ВЛИЯНИЕ ВЕДУЩИХ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена изучению способов, одним из которых является копинг-поведение, позволяющих сотрудникам транспортной полиции эффективно справляться с воздействием стрессоров и прогнозировать возможные варианты решения задач. Предметом нашего исследования являются ведущие копинг-стратегии в поведении сотрудников транспортной полиции. Цель: определение типичных копинг-стратегий сотрудников, позволяющих преодолеть трудные жизненные ситуации. Методологическая основа: выработанные в гуманистической психологии положения о копинг-поведении; об изначально присущем стремлении личности преодолеть стрессовые ситуации, тем самым обеспечив безопасность в профессиональной деятельности. В ходе исследования применялся комплекс методов: теоретический анализ литературы; ряд психодиагностических методик (опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазарус, опросник «Юношеская копинг-шкала» в адаптации Т.Л. Крюковой), метод обработки данных (Microsoft Office Excel, Statistica10). Всего приняло участие 70 респондентов подразделений УТ МВД России по ЦФО. Результаты работы: в большинстве случаев сотрудники отдают предпочтение адаптивным копингам: самоконтроль, принятие ответственности, работа/достижения, которые способствуют преодолению действующих стрессоров, также установлено, что один копинг способен усилить или ослабить действие другого. Результаты исследования могут учитываться при организации кадровой и психологической работы с личным составом, а также применяться в течение служебного времени для конструктивного распределения личностных ресурсов. Научная новизна: на основе анализа информационных источников и проведённого исследования обозначены значимые стрессоры, влияющие на деятельность сотрудников транспортной полиции, которая отличается своей спецификой и условиями выполнения задач. А выявленные стратегии преодоления стресса позволили установить степень влияния на профессиональную деятельность сотрудников транспортной полиции, ранее не подвергавшихся изучению в данном ключе. Вывод: знание ведущих стратегий преодоления стресса позволит сотрудникам осознанно действовать в стрессовой ситуации и самостоятельно регулировать своё поведение с учётом имеющихся способностей и условий, предъявляемых внешними обстоятельствами.

Ключевые слова:
стресс-фактор, копинг, транспортная полиция, стратегии поведения, ресурс, осознанные действия
Текст

Введение.

Актуальность исследования. В условиях современного развития общества перед органами внутренних дел стоят задачи, которые требуют принципиально новых подходов к их решению, существенного увеличения вклада каждого сотрудника в правоохранительную деятельность. В сегодняшнем представлении деятельность сотрудников транспортной полиции меняется и совершенствуется согласно запросам развития инфраструктуры. Перед управлением на транспорте возникают новые задачи, успешность выполнения которых зависит от скорости реагирования и принятия соответствующих мер, неординарного стиля мышления, готовности действовать в ситуации риска и непрестанного совершенствования профессионально-важных качеств сотрудников.

Скоротечная модернизация в мире не всегда позволяет акцентировать внимание на собственном самочувствии и решении возникающих проблем профессионального и личного характера, ввиду нехватки энергоресурсов и времени. Постоянные переработки и отсутствие достаточного отдыха для восстановления, несение службы в сложных погодных условиях, общение с гражданами, склонных к девиантному поведению и проявлениям агрессии, а дополнительно и личные запросы, требующие урегулирования, приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. На первый взгляд даже незначительные по силе воздействия ситуации, могут привести к необратимым последствиям. Всё вышесказанное является предвестниками испытываемого стресса, иначе говоря, стресс-факторами.

Стрессогенные факторы или стрессоры закладывают реакцию на саму стрессовую ситуацию: «бей или беги» по У. Кеннону, и представляют собой какие-либо неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия [6].

