Курс на модернизацию в России объективно продиктован ужесточением мировой конкуренции между странами и необходимостью структурной оптимизации отечественной экономики. В сегодняшних условиях от результатов модернизации российской экономики напрямую зависит благополучие страны в будущем, устранение технологического отставания, повышение эффективности во всех отраслях народного хозяйства и сферах профессиональной деятельности. Процесс модернизации направлен на решение как минимум трех задач: обеспечение структурной сбалансированности отечественной экономики; технологическое обновление; формирование инновационной модели развития экономики. Формирование такой модели экономики предполагает увеличение в народном хозяйстве удельного веса наукоемких и высокотехнологичных отраслей. При двух возможных и взаимоисключающих государственных подходах к модернизации экономики и технологическому развитию, автократическому и демократическому, последний является наиболее эффективным, поскольку модернизация не может быть осуществлена без непосредственного участия бизнеса, гражданского общества и отдельных граждан при высоком уровне компетентности государственной власти. Федеральным органам власти при этом отводится роль координатора, обеспечивающего правовую, организационную и финансовую поддержку и системность процесса. Модернизации экономики и технологическое развитие потребуют подготовки квалифицированного человеческого капитала, что может быть обеспечено качественным функционированием системы образования в России. Развитие образования должно быть согласовано с социально-экономическим развитием, а деятельность образовательных организаций интегрирована в инновационные процессы на национальном и региональном уровнях. Важное значение при решении этих задач имеет развитие механизмов взаимодействия образовательных организаций с бизнес-средой, широкой общественностью и изменению формата взаимоотношений с государственными органами управления образованием.
модернизация экономики, профессиональное образование, саморегулирование
1. Особенности управления целевым капиталом в системе высшего образования / Е.В. Бокарева, Е.Н. Егорова, М.А. Кучин, Л.И. Черникова // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, № 5 (52). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number52/contents (дата обращения: 10.12.14).
2. Егорова, Е.Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 7(34). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number34/contents (дата обращения: 11.12.14).
3. Применение реляционных баз данных в управлении сайтом образовательного учреждения / Л.С. Горбов, Н.Г. Новикова, А.В. Погодин, А.Ю. Щиканов // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2013. - № 4 (27). - С. 65-71.
4. Зайцева, Н.А., Новикова, Н.Г. Организация научно-исследовательской работы студентов вузов, занимающихся подготовкой кадров для сервиса и туризма: практический опыт - проблемы и пути их преодоления // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2012. - № 1. - С. 109-116.
5. Мухоморова, И.В. Формирование и развитие механизмов саморегулирования в сфере высшего профессионального образования // Управление экономическими системами. - 2011. - № 29 (5). [Электронный ресурс]: URL: http://www.uecs.ru/uecs-29-292011 (дата обращения: 11.12.14).
6. Мухоморова, И.В. Совершенствование управления сферой высшего профессионального образования в современных условиях // Управление мегаполисом. - 2011. - №1. - С. 132-137.
7. Новикова, Н.Г., Мухоморова, И.В. Проблемы формирования и реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования и пути их решения // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2013. - № 1. - С. 62-66.
8. Черникова, Л.И., Заернюк, В.М. Новые механизмы финансирования российского образования // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2011. - № 1. - С. 52-57.