Россия
Статья посвящена трудностям при овладении профессиональным понятийно-терминологическим аппаратом в рамках подготовки будущих учителей и преподавателей иностранного языка. Целью статьи является рассмотрение данной проблемы в контексте подготовки будущих преподавателей иностранного языка к профессиональной коммуникации. Методами исследования стали критический анализ научных публикаций, мониторинг и наблюдение, а также диагностическое и итоговое тестирования на русском и английском языках. Результаты диагностического тестирования показали сложности магистрантов при определении терминов из сферы педагогики и методики обучения иностранным языкам. Результаты же итогового тестирования отчетливо свидетельствуют об эффективности описанного в статье курса с точки зрения овладения профессиональным понятийно-терминологическим аппаратом. Научная новизна в данном случае заключается не только в выделении проходящих академическую адаптацию магистрантов в отдельную группу, но и в рассмотрении разных аспектов формирования профессионально-ориентированной лексической компетенции у будущих учителей и преподавателей иностранного языка. Практическая же значимость заключается как в возможности использовать описанный в статье курс в других вузах, так и в возможности составления на его основе схожих курсов для других профилей и направлений подготовки.
профессиональная терминосистема, профессионально-ориентированная лексическая компетенция, профессионально-коммуникативная компетенция, профессиональная подготовка преподавателей иностранного языка
1. Авраменко А. П. Индивидуальный подход к формированию иноязычной коммуникативной компетенции // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. Т. 11. № 2. С. 47-52. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-11-2-47-52
2. Азимов Э. Г. Щукин А. Н. Проблемы лексикографического описания лингводидактической терминологии // Вопросы лексикографии. 2018. № 14.С. 5-23. DOIhttps://doi.org/10.17223/22274200/14/1
3. Александрова Е. В. Методика формирования профессионально ориентированной лексической компетенции у студентов юридических специальностей: на материале английского языка: дис...канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 2009. 179 c.
4. Андреенко Т. Н. Формирование профессиональной лексической компетенции будущего учителя иностранного языка: дис...канд. пед. наук: 13.00.08. Елец, 2014.163 c.
5. Бондаренко Н. В. Д. Р. Бородина, Л. М. Гохберг и др. Индикаторы образования 2020: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 496 с.
6. Вершинина Н.А., Даутова О.Б., Лапшин С.В. и др. Характеристика понятийно-терминологических полей педагогики (по материалам современных научных публикаций) // Человек и образование. 2020. № 4(65). С. 166-174.
7. Гальскова Н. Д., Бартош Д. К. Современная профессиональная подготовка будущих учителей иностранного языка и мониторинг как условие ее оптимизации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. № 1(763). С. 9-19.
8. Гойхман О. Я. Особенности современного российского образовательного пространства // Гуманитарные технологии в современном мире. 2019. С. 13-15.
9. Голованова Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. 377 с.
10. Гончарова Л. М., Ковшова Н. В. Проблема использования заимствованной лексики в современной речевой коммуникации: культурно-речевой аспект // Актуальные проблемы культуры речи. Московский государственный областной университет. 2021. С. 57-61.
11. Гущина Ю. А. Лексический минимум для будущих преподавателей английского языка: опыт создания / / Рема. 2021. №. 4. С. 119-140.
12. Гущина Ю. А. Профессиональная лексическая компетенция преподавателя иностранного языка: переосмысление понятия // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. №. 4. С. 191-197.
13. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74-82.
14. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «Cambridge University Press», 2001. 224 с.
15. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
16. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г. // Рос. газ. 30.12.2012
17. Подымова Л. С. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования. М.: Юрайт, 2018. 246 с.
18. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: "Академия", 2002. 576 с.
19. Соловова Е. Н. Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования. дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. 432 с.
20. Щукин А. Н. Термин "методика" в контексте современной лингводидактики. Современная коммуникативистика. 2014. Т. 3. № 6. С. 39-44.
21. French S. The benefits and challenges of modular higher education curricula. Melbourne Centre for the Study of Higher Education, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://melbourne-cshe.unimelb.edu.au/resources/categories/occasional-papers/the-benefits-and-challenges-of-modular-higher-education-curricula (дата обращения: 25.09.2022)