В данной статье освещается опыт развитых стран в функционировании пенсионной системы и пенсионного обеспечения в целях обеспечения прав граждан, пути развития пенсионного законодательства, формы и методы организации пенсионного обеспечения в Республике Узбекистан. Раскрыта сущность новых форм и средств социальной поддержки населения, представлены предложения по совершенствованию законодательства реформирования пенсионной системы и пенсионного обеспечения.
социальная поддержка, пенсионная система, пенсия, социальная помощь, накопительный пенсионный фонд, накопительное пенсионное обеспечение, пенсионный фонд, пенсионная система
Сегодня в Республике Узбекистан обеспечение прав и интересов человека как конституционных ценностей при помощи социальной политики является одной из важнейших задач великого будущего, к которому стремится государство.
Социально-экономические преообразования, происходящие в стране, объективно привели к необходимости формирования адекватного и современного уровня развития общества [2]. Качественные изменения в экономике и политике неизбежно затрагивают и сферу социального обеспечения, что, в свою очередь, отражается на развитии законодательства.
Изучение особенностей полного обеспечения прав граждан на социальное обеспечение и их правовой защиты является одним из направлений научных исследований. Этот факт актуализирует исследование особенностей правового регулирования вопросов, связанных с созданием гарантий обеспечения прав граждан на социальную защиту и достойное пенсионное обеспечение. Для этого необходимо пересмотреть нормы законодательства о пенсионном обеспечении [3], разработать правовые механизмы предотвращения нарушений принципов социальной справедливости в пенсионной сфере, имплементировать в национальное законодательство международные стандарты пенсионного обеспечения.
В настоящее время в Республике Узбекистан продолжается работа по масштабному реформированию сферы социального обеспечения в ответ на обеспечение конституционных ценностей всеми возможными юридическими инструментами. Основой реформ является человеческий фактор, безусловное соблюдение конституционных прав и законных интересов граждан, поддержка граждан, нуждающихся в социальном обеспечении и социальной поддержке, право на построение гражданского общества и демократического государства. Для этого разработана четкая концепция перехода к рыночным отношениям. Сильная социальная защита населения является одной из особенностей этой концепции.
Пенсионная система Республики Узбекистан на 1 января 2020 г. охватывает более 3878,4 тыс. граждан или около 11,4% населения. В частности, в Узбекистане более 2618,4 тыс. граждан получают пенсии по возрасту, а более 379,7 тыс. граждан получают пособия по инвалидности. В настоящее время число получателей пособия по случаю потери кормильца составляет 260,3 тыс. граждан, а социальных пенсий – 339,8 тыс. граждан [4].
В условиях рыночных отношений обострения социальной конкуренции и реализации принципа «всё для себя», для отдельных граждан существуют ограниченные возможности по возрасту или состоянию здоровья, что приводит к ухудшению их финансового положения, снижению уровня жизни, снижает качество обеспечения прав граждан.
Эти факторы требуют поиска новых форм и средств социальной защиты населения, обеспечения прав граждан, в связи с этим возникает необходимость в изучении этого вопроса, используя на примере опыт развитых стран.
Накопительное пенсионное обеспечение граждан, введенное в Республике Узбекистан с 1 января 2005 г., может быть учтено как одна из таких форм пенсионного обеспечения. 2 декабря 2004 г. Олий Мажлис Республики Узбекистан принял закон «О накопительном пенсионном обеспечении граждан», который вступил в силу с 1 января 2005 г. [1]. Накопительное пенсионное обеспечение граждан широко используется в мировой практике как одно из проявлений социальной защиты, и в большинстве случаев оно дает свой положительный эффект. Стоит отметить, что сегодня в ряде стран, входящих в Содружество Независимых Государств, накопительное пенсионное обеспечение налажено и эффективно функционирует.
Несмотря на это, формы и методы организации и осуществления пенсионного обеспечения в разных странах различны, что обусловлено политическим положением в стране, политико-правовой активностью общества и, конечно же, экономическим положением государства и общества. В целях дальнейшего обеспечения защиты населения необходимо обеспечить их вовлеченность в этот процесс.
