ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА В XXI ВЕКЕ. ДИАЛОГ, КОНВЕРГЕНЦИЯ ИЛИ КОНФРОНТАЦИЯ? (КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Нам представляется, что хотя каждая из конкретно-исторических форм культуры функционирует в пределах «своей» цивилизации, генетически, структурно и функционально искусство всегда сохраняет свою духовно-творческую «избыточность» по отношению к своей цивилизации, а ее признаки как раз и характеризуют культуру по отношению к цивилизации со стороны его относительной автономности и творческой свободы. Ориентация цивилизации на средства жизни, ближайшие практические интересы и ценности, обусловленные ее направленностью на освоение, использование естественно-природных условий жизни, жизни внешней дополняются во всяком конкретном социуме, «просветляются» обращенностью культуры, а в особенности искусства к жизни внутренней, выражающей беспредельность «притязаний чело- веческого духа». Для художественной рефлексии слои психической реальности оказываются доступными. И неслучайно, видимо, в научных исследованиях этой проблематики мы видим подчас больше ссылок на произведения художников, чем на собственно научные труды. То же происходит и с объективной реальностью, и на границах непознанного, бесконечного. Требование достоверности, проверяемости, необходимой аксиоматизации знания затрудняет в науке становление и институализацию гипотетической идеи, требует преодоления существующей парадигмы и соответствующих эмпирических подтверждений. Иначе непознанное эксплицируется в искусстве. Оно входит в него во всем объеме неопределенности и невероятности. Если техническая цивилизация строит свои отношения с природным универсумом, реализуя принципы потребления и покорения природы, подчинения ее человеку, как бы для блага человека, то культура, и прежде всего искусство, культивируют наше отношение к природе, в основе которого лежат бескорыстные созерцания, благоговение, трепетное восхищение как высшей и совершеннейшей формой творения, являющегося для человека вечным источником творческого вдохновения. В отличие от антропоцентризма цивилизации, искусству присущи экологизм и стремление к универсальному единству с природой, ее пантеистическое восприятие.

Ключевые слова:
цивилизация и культура, техносфера, пневматосфера, ноосфера
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

3. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994

4. Бердяев, Н. А. Дух и реальность. Основы благочеловеческой духовности / Н.А. Бердяев. - М.: Издательство Белорусского Экзархата - Белорусской Православной Церкви, 2011.

5. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

7. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.

8. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: «Феникс», 1998

9. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987.

10. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. СПб.: «Алетейя», 2000.

11. Диденко В.Д. Культура и цивилизация в 21 веке. Техносфера, ноосфера, пневматосфера // Управление. 2013. № 2.

12. Диденко В.Д. Культура. Цивилизация. Экономика / в сб.: Проблемы культуры в новой экономической реальности. М.: ГУУ, 1997.

13. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

14. Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. М., 1986.

15. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. СПБ.: Азбука, 2016.

16. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Человек в системе наук. М., 1989.

17. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М., 1986.

18. Моисеев Н.М. Экология, нравственность и политика // Вопросы философии. 1989. № 5.

19. Никонов С.Б. Глобализация и СМИ. СПБ, 2006

20. Сахаров А.Д. Мир через полвека // Вопросы философии. 1989. № 1.

21. Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. Москва, 2002

22. Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №3.

23. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: «Ренессанс», 1992

24. Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. М.: «Университет», 2003.

25. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политическая литература, 1991

Войти или Создать
* Забыли пароль?