ИСТОРИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ АРХИТЕКТУРНОГО КОМПЛЕКСА ДОНСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ В 2013–2021 ГГ.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проведению комплексной научной реставрации памятников архитектуры и исторического некрополя, расположенных на территории одной из самых известных обителей страны – Донского ставропигиального мужского монастыря. Затронута проблема сохранения каменной скульптуры (из мрамора, известняка, песчаника, гранита) в условиях агрессивной кислотно-щелочной среды и экспонирования ее на открытом воздухе. Изложены основные реставрационные принципы и методы, примененные к конкретным памятникам, а также перечислены виды работ, последовательно предпринимаемые реставраторами для спасения объектов архитектуры на примере Старого (Малого) собора, церкви Михаила Архангела (Усыпальницы Голицыных), башен, монастырской бани XVIII в, а также произведений монументального искусства  художественных надгробий старого Донского кладбища. Особо отмечается, что многие надгробия, выполненные выдающимися мастерами, подарили Донскому некрополю славу Музея под открытым небом. Подчеркивается особая ценность его коллекции, по ней можно изучать архитектурные стили, познавать Российскую историю, изучать комплексы памятников культового, гражданского, фортификационного зодчества, объектов монументального искусства и археологического наследия, а также исследовать новейшие виды и методы реставрационных работ. Реставраторы ведут многолетнюю кропотливую работу по восстановлению всего ансамбля. Представленная в статье информация может быть полезной для реставраторов-практиков и историков-краеведов.

Ключевые слова:
культурное наследие, памятник, реставрация, монастырь, некрополь, восстановление
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Историческое значение Донского монастыря и опыт реставрационных работ монастырского ансамбля.

Донской монастырь расположен в Южном административном округе города Москвы и является объектом культурного наследия федерального значения – «Ансамбль Донского монастыря, XVIXIX вв.» (Донская пл., вл. 1-3). В 1960 г. обитель принята под государственную охрану как объект культурного наследия федерального значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г., Указ Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г.).

Донской монастырь был основан по указу царя Федора Иоанновича в 1592 году
в память о событиях 1591 года, когда Москва отразила набег крымских татар под водительством хана Казы-Гирея, объясняя эту победу заступничеством чудотворной иконы Донской Богоматери. «С именем Донской иконы соединены многие победы русских войск. Напутствуя воинские походы молениями пред Донской иконой Божией Матери, русские цари увековечили память чудотворной помощи от нее устроением Донского монастыря.» [1]

Первый каменный собор монастырского комплекса построен мастерами Бориса Годунова в 1593–1596 гг. на месте походной церкви, в которой находилась чудотворная икона Донской Богоматери. Бесстолпный одноглавый храм стал своеобразным памятником русскому воинству, его строгие архитектурные формы впоследствии неоднократно повторялись в русском зодчестве [2]. В XVII веке к храму были пристроены трапезная с колокольней и два придела во имя покровителя Руси преподобного Сергия Радонежского и хранителя русского воинства Федора Стратилата. Храм неоднократно перестраивали. Дошедшая до настоящего времени композиционная структура здания относится к концу XVII в., когда были пристроены южный и северный приделы, трапезная и колокольня [3].

Уникальный ансамбль монастыря сложился на протяжении XVIIIXIX веков: была возведена новая ограда, построены храмы и каменные гражданские постройки. Эти объекты сохранились до наших дней [4].

Объектом исследования в работе является ансамбль Донского ставропигиального мужского монастыря. Предмет исследования – методы осуществления ремонтно-реставрационных работ архитектурного комплекса донского мужского монастыря в 2013–2021 гг.

Целью работы является историко-архитектурное формирование и сохранение комплекса донского мужского монастыря в процессе проведения комплексных ремонтно-реставрационных работ.

Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • изучение историко-библиографических исследований по Объекту;
  • изучение проекта реставрации (на основе проведенных исследований);
  • выявление основных проблем современного существование Объекта;
  • изучение технологии производства работ.

Материалы и методы. В ходе проведения исследования были изучены архивные, библиографические и иконографические материалы, связанные с изучаемым объектом. После сбора исходных данных была проведена их систематизация и анализ. Анализу подвергались разные аспекты Объекта: его история, расположение, современное состояние, реставрация, использование.

