В статье рассмотрена проблема использования в современном русском языке глобальных мировых знаков на примере хештега. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания роли и значения глобальных знаков в коммуникационной среде, их специализация в молодежном контенте. Выявлены формы и виды текстов с хештегом на различных сетевых платформах, и проведен их сравнительный анализ.
глобализация, знак, гипертекст, хештег, мем, блог
В настоящее время – эпоху цифровой личности – стремление к мобильности, оперативной связи, представленной в разных форматах, становится первостепенной задачей. В связи с этими тенденциями создаются специальные символы и слова для обозначения приглашения к объединению и обсуждению разных людей, даже незнакомых друг с другом. Так, ярким примером глобального знака новейшего времени стала @ – (от первой буквы английского алфавита), «собака» на народном сленге. Ежеминутно этим знаком пользуются миллиарды людей в мире. Символ @ придумал в 1971 г. Рэй Томлинсон, основатель электронной почты, сотрудник американской компании BBN Technologies. Первым адресом со знаком «собака» был tomlinson@bbn-tenexa. Массовым знак «собака» стала в 1996-м году, когда появился один из первых бесплатных почтовых сервисов «Hotmail».
Такой же глобальной известностью стал пользоваться знак решетка # – «хештег». Хештег или Октоторп (метка) (от англ. Hashtag, hash – решетка и tag – метка) – слово или группа слов, начинающихся со знаком (символом) решетки #. Символ # называется «решётка», «хеш», «диез», «шарп». Этот символ используется в языке программирования C. Там его называют «хэш».
Знак # и слово «хештег» появились в 2007 г. Первое электронное сообщение с хештегом на Twitter: «Что вы думаете о том, чтобы использовать решётку (#) для разных групп?» отправил 23 августа 2007 г. автор символа Крис Мессина. Хештег стал символом века цифровых технологий и изменил язык миллионов людей по всему миру. Особое значение этот знак приобрел в молодежной среде. Американское диалектологическое общество по итогам 2012 г. назвало «хештег» словом года. Слово хештег вошло в Оксфордский словарь английского языка в июне 2014 г.
Цель научного исследования – показать роль актуальности освоения обучающимися современного языка компьютерной лексики и значение этого символа и слова в современном цифровом пространстве, раскрыть особенности его применения в молодежной аудитории. Для более полного раскрытия темы предполагается анализ функционала данного слова и знака в образовательных, игровых контентах, социальных сетях, блогах, популярных среди молодежи, их педагогической коннотации. Также предполагается системный анализ хештегов как нового лингвистического явления.
Хештеги – это специальные дискурсные элементы текста, созданные для функционирования в Интернете. Они выполняют разнообразные задачи: группируют в микроблогах сообщения одинакового содержания, обеспечивают быстрый поиск нужной информации, при этом дают возможность выражать креативность. В практике современной информационной среды выработаны разные способы создания хештегов. Наряду с использованием словообразовательных средств и отказом от использования синтаксических средств языка, участники медиапространства проявляют интерес к языковой игре, созданию прецедентных текстов. Хештег служит приобретению особого коммуникативного статуса.
Миллионы пользователей используют хештег в блогах и социальных сетях для быстрого поиска информации или объединения в группы по определенной тематике. Так, в ВКонтакте, Facebook, YouTube, Instagram, Twitter, #Tik Tok хештег стал общепринятым средством для обозначения разного рода контентов и очень активно применяется для общения, сообщения, получения информации, самопрезентации. О важности хештегов для сетевых платформ говорит тот факт, что на сайтах этих платформ размещены советы по пользованию хештегов. Например, на Instagram предлагаются бесплатные способы раскрутки инстаграм-аккаунтов: «В основу первого способа входят 90 хештегов. Их необходимо разделить на три категории (по 30 каждая): хайповая, тематическая и индивидуальная. Далее нужно подготовить 3 публикации с текстовым и графическим контентом. Затем разместить три поста, с интервалом в 15-20 минут, присваивая к ним свою категорию хештегов» [Исмагилова].
