Статья посвящена анализу криминалистической характеристики преступлений в сфере государственных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Криминалистическая характеристика определяется, как совокупность фактических данных о типичных криминалистически значимых признаках, в частности, о круге общественно опасных деяний, образующих группу преступлений данной категории, о механизме и способах совершения таких преступлений, о предмете преступления, личности преступника, что призвано способствовать раскрытию и расследованию преступлений.
криминалистическая характеристика, коррупционные преступления, коррупция, должностные преступления, личность коррупционного преступника, государственные и муниципальные закупки
По оценкам экспертов и предпринимателей государственные закупки являются самой коррумпированной сферой в России. Государственные закупки являются «настоящей «питательной зоной» для коррупции [11]. Это обусловлено некоторыми факторами, в частности, большими объемами государственного финансирования, а также достаточно высокой сложностью процесса проведения государственных закупок, довольно запутанным механизмом реализации многих нормативных требований контрактного законодательства, огромным количеством подзаконных нормативных регулирующих актов, зачастую противоречащих друг другу, что в совокупности со значительными финансовыми ресурсами не может не создать благодатную почву для разного рода преступных проявлений, в том числе и коррупционного характера. В дополнение к сказанному можно отметить также низкий уровень контроля за реализацией и выполнением контрактов, что лишь дополняет общую картину преступного воздействия на систему госзакупок.
Структурированность и организованность преступности в данной сфере также является крайне негативным фактором, требующим искоренения, когда пробелы в действующем контрактном законодательстве фактически способствуют «…преступному взаимодействию должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления и государственных (муниципальных) учреждений (главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств), исполнителей государственных (муниципальных) контрактов и представителей кредитных учреждений» [6].
Ввиду того, что коррупционные преступления в сфере государственных и муниципальных закупок обладают определенной спецификой, которая отличает указанную категорию от всех иных составов преступлений, представляет научно-практический интерес криминалистическая характеристика наиболее значимых элементов, чему в научной литературе на сегодня уделяется недостаточное внимание, что и обусловило постановку цели данной статьи, которую в общем виде можно обозначить как анализ криминалистически значимых элементов преступлений, совершаемых при проведении госзакупок и выполнении контрактов.
Отметим, что само понятие криминалистической характеристики преступления представляет собой описания сторон, свойств, признаков и внутренних связей отражаемого в ней объекта системного характера, имеющих существенные признаки. Глубоко и детально проработанная криминалистическая характеристика является базой для разработки частной криминалистической методики расследования отдельных видов преступлений, которыми и являются преступления в сфере госзакупок.
Основоположниками термина «криминалистическая характеристика», которые ввели его в науку, являются Л.А. Сергеев и А.Н. Колесниченко, что повлекло за собой исследования предложенной терминологии и ее разработки как категории [7, 13].
Несмотря на то что предложенная категория подверглась критике со стороны отдельных представителей научного сообщества, отрицать важность вклада невозможно. С развитием научной мысли криминалистическая характеристика преступлений дополнилась уголовно-правовой и криминологической характеристиками, однако единого понимания в данном аспекте достигнуто не было, ситуация находится в состоянии споров и дискуссий и по настоящее время.
Приведем некоторые положения и взгляды отдельных ученых, а также выскажем авторскую позицию относительно теории криминалистической характеристики.
Некоторые авторы полагают, что более разумным может быть понятие криминалистической характеристики механизма совершения преступления [9, c. 5].
Однако, данное определение некорректно, так как способ совершения преступления является лишь одним из элементов криминалистической характеристики. Следует отметить, что до настоящего времени наукой не сформировано единое понятие данной научной категории.
Так, по мнению И.В. Александрова, «криминалистическая характеристика преступлений представляет собой научную информационную модель преступлений определенной классификационной группы, содержащей описание криминалистически значимых признаков этой группы» [1]. Другие исследователи считают, что криминалистическая характеристика преступлений представляет собой некоторую систему данных о преступлениях, призванных способствовать их раскрытию и расследованию [2].
Зачастую, в юридической литературе встречается распространенная позиция, согласно которой элементами криминалистической характеристики являются:
− предмет преступления;
− личность преступника;
− средства преступления [8]. При этом каждый указанный элемент рассматривается как внутренне единая и непротиворечивая система информации и сведений об обстоятельствах совершенного деяния.