Основная часть. Проведение ремонтно-реставрационных работ на памятниках архитектуры и монументального искусства, расположенных на территории Донского монастыря.

Каменная скульптура – из мрамора и известняка, из песчаника и гранита – ее сохранность в условиях экспонирования на открытом воздухе волнует многих специалистов реставрационного сообщества по всему миру [5].

К сожалению, экологическая обстановка в Москве постоянно оказывает неблагоприятное воздействие на памятники [6], выполненные из натурального камня и хранящиеся на открытом воздухе. Агрессивная кислотно-щелочная среда разрушает надгробия. Мы можем безвозвратно утратить часть историко-культурного наследия без необходимых регулярных реставрационно-консервационных работ.

Комплексные ремонтно-реставрационные работы на территории Донского монастыря были начаты в 2013 году.

Первым объектом научной реставрации стал объект культурного наследия "Ансамбль Донского монастыря, XVI–XIX вв. – "Старый" собор, 1591–1593 гг. Трапезная и приделы, 1678–1679 гг. Шатровая колокольня, конец XVII в." по адресу: Донская пл., д. 1, стр. 19. Перед началом работ были проведены историко-культурные исследования, археографические и архивные изыскания, а также выполнено натурное исследование объекта культурного наследия. В конце 1940-х годов в храме под руководством архитектора-реставратора Н.Н.Соболева были проведены реставрационные работы и сделана попытка вернуть этому сооружению исторический облик [7]. В процессе проведенных работ были восстановлены наличники трапезной и колокольни. Внутри храма были разобраны закладки разгрузочных арок и уничтожена живопись второй половины XIX века. Однако, ввиду того, что храм предназначался для возобновления богослужений, работы не были выполнены в необходимом объеме.

Основной задачей текущей реставрации было раскрытие особенностей этого уникального памятника древнерусского зодчества. В процессе натурных исследований и реставрационных работ были выявлены элементы архитектуры XVI века. Причем реставраторам удалось воссоздать фрагменты фасадов храма XVI в., выходящих в пределы XVII в. Это позволило создать реконструкцию храма на конец XVI в. (автор Г.П. Степаненко). В процессе работ был снят культурный слой вокруг и внутри храма, что позволило вернуть храму с прилегающими пристройками первоначальный облик [8]. Внутри храма архитекторами были выявлены фрагменты первоначальных оконных проемов, они оставлены как археологические зондажи. Такой же прием был применен при реставрации фасадов: на западном фасаде как зондаж показан рисунок портала XVII века, а также наличники окон трапезной. Данный подход отвечает требованиям научной реставрации, когда максимально сохраняются и выявляются подлинные детали памятника.

В соборе были проведены археологические раскопки, позволившие выявить новые захоронения в интерьерах. В процессе проведения работ были отреставрированы чугунные плиты XVIIIXIX вв. некрополя в Старом соборе, зафиксированы места выявленных захоронений, часть из которых удалось атрибутировать. В трапезной проведено восстановление пола из доломитовых плит на первоначальных отметках XVII в.

В трапезной Старого собора с 1948 года и до настоящего времени происходит мироварение [9]. В процессе реставрационных работ была разобрана и выложена заново мироваренная печь с устройством подпольного канала-дымохода.

По итогам проведенных ремонтно-реставрационных работ Старый (Малый) собор признан лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация–2016" в трех номинациях.

Монастырский ансамбль развивался на протяжении нескольких столетий. На его территории находятся разновременные постройки.

В 1806–1809 гг. у южной стены монастырской ограды по проекту архитектора И.В.Еготова возведена Церковь Архангела Михаила. Храм построен на средства княгини А.А.Голицыной во имя небесного покровителя ее супруга М.М.Голицына. Он стал усыпальницей для многих представителей рода Голицыных, включая московского генерал-губернатора Д.В.Голицына и его мать Н.П.Голицыну, которая послужила прототипом главной героини повести А.С.Пушкина [10]. "Пиковая дама". До 1990 г. в здании располагалась экспозиция монументальной скульптуры Музея архитектуры, где были представлены работы Ф.Г.Гордеева, И.П.Мартоса, С.С.Пименова, а также других выдающихся русских и европейских скульпторов [11].

