Развитие профессионального стиля саморегуляции у сотрудников ОВД в условиях обучения в центре профессиональной подготовки
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается проблема выработки профессионального стиля саморегуляции у сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на службу, и проходящих обучение в центрах профессиональной подготовки. Цель - разработка и апробация специализированной программы овладения методами произвольной психической саморегуляции, применимой в условиях Центра психологической подготовки. Материалы и методы. Общая выборка исследования составила 64 человека в возрасте от 20 до 30 лет. Экспериментальную 20 чел и контрольную 21 чел., группы составили сотрудники, проходящие курс первоначальной подготовки в ЦПП ГУ МВД по г. Москве. Проведено начальное и итоговое психодиагностическое исследование с использованием тестовой батареи АППДК «Мультипсихометр», сенсомоторных и когнитивных проб с использованием специализированного пространства. Оценочную роль на завершающем этапе также играли данные экспертных опросов, самоотчетов участников и ведение дневника по модели А. В. Алексеева. На этапе формирующего эмпирического исследования использовались комплексы методов произвольной психической саморегуляции (ППСР), а также комплекс подводящих упражнений. Результаты и обсуждение. Выяснено, что в процессе формирования и развития профессионального стиля саморегуляции у сотрудников ОВД, важнейшими факторами является: использование дыхательных, телесно-ориентированных и иных подводящих упражнений; процесс освоения произвольной саморегуляции имеет более устойчивый результат при условии использования определенного алгоритма освоения упражнений произвольной саморегуляции, предполагающий постепенное знакомство с вхождением в измененное состояние сознания; подобный алгоритм позволяет провести данную работу в сроки, обусловленные длительностью периода обучения сотрудников ОВД в рамках первичной профессиональной подготовки. Выводы. Способность к произвольной психической саморегуляции успешно развивается у сотрудников при условии использования целевой программы, основанной на идее планомерного освоения избыточного набора методов саморегуляции с постепенной индивидуализацией и профессионализацией стиля их выполнения.

Ключевые слова:
формирование, произвольная психическая саморегуляция, профессиональный стиль саморегуляции
Текст

Введение

Актуальность. Исследование по формированию и развитию профессионального стиля саморегуляции у лиц, впервые принятых на службу в ОВД, по образовательным программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский», является актуальной проблемой и важным элементом профессиональной подготовки, обеспечивающей выполнение сложных и экстраординарных задач сотрудниками ОВД.

Особенностью данного исследования является попытка создания комплексной модели индивидуального профессионального стиля саморегуляции сотрудника ОВД и технологии его первоначального развития в условиях Центра психологической подготовки (ЦПП) на основе изучения и учета личностных особенностей саморегуляции, сложившихся в процессе онтогенеза до приема на службу, освоения методик произвольной психической саморегуляции и целенаправленного, организованного получения регуляционного опыта в процессе обучения, службы и в быту.

Проблема.

Многообразие исследований проблемы саморегуляции могут быть сведены к трём группам подходов [17]. Для первой группы характерно рассматривать закономерности саморегуляции в широком смысле без акцента на особенностях этой регуляции в измененных состояниях сознания. К этой группе можно отнести исследования К.А. Абульхановой –Славской, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, В. И. Моросановой и др. [1; 5; 6; 7; 14]. В рамках второй группы подходов изучались психофизиологические закономерности измененных состояний сознания и их влияние на организм и поведение человека, прежде всего в клиническом контексте. К данной группе можно отнести исследования вопроса саморегуляции В.М. Бехтеревым, С. Грофом, И. Г. Шульцем и др. [8; 11; 18] В рамках третьей группы подходов исследовались закономерности саморегуляции в узком смысле как произвольного воздействия на функции организма в профессиональном контексте (А.В. Алексеев, Х.М. Алиев, Л.П. Гримак и др.) [3; 4; 10]

В. И. Моросановой предложено понятие «стиль саморегуляции поведения», предполагающий некоторые индивидуальные особенности самоорганизации как внешней, так и внутренней собственной активности человеком [14]. В данной статье этот термин преимущественно используется в контексте третьего из вышеперечисленных групп подходов.

Методика исследования.

Методологической основой научного исследования выступил деятельностный подход, основанный на идеях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, В. П. Зинченко. В обоснование принципов профессионально-личностного развития сотрудников были положены выводы из исследований Н. А. Бернштейна, В. П. Зинченко, Б. М. Величковского и др., посвященных изучению закономерностей поуровневой интеграции психофизических функций в развитии личности.