Все стороны жизни молодежи – от увлечений до образования – находят отражение в сообщениях через хештег. Так, на сайте определяют цель образовательных страниц на платформах Интернета: «Образование. Это может быть как целенаправленное изучение определенных курсов или публикаций какого-либо человека, так и случайное, например прочтение статей, опубликованных вашими друзьями. Информация зависит от круга интересов конкретной группы людей и может представлять собой кулинарные рецепты, литературу по психологии развития и многое другое» [Социальные сети. – https://wiki.rookee.ru/xeshteg].
Образовательные проекты с хештегом пользуются большим спросом. Они востребованы среди молодежной аудитории своей скоростью, лаконичностью и небольшим объемом полезной информации, молодежным сленгом, интересной подачей и оригинальностью учебного материала. Например, в #Tik Tok создан масштабный образовательный сайт Универ Тик Ток для привлечения детей разного возраста к обучению. Этот проект родился в одной их социальных сетей Китая для помощи в изучении различных учебных предметов. На странице Универ Тик Ток желающие, как преподаватели, так и студенты, школьники, помещают образовательные ролики. Контент создается пользователями самостоятельно. «Разработчики Тик Тока приняли решение о запуске специального образовательного контента и каналов. Сначала появились два индийских каналов, предназначенных для изучения английского языка. Началось сотрудничество с образовательными школами. Тематика расширялась стремительно. Изначально иностранные курсы сменились обучающими видео по математике, интерьеру, естественным наукам, фитнессу и другим» [https://#новость #tiktok].
Образовательный или обучающий контент создан и на Instagram. По формату здесь могут помещаться только фотографии с небольшим комментарием, один из первых образовательных аккаунтов на Instagram был создан журналом National Geographic с постами фотографий со всех уголков планеты. На этой социальной платформе можно выкладывать схемы для быстрого изучения английского и других языков, репродукции картин известных художников, небольшие рецензии на книги, математические формулы с пояснениями.
В связи с этим, можно сделать вывод, что использование хештегов в названиях сайтов или Интернет-адресов образовательных ресурсов, понятных современным школьникам и принимаемых в современной молодежной среде, способствует активизации познавательных интересов, позитивному личностному принятию развивающих образовательных ресурсов.
Слово хештег в русском языке стало популярным в связи с развитием социальных сетей. Оно стало общеупотребительным, в первую очередь, в молодежной среде. Популярность знака привела к тому, что к хештегу активно подключились различные организации (например, мобильные сети), реклама, PR, видные персоны России. Так, перевод денег в МТС проходит через #перевод сумма.
Обращение к персональным страницам публичных персон убеждает: чтобы повысить свою популярность и привлечь внимание других пользователей, известные люди нацеливаются на самопрезентацию. Непубличные персоны также стараются привлечь внимание к своей личности, своей странице, своей профессии. Для этого они не только внимательно отбирают медиаматериал, который выкладывают в сеть, но и тщательно обдумывают содержание текстов [Наволока, с. 570].
Хештег из иностранного термина превратился в русском языке в общеупотребительное слово. «Как видим, иноязычное слово редко дублирует значение русского – в подавляющем большинстве случаев между ними имеется смысловое различие, на которое накладывается еще и различие функционально- стилистическое: иноязычный элемент часто является термином, а его русская параллель – обычным, общеупотребительным словом» [Крысин, 1996, с. 143].
В свою очередь, слово хештег повлияло на появление новых понятий в русском языке, таких как гипертекст, гиперссылка, мемы-хештеги. В настоящее время в общей совокупности хештеги составляют огромный информационный гипертекстовый массив [Галямина, с. 110].
По мнению Патрушевой Л.С., хештеги по своей функции представляют собой хештеги-геопозиции, хештеги-девизы, хештеги-самопрезентации, хештеги-размышления, хештеги-отклики, хештеги-цитаты [Патрушева, с. 474].
