Россия
Россия
Россия
Россия
В условиях возрастающего негативного гибридного воздействия на экономику страны и связанными с этим объективными и субъективными факторами, особое значение приобретает развитие приоритетных направлений науки и технологий. Однако ограниченность финансово-экономических ресурсов, а также санкционные ограничения, в том числе на импорт комплектующих и технологий остро ставят вопрос определения стратегических направлений развития. И если в условиях мировой интеграции и кооперации стратегические направления развития зависят лишь от приоритетов, установленной в той или иной стране, то в условиях разрыва производственных и научных цепочек на первый план выходят вопросы выработки методологических подходов к определению стратегических направлений развития в разрезе регионов и отраслей. Так как именно имеющиеся возможности должны служить базой для выработки стратегий развития.
стратегия развития, направления развития, стратегическое планирование, региональный менеджмент
В современном мире стратегическая основа государственной научно-технической политики и принципы ее реализации, направленные на инновационное развитие страны, определяются и осуществляются с привлечением законодательных, подзаконных и нормативных актов [8].Правовую основу стратегического развития Российской Федерации и её регионов составляют Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые и иные акты различных уровней: послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию, указы Президента Российской Федерации, федеральные законы, концепции развития, стратегии национальной безопасности и научно-технологического развития, стратегии развития отдельных отраслей и секторов экономики, федеральные и региональные программы развития.
Методы. Аналитический, экспертной оценки, факторный, монографический и другие общенаучные методы.
Результаты исследования. К наиболее значимым документам, отражающим стратегические цели государства, а также стратегические направления его развития, можно отнести [3]:
Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года;
Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года;
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года;
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 годи на плановый 2023 и 2024 годов;
Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года;
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года;
Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации;
Стратегию национальной безопасности Российской Федерации;
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
На основе перечисленных нормативно-правовых документов формулируются и стратегические направления развития регионов России.
Однако в отечественном законодательстве отсутствует четкое определение «стратегических направлений развития». Обычно в регионах разрабатываются стратегии развития, которые представляют собой систему мер государственного управления, основанную на долгосрочных приоритетах, целях и задачах органов государственной власти.
В то же время, в свете сложности геополитических вызовов и ограниченности ресурсов, включая кадровые, становится ясно, что создание единой стратегии развитии является нецелесообразным. Вместо этого в настоящих условиях необходимо обсуждать динамично меняющиеся стратегические направления развития, которые помогут сформировать более сбалансированную региональную политику. Такая политика должны быть гибкой и способной эффективно реагировать на вызовы современной ситуации, используя все возможности, которыми обладает регион[2, 7].
Важно анализировать и понимать особенности каждого региона, чтобы разрабатывать наиболее действенные стратегические направления развития. Кроме того, необходимо активно использовать потенциал региона для достижения целей развития. Это может включать в себя развитие инфраструктуры, привлечение инвестиций, поддержку инноваций и развитие человеческого капитала. Каждый регион имеет свои уникальные преимущества, которые можно использовать в своих интересах. Важно также отметить, что эффективная региональная политика требует сотрудничества и координации между различными заинтересованными сторонами. В итоге, формирование стратегических направлений развития является необходимым для успешной региональной политики.
Анализируя современные подходы к стратегическому планированию и управлению, следует отметить, что большинство исследований основано на признании того, что стратегическое планирование является эффективным механизмом и инструментом регионального управления, а также основой для увязки внутренних региональных возможностей и ресурсов с воздействием факторов внешней среды[2].
В настоящее время концептуально выделяют несколько подходов к региональному управлению, в том числе в долгосрочной перспективе:
-
- Либеральный – когда региональное управление основано на свободном рынке, который формирует спрос на производство того или иного товара в конкретном регионе.
- Неолиберальный – когда основными потребителями продукции, производимой в регионе, является государство через систему крупного бизнеса и контрактные отношения.
- Социалистический – когда региональноеуправлениеоснованонапланово-централизованномгосударственномуправлении.
- Комбинированный – сочетающий в себе черты неолиберальной и социалистической концепций, позволяя внедрять передовые технологии, а также планировать средне-идолгосрочные социально- экономические показатели с учетом мировых тенденций экономического развития.