Экспериментальная выборка включала сотрудников, проходящих профессиональную подготовку в ЦПП ГУ МВД по г. Москве (Nэг1 = 20) и военнослужащих Росгвардии (Nэг2 = 23). Эти группы независимо друг от друга занимались по одной и той же программе развития профессионального стиля саморегуляции (ПССР). Вторая экспериментальная группа, помимо достижения собственных целей, использовалась для дополнительной верификации получаемых данных и верификации данных о значимости статистических различий. В качестве контрольной группы выступали сотрудники, проходящие профессиональное обучение в ЦПП ГУ МВД по г. Москве (Nкг = 21), но не принявшие участие в освоении программы развития.  

Группы были рандомизированы и имели равные показатели, детерминирующие успешность развития произвольной психической саморегуляции. Было проведено начальное и итоговое психодиагностическое исследование с использованием тестовой батареи АППДК «Мультипсихометр»,  сенсомоторных и когнитивных проб с использованием специализированного пространства. Оценочную роль на завершающем этапе также играли данные экспертных опросов, самоотчетов участников и ведение дневника по модели             А. В. Алексеева [2; 3].

Результаты и обсуждение

Замысел формирующего эксперимента заключался в проведении серии тренинговых занятий по овладению подводящими и результирующими методиками ППСР, формализованных в единую Программу.

Проведение тренинговых занятий осуществлялось два раза в неделю по два часа в течение двенадцати недель. Каждое тренинговое занятие предполагало: «психофизический разогрев», отчет о выполнении домашнего задания, совершенствование ранее изученных и освоение новых методов, поэтапный шеринг, подведение итогов и получение задания для самостоятельной отработки. Общая тенденция тренинга заключалась в постепенном смещении акцента с простых методик телесной и физиологической регуляции к комплексным, предполагающим использование состояния самопогружения в произвольной регуляции эмоциональных и когнитивных процессов.

К подводящим методикам относятся элементы телесноориентированных, дыхательных систем психофизического самовоздействия, а также отдельные методики конструирования образа, позволяющие в режиме «здесь и теперь» получить избирательный эффект самоосознания, выявления, а в определенных случаях и устранения психофизических причин напряжения, негативных эмоций, снижения работоспособности и т.п. Они подобраны по принципу избыточности и включаются в процедуру тренинга с целью облегчения последующего вхождения в ССП в процессе овладения целевыми комплексными методами АТ-1М и «Ключ».

Этапы опытно-экспериментальной работы. Формирующий эксперимент заключался в проведении серии тренинговых занятий по овладению подводящими и результирующими  методиками произвольной психической саморегуляции.

Экспериментальный замысел был реализован в четыре этапа.

На первом этапе, после начального тестирования экспериментальные группы овладели избыточным количеством подводящих методик, направленных на улучшение осознания и регуляции телесных, дыхательных функций и овладение базовыми процедурами конструирования образа. [17]

На втором этапе подводящие методики использовались как автономно, так и для повышения эффективности овладения комплексными результирующими технологиями произвольной психической саморегуляции, вхождения и углубления состояние самопогружения, предварительно модифицированными с учетом особенностей профессиональной деятельности сотрудников.

На третьем этапе, на основе экспертного опроса и объективной оценки динамики, качества освоения и применимости отработанных, осуществлена оптимизация, то есть сокращение до приемлемых сроков (три недели, начиная со второй недели обучения в ЦПП) и интеграция процедур освоения и применения произвольной психической саморегуляции в дисциплины профессиональной подготовки ЦПП. Осуществлено итоговое тестирование всех участников эксперимента, данные которого были подвергнуты процедурам оценки статистической значимости различий и психологической интерпретации.

На четвертом этапе обоснованы процедуры получения регуляционного опыта и использования произвольной психической саморегуляции в качестве основы для целостного профессионально-личностного развития.

В качестве подводящих методик использовались элементы телесноориентированных, дыхательных систем психофизического самовоздействия, а также отдельные методики конструирования образа [9], позволяющие в режиме «здесь и теперь» получить избирательный эффект самоосознания, выявления, а в определенных случаях и устранения психофизических причин напряжения, негативных эмоций, снижения работоспособности и т.п. Они были подобраны по принципу избыточности и включались в процедуру тренинга с целью облегчения последующего вхождения в состояние самопогружения в процессе овладения целевыми комплексными методами АТ-1М и «Ключ» [4; 17; 18].

