Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Правоохранительная деятельность требует от сотрудников высокого профессионализма, соответствующего правового и культурного уровня, развития моральных и нравственных качеств. Процесс обучения в образовательных учреждениях системы МВД России включает в себя, кроме квалифицированной профессиональной подготовки сотрудников ОВД, являющихся, прежде всего, гарантами законности и правопорядка, формирование на соответствующем уровне риторической личности сотрудников полиции, приобретение ими в процессе обучения риторических умений и навыков. В данной статье обосновывается актуальность темы, рассматриваются особенности формирования риторической личности сотрудников правопорядка в современных условиях и необходимости ее совершенствования с учетом коммуникативных профессиональных задач. Установлено, что при соблюдении нормативного, коммуникативного и этического аспектов культуры речи происходят положительные изменения в структуре риторической личности сотрудников полиции. Отмечается, что высшей формой выражения риторической личности современного сотрудника правоохранительных органов является ее реализация соответственно риторическому идеалу. Результатом риторической подготовки является формирование риторической личности сотрудников полиции, которая создается в результате проведения различных тренингов и моделирования разнообразных риторических ситуаций профессиональной деятельности для отработки в них успешного речевого взаимодействия. В статье исследуются термин: «риторическая личность» и «риторическая личность» сотрудников полиции.
аспекты культуры речи, риторическая компетенция, риторическая личность, риторическая культура, сотрудники полиции
Актуальность. В настоящее время вузы Российской Федерации уделяют значительное внимание вопросам культуры речи и формированию риторической личности обучающихся. Проблема формирования риторической личности сотрудников полиции в высших образовательных учебных заведениях МВД России сегодня также приобретает существенную значимость, и в содержании образования ей отводится особое место. Это обусловлено различными факторами – профессиональными, педагогическими, психологическими, социальными и др.
Работа данного направления, как теоретическое, так и практическое исследование вопросов, связанных с формированием риторического образования сотрудников полиции, в нашей стране началась относительно недавно. Актуальность формирования риторической личности сотрудников полиции рассматриваем как способ воздействия на сознательность граждан и, как следствие, возможность оказывать влияние на снижение уровня их противоправного поведения. Одно из важнейших направлений деятельности полиции – «обеспечивать доверие к себе и поддержку граждан, тем самым формируя в общественном сознании положительный образ сотрудника полиции»[5]. В этом процессе существенную роль играет риторические умения и навыки сотрудников правоохранительных органов.
Необходимо отметить, что эффективная профессиональная речевая деятельность требует формирования у сотрудников полиции следующих компетенций:
1) языковой (владение нормами современного литературного языка);
2) речевой (владение способами формирования мыслей посредством языка);
3) коммуникативной (умение с помощью языковых средств решать задачи профессиональной коммуникации в разных ситуациях общения);
4) культуроведческой (владение нормами этикета и культурой межнационального общения);
5) риторической (умение понимать текст, создавать новый и произносить его в соответствии с целями и задачами профессионального общения).
Из вышеперечисленных компетенций, важность каждой из которых несомненна, складывается успешная профессиональная коммуникация. При этом риторическая культура сотрудников полиции, от грамотного участия которых в межличностном, личностно-групповом и межгрупповом взаимодействии во многом зависит результативность деятельности, становится одной из ведущих в профессии и включает в себя нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры. В этой связи такое качество личности сотрудников полиции, как риторическая культура, вызывает особый интерес и требует в процессе их обучения в вузе освоения риторических умений и навыков, лежащих в основе формирования их риторической личности.
Проблема.
В современном быстро меняющемся и развивающемся обществе возрастает потребность в профессионально компетентных специалистах. Это относится и к правоохранительной сфере. Повышаются требования к качеству подготовки сотрудников полиции в вузах МВД России и результатам их профессиональной деятельности. «Главная отличительная особенность работы сотрудников системы МВД – в постоянном контакте с людьми»[9]. В силу публичности профессии сотрудников полиции особую важность и интерес представляет формирование риторической личности сотрудников. В рамках данной статьи подробнее остановимся на формировании риторической личности сотрудников полиции на основе соблюдения основных аспектов речевой культуры – нормативного, коммуникативного и этического.
