ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Профессиональная успешность детерминируется совокупностью факторов объективного и субъективного содержания, обеспечивающих достижение значимого результата в деятельности, удовлетворенность трудом и развитие личностного потенциала сотрудников организации. Объективные результаты деятельности и позитивные субъективные переживания профессиональной успешности являются мощным мотиватором профессиональной активности и способствуют повышению ее эффективности. Цель исследования определяется необходимостью установить особенности факторной структуры личностных свойств, выступающих в качестве ресурсов профессиональной успешности. Предмет исследования: факторная структура личностных свойств. Методы исследования: свойства личности рассматриваемые в соответствии с классами факторов, предложенных в психодиагностической методике «Калифорнийский личностный опросник – CPI». Выборка исследования представлена сотрудниками органов внутренних дел мужского пола (n=97), распределенными на две группы «успешных» (n=65) и «неуспешных» (n=32) на основании экспертной оценки. Результаты проведенного исследования позволили установить важные характеристики личностных факторов профессиональной успешности, составляющие значимый психологический ресурс профессионального развития субъектов профессиональной деятельности. Установлено, что основными являются факторы успешности субъективного характера, отражающие результативность эффективного межличностного взаимодействия, нормативность и зрелость личности, направленность на достижения и развитие интеллектуального потенциала, конструктивно-оптимистичный стиль жизни, что детерминирует психологическое благополучие и удовлетворенность трудом. Область применения результатов исследования определяется спецификой организации психологического сопровождения деятельности сотрудников органов внутренних дел, задачами морально-психологической подготовки, целями развития личности и формирования навыков служебного поведения. Перспективы дальнейших исследований лежат в плоскости анализа параметров выявленных факторов, выявления закономерностей формирования профессиональной успешности и ее субъективных компонентов.

Ключевые слова:
профессиональная успешность, личностные факторы успешности, эффективность деятельности, удовлетворенность трудом, субъективные переживания, личностное благополучие.
Текст

Введение

Актуальность исследования профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел определяется возрастающей ролью человеческого фактора в обеспечении эффективности профессиональной деятельности и необходимостью решения инновационных задач в рамках оперативно-служебных обязанностей. Переживание сотрудниками состояний успешности является следствием достигнутых позитивных результатов и целей в профессиональной деятельности, положительно оцененных со стороны референтных лиц, и выступающих в качестве значимого условия ее продуктивности. Профессиональная успешность - это показатель удовлетворенности трудом и благополучия личности работника, осознающего собственные возможности, профессионально значимые личностные ресурсы, необходимые для выполнения служебных задач.

Успешность является значимой и долговременной характеристикой профессиональной жизни личности, определяющей развитие ее ресурсных возможностей, профессиональные достижения и личностное благополучие. Успешность субъекта труда создает несомненные преимущества организации в достижении значимых результатов деятельности. От ее уровня зависит стабильность достижений сотрудников, социально-психологический климат и профессиональное развитие специалистов.

В современных научных исследованиях отсутствует устоявшееся определение понятия профессиональной успешности, которое со всей однозначностью позволило бы сформулировать его статичное понимание и определить главный вектор практических исследований. Вместе с тем, большинство научных школ предлагает концентрировать внимание на двух основных позициях в оценке успешности: объективных и субъективных показателях. В сфере деятельности правоохранительных органов чаще всего вопросы успешности обсуждаются с позиций объективных показателей и эффективности сотрудников. При этом субъективные компоненты успешности остаются на периферии научных обсуждений и практической воспитательной работы с кадрами. Проблема успешности тесно взаимосвязана с возможностями развития профессионально значимых качеств субъекта труда, что отражено в тексте приказа МВД России от 25.12.2020 № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», и прописано в составе принципов воспитательной работы. Так в п. 18.3 данного приказа обращается внимание на «формирование у сотрудника профессиональных качеств, необходимых для успешной служебной деятельности», в п. 18.5 отмечается значимость не только результатов деятельности, но и «развития личности, ее настроения и мотивации».

Успешность в данном контексте выступает следствием развитых способностей, что соответствует хрестоматийным ее определениям, данным как в зарубежных работах Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, В. Штерна и др., так и отечественных трудах В.Н. Дружинина, Е.П. Ильина, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др. Профессиональная же успешность не может быть ограничена только достижениями в выполнении какой-либо специфической деятельности. Ее содержание намного шире и представлено совокупностью ресурсов, которые объединяют в себе свойства, состояния личности и условия среды [2].

