В статье рассматривается феномен истоков права как зачатков принципиально иного нормативного регулятора, возникшего в новых социально-экономических условиях неолитической революции в распадающейся кровнородственной общине. В отличие от прежнего эгалитарного регулятора — мононорм — нарождавшийся правовой регулятор был ориентирован на закрепление избыточного продукта за его производителем, изначально способствуя тем самым имущественной и социальной дифференциации, а позднее классои государствообразованию. Автор выражает обоснованное антропологическим материалом видение истоков права и вступает в дискуссию по поводу распространенной среди отечественных правоведов практики отождествления истоков права и правообразующих факторов. Целью статьи является попытка определения истоков права в качестве условной черты, отделявшей мононормы — нормативное регулирование эгалитарного родового общества — от качественно нового регулятора позднеродовой общины — квазиправовой процедуры, направленной на урегулирование перманентных конфликтов вокруг формировавшейся частной собственности. Методологической основой исследования послужила концепция мультилинейного неоэволюционизма, допускающая корректное обобщение и использование этнологических материалов по синполитейным первобытным этносам для реконструкции дописьменного прошлого. На примерах из практики неолитических племен в качестве истоков права обосновывается трансформация нормативного регулирования родового общества, выразившаяся в возникновении и развитии института посредников, уполномоченных обществом на улаживание конфликтов, а также в становлении постоянных судов, ставших генератором прецедентных решений. На их основе формировались принципиально новые по содержанию и структуре правовые обычаи, направленные не столько на физическое наказание, сколько на урегулирование конфликта, уплату штрафа и материальную компенсацию.
истоки права, генезис права, мононорма, неолитическая революция, первобытный суд, судебный прецедент, правовой обычай
No data
1. No data