Для того чтобы работать с коллективом, отдельными подразделениями, подчиненными и гражданами, выступать публично, сотрудники полиции должен обладать рядом специальных риторических умений и навыков. В связи с этим, рассмотрим, какими риторическими навыками должны владеть сотрудники полиции. Риторические навыки являются необходимыми элементами в профессии сотрудников правопорядка. Задача образовательной системы МВД России сегодня заключается в организации форм речевой деятельности, направленных на формирование и совершенствование риторической личности полицейского, и возвращении к утраченным традициям в области деловой риторики.
Повышение качества подготовки сотрудников полиции в образовательных учреждениях МВД России осуществляется исходя из направлений развития современного образования в правоохранительной области, внедрения в образовательный процесс новейших технологий обучения. В то же время одной из важных проблем подготовки обучающихся в вузах остается формирование риторической личности сотрудников полиции.
Основные научные подходы к пониманию понятия «риторическая личность» и ее формированию.
О воспитании творческой личности, владеющей искусством звучащего слова, писали педагоги прошлого: А. В. Луначарский, А. С. Макаренко,
В. А. Сухомлинский. Они призывали использовать живое слово как инструмент обучения и воспитания. В статье нами поставлена задача – рассмотреть понятие «риторической личности» сотрудников полиции на основе соблюдения нормативного, коммуникативного и этического аспектов культуры речи.
В настоящее время в отечественной педагогической науке недостаточно изучено понятие «риторическая личность» сотрудников полиции, продолжается исследование факторов, влияющих на ее формирование. Как правило, работы, посвященные риторической личности, прежде всего, предполагают профессию современного педагога. Следует отметить, что сфера деятельности руководителей ОВД и их сотрудников так же, как и у педагогов, требует владения словом как педагогическим инструментом. На сотрудниках органов внутренних дел лежит большая речевая ответственность, от их грамотной речи во многом зависит успешность, эффективность и качество выполнения ими профессиональных функций.
Формирование риторической личности сотрудников полиции происходит только в процессе риторического обучения, когда создаются, моделируются различные ситуации риторически целесообразного профессионального общения, складывается риторическая культура – один из главных компонентов общей культуры каждого человека. От того, насколько полно сформирован этот вид компетентности, связанный с речевой деятельностью сотрудника правопорядка, напрямую зависят результаты его службы.
Впервые понятие риторической личности в научную литературу было введено в 1995 году Г.М. Сагач на основании понятия языковой личности [8]. Основа формирования риторической личности человека любой публичной профессии заключается в его риторической образованности. О недостаточном уровне и развитии риторических умений и навыков писали в своих работах ученые и педагоги А.А. Андреев, В.И. Аннушкин, Ю.А. Бельчиков, С.Ф. Иванова, Н.Н. Кохтев, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Ю.В. Рождественский и др. Талантливый российский педагог, теоретик красноречия А.К. Михальская в своих трудах (монографиях, учебниках, учебных пособиях, научных статьях и др.) подробно рассматривает вопросы общего риторического образования, приемы развития риторических навыков и умений, описывает риторические тренинги.
Следует отметить, что само понятие «риторическая личность» сотрудников полиции в настоящее время находится на стадии становления. Проблема риторического образования сотрудников полиции не так давно стала объектом пристального внимания российских учёных вузов МВД России. В настоящее время заслуживают особое внимание работы современных педагогов, которые исследуют языковые аспекты речевой культуры сотрудников органов внутренних дел, М.С. Баликовой, И. Ф. Колонтаевской, Л.Г. Носковой, Н.В. Сердюк. В частности, изучению речевой агрессии сотрудников полиции посвящена книга Л.Г. Носковой «Речевая агрессия сотрудников органов внутренних дел и пути ее преодоления» (2014); изучению профессионально-риторической компетентности личности руководителя полиции посвящено учебное пособие Академии управления МВД авторов Н.В. Сердюк, Л.Г. Носковой: «Риторика для полицейских» (2013). Ранее вышли книги, посвященные проблеме формирования и развития культуры речи: словарь Л.Г. Носковой «Типичные ошибки в речи сотрудников ОВД» (2011), учебно-методическое пособие Н.В. Сердюк «Культура и этика делового общения руководителя органов внутренних дел» (2000).