В 2015 году начались реставрационные работы на объекте культурного наследия "Ансамбль Донского монастыря XVI-XIX вв., Церковь Михаила Архангела, 1806–1809 гг. "Усыпальница Голицыных" по адресу: Донская пл., д. 1-3, стр. 20.

За время реставрации восстановлено внешнее и внутреннее убранство объекта культового зодчества, в процессе которой восстановлены белокаменный цоколь, штукатурный и лепной фасадный декор. Одной из находок стало раскрытие наличников больничного храма нач. XVIII века, которые оставлены на южном фасаде трапезной как фрагменты более ранней постройки [8]. Особенно интересными были работы по восстановлению северного портика на главном фасаде здания, формы которого были искажены пристройкой XIX века, разобранной во время проведения работ архитектором Н.Н.Соболевым в начале 1950-х годов. Раскрыты заложенные первоначальные дверной проем под портиком главного фасада, а также оконные проемы в виде узких ниш по сторонам от него. В процессе реставрации были найдены остатки металлического пола и ступеней парадного входа, которые также были отреставрированы и восполнены утраты. По материалам химико-технологических исследований храму возвращено первоначальное колористическое решение. Особенно значительной была работа по воссозданию монастырскими резчиками по фотографиям и аналогам деревянного резного иконостаса. Интересно, что по проекту приспособления в местном ряду иконостаса были установлены иконы из ризницы Донского монастыря, происходящие из домовой церкви во имя Павла Латырского, которая была выстроена на средства П.М.Третьякова в Училище для глухонемых детей на Донской улице. Реставрация монументальной живописи храма проводилась в 1990-е годы, поэтому в настоящее время было выполнено укрепление и расчистка живописи. Впервые проведена реставрация помещений усыпальницы, где восстановлены южный вход и лестница, а также проведена реставрация интерьеров и сохранившихся плит. Здесь, как и в Старом соборе, проведена комплексная реставрация, включающая не только архитектурную реставрацию, но реставрацию иконописи, монументальной живописи, предметов декоративного убранства храмов (паникадила, ограды, надгробные памятники и др.).

По итогам проведенных ремонтно-реставрационных работ Церковь Михаила Архангела (Усыпальница Голицыных) признана лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация–2017" в двух номинациях.

В 2019 г. завершена реставрация объекта культурного наследия "Ансамбль Донского монастыря, XVI–XIX вв. – Баня, XVIII в.". В здании настоятельской бани (кухни), выстроенном в непосредственной близости от Святых ворот в северной части монастыря одновременно с настоятельскими покоями в 1748 году, впервые за многие годы было проведено тщательное исследование. В результате исследования здания было принято решение о воссоздании его первоначального облика и планировки. Реставраторы воссоздали не только скромный декор здания, но и характерную высокую кровлю. В интерьере сохранилась сводчатой палаты, а также остатки топочной для печи, что было использовано при осуществлении проекта приспособления.

Реставрационные работы в обители проводятся силами строительно-реставрационного подразделения монастыря, а также других реставрационных организаций, осуществляющих свою деятельность в соответствии с лицензией Министерства культуры РФ по разрешениям Мосгорнаследия. Работы ведутся в соответствии с федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ.  «Для более глубокого консультативного сопровождения реставрационных работ был организован научно-методический экспертный совет по вопросам реставрации и сохранения объектов культурного наследия «Ансамбль Донского монастыря, XVI–XIX вв.». В его состав вошли специалисты, профессионализм которых соответствует уровню культурной значимости объектов обители, включающих памятники архитектуры, монументальной и станковой живописи, мемориальной скульптуры и малых архитектурных форм (надгробия и фрагменты архитектурных сооружений)» [1].

Возрождение уникального ансамбля финансируется из федерального бюджета, бюджета города Москвы и при поддержке благотворителей.

В монастыре действуют реставрационные мастерские по реставрации иконописи,
а также мастерская художественной вышивки, мастерицы которой выполнили полотенца
в иконостасе Старого собора, а также покровцы и др. литургические предметы в храмах [12].