Среди молодежи активно используются мемы-хештеги. История появления термина «мем» связана с книгой «Эгоистический ген» (1976 г.) профессора Оксфордского университета Ричарда Докинза. Мем (meme («мим») от греческого слова μήμιμα – «подобие»)) – слово, видео, изображение, звуковой сигнал, картинка, получившие популярность в Интернете и ставшие общеузнаваемыми символами (через социальные сети, мессенджеры, форумы, блоги).
«Как всякие прецедентные феномены, мемы подвергаются разного рода трансформациям в процессе использования и обретают множество разновидностей. Узнаваемость мема-хештега служит основой для его дальнейшего использования, в том числе и в традиционных сферах общения. В межличностном дискурсе более значимым оказывается не семантическая компрессия, осуществляемая хештегом, а возможность передать эмоции, дать оценку сообщаемому» [Галямина, с. 103].
Рассмотрим примеры использования хештега в социальных акциях:
- Акция по спасению пернатых «Покорми птиц». Участникам предлагается накормить птиц семечками или крошками, заснять процесс кормления и выложить в соцсетях с хештегом #покормиптиц.
- Музеи Подмосковья провели флешмоб #MuseumSelfie.
12 государственных музеев Московской области приняли участие в международном флешмобе #MuseumSelfie и предложили гостям сфотографироваться на фоне изысканных музейных интерьеров. Цели мероприятия: посещение музеев, выражение своего отношения к произведениям искусства, создание креативного селфи.
- Молодежный конвент «Легенды среди нас», г. Домодедово.
Мероприятие проходило под эгидой общероссийского общественного движения #PUTINTEAM и хоккеиста Овечкина Ю. Известные звезды российского спорта пообщались с молодежью, провели мастер‐классы и сыграли в хоккей. Идея мероприятия – приобщение молодежи к здоровому образу жизни.
- Флешмоб в социальных сетях #МедикиНаВойне. Цели флешмоба: воспитание патриотизма и гордость за своих близких − участниках ВОВ. Необходимо выложить семейные истории и фотографии времен ВОВ.
Галямина Ю.Е. отмечает, что хештеги используются как автором в посте Инстраграм-блога, так и в комментариях, что позволяет не только включить запись в общий массив информации, связанной с данным контентом, но и выразить отношение к прочитанному [Галямина, с. 113].
В период пандемии информация с хештегом позволяла оперативно передавать сведения о ходе пандемии, противопандемических мероприятиях, связывала с волонтерскими организациями: #ЯволонтерМО, #социальныйпроект, #волонтер, #доброволец. Особо популярными в период самоизоляции стали теги #пандемия, #пандемиянаследие, #пандемиямрака, #пандемиягриппа, #пандемия21века, #пандемиянаграни, #пандемияожирения, #пандемиявлаборатории, #пандемиябелка.
В тяжелый период самоизоляции в России началась акция взаимопомощи между людьми разного поколения, образования, национальности #МыВместе. С призывом помочь нуждающимся людям, пожилым, многодетным, обратились видные знаменитости, уважаемые граждане. Информация о конкретных фактах взаимопомощи размещалась на сайте #мывместе2020.рф. Здесь можно было узнать, как разные люди помогают друг другу, как любой из желающих может помочь ближнему.
1 апреля 2020 г., проходившем в условиях пандемии, в online-формате прошла Всероссийская акция ко Дню смеха. Участниками были предложены следующие креативные задания:
- Сними и опубликуй в соцсетях «Я Молодец» и «TikTok» видео с юмором, связанное с вашим учебным заведением. Отметь под роликом @ skm_rus.
- Придумай оригинальные и смешные фразы для облаков (баблов), распечатай или нарисуй их и сделай фотографии. Выкладывай фото с хештегами #ДеньСмеха, #СмейсяСРДШ.
