Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Государство, как система, предполагает однородность экономического пространства, которая в том числе распространяется и на расходы бюджета на душу населения в каждом регионе. Россия отличается крайне неравномерными размерами бюджета регионов, что, по мнению авторов, несет угрозу целостности экономического пространства, тормозит экономический рост в целом. Цель исследования - показать неоднородность регионов России по уровню бюджетных расходов на душу населения. В работе были исследованы проходящие процессы конвергенции и дивергенции по уровню бюджетных расходов регионов. В качестве инструмента для измерения уровня конвергенции использовано стандартное отклонение и коэффициент вариации. В ходе исследования были выявлены отчетливые процессы конвергенции до 2013 года, а затем прекращение этих процессов. Процессы сближения регионов требуют более активных действий государства в перераспределении бюджетных средств, что и было возможно до начала финансового кризиса и общих стагнационных процессов, которые наблюдаются в экономике после 2012 года. Задачей государства на данном этапе является преодоление региональных различий в обеспеченности базовых потребностей жителей регионов (образование, медицина, жилищные условия).

Ключевые слова:
регион, бюджетные расходы на душу населения, однородность, конвергенция.
Текст

Введение

В современном мире центральное место в обеспечении деятельности государства занимает бюджетная политика. Бюджетная система Российской федерации имеет три уровня: (федеральный, региональный и местные бюджеты).

 Бюджет в общем виде это свод доходов и расходов на период. На данный момент бюджет РФ трактуется как: «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; ... субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Бюджет государства дает возможность содержать армию, полицию, поддерживать государственный аппараты, финансировать бесплатное образование, медицину, выполнять социальные мероприятия и поддерживать экономическую стабильность государства.

Данная статья не претендует на исследование методологических основ формирования и перераспределения бюджетных доходов. Наша задача гораздо скромнее. Мы хотим исследовать однородность бюджетных расходов по регионам.

Материалы и методы исследования

Предметом данного исследования является выявление неравенства в бюджетном финансировании на уровне субъектов федерации. Гипотеза исследования состоит в том, что государственные региональные субъекты должны иметь примерно одинаковые уровни финансирования в расчете на одного жителя. Именно равное финансирование должно обеспечить одинаковые возможности для всех жителей государства и быть залогом единого экономического пространства.

В качестве методов исследования использовался статистический анализ (динамический анализ временных рядов, анализ панельных данных, статистический анализ). В целях данного исследования мы будем использовать показатели σ-конвергенции, характеризующие темпы роста и равномерность отдельных компонентов системы.

Для расчета σ-конвергенции используется следующая математическая модель [5]:

 

;       ;   (3, 4)

 

Где : σ – стандартное отклонение;

V – коэффициент вариации;

yi – значение наблюдаемого показателя за i-тый период;

 - среднее значение наблюдаемого показателя за весь  период.

Выполняется расчет стандартного отклонения и коэффициента вариации показателя бюджетообеспеченности по всем регионам РФ. Если стандартное отклонение и коэффициент вариации уменьшаются, то наличествуют процессы конвергенции, т.к. отличия по регионам постепенно сглаживаются, наблюдается процесс сходимости в уровнях бюджетообеспеченности. Если же наблюдается увеличение стандартного отклонения и коэффициента вариации, то возникают процессы дивергенции.

Теоретической базой исследования послужили труды известных российских ученых, изучающих процессы регионального неравенства в современной России. В основном эти исследования были выполнены в 2010-2015 годах[ 1, 2, 3, 6, 10 ]. Продолжаются эти исследования и в настоящее время, хотя теоретический уровень исследований, на наш взгляд снижается, что обусловлено общими экономическими трудностями и отсутствием положительной динамики, и, соответственно, потерей интереса к этой проблеме. [4, 7, 8, 9, 11]. Все исследования выполнены на основе статистических данных, представленных на портале Росстата и Федерального казначейства.