На наш взгляд, при разработке стратегических направлений развития региона необходимо опираться на принципы историзма, системности, плюрализма, объективности, конкретности, единства предмета и методов изучения, научной корректности и методы индукции, дедукции, синтеза, анализа, моделирования, умозаключений, абстрагирования и суждений.
Однако, учитывая современные экономические условия, одним из основных принципов является принцип неоднородности систем, суть которого сводится к необходимости учета специфических особенностей каждого объекта исследования и управления при выборе средств и методов. Также существует необходимость визуализации полученных результатов с помощью специальных программ и искусственного интеллекта, так как существует ряд факторов, влияющих на выбо рнаправления стратегического развития.
В целом, процесс разработки стратегических направлений развития региона схематически можно представить следующим образом (рисунок 1).
Данная модель представляет собой процесс реализации трех последовательных этапов: анализ конкурентоспособности региона, разработка стратегических направлений развития региона, разработка системы реализации стратегических направлений.
Рисунок 1 – Модель разработки стратегических направлений развития региона
Figure 1 – A model for developing strategic directions for the development of the region
Степень профессиональной подготовки, знания, навыки, опыт, доступ к информации и личные качества (например, точность, ответственность, способность делать выводы, аналитический склад ума) должны учитываться при отборе тех, кто будет проводить анализ конкурентоспособности регионов.
После определения ответственного за проведение анализа глава региона должен издать соответствующий приказ, в котором будет указана его персональная ответственность за результаты анализа. В соответствии со своими обязанностям и сформированные рабочие группы (команды) должны начать сбор четкой, краткой и понятной информации для упрощения своей работы и проведения более точного регионального анализа.
Все разнообразие процессов, происходящих в регионе, целесообразно сгруппировать в три составляющие: управленческую, производственную и коммерческую.
Оценка управленческой составляющей предусматривает проведение анализа:
– организационного уровня (внешние факторы: природно-климатическая, политическая, юридическая, экономическая, технологическая, демографическая и социальная среда);
– наличия природных ресурсов и состояния природной среды конкретного региона, которые предприятия региона должна учитывать в своей хозяйственной деятельности;
– целей развития общества и региона, приоритетных отраслей экономики, сил различных лоббистских групп, возможностей и направлений развития политической системы;
– темпов экономического роста, бюджета региона и его выполнения, доступности ресурсов, объемов производства и торговли, уровня и распределения доходов, уровня безработицы, инфляции;
– факторов научно-технического прогресса в области производства, материалов и продуктов;
– половозрастного состава населения, уровня и темпов рождаемости и смертности;
– уровня образования населения, трудовой этики, уровня социальной стабильности и т.д.;
– корпоративного уровня (внутренние факторы деятельности администрации региона (организационная структура, персонал, инновации)).
Оценка производственной составляющей предполагает проведение анализа:
– промышленного потенциала региона, в том числе в сфере услуг;
– процесса управления производства и сопровождающих его бизнес-процессов (процесс снабжения, процесс управления затратами на производство продукции, реализацию продукции);
– используемого сырья и материалов, поставщиков, основных производственных фондов;
– производимой продукции (услуг) с оценкой качества, ассортимента и себестоимости.
Оценка коммерческой составляющей предполагает анализ:
– рынка региона в разрезе клиентов и конкурентов;
– «входных» и «выходных» барьеров;
– предпринимательской активности в регионе;
– совокупного финансового результата предприятий и организаций региона, различных форм собственности;
– доходной и расходной части бюджета региона.
Заключительнымэтапомрегиональногоанализаявляетсяобобщениеполученныхрезультатовиподготовкааналитическогоматериаладля заинтересованных сторон. По результатам анализа составляется матрица результатов (матрица конкурентоспособности региона) (рисунок 2).
