Профессиональная стрессоустойчивость сотрудников отдела охраны уголовно-исполнительной системы
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Доминирующим мнением об организационных изменениях в среде сотрудников является концепция о том, что стресс и противодействие стрессу – два независимых друг от друга явления, и что они являются экстренными и естественными реакциями на организационные изменения. В нашей статье предлагается модель организационных изменений, которые рассматривают стресс как посредника между организационными изменениями и сопротивлением изменениям. Согласно этой модели, стресс и сопротивление не являются неизбежными реакциями на организационные изменения. Правильней будет узнать, что делает организационные изменения стрессовыми или чувствительными к сопротивлению сотрудников. Предполагается внедрение стратегии снижения негативного стресса и противодействия ему, а также увеличение эффективности положительного стресса и, как следствие, положительных результатов для здоровья среди сотрудников, адаптирующихся к возникающим изменениям. Сотрудники исправительных учреждений потенциально подвергаются большему количеству факторов риска на рабочем месте, поскольку они выполняют своеобразную миссию по внесению вклада в общественную безопасность, активно помогая правонарушителям стать законопослушными гражданами. К числу основных факторов, оказывающих деструктивное влияние на эффективность профессиональной деятельности сотрудника УИС, представляется необходимым отнести следующие: нехватка материальных и человеческих ресурсов, конфликтогенность общения с осужденными, чувства тревоги, обусловленные профессиональной деятельностью. В качестве защитных факторов целесообразно отметить меры социальной поддержки в пенитенциарной среде, а развитие позитивных копинг-стратегий обуславливают улучшение уровня подготовки офицеров. Как итог, длительный рабочий стресс может привести к выгоранию на рабочем месте и ему присуще чувство истощения, цинизма, отстраненности, неэффективности и отсутствия личных достижений. И рабочий стресс, и эмоциональное выгорание вкупе могут привести к снижению приверженности сотрудников основной идеологии учреждения и, соответственно, к снижению продуктивности служебной деятельности.

Ключевые слова:
профилактика стрессов, профессиональный стресс, стрессоустойчивость сотрудников УИС, психическая устойчивость, психическое сопротивление стрессорам, социальные стрессы, служба с оружием
Текст

Актуальность. На современном этапе развития современного общества стресс, как социально-психологическое явление, неотъемлемый его атрибут, главным фактором которого являются информационные перегрузки актуальные в настоящее время. Ситуация усугубляется вдвойне для мест лишения свободы, поскольку для данных условий стресс неотъемлемый атрибут профессиональной деятельности. По данным С.А. Тарасовой, 90% сотрудников испытывают напряжение в связи с постоянной готовностью к физическому противоборству с осужденными, 60% ощущают высокую степень риска за своё здоровье и жизнь в связи с опасными условиями деятельности[5].

Проблема. По О.В. Лозгачевой, стрессоустойчивость не что иное, как комплексное свойство. Уровень адаптации обеспечивается факторами кумулятивными (внешними и внутренними) и экстремальными. Необходимый уровень обеспечивается активацией внутренних ресурсов человека и его психики и напрямую влияет на функциональное состояние и работоспособность человека [4].Б.Х Варданян и С.В. Субботин сходятся во мнении, что стрессоустойчивость можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны как свойство, а с другой как характеристику, от которых зависит система постоянства личности и результат (соответственно). Следовательно, мы можем говорить о таком понятии как двойственность, по отношению к стрессоустойчивости [3].А.А. Бородина подразумевает под стрессоустойчивостью комплекс индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих оптимальное взаимодействие субъекта с окружающей средой. Сам стресс может быть дезорганизующим или мобилизирующим. Для сотрудников уголовно-исполнительной системы значимой проблемой является уровень конструктивного взаимодействия с агрессивно настроенной средой осужденных [1].С.С. Бужинский говорит о том, что стрессоустойчивость является важнейшим критерием профессиональной компетентности служащих специальных учреждений, поскольку эффективность сотрудника зависит от психологической устойчивости к неизбежным стрессовым нагрузкам. Ведущим неблагоприятными факторами влияющим на уровень стресса являются переживания сотрудником угрозы жизнью и здоровью, высокая степень ответственности, непредсказуемость ситуаций, тяжелейшие условия труда, невозможность оказать необходимую помощь нуждающимся, информационный дефицит [2]. Важность исследований стресса подчеркивается тем фактом, что несколько исследований показали, что повышенный стресс на работе снижает уровни удовлетворенности и организационной приверженность, а также увеличивает выгорание сотрудников на местах  [6].

