ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются проблемы проведения досуга студенческой молодёжью, вопросы, связанные с отношением студентов к досуговой деятельности, ее выбором и удовлетворённостью ее организацией.

Ключевые слова:
досуг, досуговая деятельность, студенческая молодёжь
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Актуальность выбранной темы обусловлена значением свободного времени как пространства саморазвития молодёжи, появлением в подростково-молодёжной среде новых, зачастую неожиданных форм проведения досуга, а также ролью досуга в предупреждении социальных рисков в молодежной среде.

Согласно М.А. Суровенковой, досуг является важным средством процесса социализации личности молодого человека. Он влияет на многие сферы жизни: на производственно-трудовую, семейную, социализирующую, образовательную. Досуг важен еще и потому, что здесь происходят наиболее интенсивно рекреационные процессы, которые снимают физические и психологические нагрузки [5, с. 67].

Как отмечает О.А. Калимуллина, сфера досуга и отдыха – важнейшая часть повседневности, к тому же за годы экономических перемен в стране она претерпевает своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к свободному времени, его ценности как таковой, именно поэтому в современном обществе возникает острая потребность в правильной организации досуга, так как свободное время людей – важнейшая социальная сфера, требующая государственной поддержки и правильной организации. От того, как организован досуг, зависит морально-психологический климат в обществе, культурный уровень данного общества, физическое и нравственное здоровье данного общества [2, с. 242].

Целесообразно организованный досуг является одной из важнейших сфер жизнедеятельности студенческой молодежи, он направлен на раскрытие индивидуальных, творческих способностей студентов, социальное и профессиональное становление личности. В научной литературе исследователи рассматривают досуг как созерцание, деятельность, свободное время, ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования, саморазвития.

По мнению Л.И. Еремеевой, досуговая деятельность – это то, чем нравится заниматься человеку, что соответствует его ценностным ориентациям, социокультурным потребностям, и от чего он получает удовольствие. Проблемы досуга и досуговой деятельности молодежи нашли отражение в работах Б.А. Трушина, В.Н. Пименовой, Г.П. Орлова, Э.В. Соколова, А.Д. Жаркова, Ю.А. Стрельцова, А.Э. Мурзина [1, с. 43].

Досуговая деятельность способствует развитию и саморазвитию личности, в процессе которой человек реализует свои потребности: в здоровом образе жизни, развитии волевых качеств через занятия спортом, туризмом; в эстетических чувствах, эмоциях при посещении выставок, музеев, театров, кино, на встречах с интересными людьми, а также раскрывая свои собственные творческие способности в общении с литературой, живописью, искусством, занимаясь техническим творчеством. Вместе с тем у современной молодежи есть серьезные проблемы с организацией своей досуговой деятельности, продуктивным проведением свободного времени, и связаны они с социально-экономическими, духовно-нравственными и личностными факторами, которые отрицательно влияют на развитие и саморазвитие личности [1, с. 44].

С целью изучения отношения молодёжи Калужской области к проведению досуговой деятельности нами было проведено исследование, информационным источником которого выступил опрос молодёжи в сети Интернет, проведенного на платформе социальной сети «ВКонтакте». В опросе приняли участие 50 респондентов в возрасте от 17 до 22 лет среди 1-2 курсов Калужского государственного университета им. К.Э Циолковского, обучающихся в Институте искусств и социокультурного проектирования.

 

 

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «С кем Вы обычно проводите досуг?» (в %)

 

Опрос показал, что 42% опрошенных предпочитают проводить свой досуг с друзьями или коллегами, 18% – с любимым человеком, 16% – с семьёй, 14% – в одиночестве. Остальные опрошенные (10%) проводят досуговую деятельность с другими компаниями.

 

 

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Выберите те виды досуговой деятельности, которым отдаёте большее предпочтение» (в %)

 

Одинаковое количество студентов предпочитают активный отдых (38%) и занятия по интересам (38%). Также 10% опрошенных выбрали предпочитаемым видом досуговой деятельности спорт и физическое воспитание, а 14% респондентов предпочитают другие виды проведения досуга.

 

 

Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос: «Укажите, сколько времени в день (в среднем) Вы посвящаете досугу» (в %)

 

Опрос показал, что 52% респондентов уделяют на проведение досуговой деятельности около 2-3 часов, 24% не более 1 часа, 18% более 3 часов. У 6% опрошенных вовсе нет времени на проведение досуга.

 

Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы достаточным то количество свободного времени, которое Вы можете посвятить досугу?» (в %)

 

Большинство студентов (52%) считают, что им не хватает того количества времени, которое они могут посвятить досугу, а 48% студентов считают иначе.