Рисунок 2 –Матрица конкурентоспособности региона
Figure 2 – The competitiveness matrix of the region
Рабочая группа составляет список конкурентных преимуществ или недостатков и заносит его в соответствующую ячейку матрицы конкурентоспособности региона. В этом случае для уменьшения вариации предлагается оценивать конкурентные преимущества и недостатки, соответственно, по двухбалльной шкале: 1 балл – переменное конкурентное преимущество (конкурентное преимущество, которое могут превзойти конкуренты) или устранимый недостаток (недостаток, который регион может устранить в ближайшем будущем с минимальными затратами) и 2 балла – постоянное конкурентное преимущество (конкурентное преимущество, которое конкуренты либо не смогут превзойти, либо смогут превзойти в отдаленном будущем) или неустранимый недостаток (недостаток, который регион либо не может устранить, либо на его устранение потребуется значительные затраты времени и капитальных вложений).
Таким образом, конкурентоспособность региона рассчитывается по формуле:
Кмп = (∑Кпуд– ∑Нуд) + (∑Кппд –∑Нпд) + (∑Кпкд) –∑Нкд),
где
Кмп - конкурентоспособность региона, в баллах;
Кпуд – конкурентное преимущество в модуле «Управленческая составляющая», в баллах;
Нуд – недостатки в модуле «Управленческая составляющая», в баллах;
Кппд – конкурентное преимущество в модуле «Производственная составляющая», в баллах;
Нпд – недостатки в модуле «Производственная составляющая», в баллах;
Кпкд – конкурентное преимущество в модуле «Коммерческая составляющая», в баллах;
Нкд – недостатки в модуле «Коммерческая составляющая», в баллах.
Разность конкурентных преимуществ и недостатков, по модулю равная нулю (нулевая конкурентоспособность), свидетельствует о нивелировании конкурентных преимуществ недостатками.
На основе результатов регионального анализа формируются стратегические направления регионального развития. Однако в этом процессе есть несколько этапов.
На первом этапе проводятся организационные мероприятия, включающие: формирование рабочих групп, регламентацию их деятельности, унификацию их задач, разработку механизмов поощрения сотрудников рабочих групп, а также обозначение персональной ответственности за результаты деятельности.
На втором этапе разрабатывается миссия. Наибольшая сложность в формировании миссии региона заключается в огромном количестве факторов, влияющих на ее формирование. В такой ситуации каждый регион выбирает наиболее важные аспекты своей деятельности, которые должны быть отражены в его миссии. Однако существуют некоторые общие правила (рекомендации) по содержанию миссии, разработанные Ф. Котлером и Ф. Дэвидом. При формулировании миссий для различных регионов России следует учитывать, что предлагаемые правила основаны на зарубежном опыте и не учитывают российский менталитет, социальное развитие и особенности российской экономики. В таблице 1 представлена авторская структура миссии с оценкой её эффективности для внешних и внутренних пользователей.
Сам алгоритм разработки миссии должен включать в себя следующие этапы:
– принять принципиальное решение о целесообразности разработки миссии;
– особенно важно сформировать рабочую группу и привлечь к ее работе руководителей регионов;
– избрать координатора, в обязанности которого входят методические и организационные функции (обобщение результатов работы и координация деятельности группы);
– установить оптимальные сроки написания миссии;
– разработать план формулировки миссии, т.е. определить ключевые аспекты, которыенеобходимоосветить,ипорядокихизложения;
– обсудить основные аспекты миссии в рамках рабочей группыи, соответственно, разработать расширенный вариантмиссии;
– согласовать миссию со всеми заинтересованными лицами;
– разработать окончательный вариант формулировки миссии, отвечающий требованиям к ней (краткость, лаконичность и т.д.);
– донестимиссиюдо всех заинтересованных сторон и, при необходимости, установит ьразличные миссии для разных групп пользователей.
Таблица 1–Эффективность предлагаемой структуры миссии по её элементам
Table 1 – Effectiveness of the proposed mission structure by its elements
Элемент структуры миссии |
Результативность элемента структуры |
|
Внешние пользователи |
Внутренние пользователи |
|
Состояние среды обитания |
Понимание области потребностей, технологии производства, общих принципов распределения ресурсов, категории клиентов, наличие конкурентов, сегмент рынка |
|
Отличительные особенности |
Понимание конкурентных преимуществ |
|
Социальные цели и предназначение |
Понимание экономической и социальной целей и роли региона |
Укрепление вертикали власти в регионах, вследствие понимания персоналом целей развития региона |
Сферы деятельности |
Понимание сфер деятельности и направлений их развития |
|
Базовые принципы деятельности |
Понимание культуры региона |
Улучшение микроклимата по всей вертикали власти, понимание принципов действенного управления, целей, границ функционирования |
На третьем этапе разрабатывается система стратегических целей и задач. Для выполнения этой миссии разрабатывается система стратегических целей. Они являются количественными и качественными ориентирами развития региона и позволяют планировать его развитие в различных аспектах.
