ГЕНЕЗИС СУВОРОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ ГДЕ СЕГОДНЯ ГОТОВЯТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА?
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
в обзорной статье представлена историко-педагогическая ретроспектива суворовского военного образования в образовательных организациях МВД России с ХIХ века до настоящего времени, выявлены проблемы и тенденции в подготовке воспитанников суворовских военных училищ МВД России, определена сущность профессиональной ориентации выпускников-суворовцев на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Показан генезис суворовского образования из недр кадетского обучения и воспитания, государственный и социальный характер суворовского образования: подготовка государственного человека и призрение детей-сирот погибших военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел. Определено, что суворовские военные училища реализуют право личности на выбор индивидуальной образовательной траектории, с одной стороны, и обязаны выполнять государственный заказ на подготовку кадров для деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с другой. Подобный дуализм рождает противоречивость толкования конституционных норм, связанных с правом выбора гражданином не только направления образования, но и направления профессиональной деятельности. В этой связи актуальным представляется работа по ранней профессиональной ориентации не только с самими суворовцами, но и с их родителями, законными представителями, а также кандидатами на поступление в суворовские военные училища МВД России.

Ключевые слова:
профессиональная ориентация, служба в органах внутренних дел, суворовцы, воспитанники, образовательные организации, кадетское образование, кадеты
Текст

     Актуальность исследования.

     В условиях общественно-политической нестабильности современного мира, нарастания различного рода, в том числе военных угроз по отношению к Российской Федерации, при этом, во многом, нравственной деструкции подрастающего поколения, претерпевающего вечный кризис идентичности, психолого-педагогического и социального становления в условиях атомизации российского общества, вызванного, среди прочего, карантинными ограничениями в связи с новой коронавирусной инфекцией ковид-19, возникает актуальный вопрос: кто завтра будет защищать Родину от внешних и от внутренних угроз,  сохраняя ее целостность и независимость?

     Проблема исследования.

     На прошедшей в 2018 году образовательной секции XXII Русского народного собора был поставлен непраздный вопрос: где сегодня готовят государственного человека, способного ценить и отстаивать интересы российского общества, государства выше личных? И был дан ответ: конечно же, это не только МГУ им.  М.В. Ломоносова, МГИМО или тем более НИИ ВШЭ, а прежде всего, кадетские корпуса и суворовские военные училища Министерства обороны Российской Федерации и МВД России [1].

     Основные вехи исследования.

     Традиционно, кадетское образование в Российской империи воспринималось как предтеча высшего военного образования и посвящение воспитанников себя одному из видов государственной службы: военной, полицейской, гражданской и даже духовной. Общеизвестно, что из кадетских корпусов вышла целая плеяда военачальников, общественных и политических деятелей, полицейских руководителей и высшего духовенства Русской Православной Церкви [2,  3].

     Кадетское образование, первоначально являясь общественным питомником юных дворянских душ, впоследствии становится настоящей  «кузницей кадров» для различных сред: духовно-просветительской, общественно-гражданской, военно-политической, правоохранительной.

     Гением Ивана Ивановича Бецкого, сподвижника Екатерины II Великой,  была в XIII веке, по существу, создана стройная система дворянского образования, целью которой являлась подготовка юношей и девушек, молодых людей, к государственному служению [3,   101]. Государственная служба, как известно, традиционно даровала не только различные преференции, но и налагала на государственного чиновника ограничения и запреты, в том числе выдвигала требования нравственного порядка [4].  В «Кодексе чести русского офицера»  1804 года содержится 26 пунктов, каждый из которых имеет вневременной, актуальный и поныне характер, а его квинтэссенцией, как и самого духа государственной службы, является пункт 26, который содержит высказывание гениального российского полководца А.В. Суворова и гласит следующее: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!» [5].