Заметим, что рассмотрение предмета преступления как денежных средств, имущества, документов дает возможность установить способ преступления, а также жертву преступления. Личность преступника в общем виде определяется как совокупность социальных и психологических признаков, характеризующихся должностным положением виновного, его социальным статусом, а также мотивами и целями деятельности. Средства совершения преступления обобщенно включают и способ преступления, и жертву преступления, и обстановку преступления (развернуто – время, место, обстоятельства, способствующие совершению преступления), и орудия преступления.
Представленные позиции дают возможность выработать частно-криминалистическое определение криминалистической характеристики преступлений, совершаемых в сфере госзакупок, под которой стоит понимать, по мнению Земсковой Е.Н., которое нами разделяется и поддерживается, «…совокупность фактических данных о наиболее типичных криминалистически значимых признаках, в частности предмете преступления, личности преступника, средствах преступления, взаимодействие которых образует материальные, идеальные и виртуальные следы таких преступлений» [5, c. 130]. Отметим, что специфика криминалистической характеристики преступления в сфере госзакупок вызвана и определяется во многом процессом их осуществления и реализации.
Достаточно глубоко в научной литературе отображены результаты исследований относительно отдельных элементов криминалистической характеристики экономических преступлений, совершаемых в сфере строительства, в сфере распределения средств при выполнении гособоронзаказа, некоторых должностных преступлений, а также хищений, которые совершаются с использованием должностного положения [3, 12]. Должностные преступления, связанные со взяточничеством, зачастую совершаются при распределении заказов на выполнение работ подряда, при выделении государственных средств, при разрешении вопросов о предоставлении льгот и т.д.
Видовая картина преступлений в сфере закупок определяет общую концепцию их криминалистической характеристики и позволяет выявить элементы, общие для всех преступлений данной категории, а также особенности структурных элементов для отдельных видов.
Ввиду того, что коррупционные действия – отдельная группа правонарушений в сфере государственных закупок, отличительной чертой является нацеленность должностного лица на получение личной выгоды за противоправные умышленные действия / бездействие с использованием своего служебного положения в интересах лица, обещающего соответствующее вознаграждение.
Как мы уже отмечали ранее, структура преступлений в сфере госзакупок обусловлена тем, что в той или иной мере посягает на разные общественные отношения и охраняемые блага и ценности, потому представляет собой совокупность деяний, в частности:
− против собственности;
− в сфере экономической деятельности;
− против интересов службы в коммерческих и иных организациях (преступления в сфере экономики);
− против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также против порядка управления (должностные преступления).
Криминальным рискам, по данным Земсковой Е.Н., наиболее часто подвержены некоторые сферы, среди которых:
− жилищно-коммунальный комплекс (строительство и ремонт жилых домов и объектов социального назначения, тепло- и водоснабжения, благоустройство) – 64,0%;
− строительство и ремонт автомобильных дорог – 10,3%;
− оборонная промышленность – 10,0%;
− оказание социальных услуг, культура и спорт – 8,4%;
− образование, наука, сфера высоких технологий – 2,3%, промышленное строительство – 1,9%, здравоохранение – 1,6% [6].
Предмет взяточничества в сфере госзакупок характеризуется тем, что ими могут выступать:
− денежные средства;
− имущество;
− ценные бумаги;
− право на имущество.
Указанные предметы могут передаваться должностному лицу для решения вопросов в пользу взяткодателя при разрешении вопросов, связанных с распределением средств на госзаказы.
В силу того, что бюджетные средства, которые направляются для реализации госзакупок, имеют безналичную форму расчета, благодатной почвой для преступных посягательств является возможность создания так называемых фирм-однодневок, целью которых становится выведение денежных средств из финансового оборота по осуществлению закупки и перечисления на банковский счет взяткополучателя. Другими словами, «откат» – это «особая форма хищения средств федерального бюджета, при котором должностное лицо заказчика, реализуя свой преступный умысел на хищение, путем сговора с соответствующими должностными лицами организации-исполнителя государственного контракта, получает часть перечисленных бюджетных средств» [4].
Предметом хищения в данной сфере являются средства не только федерального бюджета, но и бюджетов иных уровней.