Цели региона должны вырабатываться на уровнях: общего управления регионом; производства продукции (оказания услуг); реализации продукции (услуг).
Установлении целей проводится в четыре этапа:
– выявление и анализ трендов, которые наблюдаются в окружении;
– установление целей для региона в целом;
– построение иерархии целей;
– установление индивидуальных целей.
Для эффективной работы региона цели должны отвечать принципу «SMART», то есть быть ясными (Specific), измеримыми (Measurable), ориентированными на конкретные действия (Attainable), достижимыми (Realistic) и соотноситься с определенными временными интервалами (Time-based).
Также при разработке целей следует иметь в виду несколько правил декомпозиции целей:
1. Цели нижнего уровня являются способом достижения целей верхнего уровня.
2. У каждой «родительской» цели может иметься несколько дочерних, достижение которых автоматически обеспечивает достижение «родительской», у каждой дочерней цели может быть только одна «родительская» цель.
3. Декомпозиция родительской цели на дочерние производится по одному критерию, на одном уровне дочерние цели, декомпозирующие «родительскую», должны быть равнозначны.
4. При построении иерархической структуры на различных уровнях можно и следует применять различные критерии декомпозиции.
5. Порядоккритериев декомпозициидолженбытьвыбрантаким образом, чтобы как можнобольшезависимостей и взаимодействий между целяминаходилосьнасамомнизкомуровне,анаболеевысокихуровнях онибылиавтономны.
6. Декомпозиция прекращается, когда цели нижнего уровняясны всем участникам проекта, понятен конечный результат и способы его достижения,четко определенывременные характеристики идолжностныеобязанности.
Документированиецелейимеетважноезначениеидолжноиметь статусюридического документа. Кроме того, в процессеформулированияцелей необходимоучитыватьформупринятия решенийопостановкецелей. Выделяют две формы: базирующуюся на индивидуальной ответственности за принятое решение (авторитарная; коллегиальная; партисипативная; «снизу-вверх» (система ринги)) и базирующуюся на коллективной ответственности. Решение о формах принятия решения целесообразно возложить на руководителя региона.
Следующий уровень миссии–это задачи, которыедолжныбытьрешеныдля достижения стратегических целей. Задачи связаны стекущимипланамидействий и поэтому являются более краткосрочными, чем цели.
На четвертом этапе разрабатываются стратегические направления развития. Поскольку в России продолжается неустойчивый экономический рост, формулируемые стратегические направления должны соответствовать миссии, стратегическим целям и задачам региона.
В настоящее время предлагается несколько вариантов разработки стратегических направлений развития: ССП (сбалансированная система показателей (BSC – Balanced Score Cards), КПЭ (KPI – Key Performance Indicators) и другие. Наряду с общеизвестными преимуществами данные системы имеют и ряд существенных недостатков: размытость внедрения, кажущаяся простота в применении, отсутствие быстрого результата, сложность оценки показателей и так далее. Данные недостатки устраняет предлагаемая система Базовых индикаторов стратегических направлений развития (БИСНР). Суть данной концепции заключается в разработке и оценке стратегических направлений развития по трем взаимосвязанным направлениям: эффективность управленческой составляющей; эффективность производственной составляющей; эффективность коммерческой составляющей (рисунок 3).
Рисунок 3 –Базовые индикаторы стратегических направлений развития
Figure 3– Basic indicators of strategic directions of development
На основе БИСНР целесообразно разработать несколько сценариев развития ситуации. При этом сценария должны быть разработаны в трех базовых вариантах: оптимистичный, пессимистичный и реалистичный. На следующем этапе необходимо произвести выбор целевого сценария развития. Целевой сценарий развития согласовывается со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с представителями крупного бизнеса региона, а также с населением на открытых слушаниях. После согласования целевого сценария развития формируется программный документ стратегических направлений развития, который согласовывается с вышестоящими органами власти. Учитывая высокую турбулентность ситуации, программный документ стратегических направлений развития должен подлежать постоянному мониторингу и изменяться в зависимости от внешних вызовов.