В рамках исследований объективных и субъективных показателей успешности в деятельности обсуждается широкий спектр явлений. Так Б.Ф. Ломов в качестве объективных предлагает рассматривать факторы производительности труда. Субъективные факторы оцениваются в зависимости от наличия профессионально важных качеств, совокупности личностных ресурсов, способностей и резервов различного иерархического уровня, обеспечивающих скорость в достижении эффективных результатов и удовлетворенность выполняемой трудовой деятельностью [3, 7].

Две позиции в оценке успешности предлагал С.Л. Рубинштейн, связывая объективную успешность с эффективностью действий, и субъективную - с личным успехом, общественной оценкой труда [8]. Объективные и субъективные параметры успешности тесно взаимосвязаны, так как совокупность позитивных результатов в деятельности, преломляясь через внутренние условия, детерминирует чувство удовлетворенности трудом, осознание реальности достижения целей и карьеры, а также понимание значимости положительной социальной оценки [15].

Оценка профессионального успеха в зависимости от объективных и субъективных показателей достижений в карьере в зарубежных исследованиях впервые была рассмотрена в работах Э. Хьюг (E.C. Hughes), что явилось инновационным направлением в изучении данного явления, но вместе с тем отразилось на одностороннем понимании успеха как внешней характеристике, основанной на оценке окружающих [20]. В настоящее время для анализа успешности предлагается объединить два теоретических подхода, позволяющих расширить возможности исследования успешности. Поэтому в исследовании роли субъективных факторов успеха, оценке подвергаются не только соответствующие личностные резервы, но и, по мнению Я.С. Хаммера, субъективные ощущения личностью результатов достижения целей деятельности, а также переживание удовлетворенности работой и карьерой [15]. Эта же позиция отмечается в работах Д.Т. Холла и Д.Э. Чендлера (Hall, Chandler), обосновывающих модель взаимосвязи объективных и субъективных элементов успешности [19].

Успешность связана с цикличностью переживания достижений, удовлетворенности результатами труда, общественного признания деятельности, которые мотивируют субъекта к дальнейшим действиям и трансформируют собственную оценку профессионального образа [19]. Механизм цикличности проявляется во взаимной детерминации объективных и субъективных компонентов. Так концентрация на карьерных успехах и профессиональной направленности позволяет субъекту деятельности достичь высокого уровня ее эффективности, что является объективным фактором успеха. При этом достижение объективных целей порождает внутренние субъективные психические состояния удовлетворенности субъекта деятельности и осознания собственного потенциала и успешности, что сказывается на положительной динамике самооценки, уверенности и мотивации.

Субъективные параметры успешности вполне могут рассматриваться в качестве основных инструментов достижений сотрудника, в соответствии с чем О.С. Чаликова обращает внимание на личностные предикторы, представляющие собой сочетание симптомокомплексов поведенческого, эмоционального, регулятивного и волевого характера [16]. Такой подход позволяет оценить внешне наблюдаемые достижения с позиции действия глубинных внутриличностных механизмов, определяющих эффективность деятельности.

В российских исследованиях наиболее актуальными являются представления об успешности субъекта труда, как о комплексе индивидуально-психологических качеств [17, 5, 10]. Они интегрируют в себе различные структурные уровни психики человека: показатели ценностно-мотивационной направленности личности, коммуникативно-психологические составляющие, когнитивно-познавательные и профессионально-поведенческие [17]. Значимость индивидуально-психологических способностей человека для успешности в деятельности подчеркивал Б.М. Теплов [12]. Совокупность индивидуально-психологических особенностей в контексте успешности в профессиональной деятельности рассматривается в исследованиях, посвященных анализу профессионально - значимых свойств личности в работах Н.В. Кузьминой, Н.С. Пряжникова, А.Р. Тугушева, В.Д. Шадрикова. Роль личностных свойств и психологической готовности для достижения профессиональной успешности обсуждается в рамках проблемы профессиональной пригодности (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Руднева Т.И.) [4, 6, 9].

С точки зрения Д.Г. Гринхаус (Greenhaus) в интегральных характеристиках, связанных с профессиональным успехом, следует учитывать факторы карьеры, отношений, мотивации, организационной структуры деятельности, человеческого капитала и факторы личности [18]. В данной концепции группа показателей, отражающих личностные компоненты сотрудника, выступает наиболее репрезентативной и позволяет проследить взаимосвязь устойчивых свойств и успешности, а также рассматривать как объективные, так и субъективные явления в анализе проблемы успешности.

