ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обсуждается эффективность мер государственной поддержки в Германии, Японии и России, рассматривается их влияние и на определение их на развитие малого и среднего бизнеса в плане цифровой трансформации предприятий роли в создании региональных экосистем. Малое и среднее предпринимательство более чутко реагирует на меняющиеся экономические и рыночные условия, которые могут приводить как к сокращению количества предпринимателей и бегству капитала из этого сектора, так и к восстановлению экономики за счет увеличения предпринимательской активности. Чтобы регулировать ситуацию в этой сфере, государству необходимо принимать меры в виде прямого, косвенного и внешнего экономического регулирования фискальной и денежно-кредитной политики. Способы поддержки напрямую отражают субъективное понимание государством потребностей предпринимательства, от которого зависит его эффективность, о чем свидетельствует рождаемость или смертность малых и средних предприятий и усиление или ослабление их позиций в общей структуре национальной экономики. В контексте цифровой трансформации экономики это понимание находит отражение в целевых программах, реализуемых государством, и в том, является ли цифровизация малых и средних предприятий основной целью таких программ или второстепенной. Проведен сравнительный анализ мер государственной поддержки МСП в Германии, Японии и России, показано, что меры государственной поддержки в России фактически не ориентированы на инновационное развитие компаний МСП, в то время как в Германии и Японии существует системный подход. Однако, меры государственной поддержки в развитии предпринимательских экосистем пока еще недостаточны во всех рассматриваемых странах, хотя именно формат экосистем предоставляет доступ к наиболее эффективным механизмам для создания и развития рынков.

Ключевые слова:
цифровая трансформация; малый бизнес; предпринимательство; цифровые платформы; экосистемы
Текст

Введение

Сейчас одной из болевых точек в мире является развитие бизнеса в условиях спадающей волны пандемии Covid-19 и нарастающего введения различных санкций в нестабильной политической обстановке, что создает общую неустойчивость в мире и придает ускорение процессам цифровизации экономики и общества. Как отмечает К. Шваб, окружающий нас новый постпандемийный мир сложен, адаптивен, динамичен и неоднозначен, что связано с взаимозависимостью, скоростью и сложностью общественных процессов [1]. Новый технологический уклад задает высокий темп роста реальной доли цифрового сектора, что требует от организаций вплотную заняться решением задачи повышения своих конкурентных позиций через развитие современных предпринимательских подходов и инноваций. Сегодня интенсификация производства уже не играет, как прежде, существенной роли, новое время требует скорости и гибкости на рынке, персонализации предлагаемых товаров и услуг. Компании находятся в поиске своих ценностных предложений, но признанный подход – разрабатывать новые услуги с применением цифровых технологий. Запуская реорганизацию своих бизнес-структур в направлении современных требований и тенденций, малые и средние кампании удовлетворяют частно-общественный интерес, остро реагируя на изменение экономических условий, особенно в России в условиях санкций.

Цифровая трансформация предприятий — это сложный процесс перестройки систем управления. Зачастую компании бывают не готовы к радикальным изменениям и терпят неудачу, поэтому диагностика цифровой зрелости компаний для определения наличия точек роста имеет особое значение [2]. Государство может мотивировать к этому, адресно поддерживая компании в определенной отрасли, обозначая свое виденье того, кто готов к цифровой трансформации, кого нужно стимулировать, а кто еще не имеет для этого необходимого потенциала. В планах программы «Цифровая экономика РФ» намечено создание к 2024 г. не менее 500 малых и средних предприятий в сфере оказания цифровых услуг, создания цифровых технологий и платформ. Быстрые изменения в технологических процессах формируют среду, восприимчивую к инновациям, создается возможность для развития стартапов. Отличительной чертой стартапа является оригинальная бизнес-идея, изобретение или применение необычных технологий, создание новой потребности или открытие существующей, ранее не замеченной, но неудовлетворенной потребности, а также это может быть деятельность, которая носит характер менее привлекательной для более стабильных и крупных компаний [3].

Российская экономика переходит на платформенные модели и экосистемы, как и остальной мир. В платформенной экономике данные имеют первостепенное значение.
Принципы и порядок получения данных, их использования, хранения, защиты и распоряжения имеющимися сведениями, т. е. все разнообразие управления данными, - один из центральных вопросов в государственной политике регулирования, особенно это актуально для малого и среднего предпринимательства. Основными аспектами экосистемы являются: венчурный капитал, кадровый резерв компетентных специалистов, университеты и исследовательские институты, инфраструктура профессиональных услуг, пользователи или клиенты инноваций [4].

Малое и среднее предпринимательство острее всего реагирует на изменение условий экономической ситуации и конъюнктуру рынка, что может способствовать как сокращению предпринимателей и оттоку капитала из этой сферы, так и оздоровлению экономики из-за возрастания предпринимательской активности. Для регуляции положения дел в этой сфере необходимо рациональное, но при этом ограниченное в разумных пределах вмешательство государства в экономику через прямое, косвенное и внешнеэкономическое регулирование бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики посредством права.