Проблематика влияния стресс-факторов на эффективность и надежность деятельности сотрудников полиции наиболее активно начала интересовать учёных и практических психологов в первой половине XXI века. Именно в этот период стало понятно, что одной из ключевых причин роста чрезвычайных происшествий в аэропортах и на вокзалах являются допущенные ошибки, вследствие неумения конструктивно анализировать возникающие ситуации и реагировать на них. Вопросами изучения особенностей профессиональной деятельности транспортной полиции занимались А.А. Бедринский, И.Н. Дорофеев, Н.Ю. Приходько, Н.В. Черненко; практические приёмы преодоления стресса обозначены в трудах Е.С. Старченковой, Ю.В.  Пахомова, И.Н. Медведева, В.Е. Попова; понимание психологических механизмов копинг-поведения  отражено в исследованиях И.Г. Малкиной-Пых, В.Ю. Рыбникова, А.Р. Исаевой и др.

Данный запрос сохраняет свою актуальность и сегодня. Однако в рамках обеспечения общественного правопорядка подразделениями полиции на транспорте она освещена недостаточно в связи c ограниченным профилем деятельности, который определён процессами, сопровождающими передвижение пассажиров, чем определена проблема нашего исследования.

Объект исследования  –  преодоление трудных жизненных ситуаций.

Предмет исследования – ведущие копинг-стратегии в поведении сотрудников транспортной полиции.

Цель исследования – определить типичные копинг-стратегии, свойственные сотрудникам транспортной полиции, позволяющие преодолевать трудные жизненных ситуаций.

Гипотеза исследования – выбор адаптивных копинг-стратегий способствует успешной нейтрализации действия стресс-факторов на личность; совокупность конструктивных копингов носит более устойчивый характер.

Методологическая основа: выработанные в гуманистической психологии положения о копинг-поведении; об изначально присущем стремлении личности преодолеть стрессовые ситуации, тем самым обеспечив безопасность в профессиональной деятельности.

В ходе исследования применялся комплекс методов: теоретический анализ литературы; ряд психодиагностических методик, методы статистической  обработки данных.

На сегодняшний день минимизировать количество ошибок и снизить вероятность возникновения чрезвычайных происшествий позволяют регулярные занятия с личным составом по боевой, служебной и моральной подготовке. Знания о способах нейтрализации действующих стресс-факторов, позволяют сотрудникам сохранить ресурсы для успешного выполнения задач.

Вместе с тем, чтобы закрепить навыки и усовершенствовать подготовку сотрудников полиции, требуется достаточно времени, и прежде всего, знание механизма действия стрессовых факторов [2, с. 72-74]. Принятие решений разного уровня – от определения расстановки на объекте, например, до организации функционирования подразделения в период усиленного варианта несения службы, является достаточно энергозатратным процессом. Самоконтроль, поддержание концентрации внимания и своевременность действий требуют определенных усилий.

Постоянная сосредоточенность и длительная концентрация внимания со временем ослабевают, сотруднику приходится затрачивать всё больше стараний на длительное поддержание работоспособности. Нередко необходимо совершать обдуманные и сознательные действия не только в течение 24 часов, т.к. пассажиропоток непрерывен, а транспортные подразделения работают круглосуточно. При этом не только физическая, но и психологическая деятельность порождает усталость и может привести к пассивности, безынициативности и апатии [5, с. 92-97]. Как показывают исследования, стереотипные шаги и шаблонные решения имеют место быть именно при длительных нагрузках и сильном утомлении организма. Первичными признаками выявления таких стрессоров являются снижение активности действий, безразличное отношение к происходящему, избегание ответственности, уход в болезнь и др.

В данном случае поясним, что стрессоры рассматриваются нами не со стороны эустресса, который способствует физическому и эмоциональному подъёму личности, а со стороны дистресса, который является негативным ответом на воздействие и может сопровождаться рядом психофизиологических проблем, если носит затяжной характер.

Прежде всего, раскроем, что же является предпосылками возникновения стрессовой ситуации и испытываемого стресса для личности сотрудника транспортной полиции, а далее и способы их преодоления.

Учёные различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим стрессорам мы можем отнести повышенную физическую нагрузку, изменения температуры, болевые стимулы при проблемах со здоровьем и др., а к психологическим стрессорам относятся факторы, которые влияют на личность своим сигнальным значением [2, с. 72-74], например, ощущение приближающейся опасности, чувство обиды, информационная перегрузка и т.д.