Каждое личностное свойство, достигнув уровня стабильности в процессе онтогенеза и профессионального становления, детерминируется совокупностью отношений, позволивших развиться необходимым профессиональным качествам или компенсировать недостаток способностей. В связи с этим В.А. Толочек, в обсуждении значения способностей в успешности субъекта, предлагает рассматривать также и дополнительные «парадигмы» в качестве ее «ресурсов», отражающие не только способности, но и «отношения субъекта», вызывающие «эффекты взаимодействия» и «взаимное изменение» субъектов [13, с. 36]. В естественных условиях деятельности способности человека имеют существенное значение для успешности. Вместе с тем только наличие способностей оказывается недостаточным для достижения успеха, поэтому крайне важными тут выступают дополнительные личностные ресурсы, обеспечивающие взаимодействие, сотрудничество, взаимопонимание субъектов деятельности.

Методика исследования

Цель исследования состояла в определении комплекса личностных факторов профессиональной успешности в зависимости от показателей эффективности профессиональной деятельности.

В исследовании приняли участие сотрудники органов внутренних дел, проходящие службу в УМВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (n=97). Комплекс методов исследования включал в себя экспертную оценку и психодиагностическое тестирование. Реализация методов производилась посредством следующих методик: Калифорнийский личностный опросник – CPI (в адаптации Табариной Н.В. и Графининой Н.А.) [11], Методика изучения интегральной удовлетворенности трудом (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) [14]. Статистическая обработка полученных эмпирических показателей производилась при помощи таблиц Excel и программы анализа данных Statisticа. Достоверность различий определялась на основе критерия Кендалла и t-критерия Стьюдента.

Оценка успешности и неуспешности сотрудников в организации эмпирических исследований чаще всего проводится на основе объективных показателей, которые в каждом конкретном случае учитывают ряд параметров интеллекта, профессионализма, самоконтроля, конфликтности [1]. При помощи экспертной оценки был произведен отбор комплекса показателей, отражающих параметры успешности сотрудников по следующим индикаторам: уровень результатов служебной деятельности, наличие или отсутствие дисциплинарных взысканий, своевременность и скорость выполнения задач, ответственность, наличие поощрений, личностный потенциал. В соответствии с оценками экспертов было выделено две группы сотрудников – «успешных» (n=65) и «неуспешных» (n=32). Оценка согласованности мнений экспертов выполнена при помощи коэффициента конкордации Кендалла (W=0,72, при р≤0,05; х2 расч. = 15,4 > х2 табл. = 11,1).

Результаты исследования

Сравнительный статический анализ позволил выявить достоверно значимые различия (при p≤0,05) между показателями экспериментальных групп. В анализе показателей личностных факторов (Калифорнийский личностный опросник – CPI) было рассмотрено 4 группы шкал, в соответствии с которыми обсуждены статистически достоверные различия, представленные в таблицах 1-4.

В содержании таблицы 1 отражено сравнение значений первой группы личностных факторов, которые в соответствии с предложениями авторов методики, характеризуют эффективность межличностного взаимодействия, общий социальный опыт и сформированность социальных навыков. Показатели группы успешных сотрудников отличаются более высокими значениями факторов Cs, Sy, Sp.

 

Таблица 1. Сравнение показателей эффективности межличностного взаимодействия

Шкалы

Группа успешных сотрудников

М ± σ

Нормативные значения

(по Gough)

Группа успешных сотрудников

М ± σ

p≤

1

Доминирование (Do)

20,5 ± 2,8

19,41

20,9 ± 3,6

0,06

2

Способность к статусу (Cs)*

18,2 ± 2,1

15,11

15,44 ± 3,4

0,0002

3

Общительность (Sy)*

21,23 ± 4,8

19,76

19,05 ± 3,6

0,04

4

Социальное присутствие (Sp)*

24,32 ± 4,1

24,45

23,35 ± 4,1

0,04

5

Самопринятие (Sa)

17,23 ± 2,43

16,01

16,41 ± 2,7

0,1

6

Независимость (In)

19,67 ± 3,9

15,34

19,4 ± 2,7

0,9

7

Эмпатия (Em)

19,35 ± 3,9

19,07

18,6 ± 2,8

0,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* значимые различия между группами при р  ≤  0,05; ** р  ≤  0,01; *** р  ≤  0,0001;

 

Представители данной группы характеризуются активностью в поведении, эффективностью в общении, стремлением к достижению более высокого статуса. Во взаимодействии они направлены на поддержание отношений, являются их инициаторами. Их отличает социальная уравновешенность, умение «преподносить» себя с лучшей стороны, стремление к власти, напористость и энтузиазм. Значения показателей группы неуспешных сотрудников также находятся в пределах нормативных показателей, однако они статистически достоверно ниже показателей группы успешных сотрудников.