Необходимо отметить, что отреставрированные объекты изменили восприятие ансамбля, так как одновременно проводились работы по реконструкции инженерных сетей и благоустройству территории. При проведении работ по благоустройству были зафиксированы основные планировочные решения: восстановлены липовые аллеи, образующие планировочные оси ансамбля, восстановлена историческая дорожно-тропиночная сеть, что подчеркивает градостроительную ценность ансамбля [3].

Сегодня продолжается восстановление объекта культурного наследия "Ансамбль Донского монастыря XVI–XIX вв. 12 башен и 14 прясел крепостной стены, 1686 г., 1687–1698 гг., 1711 г.". Ограда монастыря, построенная по всем канонам оборонного зодчества XVII в., представляет в плане квадрат. Для эффективного ведения боя угловые (круглые в плане) башни выступают на три четверти из плоскости стены, восемь квадратных башен – наполовину. Башни имеют три яруса. Первый ярус перекрыт сомкнутым сводом с распалубками над окнами и входом. Второй ярус, не сообщающийся с первым, находится на уровне боевого хода; на него можно попасть по внутристенной лестнице, идущей от уровня земли. На третий ярус, представляющий собой открытую площадку-гульбище, окруженную аркадой, ведет также внутристенная лестница с уровня боевого хода. Арочное ограждение проемов имеет глухие парапеты с белокаменными балясинами. Всего на территории монастыря находится 12 башен и 14 прясел монастырской ограды [13].

К началу работ башни пришли в аварийное состояние и были непригодны для эксплуатации: кровли башен были выполнены из рубероида с заливкой швов гудроном, что привело к промоканиям сводов и появлению в них деструктивных участков кладки. В нижних ярусах были почти полностью утрачены кирпичные выстилки полов, сгнил деревянный дощатый пол на вторых ярусах.

К настоящему времени отреставрированы башни № 4, № 5, № 11 и № 12. Реставраторы провели комплекс серьезных работ по фасадам и интерьерам башен. Была отремонтирована кирпичная и белокаменная кладки, расчищены все поверхности, заменены столярные заполнения, отреставрирован и покрыт медью декор, оштукатурены и окрашены стены и своды помещений.

Специалисты раскрыли исторические проемы, выполнили новое покрытие открытой площадки-гульбища на круглой башне, разобрали прогнившие деревянные конструкции пола в интерьерах, установили новые деревянные перекрытия, оконные и дверные столярные заполнения по аналогам XVII века.

В рамках Международных кампусов в восстановлении и расчистке двух башен
и благоустройстве монастырской территории принимали участие добровольцы, в том числе волонтеры французского объединения
Rempart [14].

Продолжается реставрация объекта культурного наследия "Ансамбль Донского монастыря, XVI–XIX вв. – "Новый" собор, 1684–1689 гг., 1748 г." по адресу: Донская пл., д. 1, стр. 12. Собор в центре монастыря заложила в 1684 г. царевна Софья, а продолжил строительство Пётр I.

Необходимо рассказать о главной особенности Донской обители. 2,5 га – практически половину территории монастыря – занимает исторический некрополь XVIII – начала XX вв. Это – своего рода музей: величественные памятники, колонны, саркофаги и пирамиды могут рассказать об истории России не меньше иных экспонатов. «Ряд надгробий выполнен выдающимися русскими скульпторами: И.П.Мартосом, В.И.Демут-Малиновским, И.П.Витали и др.» [15].

Есть захоронения кон. XVII века. Расширение некрополя началось в XVIII в., когда императрицей Екатериной II был подписан изданный Сенатом указ от 24 марта 1771 г., запрещавший проводить захоронения в черте Москвы из-за опасности распространения чумы. Согласно указу, хоронить умерших от опасной болезни предписывалось в особых загородных местах. А указ Правительственного Сената от 24 декабря 1771 г. запрещал проводить погребения при церквях во всех городах Российской империи. С этого времени московское дворянство было вынуждено устраивать свои родовые усыпальницы в монастырях, расположенных за границами столицы [16].

