ЮБИЛЕЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО АЛЬМАНАХА «АКЦЕНТЫ. НОВОЕ В МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена юбилею научно-практического альманаха факультета журналистики ВГУ «Акценты. Новое в массовой коммуникации», который выходит на факультете журналистики Воронежского государственного университета с 1996 г. В центре внимания авторов – тематика и проблематика периодического издания, имеющего широкое признание не только в России, но и за рубежом.

Ключевые слова:
научно-практическая конференция, научно-практический альманах, массовая коммуникация, журналистика, реклама, связи с общественностью, статья, диссертация, диссертационный совет
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

С начала 1990-х годов факультет журналистики Воронежского государственного университета ежегодно проводит научно-практические конференции: в середине мая с докладами и сообщениями выступают вузовские преподаватели, исследователи массовой коммуникации, в конце октября – магистранты и аспиранты, изучающие вопросы журналистики, рекламы и связей с общественностью. В последние годы добавились еще два форума: мартовская Всероссийская с международным участием конференция «География и журналистика» и декабрьская журналистская секция  Митрофаньевских чтений, проходящих в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. Сборники материалов этих конференций с каждым годом становятся всё объёмнее и объёмнее, и часть тезисов публикуется в виде мини-статей на страницах научно-практического альманаха «Акценты», который в этом году отмечает своё двадцатипятилетие.

Именно после очередной конференции возникла идея выпуска межфакультетского периодического издания, посвященного проблемам журналистики, литературы, рекламы и паблик рилейшнз. Коллеги из МГУ, СПбГУ, УрГУ, РГУ, ТГУ охотно откликнулись на предложение войти в редколлегию журнала, и пошёл поток статей, ведь в те годы специализированных журналов по проблемам массовой коммуникации было мало, напечататься в них было непросто. И вот прошло 25 лет, выпущено 175 номеров журнала.

«Акценты» – это одновременно журнал и альманах: с одной стороны, есть четкая – годами апробированная – структура специализированного издания, стабильные периодичность, объем; с другой – это широкая гуманитарная тематика (история, теория и практика журналистики, рекламы, PR, книгоиздания, литературы, дизайна, образования), это подборка не только сугубо научных статей, но и материалов практической, в том числе учебно-методической, направленности, а также публицистических и литературно-художественных текстов, имеющих отношение к проблематике журнала или к университетскому сообществу в целом.

Следует заметить, что «Акценты» выполняли и выполняют интегрирующую функцию по формированию межвузовской научной среды и профессионального медиасообщества в России: ведь среди авторов – учёные из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Барнаула, Томска, Владивостока и других городов России. На страницах «Акцентов» нередко публикуются и авторы, представляющие страны ближнего и дальнего зарубежья. Достаточно обратиться к подшивке альманаха, чтобы удостовериться: большинство наиболее заметных отечественных работ в сфере теории журналистики проходили апробацию в «Акцентах», имеющих репутацию серьёзного и в то же время новаторского издания. Каждый из авторов знает: если его статья действительно имеет научный интерес – она обязательно будет опубликована (за четвертьвековую историю не был сорван не единый выпуск журнала). «Акценты» – это  свободная трибуна. Критерий отбора текстов – качество мысли, профессионализм. Журнал «собирает» научное сообщество, давая возможность выступить с некими идеями как маститым исследователям массовой коммуникации, так и аспирантам, а также студентам. Коллеги приветствуют то, что ещё до выхода в свет бумажной версии электронный вариант альманаха выставляется в свободное пользование в интернете (http://jour.vsu.ru/izdaniya/zhurnaly-izdaniya/) [1].

«Акценты» являются одной из первых площадок для апробации научных исследований соискателей ученых степеней, которые защищаются в нашем диссертационном совете. За 18 лет его работы защищено более 10 докторских и более 100 кандидатских диссертаций. География соискателей: Белгород, Волгоград, Воронеж, Елец, Старый Оскол, Калининград, Краснодар, Курск, Москва, Нижний Новгород, Тамбов, Тольятти, Томск, Одесса, Оренбург, Пермь, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Уфа. Успешно защищаются и иностранные граждане из Бангладеш, Вьетнама, Ирака, Йемена, Палестины, Таджикистана и др.

