Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье выявляются и анализируются суггестивные свойства мифологического дискурса и специфика его реализации в современном коммуникационном пространстве. Теоретико-методологической основой исследования стала структурно-функционалистская методология, позволившая выявить роль мифологического дискурса в современном коммуникационном пространстве, его воздействие на массовое сознание. Важными для раскрытия суггестивных механизмов современного мифотворчества стали структуралистский, герменевтический, семиотический и феноменологический методы. В ходе исследования была выявлена функционально-суггестивная роль современного мифотворчества как коммуникативного явления. Определены такие основные функции современного мифологического дискурса, как предостерегающая, прогностическая, модификационная, проективная, манипулятивная, медиативная, интегративная, побудительная, симуляционная, регулятивная, суггестивно-объяснительная. При этом отмечается амбивалентное стабилизационное/дестабилизирующее влияние мифологического дискурса на человека и общество. Современный мифологический дискурс оказывает мощное суггестивное воздействие на эмоционально-чувственную сферу сознания. С одной стороны, современный мифологический дискурс служит идеологизации и стереотипизации сознания, а с другой стороны, он способствует формированию социокультурной идентификации и адаптации человека или групп в обществе. Автором исследованы характерные признаки, технологии и цели суггестивного воздействия мифологического дискурса на массовое сознание. Отмечается, что успешность мифологического дискурса как суггестивной коммуникационной системы заключается в том, что посредством него организуется подача информации без ее критической оценки, на уровне бессознательного освоения. В мифологическом дискурсе осуществляется гипостазирование социокультурных значений. Современные инструменты и приемы мифосуггестии отличаются идеологической модальностью. При этом в условиях мифосуггестивного воздействия важно установление эмоционально-доверительного отношения к осуществляемой коммуникации. Выявлено, что ведущей целью мифосуггестивного воздействия в рамках современного искусственного мифотворчества становится формирование предрасположенности общественного мнения, аксиологических диспозиций и поведенческих интенций по поводу тех или иных событий, действий, персоналий, предметов, знаков, явлений и т.п. Обосновывается мысль о том, что мифологический дискурс в современном коммуникационном пространстве способствует самовоспроизводству массовой культуры, во многом за счет механизмов суггестии. Значительное внимание уделяется интенционно-когнитивной направленности мифологического дискурса. Делается вывод, что мифологический дискурс является формопорождающим механизмом социально-ценностных представлений и предпочтений в массовой культуре, а также выступает способом социокультурного конструирования в сфере идеологии с целью регуляции общественного поведения посредством суггестивного воздействия.

Ключевые слова:
миф, дискурс, коммуникация, суггестия, мифологическое сознание, коллективное бессознательное, современное мифотворчество
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Балахонская Л.В., Сергеева Е.В. Лингвистика речевого воздействия и манипулирования: учеб. пособие. 5-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2020. 352 с.

2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989.

3. Ваганов, А.Г. Мифологическое мышление и сетевые коммуникационные технологии / А.Г. Ваганов // Мир психологии. М. 2003. №3(35). С. 62.

4. Воронова Н.И. Утешение мифологией или неизбежность историко-культурного мифотворчества / Философия и методология истории//Сборник научных статей IX Всероссийской научной конференции// Коломна: 2021. С. 47-54.

5. Дубровченко Е.М. Конфликтные проявления нарушений приватности и публичности в обиходном дискурсе // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. Том 12. №2. 2023. С.20-28.

6. Желтухина М. Р. Политическое сознание и суггестивность // PR-технологии в информационном обществе: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 30-31 марта 2007 г. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2007. Ч. I. С. 304-314.

7. Зарипов Р.И. Коммуникативное, психологическое, информационно-психологическое воздействие: соотношение в межличностном и массмедийном дискурсе // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. Том 12. №3. 2023. С. 73-80.

8. Ильинова, Е. Ю. Вымысел в языковом сознании и тексте / Е. Ю. Ильинова. Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2008. 513 с.

9. Миф как коммуникативная система // Философия коммуникации. Теоретико-методологические аспекты / монография. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 19-25.

10. Найдыш В.М. Философия мифологии. XIX - начало XXI в. / В. М. Найдыш. М.: Альфа-М, 2004. 544 с.

11. Найдыш В. М., Найдыш О. В. Цивилизация и рациональность. Очерки по философии мифологии: монография. Москва: РУСАЙНС. 2020. 286 с.

12. Неклюдов С.Ю. Структура и функции мифа [Текст] / С.Ю. Неклюдов // Современная российская мифология: сб. статей; сост. М.В. Ахметова. М.: Рос. гос. гум. ун-т, 2005. С. 9-27.

13. Ставицкий А.В. Онтология современного мифа / А.В. Ставицкий. - Севастополь: Рибэст, 2012. 544 с.

14. Тихонова В. Л. Современный миф как средство конструирования реальности [Электронный ресурс] // Нефтегазовые технологии и экологическая безопасность. 2018. №2 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-mif-kak-sredstvo-konstruirovaniya-realnosti (дата обращения: 26.10.2023).

15. Шелестюк Е. В. Текстовые категории аргументативности, суггестивности и императивности как отражение способов речевого воздействия [Электронный ресурс] // Вестник ЧелГУ. 2008. №30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekstovye-kategorii-argumentativnosti-suggestivnosti-i-imperativnosti-kak-otrazhenie-sposobov-rechevogo-vozdeystviya (дата обращения: 25.10.2023).

16. Шестов Н. И. Миф «коммуникации» в современных политических процессах // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 70-74.

17. Яркеев А. В. Объективация социальной истории в структурах мифологического дискурса [Электронный ресурс] // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obektivatsiya-sotsialnoy-istorii-v-strukturah-mifologicheskogo-diskursa (дата обращения: 25.10.2023).

18. Fabrigar L.R., MacDonald T.K., Wegener D.T. The Structure of Attitudes // Albarracín, D., B.T. Johnson, Zanna M.P. The Handbook of Attitudes. - Abingdon: Routledge, 2005. - P. 79-124.

19. Hendy A. Von. The modern construction of myth. Bloomington : Indiana University Press, 2001. 387 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?