с 01.01.2017 по настоящее время
ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ОКСО 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
ББК 60 Общественные науки в целом
Правовая информация оказывает непосредственное воздействие на развитие правовой системы. C приобретением правовой информацией такого качества как доступность общественности, она в значительной степени стала способствовать улучшению правовой системы, так как позволяет, осуществлять анализ правовой действительности с различных точек зрения, способствуя изменению существующих проблемных зон, а также определяя перспективы развития правовых систем. Однако, не смотря на всю значимость, в условиях современности отсутствует единообразие к определению понятия правовой информации, а также основных признаков правовой информации.
информация, правовая информация, правовая система, правовая сфера, нормы права, процесс правотворчества
В современном обществе одним из основных источников формирования правовой системы, а также правовой культуры является правовая информация. Современный человек, группы, общество в целом, каждый день встречаются с огромным массивом правовой информации, данная информация закладывает различные варианты правового сознания личности. Наиболее яркими примерами могут служить такие направления, как правовой нигилизм, предполагающий негативное или скептическое отношение к праву; правовой инфантилизм, представляющий собой форму искажённого правосознания, при котором наблюдаются пробелы в правовых знаниях, установках; или правовой идеализм, при котором наблюдается убеждённость или даже сакральность права, как высшей силы способной решить все социальные проблемы. Вследствие чего, для реализации стабильности общества, устойчивости правовой системы государства, очень важный фактор, в сфере правовой информации проявляется в качестве представленной правовой информации.
Развитие теории правовой информации относят к 70-80 годам прошлого столетия, в связи, с чем в теории постепенно появились термины, ставшими на сегодняшний день общеупотребимыми, такие как "информация", "информационная сфера", "информационные процессы". При этом отметим, что общего и закреплённого понятия “правовой информации” в законодательстве и нормативных актах Российской Федерации до сих пор не разработано. Но существуют различные точки зрения понимания данного явления, которые в свою очередь раскрывают различные сферы понимания содержания данного явления.
Одним из первых теоретиком права, давших определение правовой информации является А.Б. Венгеров, в своей монографии, “ Право и информация в условиях автоматического управления (теоретические проблемы)”[1], написанной в 1978 году, он останавливается на то, что правовая информация есть данные содержащиеся в нормативно-правовых документах, а также их аналогов, находящихся в справочно-правовых системах. Однако на сегодняшний день, мы можем говорить о том, что это определение не достаточно раскрывает данное явление и по своей сути является узким по содержанию.
Совершенно иной точки зрения придерживался теоретик права Москвин С.С., который в своих трудах определял широкую сторону понятия «правовой информации». Под данным явлением он понимает, всю информацию, исходящую из правовой сферы, включая результаты научной деятельности учёных-правоведов, и юристов практиков[2]. Такой же точки зрения придерживались Маковский А.Л., Новиков Д.Б., Силкина А.В., Симбирцев А.Н., в Концепции системы классификации правовых актов. В данном научном труде, они определили правовую информацию, как всю систему правовых актов с имеющимися в них нормами права, связанными с этими нормами научный и справочный материал, охватывающих все сферы правоприменительной и правовой деятельности[3].
В тоже время теоретик права Гаврилов О.А. причислял к правовой информации любую информацию, содержащуюся в правовой сфере, необходимую для решения практических задач органами исполнительной власти, для защиты прав и свобод личности[4].
Каждое из перечисленных мнений, несёт в себе определённую точку зрения понимания данного явления, но, к сожалению не одна из них на сегодняшний день не может считаться превалирующей по своему содержанию. Поэтому для определения данного понятия, обратимся к содержанию правовой информации, при этом обратив особое внимание на признаки данного явления. Подчеркнём, что для реализации данных целей, автор данной работы будет исходить из признаков информации в целом, в первую очередь это связано с тем, что правовая информация, является одной из частей и основных отраслей информации.
Информацией по своей природе являются сведения, независимыми от формы их представления, отражающими объект или определённое явление, сохранившийся в сознании человека в виде сложившегося образа. Обратим внимание, что любая информация исходит от определённого объекта действительности явившимся образом в сознании человека, преобразованного им в определённую форму[5]. Исходя из общего определения понятия информация, и определения природы данного явления, обратимся к природе зарождения правовой информации, обратим внимание, что первостепенным элементом, появления информационных признаков права связано с правовыми нормами, которыми и являются основным носителем правовой информации. Нормы права с информационной точки зрения выступают информационной базой о должном, дозволенном субъектами права, в том числе и полностью запрещённых действиях, об обстоятельствах при которых могут быть нарушены те или иные правовые нормы, а также определённых санкциях государства за нарушение установленных норм.
