Педагогический потенциал журнала «Филологические записки»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье оценивается авторитет и содержательность журнала «Филологические записки», обладающего научно-педагогическим потенциалом, способным позитивно влиять на личностно-профессиональное развитие учителя, а также раскрывается сущность педагогического потенциала, свойственного педагогической периодике ХIХ в. Автор описывает педагогический потенциал журнала А.А. Хованского: ценности, идеи, модели научно-педагогической деятельности, представленные и в научных статьях, посвященных преподаванию языков и литературы, и в методических статьях для преподавателей русского языка и словесности, и в библиографии учёных и известных педагогов ХIХ в.

Ключевые слова:
журнал «Филологические записки», педагогический потенциал, личностно-профессиональное развитие, учитель
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью осмысления исторического опыта развития отечественного педагогического образования и факторов, влияющих на этот процесс в условиях реформирования его в настоящее время (в начале XXI в.).

Педагогическая печать в России на рубеже XIX-XX вв. была одним из действенных факторов, позитивно влиявших на совершенствование всей системы педагогического образования. Следует отметить, что в России в то время издательское дело стало развиваться более активно. По данным Г.В. Кондратьева, к концу XIX в. в России выходит 89 педагогических периодических изданий, из которых 52 издавались частными лицами. Именно частные журналы были более востребованы, так как они предоставляли для педагога расширенные возможности представить авторское видение решений педагогических проблем, что невозможно было осуществить в официальных педагогических журналах [1: 64]. 

В данный период в Воронежской губернии увеличивается количество школ, учителей и, как следствие, растет потребность в педагогических знаниях, что стимулирует развитие педагогической журналистики и появление журнала «Филологические записки» (1860).

В историческом очерке Н.В. Воскресенского «Пятидесятилетие Воронежским губернским ведомостям» отмечается, что журнал был первым частным изданием не только в провинциальном Воронеже, но и в России. Это был журнал «исследований, рассуждений и критики по русскому языку и словесности» [2: 129]. Деятельность журнала «Филологические записки» в течение почти тридцати лет (1860-1890) была чрезвычайно важной для развития литературоведения, языкознания, сравнительно-исторической методики (компаративистики), вообще филологической науки в России [4: 64]. Особенно следует отметить влияние «Филологических записок» на развитие педагогического просвещения, системы регионального образования учителей в XIX в. в Воронежской губернии.

Многие статьи, изданные в журнале А.А. Хованского, уникальны и обладают педагогическим потенциалом, способным влиять на личностно-профессиональное развитие учителя. Опираясь на аннотированный указатель статей Н.В. Радишаускайте, можно утверждать, что «…журнал был самым авторитетным филологическим периодическим изданием в России. За время его существования вышло больше 300 номеров, включающих более двух тысяч статей» [3:3].

     Для рассмотрения педагогического потенциала журнала «Филологические записки» считаем необходимым остановиться на понятии педагогический потенциал вообще. Употребление термина «педагогический потенциал» в педагогике становится традиционным, однако, содержание данной дефиниции не имеет однозначного понимания. Раскрытию сути данного феномена посвящены исследования А.О. Гавриловой, С.В. Поповой, В.С. Торохтина, М.С. Якушкиной и т.д. «В современных гуманитарных науках понятие «потенциал», – пишет С.В. Попова, применяется для обозначения средств, источников, предпосылок развития… Это источник будущего действия, внутренняя возможность, то, что в данный момент находится в свернутом зарезервированном виде. Для того чтобы мобилизовать возможности, потенциал индивида, группы, сообщества, актуализировать в действующее, нужна определенная сила (внутренняя или внешняя)» [5:24].

Рефлексивный анализ феномена «педагогический потенциал» позволяет нам вслед за В.С. Якушкиной утверждать, что это «развивающийся целостный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей, ресурсов, способных влиять на личностное развитие в процессе её образования» [7]. Следовательно, понятие потенциал как педагогическая категория характеризуется наличием тех возможностей и средств, которые имеют педагогическую направленность, связанную с формированием, развитием.

