В статье рассматривается образовательный процесс как деятельность, ориентированная на индивидуальное сопровождение обучающихся с учетом их личностных особенностей и потребностей. Особое внимание уделяется необходимости взаимодействия психолога и обучающегося, целью которого является изучение ресурсов обучающегося с последующим обозначением целевых установок процесса обучения в образовательной организации. Приведены основные критерии организации образовательной деятельности, обеспечивающие развитие субъектности детей. Сделан вывод о том, что сотрудничество психолога-педагога с участниками образовательного процесса способствует личностному саморазвитию обучающихся.
саморазвитие, психолого-педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, дополнительное образование детей
Образовательное пространство окружает человека с рождения, сопровождает деятельность на протяжении всего жизненного пути.
Рассматривая образовательный процесс, наше внимание, в первую очередь, направлено на наиболее значимую фигуру в широком спектре образовательной деятельности – деятельность обучающегося.
В настоящее время характерной чертой обучения становится ориентация на индивидуальную поддержку каждого ребенка в условиях образовательных организаций (психолого-педагогическое сопровождение), через оказание поддержки со стороны психологов-педагогов. В настоящее время вопросы теоретико-методологического обоснования подходов к организации педагогического сопровождения саморазвития детей и определение вариантов их воплощения в образовательной практике представляют научных интерес для многих исследователей [11].
Педагогическое сопровождение ребенка заключается в совместном определении целей, имеющихся возможностей, интересов, а также в поиске и преодолении препятствий, мешающих процессу учебной деятельности ребенка; его жизнедеятельности.
Сама идея сопровождения (от англ. «guidance») возникла как практическое воплощение идеи гуманизма и концепции образования личности. В наши дни актуальны разные формы и уровни сопровождения. Исследование гуманитарной личностно-ориентированной образовательной парадигмы (Л.Н. Бережнова, Л.М. Шипицына, М.Р. Битянова, О.С. Газман, Е.И. Казакова, М.С. Полянский, И.В. Серебрякова, И.А. Липский, И.Э Куликовская, Л.Г. Субботина, Т.В. Глазкова, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, И. Ромазан, Т. Чередникоква, А.А. Деркач, Е.А. Козырева и др.) показывают, что применение термина «сопровождение» продиктовано необходимостью подчеркнуть ценность индивидуального стиля деятельности, значимость личного опыта человека, в том числе детей и педагогов, и его самостоятельность в принятии решений.
Ю.В. Слюсарев, анализируя исследования различных взглядов авторов на понятие «сопровождение» в контексте психолого-педагогического подхода, отмечает, что некоторые исследователи не используют понятие «сопровождение», заменяя на термин «поддержка» и рассматривают его как образовательную деятельность, образец и педагогический опыт (Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин) [9].
Ю.В. Слюсарев [9, с. 5] использовал понятие «сопровождение» для обозначения недирективного способа оказания психологической помощи здоровым людям с целью «не только укрепления или дополнения, но и развития и саморазвития самосознания личности», помощи, запускающей механизмы самосознания и активизирующей собственные ресурсы человека.
В работе Е.И. Казаковой [10] понятие «сопровождение» трактуется как образовательная технология, основанная на системном подходе и лидирующая позиция которой базируется, прежде всего, на внутреннем развитии потенциала субъекта. По мнению Е.И. Казаковой, сопровождение − это сложный процесс взаимодействия между сопровождающим и сопровождаемым лицом, результатом которого являются достижения в развитии ребенка, помогающие ему в жизненных ситуациях принятия решений. Процесс сопровождения действует как система последовательных действий, которые позволяют субъекту нести ответственность за его выполнение (реализацию).
М.Р. Битянова пишет, что сопровождение это движение вместе с ребенком, рядом, а иногда и чуть впереди, где взрослый фиксирует достижения и трудности, помогает советами ориентироваться в окружающем мире, не пытается контролировать, навязывать его собственные пути и ориентиры, помогает ему вернуться на свой собственный путь [2, с.7].
Также сопровождение рассматривается как процесс опосредованного или прямого взаимодействия взрослого и ребенка (А.К. Колеченко).
Л.М. Шипицына рассматривает сопровождение как метод, идеологию, процесс и деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, а также как цель и способ организации педагогического процесса. Современные исследователи психологического сопровождения ставят перед собой цель сохранения и поддержания психического здоровья детей в процессе развития обучающихся (Е.А. Козырева).
