Россия
В статье рассматривается значение словосочетания «религиозный экстремизм». Показывается, что оно отнюдь не случайно возникло лишь на рубеже перехода человечества от одной ментальной цивилизации к другой. Раскрывается непосредственная связь между сущностной природой единобожия и экстремизмом. Определяются особенности проявления религиозного экстремизма в разные ментальные цивилизации и показывается наднациональный и надгосударственный характер религии единобожия. Обосновывается, что толерантность к различным мировоззрениям, идеям, взглядам и позициям является лишь характерной чертой современной ментальной цивилизации «научного мировосприятия».
религия, экстремизм, религиозный экстремизм, терроризм, ментальные цивилизации, язычество, единобожие, единовластие, иудаизм, ислам, христианство, научное мировосприятие, интеграционные и миграционные процессы, человечество, этнос, народ, государство.
Казалось бы, словосочетание «религиозный экстремизм», прочно вошедшее в современную публицистическую и юридическую литературу, не должно оставлять и тени сомнения в том, что оно выражает суть не только давно существующего и чрезвычайно актуального для бытия людей явления, но и то, что оно вечно будет сопровождать жизнь и быт людей. Но если обратиться к истории возникновения этого словосочетания, то можно заметить, что оно практически не употреблялось не только в СССР, но и в других странах мира и стало активно использоваться лишь в конце ХХ — начале XXI в. [12].
Более того, явление, выражаемое данным словосочетанием, настолько стало актуальным в последние два десятка лет, что вошло даже в последний Уголовный кодекс РФ и стало применяться для обозначения уголовно наказуемого деяния [8].
Поскольку и слово «экстремизм», и слово «религия» каждое в отдельности в латыни с незапамятных времен, то можно было бы предположить, что с точки зрения языкознания здесь присутствует контаминация (лат. contaminatio – смешение), т.е. возникновение нового слова или выражения в результате смешения частей двух слов и выражений.
Однако способ образования данного словосочетания весьма своеобразен. Ибо между собой «сочетаются, смешиваются, сливаются» не два разнородных по смыслу слова, а выделяется одна из сущностных характеристик, имманентно присущая данному слову. И потому здесь никак не присутствует «слитие» неких «разнородных явлений» в единое понятийное целое, а, если можно так выразиться, налицо исторически обусловленное выделение сущностной природы явления, которое приобрело в данном случае крайне негативный характер. Причем это выделение, как будет показано ниже, произошло лишь в последние десятилетия как отражение ментальности людей, вступивших в принципиально новую цивилизационную эпоху.
Что касается вычленения различных типов ментальных цивилизаций, то с нашей точки зрения, которая была обоснована в многочисленных наших работах, можно говорить о трех основных ментальных стадиях (эпохах) в истории развития человечества (в нашей терминологии – «цивилизациях») [7].
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Международный Издательский центр православной литературы, 1995.
2. Большой юридический энциклопедический словарь / Авт. и сост. А.Б. Бархин. М.: Книжный мир, 2004; Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. 5-е изд., доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2002; Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам / Под ред. Зюбера, Ж. Потэна / Пер. с франц. Е.А. Терюковой под ред. М.М. Шахнович, Т.В. Чумаковой. СПБ.: Питер, 2008.
3. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1982; История Византии. Т. 1 / Отв. ред. С.Д. Сказкин. М.: Наука, 1967; Свенцицкая И.С. Первые христиане и Римская империя. М.: Вече, 2003.
4. Коран. Перевод смыслов и комментарии Валерии Пороховой. 10-е изд., доп. М.: Рипол Классик, 2008.
5. Логинов А.В. Власть и вера. Государство и религиозные институты в истории и современности. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.
6. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.
7. Оганесян С.С. Формирование правосознания и законопослушания в Торе, Новом Завете и Коране: О понятиях «ближний и брат» в современном мире // Пространство и время. 2011. № 2; Оганесян С.С. Истоки правового нигилизма нашего народа // Представительная власть 2011. № 5, 6; Оганесян С.С. Последовательная передача законодательной инициативы и законодательной функции от Бога человеку // Ценности и смыслы. 2011. № 1; Оганесян С.С. Существует ли жизнь после смерти? Сведения Торы, Библии и Корана о земной и внеземной жизни человека. Современный взгляд. М.: Гуманитарий, 2005; Оганесян С.С. Отношение Корана к иудеям и христианам. Электронное научное издание альманах «Пространство и время». 2013. Т. 3. Вып. 2; Оганесян С.С. Тора, Новый Завет и Коран - закон, правопорядок, законопослушание. Способы формирования правосознания и передачи законодательных функций от Бога к человеку. М.: Гуманитарий, 2011.
8. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Чучаева. М.: ИНФРА-М; Контракт, 2004.
9. Словарь русского языка: В 4 т. Т. 3. П-Р / РАН. Ин-т лингвистических исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стереотип. М.: Русский язык, Полиграфресурсы, 1999.
10. Тора (Пятикнижие Моисеево) / Ред. русского перевода П. Гиль; под общ. ред. Г. Бранновера. “ШАМИР”, ИЕРУСАЛИМ. М.: АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР, 1993.
11. Фюстель де Куланж. Древний город. Религии, законы, институты Греции и Рима / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: Центрполиграф, 2010.
12. Экстремизм: понятие, виды. URL: csgped.ru www.csgped.ru/ekstremizm1.html; www.library.ryazan.su/userfiles/dox/istoriya_ekstrimizma.doc
13. URL: www.library.ryazan.su/userfiles/dox/istoriya_ekstrimizma.doc; www.center-bereg.ru/m3779.html