Овладение подводящими телесно-ориентированными, дыхательными и образными методиками позволило сотрудникам экспериментальной группы: 1) устранить типичные психосоматические препятствия (мышечные зажимы, ограниченность дыхательного цикла и т.п.), овладеть комплексными методами произвольной психической саморегуляции; 2) облегчить получение первичного опыта углубленного осознания путем использования адресно сконструированных с этой целью приемов; 3) отработать отдельные операции, используемые при освоении комплексных методов произвольной психической саморегуляции в целях исключения отвлечения произвольного внимания при вхождении в состояние самопогружения и его регуляции; 4) начать процесс индивидуализации профессионального стиля саморегуляции путем определения личностно предпочтительных способов самовоздействия; 5) устранить недоверие (внутреннюю критику) по отношению к эффектам, получаемым в результате применения методов самовоздействия; 6) получить первичный опыт использования методик самовоздействия в целях повышения эффективности решения учебных, служебных и бытовых задач; 7) успешно овладеть комплексными методами произвольной психической саморегуляции в дальнейшем (таблица 1).

Таблица 1

 Сравнительная динамика и качество освоения АТ-1М при условии использования подводящих методик

 

 

Показатель сравнительной динамики

С использованием подводящих методик

Без использования подводящих методик

1

Сроки овладения подготовительным упражнением АТ-1М

7,9

7,3

2

Сроки овладения первым упражнением АТ- 1М

8,1

7,2

3

Сроки овладения вторым упражнением АТ- 1М

8,4

7,7

4

Глубина мышечной релаксации (по МТ) на седьмой день освоения

7.2

6,5

5

Выраженность вегетативных реакций на седьмой день освоения

6,6

6,3

6

Субъективная оценка качества регуляции тяжести на седьмой день освоения

6,9

5,8

7

Субъективная оценка качества регуляции тепла на седьмой день освоения

7,3

7

* Десятибалльная оценка предполагала убывание степени выраженности признака от 10 до 1. Условные часы тренинга подсчитаны без учета времени вхождения (разогрева) и завершения (заминки и подведения итогов).

 

Включение в процесс развития произвольной психической саморегуляции комплексных методов, связанных с состоянием самопогружения, разворачивается в определенной последовательности. Процедуры, связанные с состояние самопогружения, предполагают: вхождение в это состояние, то есть достижение эффекта глубокого торможения в нервной системе на фоне сохраняющейся активности функциональной системы самоконтроля; контроль за уровнем погружения и общими эффектами включения психофизических резервов, то есть быстрая глубокая релаксация и восстановление и сверхнормативная мобилизация; применение состояние самопогружения в управляемом динамичном варианте (например, оптимальное боевое состояние по А. В. Алексееву) для избирательной, сообразной задаче активации и/или торможению психофизических процессов.

Проведенные сравнительные исследования различных вариантов алгоритма освоения методов произвольной психической саморегуляции дают возможность утверждать, что применительно к деятельности сотрудников ОВД оптимальная последовательность выглядит так. Первое знакомство сотрудника с психофизиологическими эффектами самопогружения происходит в процессе освоения модифицированной методики аутогенной тренировки И. Г. Шульца первой ступени.

Исследования, проведенные ранее [17], позволяют выделить ряд особенностей этого метода, которые делают его предпочтительным в качестве начального: 1) практическая безопасность с точки зрения возможности возникновения психических отклонений; 2) фундаментальность и неторопливость проработки основных детерминант психического самопогружения, выстроенных в логическую последовательность, учитывающую закономерности функционирования психики в этом состоянии; 3) на начальном этапе развития произвольной психической саморегуляции он лучше всего отвечает задаче формирования привычки к самоконтролю; 4) необходимость длительного времени на отработку каждого упражнения и каждодневных самостоятельных занятий дает возможность не столько добиваться реальных результатов в управлении ранее неподконтрольными психофизическими процессами, что можно сделать значительно быстрее другими способами, сколько сформировать привычку к регулярному обращению к состоянию самопогружения, делая эту процедуру естественным элементом деятельности сотрудников ОВД.

Кроме того, многолетняя практика показывает, что если начать развитие способности к произвольной психической саморегуляции с другого метода, то на более поздних этапах все равно придется вернуться к освоению АТ-1, то есть, по сути, начать все с начала.