Второй класс личностных факторов, представлен показателями нормативности и зрелости личности сотрудников (таблица 2). Достоверность различий установлена между значениями групп по шкалам «ответственность», «социализация», «самоконтроль» (Re, So, Sc), в соответствии с чем успешные сотрудники характеризуются более высоким уровнем дисциплинированности, сосредоточенности и организованности.

 

Таблица 2.Сравнение показателей нормативности и зрелости личности

Шкалы

Группа успешных сотрудников

М ± σ

Нормативные значения

(по Gough)

Группа успешных сотрудников

М ± σ

p≤

1

Ответственность (Re)*

24,5 ± 4,3

23,98

18,4 ± 3,5

0,0001

2

Социализация (So)*

33,4 ± 5,4

29,70

26,01 ± 4,6

0,0001

3

Самоконтроль (Sc)*

23,2 ± 4,8

19,19

21,5 ± 4,9

0,04

4

Хорошее впечатление (Gi)

24,5 ± 4,6

17,20

22,32 ± 3,4

0,07

5

Обычность (Cm)

31,6 ± 4,02

34,58

28,02 ± 5,2

0,002

6

Чувство благополучия (Wb)*

31,7 ± 5,9

29,47

28,5 ± 4,6

0,04

7

Толерантность (To)

18,4 ± 4,4

18,57

18,3 ± 3,9

0,9

 

Они склонны к соблюдению норм, сдержанности, в деятельности ориентируются на долг и необходимость, стабильность и предсказуемость, порядок и планомерность действий. В группе неуспешных лиц показатели находятся ниже нормативного уровня и свидетельствуют об импульсивном поведении, неосмотрительности, и внутреннем сопротивлении общепринятым нормам, эгоцентричности и склонности к риску.

Существенны различия между группами в значениях показателя «чувство благополучия» (Wb), согласно которым в группе успешных отмечается удовлетворенность собой, благоприятное состояние и самочувствие, отсутствие тревог и осознаваемых проблем. В группе неуспешных установлен высокий уровень тревожности, переживание социальной отчужденности и незащищенности, враждебности во взаимоотношениях и недоверие.

В третьем классе факторов обсуждаются параметры направленности личности на достижения и интеллектуальный потенциал (таблица 3). На основании различий в значении фактора «достижение через подчинение» (Ac) следует отметить высокую адаптивность и эффективность успешных лиц в условиях структурированной среды. Их характеризует усердие, исполнительность, упорность и трудолюбие, проявляющиеся как в стабильных, так и в инновационных обстоятельствах, имеющие целью конечные карьерные достижения.

 

Таблица 3. Сравнение показателей направленности на достижения и интеллектуальной эффективности

Шкалы

Группа успешных сотрудников

М ± σ

Нормативные значения

(по Gough)

Группа неуспешных сотрудников

М ± σ

p≤

1

Достижение через подчинение (Ac)*

27,5 ± 4,9

24,84

22,7 ± 5,02

0,02

2

Достижение через независимость (Ai)

19,9 ± 5,3

19,27

17,9 ± 5,1

0,1

3

Интеллектуальная эффективность (Ie)*

28,8 ± 5,9

27,47

25,9 ± 4,5

0,01

 

Сравнительно менее адаптивны представители группы неуспешных, проявляющие осторожность, нонконформизм, дезорганизованность и сопротивление правилам.

Отмечается более высокий уровень интеллектуальной эффективности в группе успешных сотрудников (Ie). Они ориентированы на виды деятельности, связанные с необходимостью решать интеллектуальные задачи, анализировать и обсуждать, устанавливать приоритеты в выполнении оперативных задач, что является признаком активности познавательных способностей, проницательности, креативности и теоретического мышления. В группе неуспешных сравнительно более низкий уровень аналитичности и отмечается ориентация на практические, конкретные задачи, репродуктивность в деятельности, действия по образцу.

В структуре четвертого класса факторов рассмотрены показатели стиля жизни (таблица 4).

