Формирование профессиональных компетенций специалистов и трудоустройство: точки соприкосновения в условиях цифровой экономики
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены вопросы формирования профессиональных цифровых компетенций у специалистов в контексте трудоустройства в рамках цифровой экономики. Осознавая значимость ориентации профессиональной подготовки кадров для удовлетворения потребностей цифровой экономики, в образовательной практике сегодня делается значимый акцент на формировании цифровых компетенций у специалистов. Учитывая, что начало освоения программы профессиональной подготовки и время трудоустройства специалистов разнесены во времени, то формируемое у обучающегося обладание цифровыми компетенциями должно учитывать различные аспекты: уровень его освоения будет оцениваться обучающимся только в ходе последующего трудоустройства и работы с соответствующими ресурсами и выполнением поручения руководства с использованием различных сервисов; для реализации программы профессионального образования самим образовательным учреждением часто необходимы такие цифровые компетенции у обучающихся, которые поддерживают реализацию учебного процесса, а не ориентированы на формируемый результат; в условиях перехода программного обеспечения на отечественные программные продукты перечень информационных систем, которые должны быть знакомы выпускнику, будущему специалисту, будет постоянно меняться; взгляды на последующее трудоустройство могут существенно менять готовность обучающихся к освоению профессиональных цифровых компетенций; могут не совпадать ожидания от освоения профессиональных цифровых компетенций у самих обучающихся с тем, что заложило в образовательную программу само образовательное учреждение. Целесообразно создавать предпосылки для непрерывного профессионального образования, в рамках которого формирование и развитие новых знаний, умений, навыков, компетенций происходит на регулярной основе как при освоении основного профессионального направления (усиливая его, а не подменяя выбором другой сферы деятельности), так и в ходе его реализации при последующем трудоустройстве и выстраивании профессиональной карьеры.

Ключевые слова:
профессиональная компетентность, цифровые компетенции, цифровая экономика, трудоустройство, профессиональное развитие
Текст

Введение. Выбранный Российской Федерацией стратегический ориентир на развитие и формирование информационного общества, цифровую трансформацию различных сфер общественной жизни, в широком смысле – реализацию цифровой экономики является новым форматом развития государственного управления всего общества в целом. Ориентация на формирование цифровой экономики является глобальным процессом и представляет собой наиболее значимое, актуальное и динамическое направление развития среди стран, занимающих как лидирующие места в экономиках мира по различным видам экономической деятельности, так и осуществляющих социально-экономические прорывы [9].

Под цифровой экономикой в настоящее время понимают деятельность хозяйственного направления, основанную на использовании, в рамках факторов производства, различных цифровых данных и их обработке, что позволяет качественно повышать эффективность различных видов производства в целом. Происходящие цифровые трансформации различных видов профессиональной деятельности и структур государственного управления, использование цифровых технологий позволяет говорить о положительной динамике социально-экономических показателей и это становится ключевым вектором развития общества [6]. В российском лексиконе, как в обыденной речи, так и в специальной научной литературе уже стало привычным и повсеместным использование таких понятий, как «информационные (цифровые) технологии», «цифровая трансформация» (применимо к различным видам профессиональной деятельности и аспектам социально-экономической жизни), «цифровая зрелость организаций» «цифровое общество», «цифровое государство» и др. Конечно, следует подчеркнуть, что одними из основных приоритетов являются наука, образование и производство, для развития которых и необходимы различного рода проекты, направленные на сопровождение и обеспечение цифровой трансформации и качественное изменение (повышение) показателей цифровой экономики и социально-экономической жизни граждан [7, 17].

Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Рассматривая вопросы использования информационных технологий в контексте профессиональной подготовки и профессиональной деятельности в современных условиях, то следует отметить некоторые ключевые тенденции, среди которых:

  • широкое внедрение информационных технологий в различные сферы профессионального труда в течение XXI века. Основным вектором общественных изменений при этом является, в целом, усложнение и модернизация различных видов профессиональной деятельности и, в том числе, утрата значимости и перспективности определенных профессий;
  • повсеместное распространение информационных технологий сближает различные виды труда и предметные области их реализации, вследствие чего появляются междисциплинарные области научного познания и профессиональной практики;
  • появление новых профессий, профессиональных стандартов, должностей в организациях, новых трудовых функций позволяет более четко предметно определить ту или иную профессию. Вместе с тем, интеграция и взаимное пересечение различных видов профессиональной деятельности говорит о возможности обобщения трудовых функций, действий и операций в рамках определенной профессии.

