СОУПРАВЛЕНИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА АРКТИЧЕСКИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ В ПЕРИОД ИХ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Интенсивное промышленное освоение, осуществляемое сегодня на арктических территориях Российской Федерации и других северных стран, помимо положительных экономических и социальных преобразований влечет изменение климата, экологические проблемы, а также разрушение образа жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, которые заинтересованы не просто в обеспечении и гарантиях своих прав со стороны государства, но и в принятии управленческих решений по использованию и охране территорий традиционного проживания и хозяйствования совместно с органами государственной власти, ресурсопользователями. Авторы рассматривают соуправление как эффективную модель взаимоотношений между государством, местным самоуправлением и коренными малочисленными народами Севера. Анализируются нормы международного права, зарубежного и российского законодательства, создающие правовые основы для реализации модели соуправления на арктических территориях России. Выявляются пробелы федерального и регионального законодательства о правах коренных малочисленных народов и формулируются предложения по их восполнению.

Ключевые слова:
Коренные малочисленные народы Севера, Арктика, территории традиционного проживания, соуправление государства и коренных народов, правовые механизмы соуправления.
Список литературы

1. Co-management and Good Governance: A Summary of Presentations and Discussions at the Co-Management and Good Governance Workshop. 2002.

2. Sulyandziga R. Russian Association of Indigenous Peoples of the North (RAIPON)NY // UN Permanent Forum on Indigenous Issues X Session, Agenda item 3. 17.05.2011. URL: raipon1.nichost.ru/Documenty/Doklady/PF_NY_2011.doc (дата обращения: 12.08.2014).

3. The Indian Act 1951. Canadian Indians and the Law: Selected Documents. 1663-1972. Toronto, 1975.

4. Zillman D. N., Lucas A. R., Pring G. Human Rights in Natural Resource Development. Public Participation in the Sustainable Development of Mining and Energy Resources. Oxford University Press Inc., 2002.

5. Андриченко Л. В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. URL: http://www.dissercat.com/content/regulirovanie-i-zashchita-prav-natsionalnykh-menshinstv-i-korennykh-malochislennykhnarodov (дата обращения: 10.09.2014).

6. Кряжков В. А. Органы публичной власти и северные народы: конституционно-правовые проблемы отношений в сфере соуправления. URL: www.hse.ru/pubs/share/direct/document/102100720 (дата обращения: 21.08.2014).

7. Мурашко О. А., Дордина Н. Ю. Этноэкологическое соуправление должно стать реальностью на Севере России // Мир коренных народов «Живая Арктика». 2009. № 22.

8. Повестка дня на XXI век // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. Конвенции и соглашения. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 10.09.2014).

9. Реализация проекта Ямал-СПГ будет вестись с учетом пожеланий коренных ямальцев. URL: http://www.r89.ru/novosti/1423.php (дата обращения: 02.08.2014).

10. Сергей Харючи подвел итоги работы Арктического совета в Гренландии // Экспертный информационный канал УралПолит.RU.2011.13 мая. URL: http://old.uralpolit.ru/72/polit/vlast/id_230283.html (дата обращения: 10.08.2014).

11. Совместное управление в Арктике: примеры Канады, Аляски и скандинавских стран // Приложение к альманаху «Мир коренных народов - живая Арктика». М., 2008. URL: http://npa-arctic.iwlearn.org/publications/co_management.pdf (дата обращения: 06.09.2014).

12. Харючи Н. Н. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном образовании Тазовский район // Обеспечение прав и свобод коренных малочисленных народов Севера: матер. науч.-практ. семинара. Тюмень, 2003.

13. Харючи С. Н. Роль государства в гармонизации промышленного освоения и устойчивого развития малочисленных народов Севера // Мир коренных народов «Живая Арктика». 2009. № 22.

Войти или Создать
* Забыли пароль?