 

Таблица 4. Сравнение показателей стиля жизни

Шкалы

Группа успешных сотрудников

М ± σ

Нормативные значения

(по Gough)

Группа неуспешных сотрудников

М ± σ

p≤

1

Психологический склад ума (Py)

14,9 ± 2,1

14,55

13,8 ± 2,8

0,07

2

Гибкость (Fx)*

14,05 ± 0,8

13,11

12,0 ± 2,7

0,001

3

Женственность - мужественность (F/m)

13,38 ± 3,45

13,46

13,8 ± 3,1

0,1

 

 

 

 

 

 

 

Представители группы успешных сотрудников отличаются более высоким уровнем адаптации, гибкости и креативности (фактор Fx). Для них характерна открытость во взаимодействии, быстрая оценка перемен в окружающей среде и выбор адекватных способов взаимодействия. Стиль жизни представителей обеих групп характеризуется рациональностью, ориентацией на выполнение основных задач, практичностью и самоидентификацией.

В анализе показателей удовлетворенности трудом установлено, что в каждой из групп, в соответствии с нормативными критериями, общая удовлетворенность является значимым фактором, отраженным в высоких его значениях (рисунок 1).

Рисунок 1. Сравнение показателей удовлетворенности трудом (Методика изучения интегральной удовлетворенности трудом (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов)

 

Вместе с тем в сравнении значений двух групп, группа успешных сотрудников статистически достоверно отличается в проявлениях интереса к работе, удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами и руководством организации, условиями организации деятельности и содержанием труда.

Обсуждение результатов

Личностные факторы профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел структурируются в совокупности групп факторов, отражающих определенную личностную сферу:

Факторы «эффективного межличностного взаимодействия» характеризуют успешных сотрудников в качестве уверенных, активных и энергичных субъектов, умеющих в процессе взаимодействия настойчиво отстаивать собственные позиции профессиональной направленности, обладающих способностями к управленческой деятельности и организации чего-либо, коммуникативными умениями, необходимыми для работы в группе и создания вокруг себя атмосферы доверия и поддержки;

Факторы «нормативности и зрелости личности» представлены способностями к саморегуляции и стабильности, умениями осуществлять самоконтроль и подчиняться социальным нормам, выполнять принятые на себя обязательства, проявлять открытость и честность при взаимодействии, следовать стратегии дисциплинированности и решать вопросы рациональными и логичными способами, проявлять приверженность организационной системе выбранной профессиональной деятельности;

Факторы «направленности на достижения и развитие интеллектуального потенциала» свидетельствуют о достижениях через подчинение и высокий уровень правосознания, что позволяет в хорошо структурированных условиях проявить интеллектуальные возможности, выраженные в склонности к исследованию, размышлению, построению стратегии и тактики действий;

Факторы «конструктивно-оптимистичного стиля жизни» в психологическом портрете успешных сотрудников отражают высокую адаптивность и гибкость субъектов, разнообразие интересов, наличие жизненной перспективы оптимистической направленности, ориентацию на психологическую поддержку;

Факторы «психологического благополучия и удовлетворенности трудом» свидетельствуют о гармоничной системе удовлетворенности условиями труда, взаимоотношениями с коллегами и руководством, интересе к выполняемой деятельности, переживании комфортных рабочих состояний и психологического здоровья.

Выводы

Личностные факторы профессиональной успешности представляют собой интегральную совокупность объективных и субъективных явлений, детерминирующих развитие личностного потенциала субъекта деятельности. Объективными факторами успешности профессиональной деятельности выступают внешние результаты деятельности, эффективность, скорость и безошибочность выполнения обязанностей, результативность взаимодействия и общественная значимость труда. Субъективными факторами успешности являются внутренние психологические переживания, характеристики свойств личности, отражающие уровень ее активности, личностную зрелость и развитое самосознание.

Факторами успешности выступают не только способности и профессионально важные качества, но и личностные резервы, представленные совокупностью индивидуально-психологических особенностей субъекта труда, обеспечивающих эффекты взаимодействия. Они реализуются в коммуникативных феноменах, гибкой адаптации и активности, нормативности и зрелости личности, направленности на достижения, интеллектуальном потенциале когнитивных умений, удовлетворенности трудом.

Комплекс личностных факторов успешности существенно различается в зависимости от показателей эффективности профессиональной деятельности. Профессиональная успешность определяется внутренней субъективной уверенностью личности в собственных возможностях достижения профессиональных целей, чувством благополучия и удовлетворенности социальными взаимоотношениями, стабильностью и нормативностью поведения, интересом к содержанию труда.