- Придумай оригинальные, смешные мемы об учебной жизни. Размести их в группе своего учебного заведения или в своем аккаунте с хештегами #ДеньСмеха, #СмейсяСРДШ.
Хештеги стали использоваться в роли гиперссылок, позволяющих быстро находить нужный сайт, информацию, сетевое сообщество по интересам. В сети «Инстаграм» хештег стал использоваться для поиска информации не только в адресах, но и внутри текста. «Также следует отметить, что слова, словосочетания, предложения, представленные в форме хештега (написанные с использованием символа # и выделенные голубым цветом), выделяются из текса и сразу же привлекают внимание аудитории. С помощью такого вида текстов автор акцентирует внимание подписчиков на важных для него деталях, фразах, идеях и т.д.» [Наволока, с. 570].
В сетевых сообщениях появилось такое понятие, как связанный хештег. Связанные хештеги − это самые популярные слова, которые чаще всего используются в Instagram в сообщениях с искомым словом. Примером таких стал топ 10 связанных хештегов. В стране Rossiya используются мемы # юмор мем, #приколы москва, #смех россия, #смешно memes.
Для поддержки друг друга в сетевых сообществах активно применяется хештег со специальными символами, значками, иконками. Эти хештеги предназначены для получения отметок «нравится» (лайк, like), взаимного лайкания индивидуальных сообщений, фото. Особой популярностью в сетях пользуются смайлы. Например, коллекция смайлов Эмодзи по основным группам: смайлы и люди, животные и природа, еда и напитки, спорт и активный отдых, путешествия и места, предметы, символы, флаги стран. Для Инстаграм применяются смайлы и иконки для включения в хештеги.
Таким образом, хештег как глобальный знак является одной из активных коммуникативных единиц в информационном пространстве. Он наряду с другими глобальными знаками аутентично вписался в современный русский язык и стал неотъемлемой частью его коммуникационного пространства. Его использование важно для формирования медиаграмотности. Хештег позволяет расширить поле деятельности современного педагога и использовать нестандартные методы работы. Так, при работе с большими текстами он может использоваться как дидактического средство – в качестве ключевого слова − для выявления основной мысли, идеи, образа. Хештег учит четко выражать общую тематику сообщения, находить суть текста или сообщения. Однако при работе с хештегом необходимо учесть такой аспект глобального коммуникационного пространства, как безопасность. Поэтому важным аспектом работы в международной интернет-среде является необходимость анализа информационного источника на безопасность, выработка этической нормы.
1. Галямина Ю.Е. Лингвистический анализ хештегов Твиттера / Ю. Е. Галямина // Современный русский язык в интернете / ред. Я. Э. Ахапкина, Е. В. Рахилина. − Москва: Языки славянской культуры, 2014. − С. 13-22.
2. Исмагилова Д. Как подбирать хэштеги для Инстаграм в 2020 году для продвижения аккаунта [Электронный ресурс]. − URL: https://misterrich.ru/heshtegi-dlya-prodvizheniya-v-instagram-sbor-podpischikov-lajkov-kommentariev/
3. Крысин Л.П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни / Крысин Л.П. Русский язык конца XX века. - Москва, 1996. − С. 142-161.
4. Наволока Ю.С. Хэштег-текст как новый формат текста в интернет-пространстве (на примере социальной сети "Инстаграм") // Филологические науки, серия «Языкознание и литературоведение». - 2018. − № 12(90). − Ч. 3. − С. 568−573.
5. Патрушева Л.С. Хештегирование как новый коммуникативный процесс // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. − 2018. − Т. 28. − Вып. 3. − С. 471-475.
6. Универ Тик Ток [Электронный ресурс]. − URL: https://#новость #tiktok
7. Хештег [Электронный ресурс]. − URL: https://wiki.rookee.ru/xeshteg (дата обращения: 14.03.2021).
8. Щурина Ю.В. Коммуникативно-игровой потенциал хештегов // Вестник Череповецского гос. ун-та. − 2015. − № 8 (69). − С. 100-104.