Применение АТ-1 на этом этапе дает дополнительные возможности восстановления сотрудником существенных энергозатрат, с которыми связано несение службы и обучение в ЦПП, и позволяет успешно справляться с утомлением без необходимости выделения дополнительного времени на отдых, значительно повышая качество ночного сна и динамику восстановления организма в дневных межнагрузочных паузах.

В используемом нами варианте АТ-1М после овладения двумя первыми упражнениями, связанными с управлением степенью расслабления скелетной мускулатуры и тонусом кровеносных сосудов, обеспечивающих периферическое кровообращение, наблюдается существенное улучшение качества сна, появляется возможность более эффективно использовать для релаксации и восстановления короткие промежутки времени и неудобные позы. При достижении этих эффектов, свидетельствующих об успешном решении задачи вхождения сотрудником в состояние самопогружения, в повседневную практику вводится три дополнительных упражнения, два из которых выполняются перед засыпанием непосредственно после отработки упражнений АТ-1 и одно после пробуждения также после отработки упражнений АТ-1.

После освоения первых двух упражнений АТ-1 достижения обозначенных эффектов появляется возможность включения других методов произвольной психической саморегуляции и их целенаправленного использования в качестве акселератора процесса развития профессионального стиля саморегуляции. Эта задача успешно решается освоением основ идеомоторной тренировки (ИМТ) и модифицированного В. Е. Поповым варианта методики «Ключ», разработанной Х. М. Алиевым и введением ее в повседневную практику профессиональной подготовки. Важно отметить, что опыт освоения первых двух упражнений АТ-1М существенно ускоряет освоение других методов и придает этим результатам устойчивость и надежность. Освоение методики «Ключ» после приобретения первичного опыта самопогружения в АТ- 1М дает отличные результаты и, в свою очередь, повышает качество освоения последующих упражнений АТ-1М (таблица 2).

Таблица 2

 Сравнительная динамика и качество освоения методики «Ключ» с предварительным освоением 1 и 2 упражнений АТ-1 и без предварительного освоения

 

 

Показатель сравнительной динамики

С предварительным освоением АТ-1

Без предварительного освоения АТ-1

1

Среднее время усвоения основ метода «Ключ» (условных часов)

18 часов

42 часа

2

Самостоятельное применение управляемой саморегуляции (УСР) на занятиях (10 балльная оценка частотности)

8,7

4,3

3

Самостоятельное применение И-МТ на занятиях (10 балльная оценка частотности)

9,2

4,7

4

Потребовалось доп. упражнения для освоения УСР (% участников тренинга)

15

89

5

Среднее время получения тренирующего эффекта от применения И-МТ (условных часов).

1

24

6

Не освоившие УСР (% участников тренинга)

3,2

23,4

7

Не получившие эффекта от идеомоторной тренировки (% участников тренинга)

1,6

78

 

* Десятибалльная оценка предполагала убывание степени выраженности признака от 10 до 1. Условные часы тренинга подсчитаны без учета времени вхождения (разогрева) и завершения (заминки и подведения итогов).  

 

Из таблицы 2 видно, что без предварительного освоения базового уровня АТ–1М, то есть первых двух упражнений, манифестирующих вхождение в состояние самопогружения, овладение и применение в профессиональной подготовке и деятельности методов управляемой саморегуляции и идеомоторной тренировки являются затруднительными.

В процессе дальнейшего совершенствования углубление в И-МТ и УСР «Ключ», с одной стороны, способствует улучшению качества проработки основных и дополнительных упражнений АТ-1М, с другой – выступает существенным подспорьем в формировании умений и навыков, связанных с перемещением в пространстве, физическим и огневым противоборством. Методики И-МТ и «Ключ» выводят сотрудника на новый уровень развития профессионального стиля саморегуляции и дают ему новые возможности по управлению психофизическими процессами. Они предоставляют в распоряжение сотрудника ряд уникальных возможностей, которые отсутствуют в АТ-1М, это: конструирование актуального сукцессивного образа действия с четким осознанием всего многообразия его нюансов; самоидентификация с образцовыми вариантами исполнения, воспринятыми извне либо созданными в воображении; оптимизация психофизического состояния именно под особенности задач и условий учебной, а затем и служебной деятельности; динамичное вхождение в состояние самопогружения и его применение в режиме реального времени плановых занятий по различным предметам подготовки без риска утраты контроля над окружающим [3; 5; 7; 9].

