студент
Россия
с 01.01.2016 по 01.01.2020
Балашиха, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития России в части реализации молодежной политики. Внимание обращается на реализацию национальных проектов, сопутствующих им национальных целях, а также на проблемы и способы повышения эффективности молодежной политики.
Россия, молодежь, социальная сфера, экономика, молодежная политика, предпринимательство, принципы
После глобального финансового кризиса 2008 года российская экономика вошла в период глубокой трансформации и планомерного экономического роста по пяти направлениям:
- Бюджетная политика.
- Структурная политика.
- Стимулирование предпринимательства.
- Качество государственного управления.
- Эффективность социального развития.
Еще в 2016 году в своей статье Д.А. Медведев обозначил, что экономическая политика обязана обеспечить условия для роста благосостояния с целью обеспечения удобства и комфорта проживания гражданам России. Речь идет о расширении помощи пожилым людям, повышении эффективности рынка труда, поддержке семей с детьми, создании новых возможностей для развития отраслей человеческого капитала [8, C. 10].
Более того, в 2018 году были утверждены девять национальных целей (в том числе демография, образование, жилье и городская среда), достижение которых рассчитано до 2024 года включительно за счет тринадцати национальных проектов, определяющих содержание современной социально-экономической политики [3].
В соответствии с документом «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - ОНДП), была поставлена цель по реформированию системы государственного управления, с выделением трех управленческих контуров (стратегического, проектного, операционного (процессного)) [4].
Основным инструментом реализации целей должны стать национальные проекты. Чтобы быть действенным инструментом реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на шестилетний период, национальные проекты должны быть тщательно проработаны и обстоятельно просчитаны.
Национальные проекты состоят из 12 проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Паспорта национальных проектов утверждены 24 декабря 2018 года Президиумом при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, Комплексный план утвержден 30 сентября 2018 года распоряжением Правительства РФ №2101-р.
Реализация национальных проектов предполагает базовый принцип, который отражается в прямой увязке результата с объемом финансового обеспечения. Таким образом, объем финансирования того или иного результата определяется исходя из его вклада в достижение целей и задач, оценки востребованности, стоимости его реализации. На рисунке 1 показана структура финансирования нацпроектов в процентах от общего объема финансирования в трлн. рублей.
Рисунок 1 - Структура финансирования в разрезе нацпроектов
Дополнительно в 2020 году были установлены новые национальные цели до 2030 года, одной из которых является обеспечение возможности для самореализации и развития талантов. В рамках данной цели должна сформироваться система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у молодежи [6].
Если говорить о молодежи в России, то ее можно отнести к стратегическим ресурсам государства. В настоящее время государство активно сопутствует развитию молодежи, начиная введением категории «молодая семья» для социальных льгот и заканчивая льготами в части открытия малого и среднего бизнеса, участия в госзакупках, инвестирования в них проекты и т.д.
Любое государство должно учитывать социальное положение молодежи как обособленной социально-демографической группы. Именно поэтому вопросы реализации государственной молодежной политики актуальны и по сей день.
Молодежная политика – это структура формирования мер для создания возможностей продвижения молодежи, их самореализации. Политика такая направлена на социально-экономическое и культурное развитие государства, формирование конкурентной среды и упрочнение национальной безопасности. Важно понимать, что молодое поколение является источником социально-экономического развития государства, при этом наиболее уязвимо от различных негативных факторов (наркомания, преступность).
В России основная проблема реализации такой политики связана с «утечкой умов» в сторону Запада вследствие того, что им не предлагаются те возможности, которые готовы предложить страны Европейского Союза, США. Кроме того, централизованная политика приводит к оттоку молодежи в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, а иные регионы остаются без активной молодежи, вследствие чего не развиваются.
Еще осенью 2014 года были приняты Основы молодежной политики в России, ключевыми целями которой являются активное привлечение молодежи в процессе формирования Евразийского экономического союза, поддержка через общественные организации, спортивный образ жизни, патриотизм [5].
Работа с молодежью с учетом социально-экономического развития России построена на следующих принципах [1]:
- Обязательность участия молодежи в формирования политики.
- Приоритетность поддержки социально незащищенных молодых граждан.
- Открытость и равный доступ к мерам поддержки.
В части подходов отметим, что государство активно содействует в поддержке карьерного устремления молодежи, в том числе при сопровождении малого и среднего бизнеса.