В Донском монастыре нашли последний приют князья Голицыны, Долгоруковы и Волконские, дворяне Нарышкины и Глебовы-Стрешневы, захоронены многие выдающиеся представители духовенства, политики, военные, деятели искусства и культуры: историк Василий Ключевский, архитектор Осип Бове, философ и публицист Петр Чаадаев, ученый, "отец русской авиации" Николай Жуковский, участники военных действий 1812 г., Крымской 1853–1856 гг., Русско-турецкой 1877–1878 гг. и Первой мировой войн. Кладбище быстро стало престижным. В 1930-е гг. здесь были перезахоронены с "приговоренных" к закрытию кладбищ художник Василий Перов, декабрист Петр Свистунов и многие другие известные люди. В 2000 г. в Донской монастырь перенесены останки писателя Ивана Шмелева. В нем также перезахоронены: в 2005 г. – генерал Антон Деникин и философ Иван Ильин, в 2007 г. – генерал Владимир Каппель. В 2008 г. погребен Александр Солженицын.

«Сочетание художественной и исторической значимости позволяет говорить о некрополе Донского монастыря как об уникальном и своеобразном городском ансамбле» [17].

Для сохранения памятников архитектуры, скульптуры, живописи, иконописи и монастырской библиотеки в 1922 году был создан Историко-бытовой музей бывшего Донского монастыря.

В 20-е годы XX века была проведена реставрация художественных надгробий: Пирамиды, надгробия кн. Щербатовых, надгробной плиты Чаадаева, и надгробия поэта Хераскова. В то же время в 1924-1930 годах были разобраны часовни и надгробия, расположенные вблизи Большого собора. Часть надгробий была перенесена на другие участки некрополя. Наряду с металлическими сенями и решетками в металлолом были сданы некоторые бронзовые детали и памятники, выполненные из металла.

В 1929 году Историко-бытовой музей был реорганизован в Антирелигиозный музей искусства (АМИ). Его коллекция пополнялась художественными надгробиями из храмов Москвы и сносимых монастырских кладбищ.

В 1935 году на территории Донского монастыря создается Музей Академии Архитектуры (МАА), в чье ведение переходит некрополь. В первый год работы музея проведены работы по установке 300 опрокинутых надгробий. Созданы тематические выставки, но одновременно Комиссией музея, был составлен список надгробий, подлежащих ликвидации. Этот список был скорректирован в 1936 году, после чего 152 надгробия были уничтожены.

В 1938 году в Донском монастыре была проведена первая научная паспортизация художественных надгробий и памятников на захоронениях известных людей. Через десятилетие, после передачи некрополя в ведение Треста похоронного обслуживания Управления предприятий коммунального обслуживания Мосгорисполкома, музей формирует Инвентарную опись его надгробий и захоронений.

В 1954 году, когда некрополь вновь перешел в ведение Музея Академии архитектуры СССР, по инвентарной ведомости было принято 1941 надгробие (новые захоронения имели самостоятельный учет).

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 1960 года и решением Моссовета от 1970 года 27 могил (и памятников) выдающихся лиц, погребенных на некрополе Донского монастыря, были взяты под государственную охрану. Остальные памятники оставались под наблюдением Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева, статус филиала которого территория обители получила в 1964 году, после объединения Музея Академии архитектуры СССР и Музея русской архитектуры им. А.В. Щусева. Музей архитектуры им. А.В. Щусева начал осуществлять программу комплексной реставрации некрополя, но из-за недостаточного финансирования эта программа не была выполнена в полном объеме.

Силами Музея архитектуры в 1959 г. были начаты реставрационные работы по надгробиям некрополя Донского монастыря. Согласно справке, составленной в 1981 году А.Н. Луполом, которая хранится в Центральном государственном архиве г. Москвы, в 1959-1964 гг. проводились противоаварийные работы, восстановление утраченных завершений памятников (урн, крестов и пр.). Работы выполняли штатные реставраторы музея. С 1965 г. реставрацию надгробий некрополя вели сотрудники Московской городской реставрационной мастерской ВООПИК под наблюдением реставраторов музея [18].