 Среди структурных компонентов педагогического потенциала журнала «Филологические записки» мы выделяем: педагогические ценности, идеи, модели научно-педагогической деятельности, методические и иные средства, раскрытые в научных статьях, посвященных преподаванию языков и литературы, в методических статьях для преподавателей русского языка и словесности, в библиографии учёных и известных педагогов ХIХ в.

Рассмотрим один из компонентов педагогического потенциала журнала «Филологические заметки»педагогические ценности, которые составляют основу нравственных убеждений, поведения и являются значимыми для педагогического образования учителя.

Особенное внимание в научных публикациях журнала «Филологические записки» уделено не только памятникам древнерусской литературы, ориентировавшим образование на развитие уникального опыта отечественной культуры с опорой на её духовные ценности (нравственность, добродушие, терпение, культура), но и трудам современных российских и зарубежных филологов и педагогов. Это работы: П.А. Адамова о воспитательном значении сочинений А.С. Пушкина и литературной деятельности И.С. Тургенева; Н.Ф. Бунакова о жизни и творчестве поэта А.В. Кольцова; литературного критика В.Г. Белинского; Н.И. Баталина о греческом литературном произведении XII в., написанном в форме послания индийского царя и одновременно пресвитера Иоанна византийскому императору Мануилу; Ф.А. Веревского о жизни и творчестве известного французского философа, педагога и писателя Жан-Жак Руссо; К.В. Ельницкого о нравственных проявлениях, изображенных в поэтических произведениях (автор рассматривает изображение в поэзии следующих нравственных категорий: долг, верность данному слову, дружба, сострадание и милосердие, угрызения совести и мн. др.) [3:30-50; 3: 80].

Отдельно следует остановиться на такой ценности, как научное образование для учителя. Педагоги того времени научно обогащались, читая статьи, посвященные филологии в целом, языкознанию, славянским языкам, в том числе церковнославянскому и русскому, западноевропейским языкам, древнерусской и русской литературе, русскому фольклору, а также зарубежной литературе и фольклору. Полученные знания позволяли им реализовывать себя в образовательной практике как компетентных и образованных личностей.

Опираясь на исследования А.А. Прохоренкова, отметим, что требования к образовательному цензу учителя второй половины XIX в. определялись уставами 1828, 1864, 1871 гг., но каким должно быть образование учителя и в каких именно учебных заведениях он должен его получить, не отмечалось. Только устав 1871 г. обозначил необходимость испытания на звание учителя «…для тех, кто желал оказаться в числе гимназических преподавателей наук и языков», а требование о прохождении особого педагогического курса исчезло. Образовательный ценз учителей для земских и церковно-приходских школ данного периода определялся семинарским или гимназическим образованием, иногда (как исключение) учителя имели образование уездного училища [6].

В данном контексте становится очевидной необходимость овладения дополнительными научными знаниями для учителя. В наше время, опираясь на исследования современных психологов (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин), педагогов (П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина), мы можем утверждать, что научно-познавательный интерес учителя является базовой основой и для формирования познавательной активности ребенка.

Значительное число работ на страницах журнала «Филологические записки» посвящено таким ценностям, как предметные и педагогические знания. Они раскрывают значение и смысл методических и педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности, показывают условия её успешности. Среди работ этой направленности следует отметить: статьи К.В. Ельницкого [3:64-65] о преподавании русского языка, теории словесности и о приёмах, как научить школьников разумно исполнять письменные работы; о практических советах преподавателям русского языка; вопросы о рациональной постановке преподавания отечественного языка в средних учебных заведениях; об учебных программах и планах; о методике преподавания русской словесности в отечественных духовных семинариях; статьи А.В. Барсова [Там же: 57, 65], посвященные методике «Живое слово» («Методика русского языка», «Живое слово для изучения родного языка» и т.д.). В ряде работ автор раскрывает «примеры действенности этой методики из собственной практики». Статьи  В.С. Катранова, А.В. Круковского, В.А. Лебедева [Там же: 67], посвященные внеклассному чтению учащихся, дают ответ на вопрос: какие книги должны быть в школьной библиотеке, что следует читать школьникам, «дабы зародить и укрепить в юной душе религиозно-нравственные и патриотические начала, а вместе с тем и стремления к правде, добру и красоте» [3]. Авторы делятся опытом проведения занятий, показывают, как можно сгруппировать материал для внеклассного чтения в «низших и средних классах», как его подобрать в соответствии с развитием учеников, как связать с уроками объяснительного чтения.