Обучение в вузах МВД России предоставляет все возможности для развития риторического потенциала личности. Процесс формирования риторической личности сотрудников полиции значительно осложняется недостаточной риторической компетентностью, относительно невысоким уровнем риторических умений и навыков, на что указывают педагоги в своих работах. Насущная задача вузов МВД России – к концу обучения развить риторические умения и навыки, повысить уровень профессиональной коммуникации сотрудников полиции. Данную задачу профессорско-преподавательский состав вузов МВД России решает с помощью применения различных форм и методов обучения: разнообразных видов интерактивного обучения; деловых игр, включающих элементы индивидуальных бесед и публичные выступления; постановку фрагментов рабочих совещаний; тематические дискуссии; решение коммуникативных профессиональных задач и риторических задач; педагогических тренингов и др., которые используются для отработки наиболее сложных вопросов, связанных с развитием риторической личности сотрудников полиции.
Значительный интерес для обучающихся представляет личность самих преподавателей вузов, их творческое начало, нравственные характеристики педагогов, их педагогическая культура, тактичность, отношение к личностям обучающихся, к своим профессиональным обязанностям, мастерское владение различными приемами речевого взаимодействия и воздействия на обучающихся.
Современное становление риторической личности предполагает как способность к убеждению других, так и умение рассуждать. Во многом деятельность правоохранительных органов связана с воспитанием, следовательно, освоение педагогической риторики, профессионального красноречия является необходимым условием формирования риторической личности сотрудников полиции.
Важно отметить, что сотрудникам правоохранительных органов сегодня, как никогда, необходимо владеть риторической культурой, включающей совокупность таких качеств личности, которые определяют их способность к эффективной профессиональной коммуникации как в административной деятельности, так и при общении с сотрудниками, общественными организациями и с разными категориями граждан.
Разделяем подход к понятию «риторической личности»
Л.Н. Колесниковой. Принимая во внимание определение современного педагога и ученого о том, что «риторическая личность – это личность, риторически образованная, владеющая риторической культурой, умеющая создавать приятное впечатление о себе, позитивно воздействующая и эффективно взаимодействующая с аудиторией [4] и исследуя особенности формирования риторической личности сотрудников полиции, нами было сформулировано следующее определение данного понятия:
«Риторическая личность сотрудника полиции представляет собой наивысший уровень языковой личности, в совершенстве владеющей языковыми нормами русского литературного языка, законами современной деловой риторики, обладающий коммуникативными навыками и умениями, всегда соблюдающий этические нормы и правила речевого этикета».
В связи с этим следует подробнее рассмотреть соблюдение сотрудниками полиции нормативного, коммуникативного и этического аспектов культуры речи.
Речевая культура – это не просто грамотная речь, это критерий интеллигентности и духовности, сопереживания и сострадания человека, способности чувствовать и эмоционально откликаться на горе других, это развитый интеллект и желание самосовершенствоваться и т.д.
Речевая культура сотрудников полиции проявляется в профессиональном умении слушать и слышать другого человека, задавать уместные вопросы, устанавливать необходимые контакты, «разгадывать» собеседника, ориентироваться в сложившейся коммуникативной. Профессия требует обращать пристальное внимание на реакцию людей в процессе речевой коммуникации и правильно ее понимать, уметь проявлять свою реакцию или отношение по какому-либо поводу, и, несомненно, всегда быть готовым к общению.
Область научных исследований речевой культуры касается всех сторон современной языковой жизни общества: современного русского литературного языка, разговорного языка населения, письменной формы разговорной речи – коротких текстовых электронных сообщений, диалектов, просторечий, разновидностей жаргонов, начиная с криминального арго, заканчивая профессиональной речью и пр.