Заключение. В развитии стратегического планирования в Российской Федерации можно выделить несколько этапов. В настоящее время в нашей стране созданы основы стратегического планирования, определена система документов стратегического планирования, но как механизм управления социально-экономическим развитием регионов на различных уровнях иерархии, т.е. как процесс проектирования (формулированияи актуализации) стратегий социально-экономического развития, и необходимо совершенствование инструментов стратегического планирования[2].
В целом, следует отметить, что предлагаемыйметодологический подход к формированиюстратегических направлений развития позволит создать более детальные и эффективные механизмы регионального управления в рамках единого стратегического планаразвития, поскольку охватывает все сферы деятельности региона и нацелен на достижение социальных целей развития, ставя приоритетом повышение благосостояния населения региона[7].
1. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 3971-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 г. -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403236609/.
2. Антипин И.А. Региональное стратегическое планирование и управление: теоретические и методологические основы: монография / И. А. Антипин ; под науч. ред. Н. Ю. Власовой ; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2021. - 237 с. -URL: https://science.usue.ru/images/other/regstrag261021.pdf(дата обращения 28.06.2023).
3. Документы стратегического планирования | Министерство экономического развития Российской Федерации. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/strateg_planirovanie/dokumenty_strategicheskogo_planirovaniya/ (дата обращения 28.06.2023).
4. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. И.Г. Ушачева, И. Т. Трубилина, Е.С., И.С. Санду. - М.: КолосС, 2007. - 636 с.
5. Инновационное развитие отраслей АПК на основе технико-технологической модернизации: методологические положения / Под ред. И.С. Санду, - М.: «Научный консультант», 2021- 202 с.
6. Приоритетные направления и ожидаемые результаты реализации инновационной политики в АПК - Научные и практические проблемы инновационных процессов в агропромышленном комплексе -URL: https://studref.com/542479/agropromyshlennost/prioritetnye_napravleniya_ozhidaemye_rezultaty_realizatsii_innovatsionnoy_politiki (Дата обращения 03.04.2023).
7. Приоритетные направления инновационного развития АПК современной России: методологические подходы / под ред. И.С. Санду, В.И. Нечаева, Н.Е. Рыженковой. - М.: «Научный консультант». 2017. - 140 с.
8. Санду И.С., Рыженкова Н.Е. Нормативно-правовое обеспечение научно-технического развития подотраслей АПК // АПК: экономика, управление. - 2021. - № 4. - С. 21-28.
9. Санду И.С., Нечаев В.И., Рыженкова Н.Е., Кирова И.В. Методологические аспекты формирования стратегии инновационного развития АПК в современных условиях // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2023. - № 1(95). - С. 28-34.
10. Стратегия и направления инновационного развития АПК -URL: https://www.stud24.ru/innovation/strategiya-i-napravleniya-innovacionnogo-razvitiya/38208-118448-page1.html.
11. Стратегические направления развития сельского хозяйства России. pdf- URL: file:///C:/Users/Наталья/Downloads/Стратегические%20направления%20развития%20сельского%20хозяйства%20России%20.pdf.
12. Формирование инновационной системы АПК: организационно-экономические аспекты / под. ред. И.С. Санду, Г.М. Демишкевич, Н.Е. Рыженковой. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013 - 216 с.
13. Формирование инновационной системы АПК: механизм государственно-частного партнерства / Под редакцией И.Г. Ушачева, И.С. Санду, В.И. Нечаева - М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2014. - 219 с.
14. Формирование инновационной системы АПК: механизм трансферта инноваций / Под ред. И.Г. Ушачева, И.С. Санду, Н.Е. Рыженковой. - М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015. - 205 с.
15. Innovative development of agricultural industries based on technical and technological modernization: methodological provisions / Edited by I.S. Sandu, - M.: «Scientific consultant», 2021 - 202 p.