Данное разделение носит условный характер: как в повседневной жизни, так и в служебное время стрессогенные факторы оказывают влияние на личность сотрудника транспортной полиции в совокупности. Кроме того по степени воздействия стрессовые факторы могут быть:

  • лёгкой или незначительной тяжести - чаще всего проявляются в виде усталости, суетливости в поведении, задумчивости;
  • средней тяжести, которые сопровождаются неустойчивой концентрацией в работе, чувством беспомощности и беспокойства, уходом в болезнь при длительном воздействии;
  • тяжёлые или высокой интенсивности, приводящие человека к депрессивному состоянию, ощущению безнадёжности, избеганию контактов и систематическому отсутствию на рабочем месте.

Отметим, что стресс-факторы средней или же незначительной тяжести, могут переходить из одной степени воздействия в другую. Это объясняется тем, что в случае опасности при неожиданных обстоятельствах, стрессоры действуют непродолжительное время, у человека остаётся запас сил и имеется больший период, чтобы их восстановить. При этом даже если незначительное стрессовое воздействие начинает обретать постоянный характер, либо ситуация становится критической, то личности приходится использовать большее количество энергоресурсов, чтобы успешно её разрешить. А если сотрудник постоянно работает в условиях стабильной нагрузки, в которой ситуации опасности и риска постоянны, то стрессоры высокой интенсивности могут быть для него ощутимы на уровне средних, т.к. он обладает способностью к ним адаптироваться, готовностью незамедлительно действовать и применять решения, а главное, умеет с ними справляться.

Когда стресс-факторы носят непродолжительный характер действия, то они могут обладать мобилизующим эффектом и помочь человеку выполнить поставленные задачи более эффективно и в поставленный срок. Они приводят организм в ресурсное состояние, а выброс гормонов приводит к временному увеличению работоспособности. Главное уметь восстановиться после повышенного темпа деятельности, т.к. начальный процесс реабилитации нередко сопровождается последующим ростом тревожности, ослаблением активных проявлений и бездеятельным состоянием.

Однако окончательное определение степени воздействия стрессора на человека зависит от его индивидуальных особенностей, личностных качеств и уровня развития психических процессов. Понимание сущности стресс-факторов и причин их возникновения может помочь сотруднику в оценке ситуации и принятии решений, что напрямую связано с успешным выполнением оперативно-служебных задач и безопасностью работы в целом.     

Немаловажным обстоятельством выступает понимание, что человек с высоким уровнем мотивации склонен переоценивать свои возможности и способности. Это может привести к принятию желаемого за действительное. В свою очередь событие, которое является нежелательным, кажется менее вероятным, чем есть на самом деле. Особенно в состоянии усталости, человек часто выбирает более простой способ выполнения задачи, который позволяет сохранить время и энергию.

Иногда стремление избежать ошибок проявляется чрезмерно сильно, и вместо того, чтобы направлять фокус внимания на общий фон событий, человек чрезмерно углубляется в детали. Однако в момент стресса, особенно у сотрудников с малым опытом работы, сомнения в правильности своих действий теряют свою актуальность. В таком случае есть вероятность не заметить действительно важные аспекты в выполняемом деле.

В то же время у опытных сотрудников может возникать прямо противоположная проблема - недооценка важности повседневной работы. А чем больше риск выполняемой задачи, тем большая значимость ей придаётся. Очевидно, что на более сложных этапах, например, при выявлении и задержании правонарушителя, сотруднику необходимо работать с максимальной концентрацией внимания и приложить все усилия, чтобы прогнозировать возможное развитие событий и адаптироваться под моментальные изменения. После завершения данного этапа и возвращения к ежедневным обязанностям, таким, как наблюдение за прилегающей территорией и досмотр пассажиров, может возникнуть ощущение, что опасность уже миновала и наступает расслабление. Именно в этот момент могут допускаться, казалось бы, «очевидные» ошибки.