Особого внимания при формировании риторической личности сотрудников полиции заслуживает рассмотрение важнейших аспектов речевой культуры
– нормативного, коммуникативного и этического.
Нормативный аспект устанавливает языковые нормы, правила, необходимые для обязательного соблюдения носителями языка. Данный компонент регулирует чистоту и правильность литературного языка. Соблюдение общепринятых языковых норм (орфоэпической, морфологической, синтаксической и лексической) сотрудниками полиции помогает им исключать недопонимание или двусмысленность как в устной, так и в письменной речи, вести должным образом документооборот, выступать публично перед разными аудиториями, результативно вести диалог с разными категориями граждан, т.е. качественно исполнять профессиональные обязанности.
Поскольку литературный язык со временем изменяется, возникает необходимость в его нормировании. «Постоянное наблюдение за развитием и изменением норм – одна из основных задач лингвистической науки о культуре речи» [6, с. 15]. Обучение в вузах МВД России позволяет сотрудникам полиции знакомиться с современным состоянием русского языка и внесением изменений в его языковые нормы. На занятиях по дисциплине «Культура речи» они подробно знакомятся с отличительными особенностями языковых норм, с критериями нормативности (правильной речи), проблемами нормализации языка.
Другим аспектом, влияющим на формирование риторической личности сотрудников полиции, является коммуникативный аспект. В современных условиях коммуникативная компетенция – «способность реализовывать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения» [1] – становится ведущей в профессиональной среде руководителей и сотрудников полиции. Сотрудникам правопорядка необходимо использовать только такие языковые средства, которые соответствуют конкретной профессиональной ситуации общения, поставленным целям и задачам. «Искусство находить в любой ситуации нужную тональность относится к числу важнейших коммуникативных умений говорящего. <..> Обычно изначально заданный тон определяет весь ход речевого общения» [10].
К основным коммуникативным умениям относится умение пользоваться функциональными разновидностями языка. Следует помнить, что в отличие от языковых норм коммуникативные нормы не кодифицированы. Лингвистическая наука продолжает исследования в данном направлении, поэтому педагоги призывают сотрудников полиции в межличностном взаимодействии ответственно подходить к владению словом, каждое должно быть продуманным, взвешенным, оказывать положительное или необходимое влиять на людей в зависимости от коммуникативных задач.
Процесс формирования риторической личности сотрудников полиции в вузах МВД России включает в себя воспитание у обучающихся более чуткого и ответственного отношения к профессиональной речи и развитие практических навыков владения русским языком как инструментом деловой коммуникации. В вузах МВД России преподаватели разных дисциплин формируют у сотрудников полиции коммуникативный потенциал, расширяющий характеристики риторической личности. К числу основных личностных проявлений коммуникативного потенциала «относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения (степень удовлетворенности общением, «уверенность в общении»), а также коммуникативные умения и навыки» [7].
Сотрудникам полиции приходится по долгу службы осуществлять коммуникацию с представителями других государств. Данное общение, несомненно, строится на уже приобретенных коммуникативных качествах, так как в различных коммуникативных ситуациях с представителями зарубежных стран от российского сотрудника правопорядка «требуются максимальная корректность, выдержка, а его речи должны быть присущи правильность, точность, ясность, уместность, богатство, содержательность» [2].
Коммуникативными навыками должен обладать каждый сотрудник правоохранительных органов, и одной из задач обучения в вузах МВД России на современном этапе является риторическая подготовка педагогических кадров. Коммуникативный аспект – один из важнейших компонентов риторической культуры, он требует от сотрудников полиции непрерывного самосовершенствования.
Риторическая личность сотрудника полиции – это языковая личность, которая, кроме двух важнейших, нормативного и коммуникативного, аспектов речи, непременно должна соблюдать еще один – этический (нравственный) аспект.
В основе этического аспекта лежит речевая этика, представляющая собой правила соответствующего речевого поведения, сформированные на нормах морали и национально-культурных традициях. Этико-речевая норма как понятие, основываясь на речевой этике, является совокупностью «правил речевого общения (поведения), которые обеспечивают гармонизацию интересов общающихся на основе общепринятых нравственных ценностей» [6, с. 24].