Отмеченные тенденции в настоящее время ложатся в основу разработки различных профессиональных стандартов и квалификаций, специальностей и направлений подготовки в образовательных организациях. Можно привести следующий пример: в 2021 году Агентство стратегических инициатив провело специальное исследование, в рамках вышеописанных тенденций, в результате которого был разработан специальный альманах «Атлас новых профессий». Уместно подчеркнуть, что данное исследование носило лонгитюдный характер: первая редакция атласа была представлена общественности еще в 2014 году. Учитывая динамичный характер развития информационных технологий и их внедрения в различные сферы профессиональной деятельности, описание различных профессий в определенных отраслях позволяет осуществлять прогноз развития этой самой отрасли с социально-экономических позиций, выделять наиболее ключевые и перспективные профессии, реализовывать программы профессиональной ориентации, профессионального обучения (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) в контексте развития цифровой экономики [2].

Необходимо отметить, что развитие цифровой трансформации связано не только с достижениями научно-технического прогресса, изменением формата общественного производства в динамике исторического развития и содержания различных видов профессиональной деятельности, но и с повсеместным использованием инноваций в сфере информационных технологий и, что важно, с использованием в национальной экономике «цифровых технологий как ключевого элемента создания ценности, при этом данные и информация становятся важнейшими экономическими ресурсами, а их обработка и анализ превращаются в центральные элементы экономической деятельности» [15].

Для реализации задач формирования цифровой экономики, а именно – возможности сделать цифровые технологии факторами производства в различных видах экономической деятельности – особое внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки специалистов в том ключе, что существующие системы образовательной практики должны подготовить и адаптировать знания, умения, навыки, компетенции сотрудников организации к изменяющимся требованиям рынка труда и трудовым постам в контексте цифровой экономики будущего [1]. В настоящее время, осознавая значимость ориентации профессиональной подготовки кадров для удовлетворения потребностей цифровой экономики, в образовательной практике делается значимый акцент на формировании, в процессе обучения, цифровых компетенций у специалистов [3, 8, 14]. При этом под обладанием цифровыми компетенциями будем понимать наличие у специалиста тех знаний, умений и навыков эффективной работы с различными информационными ресурсами и системами, которые позволяют при их использовании в профессиональной деятельности обеспечить успешность функционирования и развития практически любой организации национальной экономики [5].

Оценка формирования таких компетенций у персонала оценивается достаточно высоко, потому что связывается с тем, что для организаций любой организационно-правовой формы и отраслевой направленности и масштаба значимая по времени часть профессиональных коммуникаций как внешнего, так и внутреннего плана реализуется с помощью информационно-коммуникационных технологий [10, 16].

Сегодня цифровые компетенции становятся для сотрудника тем инструментом, который позволяет более оперативно и качественно выполнять профессиональную (служебную) деятельность с учетом специфики занимаемого рабочего места [4]. И данные требования предопределяют необходимость включать цифровые компетенции в федеральные государственные образовательные стандарты как по направлениям и специальностям подготовки в рамках высшего образования, так и в образовательные программы среднего профессионального образования и в программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Если данный инструмент является актуальным требованием профессиональной образовательной подготовки вне зависимости от ее уровня и направления, то возникают попытки сформировать их как универсальные компетенции.

Учитывая тот факт, что начало освоения программы профессиональной подготовки и время трудоустройства специалистов разнесены во времени, то формируемое у обучающегося (курсанта, студента) обладание цифровыми компетенциями должно учитывать следующие аспекты.

Во-первых, уровень его освоения будет оцениваться обучающимся только в ходе последующего трудоустройства и работы «с соответствующими ресурсами и выполнением поручения руководства с использованием различных сервисов. Например, осуществление взаимодействия со многими государственными органами происходит через различные тематические информационные системы этих органов» [5]. Однако четко зафиксировать в ходе освоения образовательной программы потребности будущего работодателя практически невозможно даже в условиях привлечения некоторых из них к реализации образовательной программы [13].

Во-вторых, для реализации программы профессионального образования самим образовательным учреждением часто необходимы такие цифровые компетенции у обучающихся, которые поддерживают реализацию учебного процесса, а не ориентированы на формируемый результат – модель выпускника. Так, например, сегодня в образовательном процессе уже обязательно используются различные системы видеосвязи для реализации очной-заочной форм обучения, в рамках дистанционного образования и т.п. Кроме того, для выполнения заданий самостоятельной работы, размещаемых в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации высшего образования, обучающийся должен, как минимум, быть хорошо знаком с основами работы в различных офисных программах. Данный ключевой навык должен быть сформирован, в идеале, еще на базе общеобразовательной школы.