Обратим внимание, что сложность выполняемой задачи одному сотруднику может показаться незначительной, а другому наоборот непосильной. В обоих случаях это положение является дискомфортным и вызывает стресс: с одной стороны мы можем прогнозировать пренебрежение правилами безопасности и упущение из вида сути проблемы, с другой - вероятность зацикленности на переживаниях и деталях. Сотрудники могут намеренно не соблюдать правила безопасности, т.к. ошибочно полагают, что это сокращает время на выполняемые задачи и упрощает их. Однако такое заблуждение может привести к необратимым последствиям.

Интересным моментом является влияние группы на личность и возникающие вместе с ним стресс-факторы. Члены коллектива, в меньшей степени уверенные в своих способностях, склонны проявлять конформизм и полагаться на мнение лидеров как формальных, так и неформальных. Возникает размытое понимание задачи. Хотя у «ведомого» сотрудника могут возникать сомнения в правильности её выполнения, но он может промолчать, полагаясь на других. В этот момент, снижая угрозу собственной личности (имиджу, социальному статусу), человек подвергает опасности всех членов группы. Конечно, она может и не произойти, но часто такой стиль поведения не приводит к желаемому результату.

Такого рода социальная опасность сопровождается рядом стрессоров, берущих своё начало из стадий развития группы, например [1]:

  • на стадии формирования происходит адаптация членов группы. Напомним, что сам процесс приспособления к окружающей среде зависит от влияния внешних факторов (развитие событий, обстановка в коллективе) и внутренних (личностные качества и особенности психического развития человека);
  • на стадии привыкания члены группы уже начинают понимать своё занимаемое место. Имеют место быть конфликты по причине несогласия со своей позицией, распределением функциональных обязанностей и неприятия индивидуальных различий;
  • на стадии нормализации достигается максимальная эффективность взаимодействия в группе: все роли в коллективе определены, различные взгляды и мнения признаются, а сама группа стремится добиться лучших результатов;
  • на стадии заката происходит завершение существования группы, например, по причине окончания обучения, выход на пенсию, трудоустройство новых сотрудников. Номинально она продолжает существовать: общение может поддерживаться в дистанционном формате, но со временем оно происходит всё реже, т.к. одни члены группы уходят, и их место занимают уже другие люди, а в жизни появляются иные цели и приоритеты. Однако изменение состава группы часто означает возвращение на более раннюю стадию развития.

Таким образом, опираясь на вышеуказанные стадии, можно сделать вывод, что коллективная деятельность способствует поддержанию безопасности личности, придавая уверенности в её нынешнем положении, а в ином случае становится причиной стресса, негативно влияющего на трудоспособность каждого участника.

В деятельности подразделений транспортной полиции можно выделить следующие источники стресса, порождаемого группой:

  • высокая психологическая напряжённость в коллективе;
  • неравномерное распределение нагрузки на каждого сотрудника;
  • осознанное пренебрежение нормами и правилами;
  • безразличное отношение коллег к конечному результату деятельности;
  • избегание проблем и проявления инициативы;
  • недоверие к окружающим;
  • переоценка собственной значимости;
  • перекладывание ответственности на других;
  • отсутствие возможности для профессиональной самореализации и личностного роста;
  • различные представления о способах решения задачи и конфликты на этой основе;
  • распространение сплетен и слухов.

Данные стрессоры однозначно являются предпосылками опасных социальных ситуаций, несущих явную и скрытую угрозу личной безопасности сотрудника. С этой целью по местам дислокации подразделений проводятся плановые занятия и ряд дополнительных мероприятий, на которых обсуждаются оперативные действия, правильность и законность их применения, демонстрируются способы оказания взаимопомощи. Однако сотрудникам необходимо уметь нейтрализовать ежедневные стрессоры самостоятельно. Так как неверные действия одного индивида могут нарушить функционирование группы в целом. А если личный состав утомлён физически или морально, важно не увеличивать стресс еще больше, а найти способы его снизить, начав работу на индивидуальном уровне, чтобы в случае опасности сотрудник смог самостоятельно с ним справиться.