Понятие речевого этикета включает правила хорошего тона, принятые в данном профессиональном сообществе, и нормы поведения и общения людей, установленные для определенных ситуаций речевого взаимодействия с целью поддержания или продолжения контакта коммуникантов.
Как показывает практика, соблюдение этических принципов обеспечивает успех не только профессиональной деятельности сотрудников полиции, но и повышает имидж профессии полицейского. Этическая культура во многом способствует установлению психологической совместимости в процессе предполагаемой или спонтанно возникающей профессиональной речевой коммуникации, особенно это относится к диалоговой форме устного общения, лежащей в основе профессии сотрудников правоохранительных органов.
Отмечаем, что основным условием здесь становится педагогический такт. Сотрудник полиции, как никто другой, должен владеть собой, управлять своими чувствами, темпераментом, контролировать свои эмоции, быть примером для окружающих. Проявлением своих лучших личностных качеств, эмоций через речь, через фразы, заключающие уважительное отношение к людям, сотрудник полиции показывает положительный пример подчиненным и гражданам и передает им подлинную науку высоконравственного поведения. Эти качества проявляются через речевые действия в конкретных речевых ситуациях.
В ходе межличностного речевого взаимодействия недопустимо использование нецензурных и бранных выражений, грубых фраз. Оставаться в любой ситуации выдержанным, вежливым, доброжелательным, тактичным, своей речью никому не причинять глубокие душевные травмы – эти составляющие являются азбукой риторической и педагогической культуры сотрудников полиции и положительно влияют на служебную деятельность.
При формировании риторической личности обучающихся в вузах МВД России на практических занятиях отрабатывается соблюдение этических норм поведения в речевой деятельности, другими словами, соблюдение речевого этикета. При общении не допускается перегрузка речи информацией, ведение диалога на повышенных тонах, напряжение в голосе, обилие ненужных вопросов или речевых повторов, зависимость коммуникации от сиюминутного настроения говорящего и др.
Этический аспект предписывает помнить о сфере общения на «Вы» в русском языке; не допускает сокращенные имена при общении; определяет запрет на сквернословие; требует учитывать данный аспект при коммуникации с людьми разных национальностей, имеющими национальную особенность речевого этикета в своей стране. Необходимо обращать внимание сотрудников полиции на уместное использование обращений, выбор формы приветствия при встрече, знакомстве, приглашении, одобрении, благодарности, поздравлении, извинении, прощании; необходимость корректно делать замечания, предупреждения, давать советы, что-либо предлагать и пр. Следует не задавать бестактных вопросов; высказывать требования, просьбы и пожелания в соответствии с конкретной речевой ситуацией и задачами делового общения, не забывая о том, какую важную роль в будущем играет первоначальное установление речевого контакта. Особое внимание обращается на соблюдение этической нормы в процессе делового общения с должностными или вышестоящими лицами, следование принципам деловых разговоров – уважение к собеседнику, конкретность разговора, такт, целесообразность рассуждений и обсуждения вопросов, обязательный конструктивный характер разговора и пр.
При формировании риторической личности сотрудников полиции необходимо учитывать такие экстралингвистические факторы как служебное положение участника общения, возраст, национальность, вероисповедание, пол, время и место речевого взаимодействия. Важно отметить, что состоявшаяся риторическая личность всегда будет обладать самокритичностью и анализом по отношению к своей состоявшейся речи.
Риторическая личность реализуется и в других видах общения. Современный процесс коммуникации предполагает речевое общение сотрудников полиции с помощью различных средств связи (с помощью Интернета, факса, по телефону и т.д.), где также принципиально важно соблюдение этических правил. Успешность делового телефонного разговора определяют такие качества, как доброжелательность, тактичность, компетентность, умение оперативно и эффективно выстраивать электронную форму коммуникации.
