МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются произошедшие за последние годы изменения в российской системе высшего профессионального образования. Приведены результаты мониторинга состава и деятельности заведующих кафедрами вузов России. Предлагается модель их компетенций для современных условий.

Ключевые слова:
заведующие кафедрами, вуз, компетенции, моделирование
Текст

Тенденции реформирования российской системы высшего профессионального образования

Система высшего профессионального образования в России претерпевает существенные изменения. Это обусловлено тем, что модернизация высшей школы как основного направления вложения инвестиций в развитие человеческого потенциала является приоритетной задачей социально-экономического развития Российской Федерации [7, 11]. Среди главных изменений, затронувших систему российского высшего профессионального образования (а некоторые из нововведений буквально взбудоражили российское общество [1]), следует отметить:

- новую систему оценки знаний школьников-абитуриентов (ЕГЭ);

- переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);

- переход на двухуровневую систему образования (бакалавр-магистр);

- широкое распространение дистанционного образования;

- создание федеральных и национальных исследовательских университетов;

- изменение условий оплаты труда преподавателей в связи с введением «эффективного контракта».

 

Список литературы

1. Андреев А.Л. О модернизации образования в России. Историко-социологический анализ // Социологические исследования. 2011. № 9. С. 111-120.

2. Аржанова И.В., Князев Е.А. Создание федеральных университетов (концепция и реальность) // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 5. С. 7-14.

3. Беляков С.А., Федотов А.В., Фигурин А.В. Процессы объединения в системе высшего образования: проблемы и возможности // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 6. С. 8-18.

4. Гитман М.Б., Данилов А.Н., Столбов В.Ю., Южаков А.А. Модели сетевого взаимодействия вузов при подготовке кадров высшей квалификации // Университетское управление: практика и анализ. 2012. №3. С. 69-73.

5. Еремкин А.И., Резник С.Д., Сазыкина О.А. Укрепление управленческой вертикали в региональном вузе: опыт и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 2. С. 96-101.

6. Клюев А.К. Слияния в высшей школе России: эффекты и стратегические возможности // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 4. С. 27-35.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

8. Кулагина Е.В., Елисеева М.А. Ресурсы педагогических работников школ на этапе модернизации образования: опыт Москвы, России и развитых стран // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 111-121.

9. Малышева Л.А. Организационное проектирование вузов в условиях слияний и поглощений // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 4. С. 68-78.

10. Ниязова М.В., Варавенко В.Е. Управление процессами реорганизации вузов: принципы, тенденции, риски // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 4. С. 59-68.

11. О плане действий по модернизации образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

12. Резник С.Д. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 2015.

13. Резник С.Д. Управление кафедрой. Учебник. М.: ИНФРА-М., 2015.

14. Резник С.Д., Васин С.М., Сазыкина О.А. Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 106.

15. Резник С.Д., Васин С.М., Сазыкина О.А. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики. Монография / Под ред. С.Д. Резника. Пенза: ПГАСА, 2003.

16. Резник С.Д., Макарова С.Н. Гендерный менеджмент: женщины в управлении. М.: Финансы и статистика, 2009.

17. Резник С.Д., Макарова С.Н. Гендерные особенности карьерного роста: женщины в менеджменте // ЭКО. 2006. № 3. С. 125-136.

18. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 6. С. 57-61.

19. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Управленческое резервирование и его роль в повышении профессионализма университетского менеджмента // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3. С. 46-52.

20. Россия в цифрах. 2014: Кратк. стат. сб. / Росстат. M., 2014.

21. Сазыкина О.А. Внутривузовская система формирования и развития управленческого потенциала. Дисс. … канд. экон. наук. Пенза: ПГАСА, 2004.

22. Тавокин Е.П. Российское образование под прицелом реформ // Социологические исследования. 2012. №8. С. 134-142.

23. Труд и занятость в России. 2013: Стат. сб. / Росстат. M., 2013.

24. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

25. Филонович С.Р., Константинов Г.Н. Комментарий к статье С. Фуллера «В чем уникальность университетов? Обновление идеала в эпоху предпринимательства» // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 77-79.

26. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 5-е изд., испр. М.: Омега-Л, 2011.


Войти или Создать
* Забыли пароль?