В-третьих, в условиях быстрого изменения внешнеэкономических факторов (актуальным становится переход на отечественные программные продукты), ситуаций в IT-сфере и активности органов публичной власти при переходе на «цифровое государство» перечень информационных систем, которые должны быть знакомы выпускнику, будущему специалисту, будет постоянно меняться.

Актуальным становится переход на специализированное программное обеспечение (далее – ПО) отечественной разработки и, следовательно, должно обновляться и базовое ПО учебных заведений [18]. Но на какой-то период времени может возникать естественный разрыв между сформированными у абитуриента навыками использования ПО в школе и ПО, вовлеченными в обеспечение учебного процесса в образовательных организациях высшего образования и в организациях среднего профессионального образования (колледжах). При этом взгляд на обязательность освоения ПО и знание цифровых платформ со стороны образовательной организации (ориентированной на универсальность и стандартизацию подготовки) и со стороны работодателя (ориентированного на уникальность и персонификацию) могут не совпадать.

В-четвертых, необходимо учитывать, что взгляды на последующее трудоустройство может существенно менять готовность обучающихся к освоению профессиональных цифровых компетенций. Так, например, опираясь на проведенные в 2021-2022 гг. исследование ожиданий студентов IT-направлений подготовки высших учебных заведений от будущего места трудоустройства, которое реализовывалось на двух территориях РФ (Тверская и Ростовская области) по запросу компании «Accenture», можно сделать выводы, что значимым для выпускников после окончания вуза становится в современных условиях гарантированное трудоустройство [12]. Практически каждый второй из респондентов (48,4%) предполагал осуществлять поиск работы по специальности вне зависимости от специализации компании. В результате заранее изучить требуемое для работодателя ПО для обучающегося (выпускника) бывает затруднительно и поэтому он ориентируется на последующее обучение уже на рабочем месте.

В-пятых, могут не совпадать ожидания от освоения профессиональных цифровых компетенций у самих обучающихся с тем, что заложило в образовательную программу само образовательное учреждение. Ожидания от освоения и использования информационно-коммуникационных технологий обучающиеся могут связывать с умением взаимодействовать с органами публичной власти с помощью информационно-технологических сервисов (например, для получения государственных (муниципальных) услуг, уплаты налогов и получения налоговых вычетов и т.п.), а не с формированием навыков применения различных информационных систем для анализа и управления бизнес-процессами и проектами (многие из которых в период обучения воспринимаются ими как «теоретические» или «учебные»).

На настоящий момент сложилось представление о том, что к универсальным формируемым цифровым компетенциям у обучающихся, вне зависимости от направления профессиональной подготовки, можно отнести:

– основы работы в офисных программах;

– навыки работы с системами управления различными базами данных: умение осуществлять поиск информации, делать определенные запросы и т.п.;

– использование информационно-коммуникационных технологий и сервисов органов публичной власти.

Расширение формируемых цифровых компетенций по подготовке кадров не для IT-сферы должно быть достаточно обоснованным и не подменяющим часы на профессиональную подготовку. Целесообразно (и необходимо) предоставлять обучающемуся (студенту, курсанту) возможность выбора направлений развития ИКТ-навыков за счет дополнительных программ как профессиональной переподготовки, так и повышения квалификации. Однако предложение дополнительных образовательных программ (например, реализуемых в рамках национального проекта «Цифровая экономика» на базе «цифровых кафедр») должно формироваться с учетом возможности повышения конкурентоспособности выпускника в той профессиональной сфере, в которой он получает основное профессиональное образование. Если же ему предлагают в рамках программы профессиональной подготовки освоить ИКТ-компетенции, необходимые в другой сфере деятельности, то его выбор может в дальнейшем привести к поиску работы не по полученному профессиональному образованию [11]. Необходимо формировать карты развития ИКТ-компетенций, «привязывая» их к направлениям профессиональной подготовки. Тогда результативность процесса реализации дополнительных образовательных программ будет выше.