Тематика альманаха была обозначена уже в первом номере и нашла отражение в заглавии: «Акценты. Новое в журналистике и литературе». Открывали номер статьи И. Дзялошинского (г. Москва) «Российская периодика: опыт прогноза» и С. Корконосенко (г. Санкт-Петербург) «Старые и новые концепции в теории журналистики». Под рубрикой «Типология печати» были опубликованы исследования А. Андреевой и Э. Худяковой (г. Воронеж) «Система периодических изданий Центрального Черноземья», С. Поживилко и В. Рунова (г. Краснодар) «Некоторые особенности СМИ в условиях переходного периода». Ученый из г. Ростова-на-Дону В. Смирнов подготовил статью об информационной политике «Радио России». Остальные публикации принадлежали перу воронежцев (Л. Кройчик. «Анекдот – малая форма сатирической публицистики»; В. Тулупов «Современная российская пресс-реклама: особенности и стили»; О. Осетрова «Из опыта работы рекламного отдела телекомпании “9 канал”»; Е. Цецура «Паблик рилейшнз: что это такое?»; Т. Лебедева «Аудиовизуальные СМИ 90-х годов»; Н. Козлова «Как появился отдел “Из Общественной Хроники”  в журнале “Вестник Европы”»; С. Филюшкина «Русская литература и споры о романе в англоязычной критике»; В. Хорольский «Оскар Уайльд и русская журналистика рубежа XIX-XX веков»; О. Дурова «Концепция жанра эссе Т.В. Адорно»; О. Баранникова «Трилингвизм Марины Цветаевой». Как видим, уже в первом выпуске альманаха были представлены авторитетнейшие ученые из главных университетских центров подготовки отечественных журналистов; тематика издания отражала наиболее актуальные вопросы теории и практики журналистики (типология СМИ; типология жанров; радиопублицистика; история журналистики; реклама и паблик рилейшнз).

Следующий выпуск альманаха вышел сдвоенным (в будущем такой формат стал постоянным), включив в себя двадцать статей, среди авторов которых были С. Шайхитдинова (г. Казань), М. Ким, Г. Жирков, Б. Мисонжников, О. Тульсанова, М. Шишкина (г. Санкт-Петербург), Е. Ахмадулин (г. Ростов-на-Дону). Помимо названных выше воронежских исследователей, авторами «Акцентов» стали С. Гладышева, С. Гостеева, Б. Кривенко, Л. Сандлер и др.

 К четвертому выпуску определилась редакционная коллегия издания, в которую вошли главный редактор В. Тулупов, а также С. Гостеева, Л. Кройчик, М. Стюфляева (ВГУ), С. Галкин (МГУ), С. Корконосенко (СПбГУ), Е. Корнилов (РГУ), Ю. Мясников (ТГУ) и В. Олешко (УрГУ). В 2001 г. в состав редколлегии пополнил А. Факторович (КубГУ). Выпускающим редактором первых номеров была Л. Люличева, она же осуществляла верстку. Сегодня этим занимается А. Сундуков, неизменным же корректором являлась и является до сих пор Т. Коновалова, которая вместе с печатниками В. Гаагом и М. Ткачуком также входит в группу выпуска альманаха.

С № 3-4 за 1999 г. изменился подзаголовок альманаха («Новое в массовой коммуникации»), что было связано, в частности, с появлением на факультете журналистики ВГУ двух новых специальностей «Реклама» и «Связи с общественностью», а также курирующей их выпускающей кафедры средств массовой коммуникации и рекламы. Окончательный вид обложка «Акцентов» приобрела в 2002 г., когда в ее анонсной части впервые были обозначены основные тематические направления: журналистика, реклама, паблик рилейшнз, язык, литература, книгоиздание, образование. Помимо традиционных рубрик «Слово редактора», «Теория и практика журналистики», «История отечественной журналистики», «История зарубежной журналистики», «Язык массовой коммуникации», редакция принимала к опубликованию статьи в разделах «Научная школа», «На стыке наук», «Приглашение к дискуссии», «Из архива исследователя», «Типология печати», «Университетская лекция», «Сообщения», «Кто есть кто в журналистском образовании», «Методика преподавания журналистики», «Новые книги», «Конференции, симпозиумы, семинары», «Студенческие опыты» и др.

На основе публикаций рубрики «Слово редактора», которая впервые появилась в 2003 г. (№1-2) и которая до сих пор открывает номера альманаха, были выпущены две книги [2].

Когда вышел № 50-51, редакция решила подвести предварительные итоги – в передовой статье говорилось, в частности, следующее: «За эти годы более тысячи научных статей, обзоров и сообщений увидело свет в “Акцентах”; наша география – это не только вся университетская Россия, но и вузы ближнего и дальнего зарубежья (Армения, Латвия, Польша, Узбекистан, Украина и др.).