Правовая информация проявляется в трёх взаимосвязанных структурных признаках. Первостепенно, остановимся на исторически сложившемся признаке, который является основным источником и фактором формирования правовой информации, под данным признаком учёные указывают правовую действительность. Правовая действительность является неотъемлемой частью воспроизводства права, ведь правовые нормы, признанные к реализации интересов отдельного человека, группы, общества в целом, государства должны находиться в постоянном взаимодействии и развитии с общественными реалиями. Следует отметить, что общественные реалия, в данном контексте рассматриваются в широком смысле, т.е. это любая окружающая человека обстановка событий или явлений, нуждающиеся в нормативном регулировании или уже урегулированных правом. Соответственно, право берет свои истоки из сложившейся общественной обстановки, обратим внимание, что конфликт существующих интересов становится по своей сути лишь фактором определяющим необходимость принятия определённых правовых норм.
Следующий немаловажный признак правовой информации проявляется в форме воспроизводства данной информации, которая обычно закрепляется законодателем в различных источниках права, таких как законы, кодексы, нормативные акты, указы, эдикты и т.д. Отметим, что для действия норм в общественной жизни необходимо соблюдение законодателем признаков норм права, выражающихся в таких признаках как высокая степень абстрактности и формальная определённость норм. Высокая степень абстрактности норм выражается в обобщённости нормы, связано это с тем, что нормы подразумевают под собой их многократное применение при меняющихся реалиях общественной жизни. Формальная определённость представляет письменное закрепление нормы, с соблюдением установленных реквизитов на материальном носителе информации. Стало быть, деятельность законодателя проявляется в созданных им нормах, которые являются проявлением государственной воли, в виде абстрактных образов норм права, в результате сложной законодательной системы принятия данной нормы для общего пользования, она приобретает определённою форму регламентации.
Последним признаком правовой информации, частично затронутом в предыдущем абзаце, является правосознание законодателя. Правосознание в данном случае выступает как накопительная база, форм общественного сознания, представляющих собой интеллектуальную деятельность не только парламентария или профессионального работника законотворческих органов, но и мнения юристов, учёных, практикующих работников, систем исполнительной власти. Отметим, что при формировании норм права, одним из определяющих значений является правотворческое сознание законодателя, которое складывается на основе постоянно изменяющейся общественной действительности.
На основе выделенных признаков, можно сделать вывод, правовая информация, исходя из сущности определения информации, представляет собой, выраженные в определённой форме нормы права, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности законодательных органов, созданных в результате сложившейся правовой действительности.
Следует отметить, что, несмотря на актуальность проблемы правовой информации и ее значимость в современном мире, проблема ее классификации, на сегодняшний момент остаётся открытой, нет точного нормативного закрепления определённой систематизации видов правовой информации. Вследствие чего, автором данной работы предлагается проанализировать предложенные различными учёными - теоретиками точки зрения по систематизации видов правовой информации.
Одной из них, является систематизация, Азизова Р.Ф., который в своей работе систематизировал правовую информацию на следующие группы:
-
Информация историко-теоретического характера (гносеологии, антологии, аксиологии, антропологии права);
-
Информация инструментального характера отраслевой теории права;
-
Информация, получаемая в процессе правотворчества и право реализации;
Рассматривая правовую информацию по различным критериям, он особо уделил внимание следующим видам систематизации правовой информации: по нормативности; по источникам выражения; по форме носителя; и по форме допуска[6].
Систематизация правовой информации по признаку нормативности, подразумевает под собой ее деление на нормативную и ненормативную правовую информацию. Особо подробно данный вид разбирает в своей работе Кретова Е.А., которая подчёркивала, что по своей природе нормативная правовая информация исходит от норм права, которые издаются на различных уровнях государственной власти: на федеральном, на региональном, местном уровне власти, а также уровне государственного международного сотрудничества. Ненормативная правовая информация, берет свои истоки из официальных заявлений, сообщений, принимаемыми в первую очередь правоприменительными органами власти, органами исполнительной власти, а также учёными и практиками.
По источникам выражения правовая информация подразделяется на две большие группы, к первой группе относится информация, содержащаяся во внутригосударственных правовых актах, соответственно ко второй группе примыкают, информационные источники правовой информации, находящиеся во внешне государственных правовых актах, а именно международно-правовых актах[6].
По форме носителя правовой информации, Азизов Р.Ф. выделил четыре категории, однако отметим, что в настоящее время остаются актуальными только три из них, четвёртый в связи с развитием технического оснащения потерял своё значение. К данному виду он причислил, правовую информацию, закреплённую в документальных правовых источниках; правовую информацию, полученную от определённых действий представителей исполнительных органов власти; правовую информацию, содержащуюся на машинописных носителях, таких как перфоленты, перфокарты; и наиболее востребованная в настоящее время, правовая информация на электронных носителях, а также во Всемирной сети – Интернет[6]. Отметим, что, по мнению Кузнезова П.У., особое развитие электронная правовая информация, получила в связи с улучшением работы информационно-справочных систем («Гарант» и «Консультант Плюс»), связано это в первую очередь с высокой степенью доступности к данным информационно правовым источникам[7].