Как было отмечено ранее, накопительное пенсионное обеспечение по своей форме и методам имеет разный облик в национальных законодательных системах разных стран с точки зрения управленческих или иных характеристик. Фактически граждане получают ту часть своих доходов, которую они накапливают на будущее пока молоды, экономически активны и способны работать, с учетом социальных рисков (старость, инвалидность и т.д.). Граждане могут организовать свою работу по-разному, накапливая и расходуя часть получаемого ими дохода. Эта задача выполняется государственными или общественными органами с различным правовым статусом в разных государствах.
Целью Закона Республики Узбекистан «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» от 2 декабря 2004 г. также является обеспечение граждан материальными средствами в дополнение к социальному обеспечению, выдаваемому из государственных систем пенсионного обеспечения, когда определенное социальное право устанавливается на основе накопления средств по существу. Вышеуказанный Закон, принятый в Узбекистане, имеет определенные своеобразные особенности. В качестве таковых в Законе Республики Узбекистан «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» могут быть указаны следующие особенности:
1) обязательная и добровольная уплата взносов в накопительный пенсионный фонд, т.е. условие об обязательной уплате в одних случаях, а в других случаях, что выплаты, производимые некоторыми лицами, являются добровольными (например, индивидуальными предпринимателями, фермерскими хозяйствами);
2) средства собираются не только в специальном накопительном пенсионном фонде, но и в учреждениях Народного банка, при этом выплаты производятся также через этот банк;
3) накопительный пенсионный фонд полностью индивидуализирован и для каждого плательщика отдельно открыт специальный расчетный счет;
4) инвестирование накопительных пенсионных фондов в секторах экономики;
5) взносы в накопительный пенсионный фонд не оказывают отрицательного влияния на заработок плательщика, несмотря на то что уплачиваются работником из его месячной заработной платы, так как сумма, уплаченная в накопительный пенсионный фонд, вносится со счета, удержанного с работника подоходного налога (за счет уменьшения налогов);
6) распоряжаться накопленными средствами в целях пенсионного обеспечения собственники счета могут после возникновения права на получение государственных пенсий.
Однако считаем, что сумма (размер) пенсионных взносов, взимаемых с работников в накопительный пенсионный фонд, незначительна.
В настоящее время между фондом и его плательщиками устанавливаются гражданско-правовые отношения. Физические и юридические лица, уплачивающие плату, заключают взаимное соглашение с учреждениями Народного банка – договор. Этот договор, по существу, состоит из отсроченной сделки, условием которой является регулярная уплата взносов физическими и юридическими лицами, являющимися владельцами счетов. Законом предусмотрено и определено, что при наступлении случившегося в будущем (жизненные ситуации: старость, инвалидность, потеря кормильца) выделяются дополнительные материальные средства на обеспечение.
Следует учесть, что в законе «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» не отражается гражданский характер этого вида пенсии и подчеркивается, что это публично-правовые отношения. В связи с этим стороны (взаимные права и обязанности, ответственность плательщиков и учреждений Народного банка) имеют односторонний характер.
Поэтому выдвигается задача построения государства, регулируемого правопорядком и гражданским обществом. Главная цель − построить развитое государство и общество, которое по своим характеристикам не уступает развитым странам, для того чтобы обеспечить высокий уровень жизни граждан Республики Узбекистан. Для этого необходимо создать возможности для полной реализации физического потенциала. В процессе построения гражданского общества, одна из важнейших задач которого − обеспечение прав граждан, постепенная передача государственных функций негосударственным структурам должна рассматриваться как необходимый этап развития Узбекистана.
В системе накопительного пенсионного обеспечения принимают участие граждане, получающие пенсионные выплаты (собственник счета или его наследники, законные представители и др.), предприятия и организации, осуществляющие уплату взносов, учреждения Народного банка. Правовой статус каждого из них определяется законодательством.
Учет граждан, участвующих в накопительной пенсионной системе, в обязательном порядке осуществляется в соответствии с заявлением работодателя в филиале Народного банка по основному месту работы . Учет граждан, участвующих в накопительной пенсионной системе на добровольной основе, осуществляется в соответствии с их заявлением в филиале Народного банка по месту жительства.