     Примечательно и то, что И.И. Бецкой, был отцом-основателем не только воспитательных домов в Москве и Санкт-Петербурге,  но и Смольного института для девочек-мещанок в Санкт-Петербурге, что положило начало государственному гендерному образованию в России [6]. Необходимо отметить, что сегодня, вследствие развития женского государственного образования, в традициях И.И. Бецкого, на службе России находятся такие выдающиеся женщины, как Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации России, Татьяна Голикова и Виктория Абрамченко, заместители председателя Правительства Российской Федерации, Ольга Любимова, министр культуры. В традиционно «силовых» ведомствах также появились женщины-генералы, олицетворяющие «государственную идею»: заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Татьяна Шевцова, официальный представитель МВД России генерал-майор полиции Ирина Волк, официальный представитель Следственного Комитета России генерал-майор юстиции Светлана Петренко и др.

     Но главным, безусловно, в генезисе суворовского образования, питающегося основами кадетского обучения и воспитания, являются идеи выдающихся русских полководцев, флотоводцев и полицейских руководителей, положенные в основу военно-морского и полицейского образования. Эти максимы актуальны и  поучительны и сегодня и составляют ценностный фундамент суворовского, военно-морского и полицейского образования,  в частности: «Обучение и воспитание – единый процесс»,  «Обучай тщательно своих подчиненных и во всем подавай им пример», «Нет выше чести, чем носить русский мундир», «Тяжело в ученье – легко в бою», «Сам погибай, а товарища выручай», «Смелость города берет», «Побеждать        не умом, а уменьем» (А.В. Суворов); «Требовательность должна сочетаться с заботой о подчиненных» (П.А. Румянцев); «Учиться тому, что необходимо на войне» (Ф.Ф. Ушаков); «Обратить новобранца в солдата, не ломая в нем человека, не мерами взыскания, а твердым внутренним порядком, надзором, словом», «Ставлю заботу о солдате как первейшею обязанностью всех начальствующих лиц» (А.А. Брусилов); «Необходимо в обучении применять методику, которая будит мысль, инициативу обучаемых, развивает у них самостоятельность и уверенность в своих силах» (М.И. Драгомиров) [7,  176].

      Как известно,  первые кадетские корпуса возникли в России в 1732 году в эпоху правления императрицы Анны Иоановны, когда по ее инициативе был открыт Шляхетский корпус для детей и юношества в возрасте от 13 до 18 лет для их подготовки к военной службе, получивший позднее название Сухопутного [3, 100].

     Чрезвычайно важно, что воспитание в Шляхетском и последующих открывающихся кадетских корпусах сохраняло, с одной стороны, преемственность домашнего образования, с другой – позволяло изъять отрока из сибаритского, изнеженного домашнего окружения и попечения порой откровенно необразованных мамок и дядек (типаж Савельича в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина) либо псевдоученых «мусью» (француз-гувернер Бопре в той же повести).  Значительно позднее советский военачальник генерал-лейтенант А.А. Игнатьев, сам являясь выпускником Пажеского корпуса, в своем обращении к народному комиссару обороны И.В. Сталину писал: «Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физических развитых будущих командиров Красной армии. Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, являлись всё же основными рассадниками офицерского воспитания наших истинно военных советских людей» [8]. Действительно, по меткому выражению современного отечественного криминолога, доктора юридических наук, кандидата педагогических наук, профессора Л.И. Беляевой, специалиста в области профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и ювенальной юстиции, «родителям, и особенно матери, жалость к своему ребенку мешает проявлять к нему разумную требовательность» [9].

     В этой связи идея общественного воспитания детей являет собой объективную его сторону, нейтрализуя субъективные факторы.

     Ведь не секрет, что сегодня, как и несколько веков прежде, в кадетские корпуса и суворовские училища поступают дети-сироты, дети  неполных, неблагополучных семей, имеющие различного рода дурные привычки и склонности. И вот из такого исходного материала необходимо сформировать государственного человека: с твердой гражданской позицией, патриотическими убеждениями, следующего в своих поступках и последующем призвании  общечеловеческих ценностям, национальным и профессиональным традициям и целям.