В 1969 году был снят топографический план некрополя, соответствующий Инвентарной описи 1954 года. Территория некрополя была разделена на 10 участков, на которых были установлены информационные щиты с указанием экспонируемых надгробий.

В период 1969-1973 гг. была проведена фотофиксация памятников некрополя, на основе которых сформирована фототека.

С 1969 г. все работы на некрополе рассматривались на Реставрационном совете музея, определявшем реставрационное задание и осуществлявшем их приемку. Всего с 1969 года по 1981 год было восстановлено 322 памятника. Работы проводились комплексно – по участкам, за исключением аварийных объектов, по которым необходимо было принять срочные меры.

В 1997 году некрополь Донского монастыря получил статус выявленного объекта культурного наследия (ансамбль) "Некрополь Донского монастыря, XVIII-XX вв." (Протокол заседания Экспертной комиссии по вновь выявленным памятникам истории и культуры при УГК ОИП города Москвы (секция "Исторический некрополь" от 25 декабря 1997 г. № 4). В настоящее время пообъектный состав некрополя полностью не утвержден, таким образом, все надгробия и захоронения, расположенные на его территории, охранный статус которых не определен, также являются выявленными объектами культурного наследия.

С 2011 года по сегодняшний день по заказу Мосгорнаследия (ГКУ "Мосреставрация") ведутся комплексные работы по реставрации художественных надгробий некрополя.

В 2011 году силами специализированных организаций проведены работы по реставрации 55 художественных надгробий, в 2012 году – 11 художественных надгробий, в 2016-2018 годах – 23 художественных надгробий.

В 2019 году Мосгорнаследием приняты работы по реставрации 28 художественных надгробий, в 2020 году – 7 художественных надгробий.

ООО "АРТ-реставрация" с 2011 года проведены работы по восстановлению 47 захоронений.

С 2017 г. реставрация памятников Донского некрополя проводится ООО "Реставрационная Мастерская "Наследие". Всего отреставрировано 88 памятников. В их числе – памятники, пострадавшие во время ураганов 2017 и 2018 гг.

Реставрационные работы, проводимые на художественных надгробиях, являются сложным и трудоемким процессом. Они выполняются в стесненных условиях, с минимальным набором механизации или вручную, на открытом воздухе с соблюдением условий температурно-влажностного режима. Для восстановления исторического облика памятников часто приходится их предварительно демонтировать. Кроме того, реставрация памятников Донского некрополя имеет свои особенности. Многие фрагменты надгробий для их сохранности были демонтированы еще Музеем архитектуры. При проведении реставрации архитекторы возвращают подлинники на их историческое место.

Методика работы по восстановлению объектов некрополя так же, как и памятников архитектуры, включает этапы:

  1. историко-библиографическое исследование памятника, его обмеры, технологическое исследование материалов и оценку состояния;
  2. подготовку проекта реставрации (на основе проведенных исследований);
  3. производство работ.

Общие виды проведенных работ по реставрации художественных надгробий включают: устройство и усиление фундаментов, выравнивание памятников, расчистку поверхностей (из натурального камня, металла), удаление активных очагов коррозии, отделку поверхности методом патинирования, заделку трещин и отверстий, восстановление текстов посвятительных надписей и декоративных элементов памятников, а также работы по реставрации металлических оград и сеней.

Подход к восстановлению памятников был индивидуальным, с учетом состояния каждого из них. Например, «Надгробный памятник Тутолминым, созданный скульптором И.П. Витали, по праву считается одним из лучших произведений русского мемориального искусства» [17]. Пропавший с его саркофага в 30-е годы ангел сохранился и был найден в середине прошлого столетия в соборе одного из соседних кладбищ. По фотографиям были восстановлены утраченные крылья. Из искусственного камня изготовлены другие разрушенные элементы надгробия. Проведены работы по реставрации саркофага, установленного на постаменте, а также удалены металлические скобы, которые при расширении металла разрывают камень. Реставрационные работы проводятся под контролем специалистов Мосгорнаследия.

Заключение. За последнее столетие Донскому монастырю, одному из самых почитаемых в Москве, пришлось пережить серьезные преобразования – от упадка и разрушения в начале прошлого века до возрождения в наши дни. Историческая память о великих событиях увековечена в стенах его соборов, церквей и часовен.