Последним видом классификации правовой информации, в своей работе Азизов Р.Ф. выделил информацию по степени общественной доступности гражданам или широкому кругу лиц, к ним относятся два вида: общедоступная, на которую не распространяются никаких ограничений связанных с ее распространением, и конфиденциальная информация, предназначенная для закрытого круга лиц, использующих и владеющих данной информацией. Обратим внимание, конфиденциальная информация может быть как индивидуального, группового, так и государственного характера, обязанность по неразглашению лицом полученной информации, закрепляется в основном законе государства Конституции, которая закрепляет неразглашение конфиденциальной информации лиц, в уголовном законе закрепляется ответственность за разглашение государственной тайны[8], а также законодатель особо выделил виды конфиденциальной информации в Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[9].
Ещё одним важным видом правовой информации, не затронутый Азизовым Р.Ф., является индивидуально-правовой тип правовой информации, его отличительной чертой выступает, наличие особого источника, а именно от исходит не от полномочий государственных органов, а от различным субъектов права, не имеющих в своих компетенциях властные полномочия, а именно от граждан или организаций. В состав данного вида обычно включают такие информативные источники правовой информации, имеющих правовое значение, как для государства, так и для общественных отношений, это договоры, сделки, жалобы, заявления, которые своим действием, порождают юридическое значение[3]. В заключение, считаю необходимым подчеркнуть следующие моменты, правовая информация является важнейшей составляющей любой правовой системы, ведь в первую очередь она, как и любая другая информация закладывает определённые основы для понимания, размышления, в этой связи особо трепетно стоит относиться к правовой информации, которая происходит из правовых норм.
Современное общество, достаточно динамично в своём развитии, это приводит в первую очередь к изменению различных систем внутри самого общества, правовая система в данном случае не является исключением. Для начала определим определяющие факторы влияния, на правовую систему под этими факторами в первую очередь следует назвать, господство политического мировоззрения; господство политизированных форм социальной регуляции; в изменение роли субъективного фактора; научно-технический характер современной цивилизации; доминирование западной модели в сферах общественной жизни; рационально-прагматическая ориентация сфер жизни; стандартизация форм индивидуального бытия; усиление процессов отчуждения личности; усиление управленческих влияний, бюрократизация и электризация обществ; высокая информационная насыщенность общества; юридизация отношений собственности; общность экономических, социальных и духовных проблем; образование мирового сообщества, активное взаимодействие в решающих сферах общественной жизни, унификация форм социальной жизни[10]. Заметим, что значительная доля вышеперечисленных факторов, производит своё действие под влиянием правовой информации.
Подводя итог отметим, что в условиях современности отсутствует единообразие единого подхода к определению понятия правовой информации, вследствие чего нами был проеден анализ, и на основе общего определения понятия информации, а также основываясь на основные признаки правовой информации, было предложено следующее определение. Правовая информация, представляет собой, выраженные в определённой форме нормы права, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности законодательных органов, созданных в результате сложившейся правовой действительности. Следует сказать, что понятие правовой информации может классифицироваться по различным основаниям, так как отсутствует единая нормативно закреплённая система данного понятия. В результате работы были проанализированы следующие виды систематизации правовой информации: по нормативности; по источникам выражения; по форме носителя; и по форме допуска.
1. Туманов Г.А. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. (Теоретические вопросы). - М.: Юрид. лит., 1978. - 208 с. // Советское государство и право. - М.: Наука, 1979, № 6. - С. 175-177
2. Москвин С.С. Правовая информация - разновидность социальной информации / С.С. Москвин // Проблемы совершенствования советского законодательства: Труды / Министерство юстиции СССР; Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства. - М., 1978. - [Выпуск] 13. - С. 35 - 47.
3. Концепция системы классификации правовых актов // М.1999.- [Выпуск]// http://www.consultant.ru/about/nc/class/concept
4. Гаврилов О. А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2002. - 432 с.
5. В. А. Пахомова “Понятие термина «Информация» и его историческое развитие”//Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»// Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)//2013
6. Азизов Р. Ф. Правовая информация: теоретические аспекты понимания и особенности законодательного закрепления // История государства и права. - 2007. - № 4. -С. 31-35.
7. Кузнецов П. У. Правовая информатика. Теория. Общая часть: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2007. - 44 с.
8. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) URL: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 25.06.2021).
9. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" URL: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 25.06.2021).
10. Малахов В.П., общая теория права и государства . Курс лекций: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки “ юриспруденция” / В.П. Малахов .- М. ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018.-271с.