     В историко-педагогической ретроспективе следует отметить открытие в 1752 г. Морского кадетского корпуса, а затем в 1762 г. – Артиллерийского и Инженерного Шляхетского кадетского корпуса [10, 66].

     В период правления Павла I в кадетских корпусах усиливается военная доминанта образования. Кадетские корпуса были переименованы:   Сухопутный – в Первый кадетский корпус, а Артиллерийский и Инженерный – во Второй кадетский корпус, потеряв спецификацию.

     В эпоху Николая I кадетское образование испытывает своеобразный ренессанс: кадетские корпуса создаются в большинстве уездных городов, которые с 1862 г. преобразуются в военные гимназии, преподавателями в них становятся гражданские лица в противовес прежнему офицерскому составу.

    Февральская и последующая за ней октябрьские революции повлекли за собой неизбежное разрушение прежней системы образования, в том числе кадетских корпусов.

     И только в 1943 году, в переломный год ведения Великой Отечественной войны, с учетом боевых потерь в живой силе, и прежде всего, среди командного состава Красной Армии, с целью профилактики социального сиротства (детей-сирот военнослужащих, погибших на войне), развития патриотического воспитания среди юного поколения советских граждан и формирования ранней профессиональной ориентации на военную службу создаются суворовские военные училища, которые во многом восходят к традициям кадетских корпусов.

    Необходимо отметить и тот факт, что содержание суворовского образования во многом синонимично кадетскому. Традиционно кадетское образование включало в себя изучение естественных и гуманитарных наук, иностранных языков, военно-спортивную подготовку. К концу XIX в. кадеты изучали следующие предметы: Закон Божий, русский, немецкий и французский языки, русскую и всеобщую историю, географию, математику (арифметику, алгебру, геометрию, аналитическую геометрию, тригонометрию, приложение алгебры к геометрии), космографию, физику, химию, механику, зоологию, ботанику,  минералогию физиологию, законоведение, рисование, проекционное черчение, черчение и чистописание [11, 6]. Кроме того, кадеты обучались верховой езде, танцам, игре на музыкальных инструментах, владению оружием.

     Сегодня  суворовцы, помимо общеобразовательных предметов, также изучают военные дисциплины (основы военной подготовки, военный английский язык, военное страноведение и т. п.). В программе обучения также содержится риторика и бальные танцы, успехи освоения которых оцениваются на традиционном кадетском балу.

     Таким образом, содержание образования суворовцев и их предшественников – кадетов – базируется на достижениях всего предшествующего педагогического знания и мировой образовательной практики: от античной педагогики с ее идеалом гармоничного развития личности (интеллектуального, гражданского, физического, эстетического), средневековой педагогики с изучением «семи свободных искусств»  («тривиума» - грамматики, логики, риторики и «квадривиума» -  арифметики, геометрии, астрономии, музыки) к педагогике Возрождения с ее главной ценностью – Человеком и педагогике Просвещения и Нового времени – с развитием разума и всеобщности мышления [12].

   Программы обучения суворовцев постоянно совершенствовались.   В частности, в 1957 г., после посещения Генеральным секретарем ЦК КПСС  Н. С. Хрущевым Великобритании в соответствии с его распоряжением в Суворовских военных училищах и  Нахимовских военно-морских училищах был введен расширенный, включающий 2000 часов, курс изучения иностранного языка, что повлекло за собой увеличение на год (11-летка) срока обучения в суворовских военных училищах в противовес программам средних школ с 10-летней программой обучения.  Выпускники Суворовских военных училищ и Нахимовских военно-морских училищ, получали преференцию получения диплома военного переводчика при условии успешной сдачи экзамена. Была пролонгирована и военная подготовка, обеспечивающая выпускникам-суворовцам зачисление на 2-й курс высших общевойсковых командных училищ без дополнительных экзаменов [13, 96].   

     Также актуальным всегда оставался вопрос: кто должен учить прежде кадетов, затем суворовцев: офицеры или гражданские учителя?