Кроме того, государство намерено повысить качество человеческого капитала, за счет чего устранится существующий дисбаланс в оплате труда медицинских и педагогических работников, что позволит привлечь молодежь и увеличит конкурентность данных сфер (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Расходы на человеческий капитал в % к ВВП [6]
Категория |
2021 – 2025 годы |
2026 – 2030 годы |
Динамика, % |
Расходы на образование (I) |
5,8 |
6,0 |
+0,2 |
Расходы на образование (II) |
6,2 |
6,5 |
+0,3 |
Расходы на здравоохранение (I) |
5,9 |
6,1 |
+0,2 |
Расходы на здравоохранение (II) |
6,5 |
7,0 |
+0,5 |
Также отметим, что выявление и поддержка молодежи предполагается за счет модернизации системы дополнительного образования детей, что позволит интегрировать систему ВУЗов в международную академическую среду, а также обеспечить рост конкурентоспособности российского образования.
С точки зрения демографической политики государство применяет подход снижения безработицы, так как сократится численность молодежи, которая наиболее подвержена риску безработицы.
Из методов и направлений развития социально-экономических отношений молодежи с точки зрения федерального законодательства выделяем следующие:
- Поддержка молодежных инициатив.
- Содействий общественной деятельности для поддержки молодежи.
- Поддержка социально незащищенных молодых граждан.
- Содействие образованию молодежи, организация подготовки специалистов по молодежной работе.
- Развитие наставничества.
- Поддержка предпринимательской деятельности молодежи.
Если же анализировать Основы молодежной политики, то к социальным механизмам реализации молодежной политики относят:
- Развитие социальной защиты молодежи, социальной работы с ними.
- Улучшение мер поддержки сирот, молодежи с ограниченными возможностями, находящейся на профилактическом лечении;
- Улучшение воспитательного и образовательного процессов.
Важно отметить быстроту реагирования на непрерывно изменяющиеся экономические и социальные условия со стороны молодежи, что позволяет им лучше адаптироваться к условиям новой социальной реальности [7, C. 60].
Однако на фоне постковидных ограничений, а также экономических санкций сократилась эффективность молодежной политики, проводимой в регионах, поскольку не перестроились информационные ресурсы на актуальные условия работы. Несмотря на ограничение социальных сетей, в стране отсутствует альтернативный источник обмена информацией, вследствие чего органы власти не могут экстраполировать свое влияние на молодежь.
В апреле 2022 года состоялось в Салехарде заседание комиссии по молодежной политики, повесткой дня которого стала модернизация данной сферы, тем не менее, за год явного роста эффективности заметно не было. Поэтому в настоящее время актуальными методами и способами развития социально-экономических отношений являются:
- Развитие сферы молодежной политики на региональном уровне.
- Расширение традиционных границ молодежной политики.
- Повышение заработной платы специалистов по работе с молодежью.
- Активизация деятельности НКО взамен «веерного» распределения государственных средств лояльно настроенных НКО.
- Актуализация знаний преподавательского состава.
- Повышение объемов финансирования [9, C. 14].
Наиболее успешными способами достижения поставленных целей выступают молодежные форумы, на которых удается представить различные идеи, в результате чего заключить контракты с компаниями (например, на продюсерское сопровождение). К примеру, по итогам Красноярского форума «Бирюса» было поддержано почти 60 проектов из более чем 20 регионов [10].
Таким образом, молодежная политика содержит в себе методы социально-экономического развития, связанные с реализацией национальных проектов и достижением национальных целей. В качестве механизмов и способов их достижения отмечаются молодежные форумы, повышение качества человеческого капитала, развитие социальной сферы, а также поддержка малого и среднего предпринимательства.
1. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2021. № 1 (часть I). ст. 28.
2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 27.07.2020. № 30. ст. 4884.
3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 14.05.2018. № 20. ст. 2817.
4. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018 № 8028п-П13) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. № 50. 15.12.2014. ст. 7185.
6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // СПС «КонсультантПлюс».
7. Зинурова Р.И. Актуальная молодежная повестка дня в Республике Татарстан // Управление устойчивым развитием. 2019. № 6(25). С. 57-62.
8. Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 5-30.
9. Отроков О.Ю. Направления совершенствования молодежной политики России в реалиях VUCA-мира // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 9(110). С. 12-16.
10. На форуме «Бирюса» определили 58 проектов-победителей грантового конкурса [Электронный ресурс] // URL: https://www.gornovosti.ru/news/novosti/item/892a1203-bdf0-4147-ad0d-6699fad14526/ (Дата обращения: 25.03.2023).