К способам снижения влияния стресс факторов и нейтрализации стресса можно отнести:

  • дыхательную гимнастику, преимущество которой заключается в том, что её можно практиковать в любое время, и она носит быстрый характер действия;
  • прогрессивную мышечную релаксацию по Э. Джекобсону, позволяющую снять напряжение и урегулировать эмоции личности;
  • техники саморегуляции, позволяющие личности управлять своими психическими процессами и сохранить внутреннюю стабильность в момент меняющейся обстановки;
  • постоянное развитие профессионально-важных качеств в рамках самореализации;
  • овладение знаниями и способами эффективного применения копинг-стратегий, которые носят долгосрочный характер действия и позволяют личности адаптироваться к окружающей обстановке с минимальными рисками и угрозами безопасности.

В отличие от указанных техник преодоления стресса, которые можно освоить самостоятельно, копинг-поведение носит осознанный характер, и постичь его азы и особенности применения стратегий поведения без помощи эксперта сложнее. К тому же с помощью изучения копинг-стратегий, становится возможным прогнозирование и коррекция поведения сотрудников транспортной полиции при выполнении оперативно-служебных задач. Рассмотрим этот процесс более подробно.

«Копинг» - это поведение, направленное на адаптацию человека к возникающим обстоятельствам, выражающееся в готовности личности преодолевать трудные жизненные ситуации и сформированной способности применять конкретные стратегии поведения [3, с. 109 - 123].

Существует достаточно вариантов классификации копинг-стратегий, в основном многие их них основываются на когнитивно-поведенческом и эмоционально-проблемном компонентах, а некоторые и в зависимости от успеха или неудачи [4, с. 209 - 213]

Так, если исходить из когнитивно-поведенческого компонента, становится очевидно, что выбор копинг-стратегий зависит не только от восприятия человека и его жизненного опыта, но и от целенаправленности поведения, позволяющего решить имеющуюся проблему. Рассматривая выбор копинг-стратегий со стороны эмоционально-проблемного компонента, становится понятно, что он в свою очередь зависит от способности человека совладать со своими эмоциональными реакциями и проявлениями, направленными на решение проблемной ситуации. Исходя из компонента успеха или неудачи, мы можем прогнозировать вероятность преодоления стрессовой ситуации, например, к успешному критерию может быть отнесено применение конструктивных копинг стратегий, а к неуспешному - те стратегии, которые не позволяют справиться с трудной ситуацией в жизни.

Опираясь на разделение копинг-стратегий по компонентам, необходимо учитывать, что адаптивным поведением следует считать не применение какой-либо определённой стратегии поведения, а их совокупность в зависимости от сложившейся ситуации.

Эффективное выполнение оперативно-служебных задач сотрудниками транспортной полиции напрямую зависит от кадрового состава органов внутренних дел, от которого требуются не только успешные действия в борьбе с преступностью, но и умение правильно взаимодействовать многочисленными слоями населения. На первом плане стоят вопросы не только о повышении профессионального потенциала, но и психологической готовности к стрессовым ситуациям, умение вовремя и адекватно отреагировать на возникающие обстоятельства.

Исходя из вышесказанного, повышается важность проведения исследований, направленных на изучение особенностей выбора копинг-стратегий сотрудниками транспортной полиции, позволяющими нейтрализовать воздействие стресс-факторов.

Методика исследования:

Выборку составили сотрудники подразделений транспортной полиции ЛО МВД России в аэропорту Внуково и ЛУ МВД России на станции Москва-Павелецкая. Объём исследуемых составил 70 человек в возрасте от 24 до 43 лет.

Исследование проводилось в течение месяца, и было основано на принципе добровольного участия.

С целью определения предпочитаемых копинг-стратегий с сотрудниками транспортной полиции был проведён ряд психодиагностических методик [7]:

1) Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, позволяющий определить ведущие копинг-механизмы, а в различных сферах психической деятельности и способы преодоления трудностей.

