Уфимский университет науки и технологий
с 01.01.2010 по 01.01.2023
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
УДК 81-2 Характерные особенности языков
УДК 81-25 Разговорный язык. Разговорная речь. Языки без существующей в настоящее время литературы
В статье приводится анализ литературы по проблеме становления коммуникативной личности как актуального этапа развития языковой личности. Дается определение понятий «коммуникативная личность» и «личность коммуницирующая». Описывается влияние цифровой информационной среды на речевое поведение испытуемых в условиях психолингвистического (ассоциативного) эксперимента. Предлагается классификация полученных реакций. Автор задается целью описать особенности коммуникативной личности студентов, раскрывающейся в дискурсе паремического типа. Материалом исследования являются неопаремии – продукт речевого поведения участников ассоциативного эксперимента. Неопаремии представлены в вербальной и поликодовой форме. Основными методами исследования избраны теоретический (анализ литературы по проблеме) и эмпирический (метод направленного ассоциативного эксперимента). Научная новизна проводимого исследования заключается в том, что коммуникативная личность впервые исследуется с позиций анализа неопаремий – продуктов речевого поведения участников эксперимента. Полученные промежуточные результаты исследования могут быть учтены в теории и практике социо- и психолингвистики, а также коммуникативистики и современной паремиологии.
ассоциативный эксперимент, дискурс, коммуникативная личность, паремическая картина мира, языковая личность
1. Абакумова О.Б. Пословицы в паремическом дискурсе субъекта. // Паремиология в дискурсе: Общие и прикладные вопросы паремиологии. Пословица в дискурсе и в тексте. Пословица и языковая картина мира. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 67-83.
2. Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Понятие коммуникативной личности и его сущность в контексте коммуникативного образования // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kommunikativnoy-lichnosti-i-ego-suschnost-v-kontekste-kommunikativnogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.03.2023).
3. Бочина Т.Г. Диалогичность русской паремики // Паремиология в дискурсе: Общие и прикладные вопросы паремиологии. Пословица в дискурсе и в тексте. Пословица и языковая картина мира. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 26-47.
4. Глухов В.П. Психолингвистика: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2023. 419 с.
5. Гридина Т.А. Ассоциативный потенциал слова как основа лингвистической креативности: экспериментальные данные // Вопросы психолингвистики. 2015. №25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/assotsiativnyy-potentsial-slova-kak-osnova-lingvisticheskoy-kreativnosti-eksperimentalnye-dannye (дата обращения: 11.03.2023).
6. Иванов Е.Е. Паремиологический минимум и основной паремиологический фонд // Паремиология в дискурсе: Общие и прикладные вопросы паремиологии. Пословица в дискурсе и в тексте. Пословица и языковая картина мира. М.: ЛЕНАНД, 2015. С.48-66.
7. Иссерс О.С. Дискурсивные практики нашего времени. М.: ЛЕНАНД, 2021. 272 с.
8. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, 2010. 264 с.
9. Кушнарева А.В. Репрезентация особенностей языковой личности в студенческом паремиологическом дискурсе (на примере пословицы «Назвался груздем - полезай в кузов») // Славянские этносы, языки и культуры в современном мире. Уфа, 2021. С. 152-158.
10. Кушнарева А.В. Сосуществование и взаимосвязь традиционных и новейших паремиологических выражений в речевых субстандартах // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования. Пенза: Пензенский государственный университет, 2022. C. 191-194.
11. Кушнарева А.В. Понятие «клиповости» мышления и особенности речевого поведения в ассоциативном эксперименте // Мавлютовские чтения. Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2021. Т. 6. С. 193-198.
12. Кушнарева А.В. Стратегии создания неопаремии // Теория и практика языковой коммуникации. - Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2020. С. 136-141.
13. Лазуренко Е.Ю., Саломатина М.С., Стернин И.А. Профессиональная коммуникативная личность. Воронеж: «Истоки», 2007. 194 с.
14. Пищальникова В.А., Сонин А.Г. Общее языкознание. Ч. 3: Лингвистика в междисциплинарных исследованиях языка и речи. Учебник для студентов и аспирантов высших учебных заведений. М.: Р. Валент. 2021. 416 с.
15. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.: ЛКИБ 2008. 224 с.
16. Салихова Э.А., Мурсалимова Ю.Р., Кушнарева А.В. Дефрагментация паремиологического пространства в языковой картине мира // Российский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11, № 6. С. 453-461. DOIhttps://doi.org/10.15643/libartrus-2022.6.6
17. Салихова Э.А. Моделирование процессов овладения и пользования психологической структурой значения слова при билингвизме. М.: Флинта, 2015. 478 с.
18. Салихова Э.А., Мурсалимова Ю.Р. Религиозный компонент значения слова в механизме идентификационных процессов индивида // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. Т. 5. № 3. 2016. https://naukaru.ru/ ru/nauka/article/10871/view#article-info (дата обращения: 11.03.2023).
19. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. 317 с.
20. Степанова М.И. Фразеологический словарь русского языка. Изд.2-е. СПб.: ООО Виктория плюс, 2012. 608 с.
21. Mieder W. Honig klebt am längsten. Das Antisprichwörterbuch Wilhelm Heyne Verlag München 1985, 251 р.
22. Mieder W. Spruchschlösser (ab)bauen. Sprichwörter, Antisprichwörter und Lehnsprichwörter aus Literatur und Medien. Praesens Verlag, Wien 2010, 466 р.
23. Mieder W. Verdrehte Weisheiten: Antisprichwörter aus Literatur und Medien / Gesellschaft für deutsche Sprache, Wiesbaden: Quelle und Meyer, 1998, 396 р.