Ежедневные ситуации, в которых требуется соблюдение речевого этикета, многочисленны и разнообразны. Еще древние греки заявляли о критерии нравственности говорящего, о том, что вне зависимости от ситуации высказывания должны быть правдивыми, а цели любой речи – благородными. Любая произнесенная речь, будь то диалог или монолог, речь торжественная или призывного характера, убеждающая или доказательная и прочее, всегда является выражением собственной позиции говорящего, средством передачи не только информации, но и идей. Сотрудникам полиции необходимо помнить, что слушающие оценивают через речь не просто манеру и характер речи, а гражданскую позицию говорящего, его культуру, такт и профессионализм.
Кроме того, Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный 26 июня 2020 года (глава II. и глава III.), регламентирует речевое общение и этическое поведение сотрудников правоохранительных органов. В Кодексе прописано соблюдение этических основ в профессиональной деятельности, при общении с различными аудиториями и лицами. Принятие данного документа ведомства МВД служит средством воспитания высокой нравственности сотрудников полиции.
Таким образом, соблюдение сотрудниками полиции речевого этикета и законов этики «помогает осуществить конструктивное общение, их нарушение создает помехи, барьеры в общении, снижает эффективность речи или делает запланированный результат недостижимым»[3]. Владение речевым этикетом лежит в основе приобретения авторитета, доверия и уважения сотрудников полиции к различной аудитории. Несомненно, что степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится ко всем государственным служащим, включая сотрудников правоохранительных органов.
Выводы.
В условиях культурно-исторических и коммуникативных изменений в современном обществе риторическая личность современных сотрудников полиции должна удовлетворять запросам времени, способствовать формированию позитивного имиджа полиции, тем самым создавая популярность и привлекательность полицейской профессии.
Многозадачность и многоформатность профессиональной коммуникации сотрудников полиции предполагает, наряду с серьезной профессиональной, психологической и педагогической подготовкой, наличие риторических знаний, необходимых для осуществления руководства и переговорной деятельности. Также требует сформированных риторических умений и навыков для осуществления речевого взаимодействия в конфликтных ситуациях, ведения диалога в разнообразных речевых ситуациях, начиная с повседневных рабочих, заканчивая сложными или экстремальными ситуациями профессиональной коммуникации.
Итогом работы по формированию риторической личности сотрудников полиции в вузах МВД России является достаточно высокий уровень риторической культуры выпускников вузов, который позволяет им пользоваться индивидуальным риторическим стилем в будущей профессиональной деятельности, что, безусловно, повышает профессионализм сотрудников правоохранительных органов.
Высшей формой выражения риторической личности современного сотрудника полиции считаем ее реализацию в соответствии с требованиями риторического идеала, рассмотрение которого может стать перспективой дальнейших исследований.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков).- СПб: «Златоуст», 1999. - 472 с. - С. 109
2. Баликова М.С. Культура речи и ее роль в профессиональном общении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. Том12. Выпуск 7. - С. 122-123
3. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 440 с. - С.165
4. Колесникова Л.Н. Риторика и риторическая личность. // Филологические науки. Ученые записки Орловского государственного университета. № 2 (52), 2013. - С. 192.
5. Майоров В.И. Совершенствование деятельности полиции на основе общественного доверия и поддержки граждан // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник статей по материалам ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения): в 3-х томах. Под редакцией Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. Издательство: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (Санкт-Петербург), 2016. - С.114-122.
6. Никитина, Л. Б. Культура речи: нормативный, коммуникативный, этический аспекты: учебное пособие / Л.Б. Никитина. - 2-е изд. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. - 128 с.
7. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 312 с. - С. 88
8. Сагач, Г.М. Риторична особистість. Як її підготувати у школі нового типу // Барви творчості. - К.: Либідь, 1995. - 122 с.
9. Сердюк Н.В. Деловая риторика: учебное пособие / Н.В. Сердюк, В.И. Земзерева. - М.: Академия управления МВД России, 2020. - 100 с. - С.28
10. Хорошая речь / Под ред. М.А. Кормилицыной и О.Б. Сиротининой. Изд. 2-е, испр. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 320 с. - С.171