2) Опросник «Юношеская копинг-шкала» Э. Фрайденберга и Р. Льюиса в адаптации Т.Л. Крюковой. Получаемый в результате обработки индивидуальный профиль стратегий возможно использовать не только при консультировании индивида, но и чтобы помочь осознать какие стратегии ему действительно стоит развивать, а от каких лучше отказаться.

Анализ опроса исследуемых: полученные результаты исследования обрабатывались при помощи компьютерных программ Microsoft Office Excel и Statistica10.

Нами были детально изучены и обработаны результаты ответов респондентов на предложенные вопросы. Далее представлены результаты исследования и сделаны соответствующие выводы.

Результаты эксперимента.

Из результатов опросника Р. Лазаруса было установлено, что сотрудники транспортной полиции при решении трудных жизненных ситуаций прибегают к стратегиям положительная переоценка, самоконтроль, планирование решения проблемы, и намного реже отдают предпочтение конфронтационному копингу, стратегии принятия ответственности и бегство-избегание. Из этого следует, что сотрудники в целом ориентированы на решение проблемы и способны держать её под контролем. Однако нахождение в иерархичной исполнительной системе приводит к вероятному перекладыванию ответственности на вышестоящие лица, а в случае непринятия их точки зрения, либо за неимением опыта, могут дистанцироваться от решения проблемы.

Исходя из результатов опроса с помощью методики Т.Л. Крюковой, были выявлены следующие ведущие копинг-стратегии: решение проблемы, активный отдых, работа/достижения, а наименее предпочитаемые копинг-стратегии: общественные действия, разрядка, игнорирование и несовладание. В результате мы можем наблюдать, что сотрудники способны оперативно выполнять поставленные задачи и, в целом, ориентированы на высокие показатели в деятельности. Особое значение имеет для них возможность действовать самостоятельно и наличие доверительных взаимоотношений с вышестоящим руководством. Также большинство отдаёт предпочтение конструктивному отдыху, который способствует восстановлению сил и энергии, а не приводит к намеренному изменению состояния и уходу от реальности.

Особый интерес для нас представляет вопрос: способен ли один копинг усилить или ослабить действие другого. Для обоснования влияния одной переменной на другую и их взаимосвязи, мы провели корреляционный анализ с помощью коэффициента Спирмена, и получили следующие результаты.

Таблица 1

Корреляции результатов опросников

сотрудников транспортной полиции

Пара переменных

Spearman r

p-level

Бегство-избегание & Разрядка

0,4161

0,0003

Самоконтроль & Работа, достижения

0,4022

0,0006

Положительная переоценка & Работа, достижения

0,3776

0,0013

Самоконтроль & Позитивный фокус

0,3735

0,0014

Принятие ответственности & Работа, достижения

0,3600

0,0022

Планирование решения проблемы & Решение проблемы

0,3521

0,0028

Поиск социальной поддержки & Друзья

0,3421

0,0037

Положительная переоценка & Активный отдых

0,3410

0,0039

Бегство-избегание & Игнорирование

0,3141

0,0081

Поиск социальной поддержки & Профессиональная помощь

0,2588

0,0305

Положительная переоценка & Решение проблемы

0,2532

0,0344

Поиск социальной поддержки & Решение проблемы

0,2523

0,0351

Поиск социальной поддержки & Общественные действия

0,2473

0,0390

Дистанцирование & Общественные действия

-0,2497

0,0371

Положительная переоценка & Разрядка

-0,2646

0,0268

Самоконтроль & Игнорирование

-0,2713

0,0231

Самоконтроль & Разрядка

-0,2877

0,0157

Самоконтроль & Общественные действия

-0,2924

0,0140

Планирование решения проблемы & Игнорирование

-0,3148

0,0080

Поиск социальной поддержки & Уход в себя

-0,3200

0,0069

Планирование решения проблемы & Разрядка

-0,4005

0,0006

Примечание: чёрным цветом выделены шкалы опросника Р. Лазаруса;

                        красным цветом выделены шкалы опросника Т.Л. Крюковой.