 

Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, достаточно ли мест проведения досуга в Вашем городе?» (в %)

 

Большинство опрошенных (44%) считают, что в их городе есть нехватка мест проведения досуговой деятельности, что затрудняет молодёжи посвящать себя досугу и реализовывать себя, 32% опрошенных считают, что в их городе достаточно мест проведения досуга, что даёт молодёжи активно принимать участие в проведении досуговой деятельности. Только у 2% опрошенных нет такой проблемы при проведении досуга. Также хочется отметить, что проблема отсутствия мест проведения досуга очень актуальна, исходя из результатов опроса (22% респондентов считают, что в их городе недостаточно мест проведения досуга).

 

Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос: «Укажите основную проблему, с которой Вы сталкиваетесь при проведении досуга» (в %)

 

Опрос показал, что основной проблемой, с которой сталкиваются студенты при проведении досуга, является отсутствие свободного времени (56%). Но стоит отметить, что еще одной серьёзной проблемой является отсутствие финансовой возможности (52%), что также важно для проведения досуговой деятельности. Ещё одной важной проблемой является отсутствие мест с организованной досуговой деятельностью (46%). Только 10% опрошенных сталкиваются с другими проблемами при проведении досуга.

 

Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы на территории Университета было организовано место для отдыха (для проведения досуга)?» (в %)

 

Большинство студентов (94%) хотели бы, чтобы в вузе было организовано место для проведения отдыха. По некоторым причинам 6% студентов не заинтересованы в организации такого места.

Опрос показал, что 60% опрошенных хотели бы организовать в вузе место для просмотра фильма и проведения различных киноконкурсов и кинофестивалей, 30% студентов за то, чтобы в университете были организованы клубы для любителей рисования и музыки, и 10% студентов хотели бы организовать танцевальные перемены.

По результатам опроса выяснилось, что досуговой деятельностью для 76% студентов, участвующих в опросе, являются занятия по интересам и активный отдых, а 94% опрашиваемых хотели бы, чтобы на территории вуза было организовано место для проведения досуга. Представленные данные свидетельствуют о том, что досуг, по мнению молодежи, является немаловажной составляющей жизни современного молодого человека. Несмотря на ограниченность во времени, в материальных ресурсах и в отсутствии мест проведения досуга, которые испытывают большинство студентов, они находят возможность для саморазвития вне профессиональной сферы деятельности в рамках многообразных социально значимых увлечений, интересов и хобби. Вывод основывается на результатах, которые были получены в ходе проведения социологического опроса на платформе «Вконтакте» среди студентов 1-2 курсов Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Исходя из результатов исследования, организатор работы с молодёжью может организовать ряд мероприятий:

1. Организовать на территории университета место для проведения досуга, которое будет находиться в свободном доступе для всех студентов города.

2. Организовать на территории города мероприятие, направленное на развитие творческих способностей молодёжи, тем самым молодежь будет грамотно проводить свой досуг и реализовывать свой потенциал.

3. Использовать в воспитательной работе инновационные подход и методы: коуч-техники [3; 7], интернет-медиа [4], технологии педагогического сопровождения саморазвития личности, основанные на развитии способностей и удовлетворении предпочтений молодежи [7].

Список литературы

1. Еремеева Л.И. Досуговая деятельность как фактор саморазвития студенческой молодежи // Вестник Югорского государственного университета. - 2017. - №1. - С. 43-48. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovaya-deyatelnost-kak-faktor-samorazvitiya-studencheskoy-molodezhi/viewer (дата обращения: 27.10.21).

2. Калимуллина О.А. Досуг как сфера проявления и развития творческой направленности личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - №26. - С. 241-248. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dosug-kak-sfera-proyavleniya-i-razvitiya-tvorcheskoy-napravlennosti-lichnosti/viewer (дата обращения: 27.10.21).

3. Лискина В.С. Коучинг в повышении мотивации молодых специалистов молодежных общественных организаций // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - №1. - С. 67-71.

4. Никулина Е.С., Семина А.О., Иванова И.В. Молодёжные интернет-медиа как инструмент информирования по проблемам трудоустройства выпускников // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - №4. - С. 37-42.

5. Суровенкова М.А. Досуговая деятельность современной студенческой молодежи // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2013. - №1. - С. 67-71. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovaya-deyatelnost-sovremennoy-studencheskoy-molodezhi/viewer (дата обращения: 27.10.21).

6. Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков: монография / И.В. Иванова, М.И. Рожков, Т.В. Машарова, Л.В. Байбородова, Т.В. Лушникова; под ред. И.В. Ивановой. - Москва: КноРус, 2020. - 132 с

7. Шевчик М.С. Коучинг как современная технология повышения мотивации педагогов дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - №1. - С. 63-66.

Войти или Создать
* Забыли пароль?