Н.А. Бердяев отмечает, что человек ощущает потребность в самостоятельных изменениях, может и должен реализовывать эти изменения через качественную трансформацию собственных характеристик и креативных контактов [1, с. 9].
Недостаточная сформированность компонентов самоосознания, самоуправления и самоорганизации − основная причина возникающих трудностей, − пишет Е.В. Терещенкова. Неразвитый компонент самоосознания не позволяет реализовать целеполагающую функцию. Не совсем адекватно сформированная составляющая самооценки указывает на самодостаточность студентов [12].
В этой связи важно корректно организовать работу с детьми в организациях дополнительного образования, чтобы обучающиеся могли проектировать развитие своих личностных качеств и в дальнейшем реализовывать свои проекты в контексте организации образовательной среды, в которой осуществляется работа с целью формирования позитивных ценностных ориентаций личности. Тьюторское сопровождение учащихся при организации проектной деятельности школьников, а также методы передачи ценностей культуры подробно раскрыты в работах Яковлева С.В., например, [13].
Разработка проектов саморазвития детей рассматривается как возможная в контексте организованного педагогического сопровождения, которое методологически опирается на механизмы, законы и принципы в рамках рефлексивно-ценностного подхода. В этом контексте имеется в виду построение проекта жизни обучающегося на основе сформированных ценностей. Обоснование педагогического сопровождения саморазвития детей на основе рефлексивно-ценностного подхода восходит к сущности саморазвития как процесса, строящегося на основе сформированных личностных, социальных, глобальных ценностей. Формирование у ребенка ценностных смыслов и построение им проекта своей жизни − важная задача педагогического сопровождения. В дополнительном образовании ребенок имеет возможность самореализации в разных видах деятельности, что сопряжено с задачей формирования творческой личности, способной преобразовывать себя и окружающий мир, развиваться и самосовершенствоваться [8, с.132].
Дополнительное образование позволяет реализовать субъективную позицию ребенка, и отношения между учителем и ребенком в основном носят характер сотрудничества.
В процессе сопровождения саморазвития педагоги должны принимать во внимание закономерности формирования качеств ребенка, которые раскрываются в педагогике индивидуальности.
О.С. Гребенюк отмечает, что появление нового компонента педагогики предполагает появление новых принципов. К ним относятся следующие:
- Принцип реальности человеческого бытия: каждый сам добивается своих целей;
- антропологический принцип: уважение человеческого достоинства, потребностей и интересов. Этот принцип побуждает нас исследовать индивидуальность человека в целом и способствовать развитию его основных способностей.
- принцип самореализации: речь идет не о «проектировке личности» (А.С. Макаренко), а о признании разносторонности человека и его способности определять свою жизнь, свои взгляды, свою деятельность и свое поведение самостоятельно. Педагог должен действовать в интересах ребенка, развивать его личность, осознавать свою роль помощника, а не руководить им;
- принцип мотивации: формирование целостной мотивации, способствующей самосовершенствованию индивидуальности ребенка;
- принцип свободы независимого развития ребенка. Суть принципа заключается в том, что ребенок − личность, он имеет право действовать так, как считает нужным, самостоятельно реагировать на обстоятельства, а также имеет право на чувство собственного достоинства;
- принцип целостности: формируются не отдельные личностные качества, происходит становление целостной личности. Для этого необходимо гармонично развивать все сферы ментального мира человека, интегративные личностные и психические качества [3, с.15].
Ведущей мотивацией качественного, успешного саморазвития личности должна стать не внешняя социальная среда, а внутренняя опора ребенка.
Чтобы установить процессы саморазвития на доминирующую позицию необходимо организовать следующие условия:
− осознание личностью своих возможностей перспективного развития, формулировка достижимых целей и задач;
− участие в деятельности, ориентированной на творческое развитие, опыт успеха;
− адекватные методы и стиль внешних воздействий: условий воспитания и уклада жизненной деятельности.