Такое сочетание методик обусловлено необходимостью скорейшего применения способностей по произвольной психической саморегуляции в контексте подготовки и профессиональной деятельности. Дело в том, что развиваемых только лишь в рамках АТ-1М способностей к произвольной психической саморегуляции было бы далеко недостаточно, чтобы повысить эффективность профессиональной подготовки. Психофизические процессы к которым обучаемый получает доступ, осваивая первые упражнения АТ, достаточно инертны и неустойчивы. Поэтому, уже влияя на улучшение общего состояния в процессе жизнедеятельности, повышая качество восстановительных процессов в организме, что, конечно, несколько улучшает профессиональные показатели, они пока не могут дать адекватных возможностей для управления психофизическими процессами в реальном времени практических занятий. 

В результате освоения комплексных методик достигнуты определенные успехи в развитии способности к произвольной психической саморегуляции, а полученные в результате начальных и итоговых замеров данные свидетельствуют об успешной инициации развития профессионального стиля саморегуляции (рис.1).

Рис. 1. Динамика базовых критериев овладения состоянием самопогружения

 

Обозначения: СВМППСР - степень владения методами произвольной психической саморегуляции, предусмотренными программой, СПФЗ - снижение психофизических затрат (утомление, негативные эмоции и т.п.) на овладение учебным материалом, СБПВ - способность к быстрому и полноценному восстановлению, СИФПСМ - специфические изменения функциональных параметров скелетной мускулатуры, СИВР - специфические изменения вегетативных реакций, ССКИВСП - скорость, сила, координированность и выносливость сенсомоторных процессов, ПОПЭВП - повышение осознанности и произвольности эмоциональных и волевых процессов

В результате овладения Программой развития ПССР в экспериментальных условиях получены данные, свидетельствующие о ее несомненной эффективности еще и с точки зрения повышения надежности ПССР (таблица 3).

Таблица 3

Использование определенного стиля саморегуляции сотрудниками экспериментальной и контрольной групп

 

Стиль

Стиль саморегуляции

Тестирование

показателя

 

t

 

 

Р

ЭГ

КГ

1

Непроизвольный, ненадежный

6,0

8,8

3,77

>0,01

2

Произвольный, телесного уровня

7,3

6,2

2,67

>0,05

3

Произвольный, вербального уровня

7,2

7,9

1,04

<0,05

4

Произвольный, в ССП

9,3

6,1

3,95

>0,01

5

Пост произвольный, надежный

9,3

6,6

3, 86

>0,05

 

* По итоговому замеру формирующего эксперимента (ЭГ n = 20. КГ n = 21).

Величины приводимых числовых показателей в самоотчетах как среднее от балльных оценок по группам участников;

тестирование показателя и осуществлялось с использованием батареи методик оценки ПССР и рассчитывалось согласно стандартной процедуре.

 

Как следует из представленных в таблице 3 данных в экспериментальной группе в результате профессионализации стиля психической саморегуляции практически перестал применяться 1-й стиль, то есть слабо контролируемый процесс изменения образа и психических состояний в ответ на воздействие внешних и внутренних факторов профессиональных ситуаций (tks=3,77), который заместился 5-м стилем (tks=3,86), предполагающим после произвольное включение ранее сформированных операций построения образа и оптимизации психического состояния в ответ на осложнения ситуации. В соответствующих ситуациях сотрудниками стали более осознанно применяться физические (телесноориентированные) методы психической саморегуляции и состояния самопогружения.

Важно отметить, что общие пожелания к особенностям методик овладения ППСР для сотрудников МВД, и в частности ЦПП, выявленными в процессе апробации избыточной программы, сводятся к следующему: простота и доступность методов; возможность сочетания длительного постепенного освоения и кратковременных погружающих курсов; интегрируемость в предметы профессиональной подготовки и мероприятия МПО; ориентация на развитие ПССР от базовых сенсомоторных уровней, ориентированных на исполнительскую, «силовую» деятельность и пространственную ориентацию, к уровням эмоционального контроля и формирования стрессоустойчивости, к интеллектуальным уровням, связанным с работой с информацией, принятием решений, взаимодействием и т.п.; возможность непосредственного включения в профессиональную деятельность, службу, быт сотрудника для получения РО.