Сектор высокотехнологичных МСП уже достаточно развит в других странах. Для проведения эффективной политики государства в среде субъектов МСП, необходимо
проанализировать текущую практику государственной поддержки предпринимательства в
контексте цифровой экономики. Каждая страна обладает собственным подходом в решении этого вопроса и спецификой, зависящей от структуры национальной экономики, ее сильных и слабых сторон. Меры поддержки напрямую отражают субъективное понимание государством потребностей бизнеса, от которого зависит их эффективность, о чем свидетельствует рождаемость или смертность малых и средних предприятий и усиление или ослабление их позиций в общей структуре национальной экономики. В контексте цифровой трансформации экономики это понимание находит отражение в целевых программах, реализуемых государством, и в том, является ли цифровизация малых и средних предприятий основной целью таких программ или второстепенной.

Источники и методы исследования

Для анализа общих вопросов по субъектам МСП в области права и мер оказываемой им поддержки в данной статье сделана выборка опыта Германии, Японии и России.

В качестве критериев эффективности мер государственной поддержки МСП выбраны три показателя, отражающие уровень цифровой трансформации экономики:

1. развитие цифровых технологий компаниями малого и среднего бизнеса;

2. цифровая трансформация малых и средних предприятий, развитие новых бизнес-моделей на основе цифровых технологий;

3. участие в развитии региональных экосистем.

Составлены таблицы мер поддержки по трем странам: РФ, Германия и Япония на основе данных [5-13] в разрезе фискальной политики, монетарной политики и государственного распределения доходов, также учитывались и иные меры поддержки МСП. На основе полученных данных выполнен сравнительный анализ мер государственной поддержки, в том числе, с ориентацией на достижение обозначенных выше целей/показателей.

Список литературы

1. Шваб К., Маллере Т. COVID-19: Великая перезагрузка. Форум. Выпуск 1.0 © Всемирный экономический форум. 2020.

2. Абрамов В. И., Борзов А. В., Семенков К. Ю. Теоретико-методологический анализ моделей цифровой зрелости для российских компаний. // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2021;4(50):42-51. DOI:https://doi.org/10.6060/ivecofin.2021504.566.

3. Slavik S., Hanak R., Misunova Hudakova, I. Natural and Generic Strategies of Start-ups and their Efficiency. Journal of Competitiveness, 2020;12(2):125-148.

4. Bahrami H., Evans S. Flexible recycling and high-technology entrepreneurship. In K. Martin (Ed.), Understanding Silicon Valley: The anatomy of an entrepreneurial region // San Francisco, CA: Stanford University Press, 2020;166-189.

5. Как в Германии спасают малый и средний бизнес от коронавируса. Режим доступа: https://www.dw.com/ru/как-в-германии-спасают-малый-и-средний-бизнес-от-коронавируса/ a52916009.

6. Обзор мер, применяемых странами в поддержку бизнеса и населения, в период пандемии коронавируса по состоянию на 27.04.2020 г. Режим доступа: https://nationalfitness.ru/wp-content/uploads/2020/05/00.-Obzor-mer-podderzhki-biznesa-v-mire.pdf.

7. Государственная помощь в Германии малому и среднему бизнесу в условиях корона-кризиса. Режим доступа: https://gkhsp.kz/wordpress-my/wp-content/uploads/2020/04/Gosudarstvennaya-pomoshh-v-Germanii-malomu-i-srednemu-biznesu-v-usloviyah-korona-krizisa.pdf.

8. Япония резко увеличит выпуск госбумаг для поддержки экономики в условиях пандемии. Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/702996.

9. Год умирающего бизнеса: где и почему в России исчезают индивидуальные предприниматели. Режим доступа: https://forbes-ru.turbopages.org/forbes.ru/s/svoi-biznes/437999-god-umirausego-biznesa-gde-i-pocemu-v-rossii-iscezaut-individual-nye-predprinimateli.

10. Как государство поддерживает малый и средний бизнес. Режим доступа: https://ppt.ru/art/krizis/kak-gosudarstvo-podderzhivaet-biznes.

11. Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики. Режим доступа: http://government.ru/support_measures/category/finance/ .

12. Госпрограммы поддержки малого бизнеса. 2021. Режим доступа: https://kontur-ru.turbopages.org/kontur.ru/s/articles/4710.

13. Перечень федеральных мер поддержки малого и среднего бизнеса. Режим доступа: https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/anticrisis/perechen-federalnykh-mer-podderzhki-malogoisrednego -biznesa .

14. Абрамов В. И., Мельник А. Д. Особенности цифровой трансформации компаний малого и среднего бизнеса. В сб.: XIII международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом». Рубцовск, РИИ. 2021;256-262.

15. The preconditions of economic management of problematic region in a federal state / V. I. Abramov, S. S. Ostanina, E. L. Vodolazhskaya [et al.] // International Review of Management and Marketing. 2016; 6(2):212-218.


Войти или Создать
* Забыли пароль?