КУЛЬТУРА ЗНАНИЙ КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: МЕДИАТИВНАЯ РОЛЬ ПРОАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
Рубрики: МЕНЕДЖМЕНТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе исследуется роль проактивного поведения сотрудников для интенсификации процессов организационного обучения, являющихся ключевым драйвером организационной эффективности современной компании. Авторы предлагают рассматривать проактивное поведение через три составляющие: саморазвитие индивида, инициативное поведение и приверженность организации. В разрезе трех составляющих определяются поведенческие установки, личностные факторы, стимулирующие и препятствующие проактивному поведению сотрудников, а также выявляются особенности формирования паттернов такого поведения в условиях российской бизнес-среды. При этом культура организации, ориентированная на создание новых знаний и распространение существующих, выступает предиктором проактивного поведения персонала, определяя представления и ценности относительно работы со знаниями организации. На эмпирических данных 110 российских компаний с использованием метода частичных наименьших квадратов в работе доказывается наличие медиативного эффекта проактивного поведения персонала при влиянии культуры знаний на организационное обучение компании.

Ключевые слова:
проактивное поведение, культура знаний, организационное обучение, российские компании
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Абрамова О.А., Татарко А.Н. Инновационная и бюрократическая организационные культуры как факторы проактивности членов организации // Организационная психология. 2019. Т. 9, № 4. С. 98-124.

2. Александрова Т.В., Попов В.Л. Развитие корпоративных знаний организации на основе технологий обучения действием // Управленческие науки = Management Sciences in Russia. 2020. Т. 10, № 1. С. 68-80. DOI:https://doi.org/10.26794/2404-022X2020-10-1-68-80.

3. Ильина О.Н., Лепехин Н.Н., Маничев С.А. Проактивное рабочее поведение: концепции и направления исследований // Организационная психология. 2022. Т. 12, № 1. С. 92-127.

4. Механизмы и формы самоорганизации и саморазвития: монография / А.В. Молодчик, С.В. Комаров, И.А. Эсаулова, Д. Димитракиев; под науч. ред. А.В. Молодчика. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2019.

5. От самоорганизации к саморазвитию: смена парадигмы менеджмента: монография / Под науч. ред. С.В. Комарова; предисл. акад. А.И. Татаркина. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2013.

6. Молодчик М.А., Эсаулова И.А. Проактивное поведение персонала - ключевой фактор конкурентоспособности организации в экономике знаний: монография. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2023.

7. Эсаулова И.А., Семенова И.В. Управление инициативой персонала как область деятельности современной организации // Вестник университета. 2017, № 9. С. 26-33.

8. Andreeva T., Festing M., Minbaeva D., Muratbekova-Touron M. (2014). The Janus faces of IHRM in Russian MNEs - and institutional perspective. Human Resource Management. Vol. 53, No 6. P. 967-868.

9. Argyris C., Schön D.A. (1978). Organizational learning: A theory of action perspective. Addison-Wesley Reading, MA.

10. Crant J.M. (2000). Proactive behavior in Organizaiton. Journal of Management. Vol. 26, No 3. P. 435-462.

11. Frese M., Fay D., Hilburger T., Leng, K., Tag A. (1997). The concept of personal initiative: Operationalization, reliability and validity in two German samples. Journal of Occupational and Organizational Psychology. Vol. 70, No 2. P. 139-161.

12. Garvin D.A., Edmondson A.C., Gino F. (2008). Is yours a learning organization? Harvard Business Review. Vol. 86, No 3. P. 109-116.

13. Koveshnikov A., Ehrnrooth M., Wechtler H. (2020). The three graces of leadership: Untangling the relative importance and the mediating mechanisms of three leadership styles in Russia. Management and Organization Review. Vol. 16, No 4. P. 791-824.

14. Mahmoudsalehi M., Roya Moradkhannejad Sahari K. (2012). How knowledge management is affected by organizational structure. The Learning Organization. Vol. 19, No 6. P. 518-528.

15. Marsick V.J., Watkins K.E. (2003). Demonstrating the value of an organization’s learning culture: the dimensions of the learning organization questionnaire. Advances in Developing Human Resources. Vol. 5, No 2. P. 132-151.

16. Meyer J.P., Allen N.J. (1991). Three-component conceptualization of organizational commitment. Human resource management review. Vol. 1. P. 61-89.

17. Parker S. K, Williams H.M., Turner N. (2006). Modeling the antecedents of proactive behavior at work. Journal of Applied Psychology. Vol. 91. P. 636-652.

18. Pereira V., Mohiya M. (2021). Share or hide? Investigating positive and negative employee intentions and organizational support in the context of knowledge sharing and hiding. Journal of Business Research. Vol. 129, No 4. P. 368-381. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2021.03.011.

19. Ringle C M., Wende S., Becker J.-M. (2015). SmartPLS 3. Boenningstedt: SmartPLS GmbH. URL: http://www.smartpls.com

20. Shakina E. A., Barajas A., Molodchik M. (2017). Bridging the gap in competitiveness of Russian companies with intangible bricks. Measuring Business Excellence. Vol. 21, No 1. P. 86-100.

21. Shein E. (2004). Organizational Culture and Leadership. 3rd ed. San Francisco: The Jossey-Bass.

22. Zang X., Jiang J.Y. (2015). With whom shall I share my knowledge? A recipient perspective of knowledge sharing. Journal of Knowledge Management. Vol. 19, No 2. P. 277-296.

Войти или Создать
* Забыли пароль?