Мы видим возможности педагогического сопровождения саморазвития детей особенно ярко в условиях дополнительного образования, поскольку оно построено на принципах, гарантирующих развитие субъективности и детских предположений:
- свободный и добровольный выбор направления и вида деятельности, содержания, объема, темпа усвоения обучения;
− подчинение природе и учет индивидуальных потребностей ребенка;
− защита и принятие индивидуальных интересов детей;
− отсутствие единых универсальных стандартов, жесткая регламентация образовательного процесса, что создает благоприятные условия для успеха, новаторства, творчества, инициативы, самовыражения;
− сотрудничество детей и взрослых в рамках детско-взрослого событийного сообщества;
− доминанту в образовательном процессе установки на индивидуальный опыт продуктивной деятельности и учения с учетом свободного выбора, интересов всех участников объединения, но с четким определением ответственности каждого вовлеченного в совместную деятельность, живую коммуникацию и межличностные взаимоотношения [5]. Основываясь на возможностях образовательной среды дополнительного образования детей, в качестве целевой функции дополнительного образования позиционируется формирование готовности подростков к саморазвитию [6].
Рассмотренные выше подходы решают задачи сопровождения обучающихся. Целью их психологического и педагогического сопровождения является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии со стандартом развития в соответствующем возрасте), а их задачами − предотвращение возникновения проблем в развитии; помощь в социализации (преодоление трудностей в обучении; выбор образовательной и профессиональной стези, в личностном развитии, решении актуальных учебных проблем, отношениях со сверстниками, родителями, учителями); психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
В массовом образовании посредством организации педагогического сопровождения ставится задача сформировать ответственную, независимую и социально мобильную личность, способную к эффективной социализации в обществе. При взаимодействии с обучающимися существенным признаком психологического сопровождения является создание условий для перехода человека к самопомощи; это не «исправление недостатков и переделка», а опора на собственные силы, поиск скрытых ресурсов человеческого развития. С педагогической точки зрения упор делается на формирование учебных навыков, содержанием становится организация деятельности учащегося [3].
В заключение можно сделать вывод, что саморазвитие обучающихся в организациях дополнительного образования детей необходимо поддерживать путем педагогического сопровождения, которое заключается в совместном с ребенком определении целей, имеющихся возможностей и интересов, что в дальнейшем ведет к развитию самостоятельной и социально-мобильной личности.
1. Бердяев, Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии [Текст]/Н.А. Бердяев - Москва, 1991.
2. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] ]/М.Р. Битянова // Москва, − Совершенствование., − 2000.
3. Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Основы педагогики индивидуальности [Текст] : учебное пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Калининград, 2000. - 572 с.
4. Зволейко, Е.В. Сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагог [Электронный ресурс]/Е.В.Зволейко// Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. − 2010. − №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-kak-osnovnaya-strategiya-deyatelnosti-spetsialnogo-psihologa-i-pedagoga
5. Иванова, И.В. Неформальное образование - инвестиции в человеческий капитал [Текст] / И. В. Иванова // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 390. - C. 179-184.
6. Иванова, И.В. Формирование готовности подростков к саморазвитию как целевая функция дополнительного образования [Текст] / И. В. Иванова // Воспитание школьников. - 2018. - №6.- С. 27− 34.
7. Казакова, Е.И. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения [Текст] /Е.И. Казакова // Школьный психолог. − 1998. − № 48. − С. 2-3.
8. Рожков, М.И., Иванова И.В. Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования [Текст] /М.И. Рожков, И.В. Иванова // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 4.- С.132.
9. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности [Текст] /Ю.В. Слюсарев// Санкт-Петербург, − 1992. − C. 16.
10. Содномова, Н.Б., Посходиева Д.В. Теоретические подходы педагогического сопровождения инклюзивного образования дошкольников [Текст]/Н.Б. Содномова // Вестник БГУ. − 2010. − №1.
11. Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков [Текст]: монография / И.В. Иванова, М.И. Рожков, Т.В. Машарова, Л.В. Байбородова, Т.В. Лушникова; под ред. И.В. Ивановой. − Москва: РУСАЙНС, 2020. - 132 с.
12. Терещенкова, Е.В., Аксенова С.С., Вязовская С.В. Личностное саморазвитие обучающихся: результаты опытно-экспериментальной работы [Электронный ресурс]/Е.В. Терещенкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 171-175. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/54294.htm.
13. Яковлев, С.В. Тьютор и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей : Монография // С.В. Яковлев под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд. испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 72 с.