Применительно к сфере закупок, предметом служебного подлога (ст. 292 УК РФ) официальными документами являются протоколы комиссий по осуществлению закупок, контракты, гражданско-правовые договоры, банковские гарантии, акты выполненных работ (оказанных услуг), приема-передачи товаров и т.п.
Отметим, что личность преступника, в рассматриваемой сфере преступлений, зачастую характеризуется высоким социальным статусом, высокой должностью, наличием широких властных полномочий, связей в различных сферах, в том числе предпринимательской, среди органов власти и самоуправления, иных сферах, привлекательных для совершения коррупционных преступлений и личного обогащения, что обуславливает наличие возможностей для злоупотребления ими в личных целях или в интересах третьих лиц, но в пользу взяткополучателя.
Конечно же, не все должностные лица с высоким статусом злоупотребляют своим служебным положением. Во многом на личность преступника влияют его личностные характеристики и морально-нравственные установки. Потому большое значение при анализе криминалистической характеристики личности преступника играет анализ личностных характеристик негативного плана, его антиобщественных установок, детерминирующих преступное поведение.
Лица, характеризующиеся низким уровнем морально-нравственного воспитания и искаженными ценностями, во главу угла ставят такие низменные мотивы, как корысть, зависть, карьеризм, готовность нарушить закон для достижения целей, низкий уровень понимания профессиональной чести, аморальность и т.п. При этом заметим, что сами по себе мотивы, к примеру, зависти, корысти не являются преступными, однако становятся таковыми, когда должностное лицо избирает такой способ их реализации, который входит в противоречие с действующим уголовным законодательством.
На формирование и проявление подобных черт личности оказывают существенное влияние следующие факторы:
− стремление к карьере для реализации личных корыстных интересов. Возможен как основной мотив, так и сформироваться после достижения определенных карьерных высот;
− опыт коллег, которые могли достичь определенных высот противоправными способами и не были привлечены к ответственности по разным причинам. Это также может повлиять на появление решимости у будущего взяткополучателя использовать свое положение в корыстных целях;
− понижение в должности, при этом дорогостоящие привычки остаются, что и формирует желание максимально использовать возможности, связанные с должностью, для «восстановления» предыдущего финансового положения;
− наличие у должностного лица предпочтений и интересов, которые он не может себе в полной мере позволить без нарушения закона, когда низменные мотивы превалируют над сдерживающими морально-нравственными факторами.
Но одним из принципиальных моментов является то, что стороной коррупционных преступлений является субъект публичных общественных отношений. В публичных общественных отношениях всегда одна из сторон наделена властными полномочиями и эту сторону следует признавать субъектом властных полномочий. Субъект властных полномочий доминирует над остальными участниками публичных общественных отношений (физические и юридические лица), по средствам делегированных государству либо органу местного самоуправления народом и населением полномочий, части своих прав и свобод.
Следует отметить, что в преступлениях в сфере государственных закупок, таких как незаконное образование юридического лица (ст. 173.1 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), взяточничество (ст. ст. 290-291.1 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), жертва преступления (потерпевший) отсутствует.
При этом, потерпевшим в преступлениях против собственности – хищения (ст. ст. 159, 159.4, 160 УК РФ), причинение имущественного ущерба (ст. 165 УК РФ)), является:
− публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) в лице его представителей, которые согласно ФЗ № 44 уполномочены принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ при осуществлении закупок (государственных, муниципальных заказчиков);
− бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарное предприятие, осуществляющие закупки.
Представляется сложным и проблематичным моментом установление времени совершения преступления в сфере госзакупок, поскольку отдельные этапы имеют определенные как временные, так и пространственные границы.
Есть некоторые вопросы при определении места совершения преступления в силу специфики проведения госзакупок, что требует рассмотрения места как комплексного. Дополнительные сложности возникают при электронных торгах, когда практически все преступные действия осуществляются в виртуальном пространстве.
Заметим, что определение времени и места преступления в сфере госзакупок основывается на моменте окончания преступления. Так, для формальных составов в силу их законодательной конструкции, основное значение имеет момент совершения конкретных преступных действий, в то время как для материальных – момент наступления последствий, указанных в диспозиции статьи.