Потребность в негосударственных пенсионных фондах в механизме обеспечения прав граждан основана на двух критериях:
Во-первых, на сочетании рыночных отношений и демократии. Помимо предоставления большей свободы и большего доступа к государственной власти, на граждан возлагается большая ответственность за комфортный уровень жизни, в том числе и социальной. Граждане должны ответственно подойти к социальному обеспечению в случае потери трудоспособности.
Во-вторых, существует предел финансовых возможностей любого государства, независимо от уровня развития и экономического потенциала. Государство определяет уровень социальной защиты граждан исходя из своих возможностей. Государство не способно поднять уровень жизни нуждающихся на уровень выше среднего.
При формировании рыночных отношений эти два фактора безусловно влияют на систему социального обеспечения по мере изменения соотношения между государственным и частным секторами экономики, балансом конституционных ценностей и возможностей их обеспечения с привлечением экономических рычагов. По указанным выше двум основным причинам возникает необходимость создания в Республике негосударственной пенсионной системы.
Реформа в социальной сфере требует, прежде всего, новой законодательной базы, отвечающей требованиям рыночных отношений. Необходимо провести разграничение между понятиями государственного и негосударственного социального обеспечения и в связи с этим необходимо разработать и принять законы, которые будут включать в себя следующее:
– закон «О необязательном социальном страховании», который должен определить перечень необязательных социальных систем, их права и обязанности, их взаимодействие и отношения с государством;
– закон «О негосударственных пенсионных фондах», который должен определить порядок формирования и функционирования негосударственных пенсионных фондов, их ответственность перед государством и обществом, отношения с участниками этих фондов.
Учитывая социально-экономические изменения в республике, необходимо укреплять законодательную базу и создавать условия для дополнительной социальной защиты в пожилом возрасте. В целях обеспечения полной социальной защиты граждан в будущем желательно создавать частные пенсионные фонды, пенсионные фонды, не находящиеся в ведении Народного банка, которые также являются накопительными при наличии крупных компаний или других банков, и предоставлять им легальные возможности для получения широкого спектра социальной помощи. Только тогда конституционные ценности будут реально обеспечены.
Это предусматривает и Концепция реформирования пенсионной системы в Республике Узбекистан. Концепция определяет цели, задачи осуществления государственной политики и основные направления долгосрочного развития в сфере системы пенсионного обеспечения, в частности: реализация мер по обеспечению социальной справедливости системы пенсионного обеспечения; разработка оптимальной пенсионной формулы, укрепление связи между размером пенсии и уплаченных социальных налогов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан, поощрение продолжительного участия граждан в системе пенсионного страхования; повышение заинтересованности в уплате социальных налогов, путем перехода на трехуровневую пенсионную систему; достижение сбалансированности доходов и расходов государственной пенсионной системы; совершенствование института накопительной составляющей пенсионной системы; бесконтактное назначение пенсий с использованием информационно-коммуникационных технологий в системе государственного пенсионного обеспечения граждан.
Именно с этой целью следует проводить разъяснительные мероприятия в сфере пенсионного обеспечения в средствах массовой информации, организовывать краткосрочные выступления ответственных лиц, работающих в этой сфере. Для этого необходимо рассмотреть и ввести упрощенные правила оформления договоров, которые четко и ясно определяли бы цель негосударственного пенсионного обеспечения. Обозначенные моменты – существенная гарантия создания возможностей обеспечения прав граждан.
1. О накопительном пенсионном обеспечении граждан : Закон Республики Узбекистан от 2 декабря 2004 года // Сборник документов Закона Республики Узбекистан. - 2001. - № 51. - Ст. 512.
2. Мирзиеев Ш.М. «Всесторонне развитое поколение - основа великого будущего, созидательный труд народа - основа благополучной жизни, дружба и сотрудничество - гарантия процветания» // Народное слово. - 2018. - 8 декабря. - № 253 (7211) // URL: www.xs.uz (дата обращения 15.05.2021).
3. Иноятов А.А. Закон о социальном обеспечении. - Т. : ТДЮИ, 2002.
4. Приложение № 3 к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 декабря 2018 года «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и бюджетных ориентиров на 20201-2021 годы» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. Официальный сайт // URL: www.lex.uz (дата обращения 15.05.2021).