Введение: В настоящее время в связи с большой скоростью обновления информации все большее значение в системе высшего профессионального образования приобретает обучение общим неспецифическим знаниям и умениям, в том числе логическим и психологическим действиям. Материалы и методы: В статье отражены данные анализа Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Лечебное дело». Результаты и обсуждение: В результате анализа выявлено, что предмет «Логика» отсутствует в программе подготовки специалистов по данному стандарту. Обучение логическим действиям не преду-смотрено в рамках курса математики и других дисциплин. На обучение предмету «Психология» прихо-дится около 0,4% учебной нагрузки. Учитывая переход современной медицинской практики к биопсихо-социальной модели взаимодействия врача и пациента, необходимо изучение вопроса об увеличении времени, выделяемого на изучение предмета «Психология» в рамках Стандарта «Лечебное дело». Выводы: Учитывая большое количество компетенций, для реализации которых требуется приме-нение логических действий, целесообразно научное изучение и рассмотрение вопроса о включении курса «Логика» в основную образовательную программу подготовки специалиста по направлению «Лечебное дело». Требуются специальные исследования, для установления оптимального процента учебной нагрузки, приходящейся на предмет «Психология», по отношению к общей учебной нагрузке в Стандарте «Лечебное дело».
медицинское образование, логика, психология, стандарт 060101, лечебное дело
1. Зуйкова Н.Л. «О психотерапевтической психосоматике. Алгоритм работы в модальности «Кли-ническая психосоматическая психотерапия (КПсП)».» Доклад, Московское общество психотерапевтов, 2012 г. URL http://znlp.ru/wps/?p=50 (дата обращения 16.09.2014).
2. Гамбарян М.Г., Калинина А.М. Оказание медицинской помощи по профилактике и отказу от курения // Методические рекомендации ФГБУ «ГНИЦПМ» Минздравсоцразвития России, 2012. 42 с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с.
4. Лихтерман Л.Б. О клиническом мышлении // Медицинская газета. 02.06.2000. № 41.
5. Рудестам К. Групповая Психотерапия. СПб: Питер, 2006. 384 с.
6. Сивакова О.В. Уровень сформированности логического мышления студентов-медиков // Вест-ник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2010. № 3. С. 125-138.
7. Словари и энциклопедии на Академике: Формирование Желаемого Поведения (Shaping). URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/medic/8068 (дата обращения 10.09.2014).
8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие М.: Academia, 2013. 288 с.
9. Тетенев Ф.Ф., Бодрова Т.Н., Калинина О.В. Формирование клинического мышления - важней-шая задача медицинского образования // Успехи современного естествознания. 2008. №4. URL http://www.rae.ru/use/pdf/2008/4/20.pdf (дата обращения: 19.09.2014).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального обра-зования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. №1118. URL http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1118-1.pdf (дата обращения 29.08.2014).
11. Engel GL. The clinical application of the biopsychosocial model // Am J Psychiatry. 1980. № 137(5). С. 535-544.
12. Fava G.A., Sonino N. The Biopsychosocial Model Thirty Years Later // Psychother Psychosom. 2008. №77 (1). С. 1-2.