Методика исследования. Это исследование было направлено на изучение различных факторов, вызывающих стресс в исправительных учреждениях у сотрудников отдела охраны, его последствия и методы преодоления стресса, используемые сотрудниками. Цель исследования заключались в том, чтобы выявить факторы, вызывающие стресс, проанализировать результаты, раскрыть основные стратегии, используемые для преодоления стресса, и определить полезность этих стратегий выживания. Всего в исследовании приняли участие 179 сотрудников, проходящих службу в учреждениях УФСИН России по Вологодской области. Испытуемые проходят службу в отделах охраны учреждений области, они непосредственно осуществляю несение службы с оружием. В выборку включены сотрудники рядового и младшего начальствующего состава. Возраст участников исследования составил от 20 до 49 лет. Все испытуемые имеют разный уровень образования. В соответствии с задачами исследования применялись следующие методы: тестирование, методы математико-статистической обработки данных (коэффициент корреляции Пирсона), методы качественного и количественного анализа результатов исследования.  В качестве диагностического инструмента использовалась следующая методика:

Разработанный в 1989 году К. Карвером, М. Шейером и Дж. Вейнтраубом (C.S. Carver, M. F. Scheier, J. K. Weintraub) опросник совладания со стрессом COPE. Опросник содержит 16 пунктов, в которых участников просят указать, как часто они обычно используют определенный стиль борьбы со стрессом.  Сотрудники исправительных учреждений давали ответы, используя пятибалльную порядковую шкалу со следующими вариантами: «никогда», «редко», «иногда», «часто» или «всегда» (с оценкой от 1 до 5, соответственно).

Результаты эксперимента. В настоящем исследовании предпринята попытка проиллюстрировать, что стресс, вызванный работой в учреждениях УИС, может являться результатом профессиональных особенностей служебной деятельности. Каждому сотруднику свойственны свои способы борьбы со стрессом. Стрессовое состояние следует рассматривать в разрезе институциональной проблемы, затрагивающей весь персонал исправительного учреждения. Стресс определяется как особое отношение между человеком и окружающей средой, которое оценивается личностью как заимствование и превышает его ресурсы, одновременно с этим ставя под угрозу его благополучие. Иными словами, не только характеристики факторов окружающей среды, но также и восприятие человеком требований окружающей среды, его приспособление, ресурсы, его источники и вид социальной поддержки важны для определения стресса. В таблице 1 представлены эмпирические  данные, отражающие ведущие копинг-стратегии сотрудников пенитенциарных учреждений. 

 

Таблица 1 Результаты исследования

с помощью опросника совладания со стрессом

Копинг-стратегия

Минимум

Среднее

Максимум

Значение

Стандартное отклонение

Избавление от проблемы

1

3

5

3,47

1,10

Выпустить эмоции

1

3

5

2,65

0,99

Получить поддержку семьи

1

3

5

3,20

1,25

Обратиться за советом

1

3

5

3,17

1,10

Поиск духовной помощи

1

5

5

3,38

1,14

Ждать, не усердствовать

1

4

5

3,58

1,01

Эмоционально иссякнуть

1

2

5

2,40

1,04

Выполнить физические упражнения

1

3

5

3,52

1,07

Использовать алкоголь, сигареты

1

1

5

1,89

1,24

Увидеть проблему в ином свете

1

3

5

3,42

0,99

Самокритика

1

2

5

2,47

1,04

Придумать стратегию выхода

1

4

5

3,78

0,96

Посетить терапию

1

1

5

1,61

1,07

Сходить в кино, посмотреть телевизор, читать, спать

1

3

5

4,13

1,30

Научиться жить с этим

1

3

5

3,28

1,05

Заняться медитацией

1

3

5

2,48

1,34

 

Обсуждение результатов. Результаты, отображенные в таблице 1 демонстрирует, что доминирующим методом в борьбы со стрессом используются походы в кино, просмотр телевизора, чтение книг или просто сон (средний балл 4,13). Вместе с этим ими указывается тот факт, что они реже обращаются за терапией (психологической помощью), средний балл по данному показателю составляет 1,61. Так же минимум опрошенных с целью борьбы со стрессом употребляют алкоголь либо курят  (средний балл 1,89). Следует отметить, что полученные эмпирические результаты могут являться самооценкой способов копинга, поэтому полученные результаты могут быть несколько искажены в зависимости от их открытости, от того, на сколько люди готовы сообщать информацию о своем эмоциональном состоянии.