Выводы

1. Способность к произвольной психической саморегуляции успешно развивается у сотрудников в процессе профессионального обучения по образовательным программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» при условии использования целевой программы. Стержневым моментом в формировании профессионального стиля саморегуляции и развития способности к произвольной психической саморегуляции у сотрудников является достижение состояния самопогружения, что существенно облегчается путем предварительного овладения подводящими телесно-ориентированными, дыхательными и образными методиками. Эти методики достаточно просты и не требуют отдельных специализированных занятий на их освоение. Достаточно грамотно включить их в другие дисциплины профессиональной подготовки (например, огневую и физическую подготовку), где они органично вписываются в их общий контекст и практически не требуют дополнительных временных затрат. Кроме того, в целях оптимизации бюджета времени на первом этапе развития профессионального стиля саморегуляции количество подводящих методик может быть уменьшено и в целом это не скажется на динамике развития способности к произвольной психической саморегуляции. Однако по мере индивидуализации профессионального стиля саморегуляции и конкретизации приоритетных способов психофизического самовоздействия может возникнуть необходимость самостоятельного повторного обращения и углубления владения отдельными из них, вплоть до получения ими статуса индивидуально-особенного (автономного) метода произвольной психической саморегуляции.

2. Овладение комплексными методами произвольной психической саморегуляции также имеет свои особенности. Эти методы, как правило, требуют проведения занятий в специально отведенное для этого время, и лишь по мере развития способности к произвольной психической саморегуляции в целях совершенствования и получения практической пользы они могут и должны быть интегрированы в другие дисциплины профессиональной подготовки. Необходимо соблюсти последовательность освоения этих методов и своевременно наращивать усилия по совершенствованию в этой области. Развитие ряда сенсомоторных и когнитивных качеств выступает важным эффектом, получаемым в процессе развития способности к произвольно.

Список литературы

1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исслед. реал. личности): Избр. психол. тр. / Психологи Отечества. - Москва.: Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 1999. - 216 с.

2. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психологическая подготовка в спорте. Москва., Феникс, 2006. - 186 с.

3. Алексеев А.В. Система АГИМ: путь к точности /Изд. Литагент «Неоглори». 2004. - 48 с.

4. Алиев Х.М. Метод «Ключ». Открой свой мир! Включи внутренние резервы. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 200 с.

5. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - Москва: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

6. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / АН СССР, Отд-ние физиол. - Москва: Наука, 1980. - 196 с.

7. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность: [Сборник] / Н. А. Бернштейн; Изд. подгот. И. М. Фейгенберг; Под ред. О. Г. Газенко; [Послесл. О. Г. Газенко, И. М. Фейгенберга, с. 463-479; АН СССР]. - Москва: Наука, 1990. - 496 с.

8. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В. М. Бехтерев. - Санкт-Петербург : Ленинградское изд-во, 2009. - 285, [1] с.

9. Бурно М.Е. Самовнушение и аутогенная тренировка / под ред. проф. В. Е. Рожнова. - Москва: ЦОЛИУВ, (М-во здравоохранения СССР. Центр.ин-т усовершенствования врачей), 1975. - 210 с.

10. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики [Текст]: введение в психологию активности / Л. П. Гримак. - Изд. 3-е. - Москва: Красанд, 2010. - 353 с.

11. Гроф С. Холотропное дыхание [Текст] : новый подход к самоисследованию и терапии / Станислав Гроф, Кристина Гроф ; [пер. с англ. А. Киселева]. - Москва : Беловодье, 2010. - 319 с.

12. Королюк Н.И. Психическая саморегуляция как средство повышения успешности учебной деятельности курсантов и слушателей вузов : дисс. … к. психол. н, 19.00.14. -Москва, 1994. - 182 с.

13. Медведев И.Н., Федотов А.Ю. Эмоциональные состояния, негативно влияющие на профессиональную деятельность сотрудников ОВД, и их преодоление. Москва: ДГСК МВД России, 2013. -143 с.

14. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции / В.И. Моросанова. - М.: Наука, 2001. - 192 с.

15. Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий: автореф. ... канд. психологических наук. - М.: ГА ВС, 1992. -С. 23.

16. Рожнов В.Е. Гипноз и самогипноз в медицине. - Москва: Медицина, 1985. - 60 с.

17. Федотов А.Ю. Психологическое обеспечение профессиональной надежности специалиста силовых структур: дис. … доктора психологических наук, 19.00.03., Москва, 2020. -904 с.

18. Шульц И. Г. Аутогенная тренировка: Пер. с нем. - Москва: Медицина, 1985, 32 с.

Рецензии
1. азвитие профессионального стиля саморегуляции у сотрудников ОВД в условиях обучения в центре профессиональной подготовки Авторы: Михайлов Алексей Николаевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?