Статья посвящена анализу текущего состояния и перспектив включения проблематики устойчивого туризма в основные образовательные программы российских вузов, а также идентификации препятствий для расширения тематики исследований в области устойчивого туризма в России. Обзор российских работ в области устойчивого туризма демонстрирует, что наиболее изученной является природная, экологическая сторона устойчивого развития туризма с точки зрения долгосрочных интересов общества, в то время как социальное и экономическое измерения устойчивого развития туризма представлены ограниченным числом фрагментарных по своей тематике работ. Такая ситуация в отечественной туристской науке значительно контрастирует с тем, как развиваются в этой области международные туристские исследования, где наблюдается более сбалансированная по проблематике картина, поскольку доля исследований социально-экономической направленности в общем объеме работ, посвященных устойчивому туризму, там значительно выше. Существенный недостаток исследований по социально-экономическим аспектам устойчивого развития туризма установлен по контент-анализу отечественных и зарубежных публикаций, их сравнительному анализу. Проанализирована тематическая направленность международных проектов по устойчивому туризму в России. Единственный всесторонний проект в этой области реализуется в настоящее время между Российским государственным университетом туризма и сервиса и Университетским Колледжем Телемарк (Норвегия), и во многих отношениях он пока что первый и единственный. Основной причиной наблюдающегося перекоса в отечественных исследованиях, по мнению автора, является более сильные стартовые позиции естественных наук по сравнению с социальными. Другой причиной может являться ригидность отечественных туристских исследователей гуманитарного и экономического профиля по отношению к проблематике устойчивости, когда российские гуманитарии и экономисты, находясь под влиянием более академичных и успешных исследований естественнонаучного характера, сами недооценивают всю палитру концепций и подходов социально-экономического характера, релевантных к проблематике устойчивого туризма, и ограничиваются лишь признанием и перечислением самых очевидных и базовых социально-экономических положений устойчивого туризма (таких, как занятость местного населения, развитие инфраструктуры, пополнение местных бюджетов, интеграция в мировую экономику), не идя дальше, не проводя конкретные исследования на отдельных примерах в рамках более широкой постановки проблем устойчивости. Проблематика устойчивого туризма в отечественном туристском образовании является еще менее представленной, чем в науке. За последние несколько лет только шесть российских университетов в рамках своих основных образовательных программ предлагали отдельные дисциплины по изучению устойчивого туризма. К ним можно косвенно добавить еще около дюжины университетов, которые предлагали дисциплины, связанные с экологическим туризмом, и приблизительно два десятка университетов, предлагавших дисциплины по устойчивому развитию, касаясь в том числе и проблем туристского развития. И пока только один университет в России предлагает модуль в программе магистратуры, в котором представлено три дисциплины по тематике устойчивого туризма. Представляется, что главной проблемой в российском туристском образовании в контексте устойчивого туризма является в некотором смысле излишне «почтительное» отношение к тематике устойчивого туризма, когда, как можно предполагать из текущего состояния дел, считается, что обучающиеся должны еще «дорасти» до того, чтобы познакомиться с данной концепцией уже в магистратуре. Б Европе же более простыми словами данная важная и именно общеобразовательная, во многом общекультурная концепция доносится до бакалавров и уже на более высоком уровне изучается магистрами. Такой подход представляется и в общекультурном, и профессиональном плане более продуктивным. Вторым достоинством европейского пути в преподавании устойчивого туризма является его гораздо большая взаимоувязка с контекстом развития даже небольшого бизнеса, а не только развития и планирования дестинации. Поэтому устойчивый туризм нередко изучается в том числе и в бизнес-школах. Своей публикацией автор стремится привлечь внимание отечественной научной общественности к проблеме концептуального и эпистемологического отставания российской туристской науки от мировой в области устойчивого туризма. Дефицит социально-экономических исследований и образовательных программ может быть устранен в течение нескольких лет, если в отечественном научно-образовательном пространстве по достоинству будет оценен весь спектр проблематики устойчивого туризма и перспективность исследований и образовательных программ в этом направлении.
