно скорее рассматривали уголовные дела на ежедневной основе, в результате чего некоторые преступники должны быть освобождены из тюрьмы с меньшими сроками наказания, не связанными с лишением свободы, или же те, кто признан невиновными, должны быть освобождены из тюрьмы.
Еще один примечательный факт: несмотря на то, что максимальный предел «хадда» в шариате в то время составлял 100 ударов плетью, в судебной практике наблюдалось 200 или 300 ударов, что удивило «казий уль-куззата», и он высказал мнение: «Определение такой меры наказания противоречит шариату», наряду с этим рекомендовал правителю принять меры по обеспечению строгого соблюдения закона судьями (казиями).
По нашему мнению, Абу Юсуф был сторонником безоговорочного подчинения процедурам, предписанным шариатом, а также справедливого назначения вида наказания, исходя из степени и характера общественной опасности каждого преступления. Хадис: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил применять "хадд" к тем, кто читает намаз» Абу Юсуф прокомментировал следующим образом: «Эти запреты сказаны в отношении видов наказания, по которым не применяется избиение плетью. Однако, по дошедшим до меня (Абу Юсуфа – М.Р.) сведениям, твои (Харуна ар-Рашида - М.Р.) губернаторы (имеется в виду имам или судья. - М.Р.) делают это без какого-либо приговора и независимо от назначенного наказания за преступление. Несмотря на то, большое или маленькое это преступление, так поступать в отношении преступника нельзя. Кто из заключенных совершил преступление, наказуемое хаддом, касас или таъзиром, он должен быть наказан таким же видом наказания» [3, с.199]
Эти слова указывают на необходимость особого подхода к квалификации преступлений.
Шариат требует очень осторожного подхода к определению наказания хадда (также называемого правом Аллаха). Это связано с тем, что при применении этого наказания «... нельзя требовать отмены определенного и точного предела» [3, стр. 200]. Но в сомнительных случаях «отменяйте ограничения, насколько сможете». Ибо сподвижники и их последователи говорили: «Лучше сделать ошибку в прощении, чем в наказании» [3, с. 200]. Это правило, по сути, напоминает презумпцию невиновности.
Абу Юсуф утверждает, что в исламском уголовном праве «... если дело не дошло до имама, большинство факихов (правоведов) разрешают ходатайство, то есть прощение». Он прояснил этот вопрос и выразил твердую позицию, что «если имам простит вора после того, как он был доставлен к имаму (судье), Аллах не простит имама». Для этого он в качестве доказательства приводит такое предание о халифе Хазрати Али (р.а.): «Да, он еще не был приведен к имаму. Если имам простит вора после того, как был доставлен к нему, то Аллах не простит имама» [3, хадис 317].
Абу Юсуф подчеркивает, что многие факихы (правоведы) решительно осуждали ходатайство, т.е. прощение, в сфере смягчения наказания «хадд» или отказа от него, и опасались этого. Он привел случай, когда курайшитской женщине, пойманной на краже, пытались оставить руку, не отрезая ее. Люди, стесняясь того, что среди них будет женщина с отрезанной рукой, попросили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы позволил выплатить компенсацию за грехи, не отрезав руку женщине, которая украла шелковую ткань из его дома. Пророк отказал в этом с мягким тоном, объяснив, что наказание хорошо для самой грешной женщины. Но из-за его кротости люди попросили сподвижника Усаму снова спросить его об этом. Однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассердился на Усаму и ответил: «Если бы Фатима, дочь Мухаммеда, сделала такое, как та женщина, Мухаммед отрубил бы ей руку» [3, 320].
Уголовные дела, связанные с назначением наказания «хадд», рассматривались султаном. Это подобно нынешним правилам, т.е. согласно действующим в настоящее время теоретическим и практическим нормам, уголовные дела, связанные с применением лишения свободы свысше 10 лет (особо тяжкое преступление), рассматриваются не судьями районных (городских) судов, а вышестоящими судами (областными и приравненными к ним судами или Верховным судом).
