Социальные сети стали важнейшей частью современных политических процессов. Они помогают выстраивать ментальные модели и контролировать официальный публичный дискурс. В статье раскрывается роль этнического ресурса в конструировании региональной идентичности президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым в социальной сети Instagram с учетом субъектной и региональной презентации. Представлен результат анализа публикаций личной страницы в социальной сети Instagram за период с 1 января 2020 г. по 13 марта 2022 г. и публикации СМИ по проблематике этнокультурного позиционирования. С помощью качественного и количественного контент-анализа, статистических и сравнительных методов проанализированы визуальные и содержательные контексты презентаций. Социальные сети президента Республики Татарстан являются информативным источником выявления приоритетных установок этнокультурной проблематики региона в официальном дискурсе. Этнокультурный ресурс играет определяющую роль в процессе личной самопрезентации главы региона. В региональном позиционировании предпочтение отдается поддержанию полиэтничной татарстанской идентичности, в которой важную роль играет этнический ресурс. При этом речь не идет о реальном паритете представленных этнокультурных традиций. В ближайшие годы этнокультурный ресурс будет по-прежнему определять социо-политический климат в регионе.
этническая идентичность, институционализация, политика идентичности, полиэтничный регион, социальные сети, Инстаграм, Р. Минниханов
1. Ван Дейк Т. А. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 344 с.
2. Blakkisrud H. Medvedev's new governors. Europe-Asia Studies, 2011, 63(3): 367-395. https://doi.org/10.1080/09668136.2011.557531
3. Sharafutdinova G. Gestalt switch in Russian federalism: the decline in regional power under Putin. Comparative Politics, 2013, 45(3): 357-376. https://doi.org/10.5129/001041512X13815255435013
4. Orttung R. Center-periphery relations. Russia in 2020: scenarios for the future, eds. Lipman M., Petrov N. Washington: Carnegie Endowment for International Peace, 2011, 329-348. https://doi.org/10.2307/j.ctt6wpj1s.21
5. Hartley J. M. Non-Russians on the Volga: autonomy and identity. The Volga: A history of Russia’s greatest river. Yale University Press, 2021, 286-305. https://doi.org/10.2307/j.ctv1b0fw6v.25
6. Keenan R. Tatarstan: the battle over Islam in Russia’s heartland. World Policy Journal, 2013, 30(2): 70-79. https://doi.org/10.1177/0740277513494068
7. Bassin M. The patron of the Turkic peoples. The Gumilev Mystique: Biopolitics, Eurasianism, and the Construction of Community in Modern Russia. Cornell University Press, 2016, 273-305. https://doi.org/10.7591/9781501703393-013
8. Braun A., Wingender M. Kazakhstan and Tatarstan - building identities in Russian-Turkic speech communities. Kazakh in Post-Soviet Kazakhstan: Proc. Internat. Symposium on Kazakh, 30 Nov - 2 Dec 2011, ed. Muhamedowa R. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2015, 69-94. https://doi.org/10.2307/j.ctvc2rkbb.8
9. Renz B., Sullivan J. Electronic resources and the study of political elites in Russia. Europe-Asia Studies, 2013, 65(10): 1898-1911. https://doi.org/10.1080/09668136.2013.848646
10. Renz B., Sullivan J. Making a connection in the provinces? Russia's tweeting governors. East European Politics, 2013, 29(2): 135-151. https://doi.org/10.1080/21599165.2013.779258
11. Akhmetshina I. F., Akhmetshina E. G. The culture of political communication in social networks in the Republic of Tatarstan. Revista San Gregorio, 2017, (20): 162-169.
12. Иликова Л. Э. Межкультурный диалог и межконфессиональное согласие как основная ценность в официальном дискурсе власти Республики Татарстан. Российские исследования. 2020. Т. 1. № 1. C. 7-17. EDN: ZDKMQN
13. Иликова Л. Э. Репрезентация имиджа межконфессионального согласия в официальном дискурсе власти (на примере Республики Татарстан). Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 6-7 сентября 2018 г.) Казань: ИИ им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. С. 41-46. EDN: YLUNYD
14. Габдрахманова Г. Ф. Дискурсивное конструирование идентичности в посланиях региональному парламенту. Кейс Республики Татарстан. Полис. Политические исследования. 2021. № 5. С. 146-160. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.05.10
15. Иванова Т. К., Аржанцева Н. В., Шигин Л. Б. Лица Татарстана на просторах Интернета. Российские исследования. 2021. Т. 2. № 4. С. 52-64. EDN: FHHOAD
16. Дробижева Л. М., Рыжова С. В., Титова Т. А. Российская, республиканская, этническая идентичность в Татарстане. Позитивные межнациональные отношения и предупреждение нетерпимости: опыт Татарстана в общероссийском контексте, ред. Л. М. Дробижева, С. В. Рыжова. СПб.: Нестор-История, 2016. С. 33-41. EDN: YIICJX
17. Сагитова Л. В. Политика идентичности и ее акторы. Казань: ИИ им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. 359 с. EDN: OXMFSH
18. Сагитова Л. В. Динамика этнического фактора в политике идентичности современного Татарстана. Вестник российской нации. 2018. № 4. С. 59-70. EDN: YPCZZR
19. Ямалнеев И. М. Этнорегиональная идентичность как политический проект (на примере республики Татарстан). дис. ... канд. полит. наук. Казань, 2005. 190 c.
20. Ильина О. В., Каблуков Е. В. Практики конструирования региональной идентичности в медиадискурсе Татарстана. Научный диалог. 2020. № 3. С. 52-66. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-3-52-66
21. Псянчин А. В., Мигранова Э. В., Зарипов А. Я. К вопросу об этнической и общероссийской идентичности в республиках Башкортостан и Татарстан. Oriental Studies. 2021. Т. 14. № 4. С. 743-757. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-56-4-743-757
22. Макарова Г. И. Этнокультурные политики федерального центра и регионов России (на примере Республики Татарстан): стратегии формирования идентичностей. Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 2. С. 195-203.
23. Кастельс М. Становление общества сетевых структур. Новая постиндустриальная волна на Западе, ред. В. Л. Иноземцев. М.: Academia, 1999. C. 492-505.
24. Бергер П. Л., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.