Исторический некрополь Донского монастыря является полноправным объектом исторических исследований, изучение которого важно не только само по себе, но и как часть истории искусства и истории градостроительства, по его коллекции можно изучать архитектурные стили, познавать Российскую историю, исследовать новейшие виды и методы реставрационных работ.

Начавшиеся в 2013 году комплексные реставрационные работы ансамбля Донского ставропигиального мужского монастыря были направлены на сохранение и общее изучение историко-архитектурного формирования всего ансамбля. Проведены реставрационные работы на соборах, на стенах и башнях всего комплекса, кроме того, большое внимание было уделено выявлению художественных надгробий в аварийном состоянии. Комплексный подход к сохранению всей территории ансамбля это яркий и уникальный пример реализации научной реставрации на территории действующего монастыря с учетом сохранения всех памятников, а также возвращения зданиям исторического предназначения. В настоящее время восстановление Объекта продолжается.

Список литературы

1. Донской монастырь (юбилейная книга). М.: Изд-во Донского ставропигиального монастыря г. Москвы, 2015. 800 с.

2. Никон (Головко), Божутина Т., Стародубцев О. Донской ставропигиальный мужской монастырь: путеводитель. М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь, 2014. 32 с.

3. Аренкова Ю.И., Мехова Г.И. Донской Монастырь: Историко-архитектурный очерк. М.: Изд-во Искусство, 1970. 159 с.

4. Robert K. Massie. Peter the Great: The compelling story of the man who created modern Russia, founded St Petersburg and made his country part of Europe. Publishing house Head of Zeus, 2012. Pp. 230-248.

5. Watt J., Tidblad J., Kucera V., Hamilton R. The Effects of Air Pollution on Cultural Heritage, 2009, New York, USA. P. 5.

6. Mezentzev S. Ecology of Moscow urban agglomeration: problems and the ways of solving. XXIV International Scientific Conference “Construction the Formation of Living Environment” (FORM-2021), 2021.Vol. 263.

7. Донской монастырь как музей в советские годы. ЦГАМО Ф. 966, оп. 4, д. 1028.

8. Отчетная документация ООО АРМ «ФаросЪ» о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, 2016. М. 211 с.

9. Донской ставропигиальный мужской монастырь // Святыни Православной Москвы. Альбом. М.: Издательство Московской Патриархии. 1997. С. 190-201.

10. Рязанов А.М. Усыпальница князей Голицыных в церкви Архангела Михаила на территории Донского монастыря // Монастыри в жизни России: Материалы научной конференции, посвященной 600-летию преподобного Пафнутия Боровского и 550-летию основания им Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря (19-20 апреля 1994 года) // Составитель Осипов В.И. Калуга-Боровск. 1997. С. 115-120.

11. Монастырь как музей в 19201930 гг. Архив ГНИМА им. А.В. Щусева. Фонд 1.

12. Monasteries in Moscow: Novodevichy Convent, Krutitsy, Donskoy Monastery, Danilov Monastery, Marfo-Mariinsky Convent, St. Andronik Monastery. Publisher Books LLC, Wiki Series, 2011. P.74

13. Донской монастырь: История и современность. М.: Сборник научных трудов ГНИМА им. А.В. Щусева, 1996. С. 4-19.

14. Mathis Stock. Progress in French Tourism Geographies: Inhabiting Touristic Worlds. Publisher Springer Nature, 2021. 244 p.

15. Артамонов М.Д. Кладбище Донского монастыря (Отечественные некрополи) // Памятники Отечества. 1986. № 1 (13). C. 95-104.

16. Каршилов Е. Донской монастырь. М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь, УКИНО «Духовное преображение», 2012. 94 c.

17. Домбровский И.Е. Некрополь Донского монастыря. М.: Изд-во Минувшее, 2007. 266 c.

18. Луппол А.Н. Герои Отечественной войны 1812 года // Путеводитель по некрополю Донского монастыря. 1988. Изд-во Москва. 28 c.


Войти или Создать
* Забыли пароль?