Обсуждение результатов.

Сочетание шкал самоконтроль и позитивный фокус (r = 0,3735), а также работа/достижения (r = 0,4022), отражает, что сотрудники транспортной полиции обладают достаточно развитым самообладанием и эмоциональной устойчивостью. Способность выделять значимое и умение находить положительные стороны служат своеобразной защитой личности от нервно-психических перегрузок, в то время как сосредоточенность на достижении весомых результатов в деятельности подкрепляет мотивацию.

Однако со стороны положительной переоценки в ряде случаев имеется вероятность искажённого восприятия проблемы или вовсе её игнорирование, т.к. полная уверенность в благоприятном исходе событий сопровождается безмятежным расслабленным состоянием личности, далёким от рабочего. Также положительная переоценка в сочетании с активным отдыхом (r = 0,3410) может сообщать нам о том, что особую значимость имеет выбор способов отдыха, позволяющий переключиться от текущих дел, пересмотреть свои взгляды и восстановить силы организма.

Положительно коррелирующие шкалы планирование решения проблемы  (r = 0,3521), принятие ответственности и работа/достижения (r = 0,3600) отражают, что большая часть сотрудников обладает интернальным локусом контроля. Умение анализировать ситуацию, своё поведение в ней, устанавливать причинно-следственные связи и находить действенные решения является надёжным фундаментом по противостоянию стрессовым нагрузкам и обеспечению безопасности личности. При любых событиях сотрудники делают выводы, исходя из собственных поступков и решений. Понимание собственной роли и значимости в переживаемых событиях, приводит к осознанному построению своего поведения.

Отрицательно коррелирующие шкалы планирование решения проблемы и разрядка (r = -0,4005), игнорирование (r = -0,3148) подчёркивают, что поддержание ресурсного состояния личности во многом и целом зависит от ясного понимания своего выбора, цели и мотивов деятельности. Игнорирование, характеризующееся избеганием ответственности, погружением в мир переживаний и фантазий, может проявляться в виде нетерпения или пассивности в поведении, быстрого утомления и приобретении негативных привычек/способов разрядки (употребление алкоголя, переедание и др.). Конечно, данная стратегия может помочь снизить эмоциональное напряжение в ситуации стресса и решить первоочередные трудности, однако её действие носит кратковременный характер и не служит полноценным вариантом защиты личности.

Как мы видим, дезадаптивные копинг-стратегии лишь усиливают воздействие стрессоров на личность и приводят к негативным последствиям. Тогда как развитый самоконтроль и способности к планированию деятельности способствуют успешному разрешению трудных жизненных ситуаций усилению действия положительных факторов. Так мы можем прогнозировать, что при сниженном самоконтроле поведение человека скорее будет носить импульсивный характер, чем рациональный, за счёт преобладания эмоционального компонента. Наряду с этим если бы когнитивный компонент преобладал при жёстком самоконтроле, то поведение личности утратило бы гибкость и возможность переключения в быстро меняющихся условиях. Вот почему необходим баланс и понимание не только окружающей обстановки, но и своего места в ней. Это доказывает отрицательная корреляция шкал самоконтроль - игнорирование              (r = -0,2713), разрядка (r = -0,2877) и общественные действия (r = -0,2924).

Ранее мы упоминали про особенности стресс-факторов, влияющих на личность в процессе групповой деятельности. В результатах опроса это также нашло подтверждение: положительно коррелирующие шкалы: поиск социальной поддержки - друзья (r = 0,3421), профессиональная помощь (r = 0,2588), решение проблемы (r = 0,2532), общественные действия (r = 0,2473), и отрицательно коррелирующие шкалы: общественные действия - дистанцирование (r = -0,2497) и самоконтроль (r = -0,2924). Данные корреляции показывают, что развитые коммуникативные качества, позволяют личности без каких-либо сомнений и опасений своевременно обратиться за помощью или советом к более авторитетным лицам. В свою очередь, это не демонстрирует некомпетентности сотрудника, а наоборот является признаком деятельного и интересующегося человека. Таким образом личность может даже получить шанс оказаться в кругу профессионалов и увеличить область взаимодействия, что поспособствует карьерному росту. Вовлекаясь в общественную жизнь, выполняя задачи, требующие более квалифицированного подхода и осведомлённости, сотрудники повышают свою компетентность, на фоне чего уверенность в себе становится устойчивее и носит более явный характер. Вследствие этого риск социальной угрозы и опасности снижается, т.к. личность стоит уже не один на один с проблемой, а решает её коллективно для достижения общих целей. Такие показатели отражают на сколько важны развитые коммуникативные навыки, также они могут свидетельствовать о довольно сплочённом коллективе.

