Калуга, Калужская область, Россия
Россия
УДК 377.6 Специальное (профессиональное) образование, дающее достаточную подготовку для поступление в высшие учебные заведения
В статье рассматриваются менторство и наставничество как ведущие направления развития студенческой науки на современном этапе. Предпринята попытка теоретического осмысления данных событийных социальных практик, а также приведены примеры из опыта организации научно-исследовательской деятельности студентов в рамках сотрудничества студенческих научных обществ Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского и Калужского коммунально-строительного техникума им. И.К. Ципулина. Рассмотрены риски организации научного менторства и наставничества в учреждениях СПО и вузах, предложены пути их предупреждения. Материалы статьи могут быть полезны для педагогических работников, руководителей и членов студенческих научных обществ.
менторство, наставничество, научно-исследовательская деятельность, студенческая молодежь, студенческое научное общество, коллаборация, сетевое взаимодействие, социальное партнерство.
1. Ведехин А.Ю. Совершенствование процесса содействия занятости молодежи : диссертация на соискание уч.степени канд.экон.наук: 08.00.05 / Александр Юрьевич Ведехин. - Москва, 2022. -159с.
2. Ворсобина Н.В., Коняхина С.В. Развитие физических качеств и функциональных возможностей футболистов посредством фитнес-аэробики в дополнительном образовании // Педагогические технологии. - 2022. - № 1. - С. 92-97
3. Всероссийское социологическое исследование российской интеллектуальной молодежной среды, направленное на изучение карьерных ожиданий и стремлений студентов и выпускников российских вузов. - URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2018/Research_2018_Presentation.pdf?ysclid=lebnirmspn774727579 (дата обращения: 25.08.2023).
4. Григорьева Н.А., Наумов С.И. Изучение английского языка как часть программы подготовки национальной сборной WORLDSKILLS RUSSIA // Педагогические технологии. - 2022. - № 1. - С. 55-61.
5. Доронина М.В., Родионова А.Б. Картинирование музыкальных способностей как новая методика их диагностики у детей дошкольного возраста // Педагогические технологии. - 2022. - № 1. - С. 50-54
6. Дубовая Л.С. Сущность менторства в сфере образования и отличие от других технологий обучения // Сибирский учитель. - 2021. - №3(136). - С.45-53.
7. Иванова И.В. Волонтерство, наставничество, тьюторство - три кита событийной социальной практики // Профильная школа. - 2023. - Т.11. - №3. - С.33-37. DOI: https://doi.org/10.12737/1998-0744-2023-11-3-33-37
8. Иванова И.В. Научно-исследовательская деятельность молодежи - вклад в человеческий капитал // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. - 2021. - Т.4.-Выпуск 2. - С.43-47.
9. Иванова И.В. II Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей - пространство саморазвития личности» // Журнал педагогических исследований. - 2021. -Т.6. - №6. - С.3-9.
10. Иванова И.В. III Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Дополнительное образование детей - пространство саморазвития личности» // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т.7. - №6. - С.3-8.
11. Исакова М. Г. Новые подходы формирования мотивации к саморазвитию у молодежи в условиях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т.7. - № 3. - С. 57-61.
12. Казакова Л. Н., Бобро Т.П., Фролова В. Н., Шилова Л. Н. Развитие системы наставничества как инновационной деятельности в условиях трансформации современного среднего профессионального образования: монография ; науч. редактор А. Ю. Петров. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2020. - 105 с.
13. Кириллова И. О. Наставничество: модный тренд или осознанная необходимость? / И.О. Кириллова // Ped.Rev. - 2017. - №4 (18). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastvnichestvo-modnyy-trend-ili-osoznannaya-neobhodimost (дата обращения: 21.02.2023).
14. Лукьянова О.Г. Студенческое научное общество - инструмент воспитания культуры общения обучающихся // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т.7. - №6. - С.41-44.
15. Музыченко А.Н., Исаева Н.А. Интегрированный подход в изучении детьми основ компьютерной анимации в системе дополнительного образования обучающихся // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т.7. - № 5. - С.63-69.
16. Николаева О. В. Комплекс ГТО как средство формирования мотивации к занятиям физической культурой у старшеклассников // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т.7. - № 1. - С. 47-52.
17. Николаева О.В. Саморазвитие обучающихся в региональном центре развития способностей и талантов у детей и молодежи // Педагогические технологии. - 2022. - №3. - С.67-74.
18. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). - URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 26.08.2023).
19. Попова Л.В. Особенности менторства как формы сотрудничества и развития в образовании одаренных обучающихся // Нижегородское образование. - 2018. - №2. - С.4-9.
20. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 «Послание Президента Федеральному Собранию». - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения: 26.08.2023).
21. Рогозинская А.А. Профориентационная работа с современной молодежью // Журнал педагогических исследований. - 2023. - Т.8. - №1. - С.75-83.
22. Соколова Е. Г., Воронова М. М. Волонтерское движение как инновационная практика дополнительного образования: опыт реализации волонтерского проекта // Педагогические технологии. - 2022. - №3. - С.60-66.
23. Сорокина Е. А. Исследование процесса педагогического сопровождения познавательной деятельности обучающихся школьников // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т.5. - № 5. - С. 60-65.
24. Суматохина В.А., Иванова И.В. Воспитывающий потенциал дошкольной образовательной организации как средство становления субъектности дошкольника // Образовательные технологии. - 2023. - №1. - С.80-86.
25. Трошин И.С. Школьные конфликты: причины возникновения и способы решения // Журнал педагогических исследований. - 2023. - Т.8. - №1. - С.92-100.
26. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 (ред. от 15.03.2021) «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 26.08.2023).
27. Юрина В.М. Ситуация буллинга в старших классах // Журнал педагогических исследований. - 2023. - Т.8. - №1. - С.84-91.