Еще одно правило, приведенное в книге «Китаб аль-Харадж», − принятие мер для доказательства вины лица, подозреваемого в совершении преступления. Согласно этому правилу, если подозреваемого заставляют признаться в краже, совершении тяжкого преступления, наказываемого «хаддом», или в убийстве, путем избиения, запугивания и угрозы, то такое признание не принимается, и нельзя отрезать руку или назначать другое наказание в соответствии с преступлением, в котором признался обвиняемый. Действительно, Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) сказал: «Если вы оставите человека голодным, запугаете и заключите его в тюрьму, он не сможет защитить себя от признания в том, чего он не делал» [3, 418]. Согласно другому преданию, Ибн Умар не использовал хадис, сказав: «Мы не отрежем ему руку, потому что он признался в краже после того, как ты избил его».
Абу Юсуф сказал халифу Харуну ар-Рашиду: «О повелитель правоверных, прикажи своим правителям не наказывать людей лишь из-за одного подозрения» [3, с. 235]. Из этих слов напрашивается вывод: перед назначением наказания за любое преступление обязательно нужно полностью подтвердить факт его совершения путем сбора доказательств. Чтобы прояснить этот вопрос, автор продолжает свою мысль и отмечает: «Организуется очная ставка обвинителя и обвиняемого. Если у обвинителя есть доказательства, подтверждающие вину обвиняемого, то приговор выносится на этом основании. В противном случае с обвиняемого потребуют поручителя и его отпустят. Если после этого обвинитель находит какое-либо доказательство против обвиняемого, тогда разбирательство будет продолжено. Если такого не происходит, то обвиняемого отпускают. То же самое делается и с заключенными, задержанными по подозрению, и с теми, кто их обвиняет» [3, с. 235].
По этому вопросу в качестве доказательства он приводит хадис о том, когда к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) привели человека, совершившего кражу, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Какова причина думать, что он вор?» [Хадис 3, 419]. Кроме того, Абу Юсуф приводит еще одно предание, согласно которому Хазрат Али (р.а.) сказал: двух человек, которые дали ложные показания о краже «я накажу вот так и так» [Хадис 3, 421], но свидетели, давшие ложные показания, скрылись, и Али отпустил подозреваемого.
Считалось, что если мусульманин украл собственность зимми или наоборот, зимми украл собственность мусульманина, будет применяться одинаковое наказание, как указано в шариате.
Хотя исламское право (фикх) как наука имеет универсальный характер без разделения на несколько ветвей, оно внутренне определяется как «закон передачи в суд приговоров (норм права – М.Р.), связанный с методами судейства и доказывания» [4]. Этот термин – «мурофаот» − свидетельствует, что особое внимание уделяется сбору и исследованию фактов.
В заключение следует отметить, что данная работа Абу Юсуфа, в которой рассматриваются многие вопросы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, заслуживает дальнейшего изучения учеными-правоведами как отдельный объект исследования и первоисточник. В самом деле, нет никаких сомнений в том, что «Китаб аль-Харадж» сыграл ключевую роль в создании каждого источника, написанного в исламском праве (шариате) после него, а также в создании законов того периода, основанных на них.
(Выражаем благодарность Азизе Манноповой, научному сотруднику Международной исламской академии Узбекистана, за ее помощь в переводе «Китаб аль-Харадж» Абу Юсуфа на узбекский язык.)
1. Абу Юсуф. Китаб аль-Харадж / Подготовлена к печати Мухаммадом Ибрагимом Аль-Банно. - Каир: Дор-ус-салом, 2017. − 380 с.
2. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на церемонии открытия 43-й сессии Совета министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества // газета «Народное слово» − 2016. - 19 окт.
3. Аминов Х., Примов С. История, источники и терминология ханафитской юриспруденции. − Т.: Мовароуннахр, 2017. − 400 с.
4. Большая энциклопедия фикха. Первый жуз / руководитель проекта Мубашир Ахмад. − Т.: Азан китоблари, 2020. − 44 с.