Выводы. Сотруд ники исправительных колоний и следственных изоляторов являются теми людьми, которые одновременно и находятся на передовой, и являются центральным и связующим звеном  исправительной системы. Они несут ответственность за поддержание порядка и безопасности в тюремной среде. Кроме того, для осужденного, сотрудник, как правило, является первым контактом с внешним миром, способным организовать его взаимодействие с родственниками или правозащитниками. Другая причина, по которой  сотрудники имеют такое существенное влияние на осужденных, заключается в том, что они обычно являются первым и, возможно, единственным источником социальной поддержки.  Содержание в пенитенциарном учреждении априори является стрессовым событием, а социальная поддержка считается важным фактором влияния на стресс.  Как правило, имея достаточную и удовлетворительную социальную поддержку, осужденные имеют меньше психологическим проблем, таких как беспокойство и депрессия.  Таким образом, социальная поддержка защищает людей от негативных последствий стрессовых жизненных событий. 

Данное исследование проиллюстрировало, что стресс от работы в колониях и следственных изоляторах может быть именно продуктом профессии.  У каждого сотрудника есть свои способы борьбы со стрессом.  Фундаментальная проблема может заключаться в том, что работа сотрудника исправительного учреждения создает стресс, а не обязательно является следствием некоторых внутренних недостатков в каждом отдельном сотруднике исправительного учреждения. Хотя и нецелесообразно снимать все стрессы именно на рабочем месте для сотрудников исправительных учреждений, возможно проведение профилактических и просветительских мероприятий среди них. Это поможет сотрудникам вести более здоровую и счастливую жизнь. Некоторые офицеры хорошо разбираются в своей профессии и обладают сильным внутренним «стержнем», что позволяет им контролировать свои стрессовые и жизненные события. Стресс в этой среде не должен рассматриваться как отдельная проблема. Он является частью сложных организационных моментов, а не слабостей сотрудников. Исследование также показало, что стресс усугубляется по мере увеличения стажа работы в системе. По мере того как неопределенность рабочего процесса сотрудников исправительных учреждений возрастала, также усиливался и их уровень стресса. Вместе с этим был установлен тот факт, что административные решения оказывают серьезное влияние на уровень стресса персонала. Стресс не только влияет на сотрудника исправительного учреждения лично, но в большей степени влияет на социальные и бытовые вопросы. Существуют и положительные моменты при возникновении стрессовых состояний. Стресс в любом роде занятий и образе жизни при наличии на небольшом уровне может оказывать оздоровительное и продуктивное влияние.  Он может быть стимулом для решения проблем на работе и лучшего решения сложных проблем. Именно когда стресс становится чрезмерным и выходит из-под контроля, он становится опасным и может привести к явлению, называемому «эмоциональное выгорание». Предполагается, что большинство стрессов может быть связано не с непосредственным несением службы, а с отсутствием поддержки со стороны администрации учреждения, похвалы за хорошо выполненную работу.