Результаты исследования и их обсуждение

Бюджеты субъектов находятся на 2 уровне бюджетной системы. Данный вид бюджета представляет собой форму ведения доходов и расходов субъекта, предназначенную для обеспечения задач и различных функций в условиях региона.

Россия является первой в мире страной по территории. Именно поэтому, изучая состояние бюджетов регионов в территориальном разрезе, мы видим сильную неоднородность экономической ткани регионов. На столь большой территории прибывают люди с разными национальными, духовными и культурными традициями. Разительные различия в климате, транспортной и иной инфраструктуре, обеспеченности ресурсами, географическом положении обуславливают и большие экономические различия между регионами.

Если сравнивать размеры региональных бюджетов с 2001 года, то мы увидим стабильное их увеличение. Так в 2001 году общая сумма региональных бюджетов составляла 1 682 142 807 тыс. рублей, в 2010 этот показатель достиг 6 534 520 100 тыс. рублей, а в 19 году 15 744 544 637 тыс. рублей[1]. Данный рост является производным влияния трех факторов. Увеличение обуславливает постепенный рост экономики в целом, а также непрерывный процесс инфляции (индекс потребительских цен за это время по данным Росстата составил 4,59[2]). Отчасти повышательное влияние также оказывает ухудшение позиций рубля на международном рынке, курс доллара за это время понизился более чем в два раза, а некоторые бюджетные расходы (например, лекарства, или дорожная техника) могут быть импортными, то есть номинироваться в долларах или евро.

Россия - страна с достаточно низкой плотностью населения. Проанализировав имеющиеся данные, мы увидели, что субъекты имеющие низкую плотность населения имеют бюджетообеспеченность  на душу населения больше чем другие регионы (таблица 1).

 

[1] https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/

[2] https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/f5RJefBn/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%86%D0%B5%D0%BD.html

Список литературы

1. Вертакова Ю. В., Плотников В. А., Харченко Е. В. Диверсификация регионального развития как приоритетная посткризисная стратегия (на материалах Курской области) //Поволжский торгово-экономический журнал. - 2011. - №. 3. - С. 69-75.

2. Зубаревич Н. В., Сафронов С. Г. Неравенство социально-экономического развития регионов и городов России 2000-х годов: рост или снижение? //Общественные науки и современность. - 2013. - №. 6. - С. 15-26.

3. Зюкин Д. В., Жиляков Д. И. Индикаторы напряженности в социальной сфере //Современная наука: вопросы теории и практики. - 2016. - С. 42-45.

4. Зарецкая В. Г., Мохов И. А., Чаплыгина О. Г. Проблема регионального неравенства субъектов Российской Федерации //Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. - 2020. - С. 185-189.

5. Кремер, Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник и практикум для вузов / Н. Ш. Кремер. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 538 с.

6. Новиков А. А. Региональное неравенство в социально-экономическом развитии России //Вестник евразийской науки. - 2013. - №. 1 (14). - c. 48-57.

7. Маковецкий М. Ю., Маковецкая Е. Н. Деградация Омского региона в контексте современных социально-экономических процессов в России //Социально-экономические проблемы и перспективы развития трудовых отношений в инновационной экономике. - 2020. - С. 41-48.

8. Положенцева Ю. С., Вертакова Ю. В., Самохвалова М. С. Оценка неравномерности экономического пространства регионов на основе конвергенции и дивергенции //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2018. - Т. 8. - №. 3. - С. 53-63.

9. Ратьковская Т. Г. О финансово-бюджетных аспектах пространственного неравенства в РФ //Э 40 Экономика Сибири в условиях глобальных вызовов XXI века. - 2018. - С. 295.

10. Феоктистова Т. В. Роль консолидации кредитной, налоговой и бюджетной политики для привлечения инвестиций в регионы //Микроэкономика. - 2014. - №. 6. - С. 102-106.

11. Федоляк В. С. Межрегиональные диспропорции социально-экономического развития сквозь призму базовых теорий региональной экономики //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2019. - Т. 19. - №. 1.


Войти или Создать
* Забыли пароль?