устойчивый туризм, устойчивое развитие туризма, социально-экономические исследования, туристские исследования
В настоящей публикации мы будем придерживаться следующей логики. Начнем с характеристики текущего состояния с преподаванием устойчивого туризма, с описания того, в каких степени и объеме и насколько сбалансированно данный пласт туристского знания представлен в российских образовательных программах. Состояние с преподаванием устойчивого туризма само по себе будет во многом индикативным относительно того, какое место отводится проблематике устойчивого туризма в отечественном научно-образовательном пространстве. Затем покажем, по какому тематическому принципу строятся некоторые зарубежные образовательные программы, включающие в себя модули по устойчивому туризму. Далее обратимся к вопросу о спектре исследований в области устойчивого туризма в России, в особенности с точки зрения социального и экономического измерений туризма, чтобы показать, какие исследовательские попытки уже предпринимались отечественными учеными. После этого рассмотрим, какие исследования представлены в зарубежной науке. Подобный сравнительный анализ позволит хотя бы примерно оценить степень возможного концептуального отставания отечественной науки и образования в проблематике устойчивого туризма. Результатом должна стать идентификация некоторых сформировавшихся белых пятен в отечественных туристских исследованиях, что, в свою очередь, возможно, поможет лучше осознать важность и академическую значимость многообразия социально-экономических аспектов устойчивого туризма и предпринять более осмысленные и амбициозные попытки заполнить существующие на настоящее время научно-образовательные разрывы. Этими соображениями и предположениями продиктованы логические последовательность и структура изложения настоящей статьи.
1. ООП «Туризм», БФУ им. И. Канта, http://www.kantiana.ru/entrant/programms/oop_turizm_magistratura. pdf (дата обращения: 18.12.2014).
2. Устойчивое развитие и устойчивый туризм, МГПУ, http://www.mgpu.ru/materials/32/32445.doc (дата обращения: 18.12.2014).
3. Устойчивое развитие рекреации и туризма, МГУ, http://www.geogr.msu.ru/student/programs/m_ turizm/m_turizm_ustojchivoe_razvitie_rekreatsii_i_turizma.pdf (дата обращения: 18.12.2014).
4. Стратегическое развитие туризма, ЮУГУ, http://efir.susu.ac.ru/wp-content/uploads/Стратегия-разви-niH-TypH3Ma.pdf (дата обращения: 18.12.2014).
5. Устойчивое развитие туризма в странах и регионах мира, АГУ, http://www.asu.ru/files/ documents/00001964.pdf (дата обращения: 18.12.2014).
6. ООП «Менеджмент туристских дестинаций», Российская Международная Академия Туризма, http:// www.rmat.ru/rumagistrant/ (дата обращения: 18.12.2014).
7. Journal of Sustainable Tourism, http://www.tandfonline.eom/toc/rsus20/current#.VJcldl4h-A (дата обращения: 19.12.2014).
8. Магистерская программа по устойчивому туризму, Университет Саррей, http://www.surrey.ac.uk/ postgraduate/sustainable-tourism (дата обращения: 18.12.2014).
9. Программа бакалавра делового администрирования «Менеджмент в туризме и гостеприимстве», Университет МОДУЛ, http://www.modul.ac.at/study-programs/bba-in-tourism-and-hospitality-management/ curriculum/, (дата обращения: 18.12.2014).
10. Модуль «Устойчивый менеджмент в туризме», Университет Роберта Гордона, http://www4.rgu.ac.uk/ prospectus/modules/disp_moduleViewcfm?Descriptor=BS2212, (дата обращения: 18.12.2014).
11. Устойчивый менеджмент в туризме, Университет Эксетер, http://business-school.exeter.ac.uk/ module/?mod_code=BEMM375, (дата обращения: 18.12.2014).