Считается, что многие проблемы, связанные со стрессом, можно исправить, если сотрудники исправительных учреждений знают, как правильно преодолевать стресс. Когнитивная оценка и процесс преодоления, используемый сотрудниками исправительных учреждений, обычно определяют, развиваются ли реакции на психологический стресс. У сотрудников исправительных учреждений есть много способов позитивно справиться со стрессом. Некоторые из доступных способов - это поиск поддержки, использование методов релаксации, оценка образа жизни, планирование, религия, когнитивная реформация, управление временем и выбор здорового образа жизни. Отсутствие поддержки отрицательно влияет на работу и производительность и может создать среду, в которой они чувствуют, что не могут рассчитывать на своих коллег. Сотрудникам исправительных учреждений, порой, может просто потребоваться чувствовать, что их коллеги сочувствуют им, даже когда ситуации кажутся обыденными. Сотрудники могут рассматривать коллег-офицеров в качестве источника поддержки. Поддержка смягчает ролевой конфликт, стресс на работе, неудовлетворенность работой и выгорание. К способам преодоления стрессов можно так же отнести и методы релаксации. Обычно техника релаксации включает медитацию, глубокое дыхание, йогу и простую фокусировку. Каждая из техник доказала свою эффективность в снижении физического и психического стресса. Эти процедуры можно практиковать дома или на работе, не вмешиваясь в рабочий процесс. Одной из наиболее приемлемых техник релаксации при снижении стресса является дыхание. Когда сотрудники испытывают стресс, их дыхание становится более поверхностным, потому что они обычно впускают в легкие лишь небольшое количество воздуха. Когда клеткам мозга не поступает достаточное количество кислорода, это может привести к гипоксии и другим серьезным заболеваниям. Когда работники учатся правильно дышать, несколько раз глубоко вдыхая, чтобы заполнить легкие, это приводит к расширению брюшной полости наружу, а затем контролируя выдох, они могут уменьшить количество стресса, который они испытывают в этот конкретный момент. Научиться правильно дышать может быть столь же важным, как и совершать регулярные физические упражнения. Следующий аспект преодоления это оценка образа жизни. Сотрудники исправительных учреждений должны постоянно оценивать и пересматривать свои цели или другие части своей жизни, которые помогают им справляться со стрессовыми ситуациями. Лучшим способом для сотрудников исправительных учреждений является сосредоточение на том, чтобы составить список стремлений и  достижений в течение своей карьеры в качестве сотрудника, а так же  в личной жизни.

Когда сотрудники исправительных учреждений не имеют необходимых ресурсов для оптимального выполнения своей работы (например, нехватка персонала, нехватка или недостаточное оборудование рабочего места), большая часть испытывает высокий уровень стресса. Индивидуальные характеристики могут смягчать его последствия  на рабочем месте, но, тем не менее, они редко бывают полезны против постоянных социальных стрессоров. Социальный стресс приводит к ряду физиологических изменений, которые опосредуют его связь с физическим здоровьем. В краткосрочной перспективе физиологические изменения, описанные ниже, являются адаптивными, так как позволяют организму в состоянии стресса справляться лучше. Нарушение регуляции этих систем или их повторная активация в течение длительного времени может оказывать пагубное влияние на состояние здоровья. Изменения могут коснуться симпатической нервной системы, гипоталамо-гипофизарной системы, различные воспалительные процессы. Учитывая взаимосвязь между этими физиологическими системами, социальный стресс может также косвенно влиять на здоровье посредством воздействия на конкретную физиологическую систему, которая, в свою очередь, влияет на другую физиологическую систему, что в свою очередь, отражается и на общем психологическом фоне человека, психологических проблемах, таких как депрессия, тревожность. Он так же может оказывать лонгитюдный эффект.

Список литературы

1. Бородина А.А. В сборнике: Пермский период. Сборник материалов VI Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов. Пермь. - 2019. С. 49-50.

2. Бужинский С.С. Стрессоустойчивость как фактор профессиональной компетентности служащих специальных учреждений в зависимости от стажа работы.//Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. Институт педагогики, психологии и социальной работы. Российская Федерация, г. Магнитогорск. С. 78-96.

3. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости//Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы.-М.,1983.-С.542-543.

4. Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации. // дис. …канд. психол. наук: Екатеринбург , 2004. - С. 158.

5. Тарасова С.А. Психология сотрудников УИС: личность, общение деятельность// :учебное пособие. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России,2007г.С. 2-6.

6. Уолтерс, Дж. Влияние трудовых ресурсов на стресс на работе в исправительных учреждениях. Журнал наркомания и консультирование правонарушителей, 1999 г., С. 26-34.

Рецензии
1. Профессиональная стрессоустойчивость сотрудников отдела охраны уголовно-исполнительной системы Авторы: Мальцева Татьяна Вячеславна


Войти или Создать
* Забыли пароль?