Выводы.

Анализ результатов исследования позволил выявить типичные для сотрудников транспортной полиции копинг-стратегии, в связи с чем, мы можем утверждать, что в большинстве случаев сотрудники отдают предпочтение адаптивным копингам. Как следствие было обнаружено, что конструктивные копинг-стратегии, такие как самоконтроль, принятие ответственности, планирование решение проблемы, работа/достижения, действительно усиливают действие друг друга, помогая личности справляться со стрессовыми ситуациями и преодолевать действие стрессоров. А применение дезадаптивных копинг стратегий, таких как бегство-избегание, дистанцирование, разрядка, уход в себя, даже если они встречаются в меньшем количестве, влекут за собой промедление в выполнении задач, избегание ответственности, неудовлетворённость собой, профессиональный застой, ограничение круга взаимодействия и ощущение дисбаланса в жизни.

Нами установлено, что сотрудники полиции при выполнении обязанностей, связанных с обеспечением безопасности на транспортных узлах, нередко оказываются в стрессовых ситуациях различной интенсивности. Дезадаптивные копинг-стратегии усиливают действие негативных стресс-факторов, тогда как адаптивные способны их ослабить, или вовсе нейтрализовать. Нерешённым остаётся вопрос о том, что если у индивида дезадаптивный копинг применяется на уровне привычки, то изменение стиля поведения и выбор конструктивной стратегии поведения не является гарантией успешного преодоления стресса, однако есть вероятность уменьшения воздействия стресс-фактора. В тоже время такой выбор может стать шагом к изменениям на личностном уровне и успешному решению задач.

Список литературы

1. Актуальные вопросы деятельности территориальных органов МВД России на транспорте: сборник материалов научно-практической конференции (25 мая 2018 г.): Сб. Вып.4 / МВД России Белгородский юридический ин-т им. И.Д. Путилина. - Белгород: Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, 2018.

2. Бордачев А.Ю. «Методика совершенствования навыка сотрудника полиции в стрессовых ситуациях» Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XXIII международной научно-практической конференции (5-7апреля 2021 г.): в 2 ч. / отв. ред. Д.В. Ким; - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2021. - Ч. 2. - С. 72-74.

3. Дубинский А.А., Булыгина В.Г., Проничева М.М. Механизмы стресс-совладающего поведения у оперуполномоченных сотрудников в ситуации ЧС [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. С. 109-123. DOI:https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110308.

4. Охотников Ю.М. «Копинг-стратегии и психическое здоровье сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях» Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Международной научной конференции (26-28 сентября 2019 г.): в 2-х томах. / отв. ред. М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова; Кострома, Костромской государственный университет, 2019. - Том 2. - С. 209-213.

5. Пухарева, Т.С. Копинг-поведение сотрудников полиции с разным уровнем осмысленности жизни / Т.С. Пухарева // Прикладная юридическая психология. -2019. - № 1 (46). - С. 92-97. - DOI :https://doi.org/10.33463/2072-8336.2019.1 (46).092-097.

6. https://mchs.gov.ru/ (дата обращения: 26.01.2023).

7. https://psytests.org/test.html (дата обращения: 19.12.2022).

Рецензии
1. Влияние ведущих стратегий преодоления стресса на профессиональную деятельность сотрудников транспортной полиции Авторы: Печенкова Елена Анатольевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?