     К концу XIX столетия штатный состав кадетских корпусов представлял следующую картину. Административная часть состояла только из военных. Во главе корпуса находился директор в чине генерал-майора или генерал-лейтенанта. Командирами рот являлись полковники, а офицерами-воспитателями в отделениях классов назначались подполковники [11, 6].   

     Мероприятия по формированию штата суворовских военных училищ  определялись директивой Генерального штаба Красной Армии от 27 августа 1943 г. Народному комиссариату обороны СССР было приказано в течение  двух месяцев, с октября по ноябрь 1943 г., создать девять суворовских военных училищ, сформировать офицерский состав с опытом педагогической работы и практическим стажем командования подразделениями и воинскими частями Красной Армии. Зачастую на командные и педагогические должности утверждали бывших кадет.  Штат постоянного состава СВУ состоял из: одного генерала,  49 офицеров, 31 сержантов, 13 рядовых, 186 вольнонаемных – 186 человек, в число которых входил и педагогический состав [14, 9].   

     Возникал резонный вопрос, который ставился еще знаменитым дидактом Адольфом Дистервегом, кто научит Учителя [15]? Проблема специальной психолого-педагогической подготовки офицерского состава суворовских военных училищ всегда была и остается по сей день актуальной. Живая педагогическая практика в суворовских военных училищах продемонстрировала, что командирам рот и офицерам-воспитателям, поступающим в училища из войск,  требуется фундаментальная педагогическая подготовка, включающая изучение как основ возрастной психологии и педагогики, так и методики воспитания. С 1959 г. начинают функционировать военно-педагогические курсы переподготовки командиров рот и офицеров-воспитателей суворовских и нахимовского военных училищ. Учебный план курсов предусматривал изучение следующих предметов: общую и военную педагогику, общую и военную психологию, основы анатомии и физиологии человека, школьную гигиену, эстетику, методику воспитательной работы, методику военной подготовки, методику физической подготовки. В педагогическом процессе курсов принимали участие теоретики педагогической науки, педагогики-практики, офицеры политического управления Ленинградского военного округа, преподаватели Ленинградского высшего общевойскового командного училища имени С.М. Кирова [16, 78].  

     Сегодня государственного человека, помимо суворовских и нахимовских военных училищ Министерства обороны Российской Федерации готовят 6 суворовских военных училищ МВД России, расположенные в г. Санкт-Петербург, г. Астрахани, г. Грозном, г. Елабуге, г. Новочеркасске, г. Чите и 1 Самарский кадетский корпус, продолжающие лучшие традиции кадетского и собственно суворовского образования. Миссией суворовских военных училищ МВД России является ранняя профессиональная ориентация молодежи и подростков на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Сверхзадачей суворовский военных училищ МВД России является стопроцентное соответствие выпускников-суворовцев и кандидатов на обучение в высшие учебные заведения МВД России. Сегодня процент поступивших выпускников-суворовцев в ведомственные вузы системы МВД России  составляет 52 %.  Невысокий процент поступающих выпускников-суворовцев в ведомственные учебные заведения МВД России связан с рядом проблем: невысоким престижем службы в органах внутренних дел Российской Федерации, отсутствием готовности ряда выпускников-суворовцев к тяготам и ограничениям правоохранительной службы, отсутствием мотивации  родителей и законных представителей выпускников-суворовцев  к выбору полицейской службы при возможности поступить в иные высшие учебные заведения как «силовых» ведомств, так и гражданского профиля.

     Развитие  суворовского образования тесно связано с развитием институтов государственной службы, всесторонней пропагандой военной и полицейской профессий, повышением престижа службы в Вооруженных Силах и органах внутренних дел Российской Федерации, развитием ценностных оснований и отношения к военной и правоохранительной службе как  к служению.

        Выводы.