Следующим криминалистически значимым элементом в решении криминалистически значимых задач является установление обстоятельств, которые способствовали совершению преступлений. Решение такой задачи имеет важное значение не только в расследовании уже совершенного преступления, но и для предупреждения и профилактики совершения новых преступлений. Итак, к таким обстоятельствам, в частности, можно отнести следующие:
1) наличие среди участников торгов недобросовестных участников, так называемых фирм-однодневок, которые в объективной действительности фактически не осуществляют какой-либо финансово-хозяйственной деятельности, что при проведении торгов в виде электронных аукционов значительно упрощает их преступную деятельность;
2) возможность хищения сумм авансов, если условием заключения контракта является предварительное авансирование, без последующих выполнений работ / услуг;
3) ненадлежащий контроль либо его полное отсутствие за исполнением условий контракта со стороны определенных лиц, обязанных это делать. Речь идет о контроле за деятельностью / работой исполнителей, а также поставщиков или подрядчиков.
Безусловно, названный перечень обстоятельств не является исчерпывающим, однако указанные условия во многом представляют собой наиболее типичные случаи нарушения контрактного законодательства коррупционного характера, потому представляют криминалистический интерес в вопросах противодействия данному виду преступлений. Потому нам видится необходимость если не устранения, то хотя бы минимизации коррупционных рисков и хищений при существовании указанных обстоятельств, а также создание дополнительных условий, вплоть до законодательных изменений процедур закупок, направленных на уменьшение криминальных проявлений в указанной среде.
Исходя из вышеизложенного, отметим, что криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых в сфере госзакупок, является частным случаем криминалистической характеристики преступлений, в целом, обладает своей спецификой в силу особенностей правового регулирования закупочной деятельности, а также процессом реализации политики в сфере госзакупок. Во многом возможность совершения общественно опасных деяний в указанной сфере связана с перегруженностью и сложностью регулирования, как на законодательном уровне, так и на уровне подзаконных актов. А также с недостаточным уровнем контроля при реализации контрактов.
1. Александров И.В. Теоретические и практические проблемы расследования налоговых преступлений [Текст]: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург. − 2003. − С. 94.
2. Ахмедшин Р.Л. Криминалистическая характеристика личности преступника [Текст]: дис. ... д-ра юрид. наук. − Томск, 2006. С. 31.
3. Вислобоков С.В. Структурные элементы криминалистической характеристики злоупотреблений должностными полномочиями [Текст] / С.В. Вислобоков // Российский следователь. − 2012. − № 12. − С. 2-4.
4. Журавлев С.Ю., Калинин С.В. Содержательные особенности злоупотреблений со стороны должностных лиц в процессе реализации государственных и муниципальных закупок в сфере реализации «национальных проектов» [Текст] / С.Ю. Журавлев, С.В. Калинин // Механизм обеспечения экономической безопасности крупнейших государственных экономических и финансовых проектов России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 20 мая 2009 г. − Москва, 2009.
5. Земскова Е.Н. Научные положения расследования преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Текст] / Е.Н. Земскова // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2017. - №. 3. - С. 130-132.
6. Земскова Е.Н. Расследование преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук. - 2014. // [Электронный ресурс]. URL: http: mvd.ru/upload/site120/folder_page/temp/ 1528895616_21505/tom_1_szhatyy.pdf
7. Колесниченко А.Н. Научные и правовые основы расследования отдельных видов преступлений [Текст]: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Харьков, 1967.
8. Кулешов Р.В. Структура криминалистической характеристики преступлений, связанных с экстремистской и террористической деятельностью: дискуссионные вопросы [Текст] / Р.В. Кулешов //Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. - №. 1 (31).
9. Кустов А.М. Теоретические основы криминалистического учения о механизме преступления [Текст] / А.М. Кустов. − Москва, 1997. − С. 4-5.
10. Назаров С.А. О соотношении криминалистической характеристики и механизма преступления [Текст] / С.А. Назаров // Вестник криминалистики. Вып. 2(10). − М. − 2004.
11. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию от 12.12.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://Президент.РФ/transcripts/17118
12. Сараев П.Н. Особенности криминалистической характеристики экономических преступлений, совершенных в сфере строительства [Текст] / П.Н. Сараев // Российский следователь. − 2013. − № 17. − С. 9−13.
13. Сергеев Л.А. Расследование и предупреждение хищений, совершаемых при производстве строительных работ [Текст]: автореф. дис. … канд. юрид. наук. − Москва, 1966.