Выводы. Таким образом, выстраивая подготовку профессиональных кадров, ориентированных на потребности современной цифровой экономики, необходимо всем участникам процесса (обучающиеся, образовательные организации высшего образования, колледжи, работодатели) учитывать постоянное изменение и дополнение таких компетенций, исходя из потребностей развития национальной экономики. В этом плане пытаться встраивать их с высокой степенью детализации в систему федеральных государственных образовательных стандартов, не предполагающих быстрое и частое изменение, не представляется рациональным. Кроме того, должна реализовываться концепция расширения набора ИКТ-компетенций за счет усиления формируемого профессионального образования. Необходимо создавать предпосылки для непрерывного профессионального образования, в рамках которого формирование и развитие новых знаний, умений, навыков, компетенций происходит на регулярной основе как при освоении основного профессионального направления (усиливая его, а не подменяя выбором другой сферы деятельности), так и в ходе его реализации при последующем трудоустройстве и выстраивании профессиональной карьеры.

Список литературы

1. Алексейчева Е.Ю. Актуальные подходы к формированию компетентностей будущего // Вестник Московского городского педагогического университета. 2020. № 1 (33). С. 44-50.

2. Атлас новых профессий: ваш навигатор по рынку труда будущего [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://new.atlas100.ru/ (дата обращения 01.11.2023).

3. Ахметшин Э.М., Васильев В.Л., Исламутдинова Д.Ф. Цифровая трансформация экономики и университетов: методологические особенности и прикладные задачи // Казанский экономический вестник. 2020. № 5 (49). С. 68-78.

4. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование - наука - производство» // Вопросы инновационной экономики. 2019. Том 9. № 4. С. 1573-1584.

5. Борисов С.А., Асапов А.М. Развитие цифровых компетенций как источник повышения квалификации персонала / Актуальные вопросы управления персоналом. Сборник научных статей IV Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции, Москва, 2-6 декабря 2022 года. Серпухов: ООО «Эдельвейс», 2023. С. 43-48.

6. Дементьев Ф.С. Повышения требований к уровню информационной культуры и компетенциям при цифровизации экономики / Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов XVII Международной конференции, Екатеринбург, 17-19 ноября 2022 года. Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Ажур», 2023. С. 636-638.

7. Дружилов С.А. Информационное общество: социально-гигиенические аспекты трансформации института занятости и трудовой сферы // Гигиена и санитария. 2020. Том 99. № 7. С. 662-668.

8. Зыбин Д.Г., Антоновский А.В., Чураков Д.Ю. Современные тенденции профессиональной подготовки специалистов в условиях цифровой трансформации науки и образования // Прикладная психология и педагогика. 2023. Том 8. № 2. С. 98-107.

9. Ильина И.Ю. Цифровизация как фактор трансформации профессиональных компетенций персонала // Экономика образования. 2023. № 1. С. 101-108.

10. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Том 7. № 11. С. 1055-1072.

11. Лапушинская Г.К. Вовлечение работодателей в образовательный процесс: требования, тенденции и возможные последствия / Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. Сборник научных статей XVIII Международной конференции, Курск, 30 сентября - 3 октября 2021 года. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2021. С. 132-138.

12. Лапушинская Г.К., Баженова Т.Ю., Пилипчук Н.В. Мотивационные вызовы привлечения молодежи в IT-сферу России // Научные труды вольного экономического общества России. 2022. Том 237. № 5. С. 115-135.

13. Лапушинская Г.К., Баженова Т.Ю., Пилипчук Н.В. Особенности трудоустройства кадров для цифровой экономики / Факторы развития экономики России. Сборник трудов Международной научно-практической конференции, Тверь 28 марта - 1 апреля 2022 года. Тверь: Тверской государственный университет, 2022. С. 93-103.

14. Мальцева Т.В., Ульянова И.В., Михайлова В.К., Русскова Ю.Н., Родин В.Ф. Интерактивные технологии обучения как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России: монография. Рязань: ИП Коняхин А.В., 2018. 260 с.

15. Назаров Д.М. Экономика 2.0: неоклассика, цифровая трансформация и эволюционная экономика // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 4 (142). С. 7-16.

16. Тоискин В.С., Красильников В.В., Корчак К.И. Информационно-коммуникационная компетентность как результат развития информационной культуры посредством инструментария цифровой дидактики // Вестник Ставропольского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (19). С. 240-252.

17. Трофимова Н.Н. Цифровая культура как неотъемлемый элемент информационного общества // Финансовая экономика. 2023. № 1. С. 159-162.

18. Шохина А.И., Осминина А.В. Отдельные аспекты использования специализированного программного обеспечения отечественной разработки // Информационные технологии в УИС. 2022. № 3. С. 14-19.

Рецензии
1. Формирование профессиональных компетенций специалистов и трудоустройство: точки соприкосновения в условиях цифровой экономики Авторы: Сепиашвили Екатерина Николаевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?