С гордостью констатируем, что основные параграфы и даже главы многих успешно защищенных докторских и кандидатских диссертаций впервые были напечатаны в нашем альманахе (Е.В. Ахмадулин, Н.В. Бергер, В.М. Березин, В.В. Богуславская, А.А. Грабельников, Ю.Н. Веремеенко, С.Н. Гладышева, Ю.А. Гордеев, А.Л. Дмитровский, Л.Р. Дускаева, С.С.  Ефремова, Р.В. Жолудь, Г.Э. Кучерова, П.Е. Лисаневич, С.М. Логачева, А.А. Кажикин, М.Н. Ким, О.С. Кобзева, А.П. Короченский, М.М. Колесникова, Б.Я. Мисонжников, Е.Б. Курганова, О.А. Козлова, Г.Н. Манаенко, В.Д. Мансурова, В.И. Сапунов, С.И. Сметанина, В.В. Смирнов, Г.М. Соловьев, Е.Г. Сомова, Д.Л. Стровский, В.В. Тулупов, Л.Н. Федотова, Л.Г. Фещенко, Е.А. Цуканов, А.М. Шестерина, Е.С. Щелкунова и др.).

Редакция всегда с уважением относилась к позиции каждого автора, принимая к печати в том числе и спорные, новаторские статьи, приглашая к конструктивному диалогу, давая возможность выступить оппонентам.

С каждым годом рос уровень альманаха: достаточно перечислить имена лишь некоторых авторов «Акцентов» – всеми признанных исследователей журналистики, рекламы и паблик рилейшнз: А.И. Акопова, Г.В. Антюхина, Г.В. Жиркова, М.М. Ковалевой, Л.Е. Кройчика, С.Г. Корконосенко, Е.А. Корнилова, Б.В. Кривенко, Г.В. Лазутиной, Т.В. Лебедевой, Г.C. Мельник, В.Ф. Олешко, Е.П. Прохорова, Л.Г. Свитич, В.Б. Смирнова, А.И. Станько, М.И. Стюфляевой, А.Л. Факторовича, В.В. Хорольского, С.К. Шайхитдиновой, М.А. Шишкиной, М.В. Шкондина, О.Д. Якимова и др.

У нас, естественно, много планов. Ведь утверждение о том, что нет ничего практичнее серьезной теории, давно приобрело характер аксиомы. Но это – в научной среде, профессионалы же (в нашем случае практикующие журналисты, рекламисты, пиармены) нередко иронически относятся к теоретическим изысканиям, доверяя больше личному опыту. Между тем серьезная, эффективная практика так или иначе ведет к обобщениям, созданию рабочих формул или моделей. Жаль, если этот процесс становится похож на “изобретение велосипеда”…» [3].

Поздравляя читателей и авторов, членов редколлегии и группу выпуска научно-практического альманаха «Акценты. Новое в массовой коммуникации» с выходом сотого номера, редакция напомнила о своей политике, которой продолжает придерживаться и поныне:  «“Акценты” и впредь останутся открытой трибуной для изложения самых разных взглядов исследователей на проблемы теории и практики журналистики, рекламы и PR, шире – теории и практики массовой коммуникации. Нас по-прежнему будут интересовать статьи, касающиеся и вопросов культуры, образования, языкознания, литературоведения, социологии и психологии массовых информационных процессов» [4].

 

Список литературы

1. Бебчук Е.М. Научно-практическому альманаху «Акценты» 20 лет // УМО-регион: сборник научно-методических. - 2016. - № 16. - Электронный ресурс: http://jour.vsu.ru/editions/journals/umo_region/umo_2016.pdf. (Дата посещения 24.02.2021).

2. Тулупов В.В. Слово редактора: Сборник статей. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2009. - 180 с.; его же. Наше дело. Из дневника медиакритика. - Воронеж: Кварта, 2016. - 304 с.

3. Тулупов В.В. Наука и практика: расставляем акценты // Акценты. Новое в массовой коммуникации. - 2004. - № 7-8. - С. 3-4.

4. Акценты. Новое в массовой коммуникации. - 2011. - № 100-101. - Электронный ресурс: http://jour.vsu.ru/editions/journals/accents/2011_5-6_accents.pdf (Дата посещения 25.02.2021).

Войти или Создать
* Забыли пароль?