Таким образом, профессиональная успешность выражается в совокупности объективных и субъективных факторов: конструктивного межличностного взаимодействия, адаптивной и гибкой стратегии сознательного нормативного поведения, рациональных способах влияния на других, с учетом психологического склада иных субъектов деятельности и понимания состояний других людей. Для состояний профессиональной успешности характерным является не только понимание социальных и специальных нормативных предписаний, но и психологическая готовность к их реализации в деятельности, общая компетентность в сфере правил социальных взаимоотношений, стиль жизни, отражающий интеллектуальную направленность, широту познавательных интересов в сфере труда. В структуре факторов профессиональной успешности чувство благополучия и удовлетворенность трудом, взаимоотношениями, условиями деятельности являются важными конструктами, которые служат гарантией стабильности и надежности сотрудника.

Список литературы

1. Бовин, Б.Г. Психологическая модель профессиональной пригодности к оперативно-розыскной деятельности / Б.Г. Бовин // Психология и право. - 2021. - Т. 11. - № 4. - С. 126-137. - DOIhttps://doi.org/10.17759/psylaw.2021110409.

2. Богомолова, Е.А. Взаимосвязь успешности профессионального самоопределения и мотивации профессиональной деятельности у студентов выпускных курсов университета / Е.А. Богомолова, А.О. Лаврентьева // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. - 2021. - Т. 4. - № 2(11). - С. 48-57. - DOIhttps://doi.org/10.54072/26586568_2021_4_2_48.

3. Бородина, Т.И. Диагностика личностно-профессиональной предрасположенности сотрудников правоохранительных органов / Т.И. Бородина // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2019. - Т. 24. - № 2(77). - С. 186-194.

4. Климов, Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды / Е.А. Климов. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института; - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 456 с.

5. Ларионова, Т.Д. Влияние уровня эмоционального интеллекта человека на успешность в профессиональной деятельности / Т.Д. Ларионова // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62-19. - С. 80-83. - DOIhttps://doi.org/10.18411/lj-06-2020-449.

6. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - Москва: Международный гуманитарный фонд Знание, 1996. - 312 с

7. Петровская, Т.Ю. К вопросу о профессионально важных качествах психологов как детерминантах успешности профессиональной деятельности / Т.Ю. Петровская, Ю.М. Перевозкина // СМАЛЬТА. - 2021. - № 2. - С. 22-29.

8. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: «Питер», 2017. - 287 с.

9. Руднева, Т.И. Профессиональное развитие - фактор профессиональной успешности / Т.И. Руднева // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2021. - Т. 27. - № 2. - С. 61-65. - DOIhttps://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-2-61-65

10. Сафина, З.Н. Непрерывное профессиональное образование как фактор успешности в подготовке конкурентоспособных специалистов в эпоху цифровизации / З.Н. Сафина // Ярославский педагогический вестник. - 2022. - № 4(127). - С. 75-80. - DOIhttps://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-75-8

11. Тарабрина, Н.В., Графинина, Н.А. Новый вариант Калифорнийского психологического опросника / Н.В. Тарабрина, Н.А. Графинина // Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний. - Москва: ИП РАН. -2003. С. 269-276.

12. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Теплов Б.М. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 536 с.

13. Толочек, В.А. Профессиональная успешность: понятия «способность» и «ресурсы» в объяснении феномена / В.А. Толочек // Человек. Сообщество. Управление. - 2010. - № 2. - С. 20-38.

14. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Москва: Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 362 с

15. Хаммер, Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты / Я.С. Хаммер // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. - С. 147-153.

16. Чаликова, О.С. Личностные предикторы профессиональной успешности технических специалистов / О.С. Чаликова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - Т. 23. - № 1(159). - С. 86-92.

17. Якоб, А.А. Детерминанты компетентностной педагогической модели преподавателя вуза МВД в контексте успешности профессиональной идентичности / А.А. Якоб, Д. В. Суровец // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-3. - С. 288-292.

18. Greenhaus, J.H. Career dynamics / J.H. Greenhau, W.C. Borman, D.R. Ilgen, R.J. Klimoski. - Handbook of psychology. Hoboken, NJ: John Wiley-Sons, Inc., 2003. - pp. 519-540.

19. Hall, D.T., Psychological success: When the career is a calling / D.T. Hall, D.E. Chandler. - J. Organizat. Behav. 2005, V. 26. - pp. 155-176.

20. Hughes, E.C. Men and their work / E.C. Hughes. -Glencoe, IL: Free Press, 1958. - 202 р.

Рецензии
1. Личностные факторы профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел Авторы: Печенкова Елена Анатольевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?