На этом фоне обращает на себя внимание консерватизм, характерный для методик преподавания учебных предметов  в XIX в. Практика проведения занятий в гимназиях свидетельствовала о неправильной постановке преподавания учебных предметов, что и вызывало умственную пассивность на уроке, о чём писали многие исследователи того периода.

Необходимо отметить, что во второй половине XIX в. в образовании учителя не уделялось надлежащего внимания педагогической стороне дела. Учителя не составляли профессиональную группу, они относились к чиновникам, поэтому существовала потребность в обсуждении насущных для них проблем с целью разработки методов и путей совершенствования образования. Эту потребность и стремился удовлетворить редактор журнала.

На страницах «Филологических записок» рассматривались и вопросы профессионального труда учителя, его педагогического образования. В  этом отношении интересны научные публикации К.В. Ельницкого, Н.Ф. Бунакова, описывающие Положения о преподавателе русского языка в гимназиях и рассматривающие организацию учебных занятий на краткосрочных педагогических курсах для учащих в начальных школах, а также условия успешности этих занятий [3:60; 3:64]. К.В. Ельницкий и Н.Ф. Бунаков были активными участниками педагогических курсов, поэтому прекрасно понимали потребность народного образования в хорошо подготовленных педагогах.

Таким образом, можно утверждать, что журнал «Филологические записки» служил дискуссионной площадкой для широкого круга учителей и учёных-педагогов, что давало им возможность совершенствовать своё педагогическое мастерство на основе «идеи, выведенной из опыта» и способной быть передаваемой из рук в руки, от одного педагога к другому. Журнал создал достойную научно-педагогическую базу, способствующую эффективному и продуктивному личностно-профессиональному развитию учителей в XIX в.

 

Список литературы

1. Аблов Н.Н. Педагогическая печать (1803-1916) / М.: Советское просвещение. - 1937. - 235 с.

2. Воскресенский Н.В. Пятидесятилетие Воронежских губернских ведомостей: Ист. очерк. - Воронеж: Типолит. губернск. правления, 1888. - 623 с.

3. Радишаускайте Н.В. Журнал «ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ» (1860 - 1917). Аннотированный указатель статей (на материалах фонда редких и ценных изданий ДВГНБ). - Хабаровск: ДГНБ, Центр консервации документов и изучения книжных памятников Хабаровского края. - 2016. - 107 с.

4. Кондратьева Г.В. Из истории частных педагогических журналов второй половины XIX в. // Педагогика. - 2002. - №2. - С. 64.

5. Попова С.В. Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива в условиях детского загородного лагеря: монография / Под ред. И.Ф. Бережной. - Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2012. - 166 с.

6. Прохоренков А.А. Российский учитель второй половины XIX века (на примере Первой Санкт-Петербургской гимназии) // Universum: Вестник Герценовского университета, 2010. - №1. Электронный ресурс: https: //cyberleninka.ru/ article/n/rossiyskiy-uchitel-vtoroy-poloviny-xix-veka-na-primere-pervoy-sankt-peterburgskoy-gimnazii. (Дата посещения: 08.04.2021).

7. Якушкина М.С. Педагогический потенциал культуры как ресурс развития современного социального центра // Научный диалог. - 2015. №10 - (46). Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-kultury-kak-resurs-razvitiya-sovremennogo-sotsialnogo-tsentra. (Дата посещения: 08.05.2021).

Войти или Создать
* Забыли пароль?