  1. Суворовское образование произрастает из «недр» кадетского образования, имеющего давние традиции в опыте подготовки личности для нужд государственного служения.
  2. Содержание суворовского образования встроено в мировой историко-педагогический контекст и отечественную историко-педагогическую традицию.
  3. Суворовское образование актуализирует проблему специальной педагогической подготовки офицерских кадров для замещения должностей командного состава суворовских военных училищ.
  4. Суворовское образование в значительной мере решает проблему ранней профессиональной ориентации молодежи, подростков на военную службу и службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Развитие суворовского образования тесно связано с развитием ценностных основ военной и правоохранительной службы, повышением ее престижа и социальной привлекательности в глазах подрастающего поколения и их родителей (законных представителей).

Список литературы

1. XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»// [Электронный ресурс]. - https://vrns.ru/documents/stenogramma-xxi-vsemirnogo-russkogo-narodnogo-sobora/

2. Абрамов А.П. Историко-социологический анализ формирования творческого потенциала личности в системе довузовского военного образования//Вестник ВГУ. Серия: История, Политология. Социология, 2009. № 1.

3. Боброва Г.В. Становление воспитательной системы в кадетских корпусах России//Историко-литературный журнал. 2019. № 3.

4. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих" (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21))// [Электронный ресурс]. -URL:http://www.consultant.ru/.

5. Кодекс чести русского офицера [Электронный ресурс]. -https://zen.yandex.ru/media/id/5b61ddc6e9151400a9f49413/kodeks-chesti-russkogo-oficera-1804-goda--5b8f7cc97ea7cd00ab88efb3

6. Бецкой И.И. Устав воспитания двухсот благородных девиц учрежденного Её Величеством Государынею Императрицею Екатериною Второю, Самодержицею Всероссийскою, Материю Отечества, и прочая и прочая и прочая. - 1764.

7. Митин А.А. Формирование педагогической компетентности руководителей учебных групп территориальных органов МВД России: Дисс. на соиск. уч. степ. к.п.н…. 13.00.01//[Электронный ресурс] - https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS16_I09W1MEjUA9FJhomp5WBWgWFipj4Dg6GZiaGxpYmlmQnDpp8NPq5JCrnic08cexE6vw8AgvgVgQ&src=4ba9170&via_page=1&user_type=42&oqid=751864dba2f5fb2f

8. ГАРФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 224. Л. 14-15. Срок обучения - восьмилетний. Записка А. А. Игнатьева Сталину о создании кадетских корпусов. (17 апреля 1943 г. Генерал-майор Игнатьев А.А. Народному комиссару обороны, маршалу Советского Союза Сталину И.В. о создании кадетских корпусов).

9. Беляева Л.И. Ювенальный суд в царской России////[Электронный ресурс] - https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXLy8v1yvISczVKyrVLy3KLC7RL8pPySxJzUnNjC-Lzy8pLkksyy7VLzA20SvIKGBgMDQzMTQxMDQxNmRw3cO_7HVydc_h1Q26rkwrRQDZ_h1V&src=4e3d902&via_page=1&user_type=42&oqid=751eb5a306347a4e

10. Коваленко О.Ю. К вопросу о преемственности суворовских военных училищ и кадетских корпусов Российской Империи//Вестник Екатерининского института. 2018. № 2 (42).

11. Рыбаков С.И., Дунюков Н.С. Традиции кадетских корпусов в воспитательной деятельности суворовского военного училища//Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»//Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)/

12. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие/Сердюк Н.В. и др. - М., Академия управления МВД России, 2021.

13. Суворовцы и нахимовцы навсегда / сост. Г.П. Толокольников, А.Ш. Салихов, А.Н. Шишков. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2013.

14. Лопуховский Л.Н., Ковалев В.П. Воронежское суворовское (История Вж СВУ. 1943-2013 гг.). Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВА им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, 2013.

15. Калугин В. Кто научит учителя?//Учительская газета, №20 от 15 мая 2007.

16. Волконский Н.Л., Марьина Л.П. Кадетские корпуса в России: история и современность//Клио. 2014. № 1 (85).


Войти или Создать
* Забыли пароль?