г. Москва и Московская область, Россия
В период «оттепели» (середина 1950-х – середина 1960-х годов) начинается резкий качественный и количественный рост советской кинематографии. Если в 1951 г. в СССР было снято всего девять картин, которые в творческом отношении не представляют высокой художественной ценности, то уже в 1956–57 гг. советское кино ошеломило весь мир. В 1958 году на экраны вышло 66 новых советских лент, а к 1960 году наше кино одолело рубеж в 100 картин и продолжало уверенно нара- щивать кинопроизводство. Рост кинопроизводства способствовал росту и развитию кинофикации и кинопроката. В годы «оттепели» кинопосещаемость в СССР превысила 3 млрд человек, против 1,5 млрд в 1953 г. Валовый сбор средств от киносеансов по государственной киносети возрос до 5,5 млн руб. в 1957 г., а по всей киносети – до 7,5 млн руб. На 1 января 1958 г. киносеть насчитывала около 80 тыс. киноустановок, в том числе свыше 50 тыс. на селе. К этому времени были освоены новые для нашей страны технические возможности кинематографа (широкоэкранный, панорам- ный, широкоформатный, круговая панорама). Полностью было освоено цветное кино. Однако в об- ласти кинофикации и кинопроката по-прежнему оставалось немало нерешенных проблем. Доходы от кино ежегодно увеличивались в основном не за счет строительства и введения в эксплуатацию новых кинотеатров, а за счет ужесточения режима работы уже действующих, вопреки их реаль- ным возможностям. Вплоть до перестройки в советском кинематографе продолжала действовать сложившаяся еще в 1930-х гг. жестко централизованная административно-командная система. Художественные фильмы продавались кинопрокату как «товар», исходя из величины сметной стои- мости фильма. Киностудии оставались абсолютно незаинтересованными в результатах продвиже- ния фильма в прокате, в его успехе у зрителей. Таким образом, у них отсутствовал один из главных стимулов в борьбе за качество выпускаемых картин. Многочисленные попытки Союза кинематогра- фистов, созданного в 1957 г., изменить существующую систему ни к чему не привели. Единствен- ным приложением далеко идущих идей Союза стала Экспериментальная творческая киностудия.
кинопрокат, кинофикация, киносеть, кинозрители, кинорепертуар, кинотеатр, кинопередвижка
Трудные годы «малокартинья» болезненно
сказались не только на кинопроизводстве, но
и на кинофикации и кинопрокате. На 1 января
1953 г. количество киноустановок в стране со-
ставляло 49496. Эта цифра выглядит более чем
впечатляюще, но не для такой огромной стра-
ны, как Советский Союз, население которого
к середине 1950-х годов насчитывало 210 млн
человек.
1. Зорина Н.М. К вопросу о презентации теории дискурса в рамках речеведческих дисциплин // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. № 3. С. 93-98.
2. Кортунов В.В. Человек между реальностью и киберпространством // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 1 (21).С.3.
3. Кортунов В.В., Шелекета В.О. К вопросу о философско-культурологическом обосновании гуманитарной экспертизы социально-политических процессов // Сервис plus. 2014. Т. 8. № 4. С. 9-14.
4. Краснова О.Н. Развитие гражданских инициатив в политическом процессе (на материалах ФРГ). Автореф. … канд. полит. наук / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. М., 1998.
5. РГАНИ ф. 5, оп. 17, д. 450.
6. РГАНИ, ф. 5, оп. 30, д. 131.
7. РГАНИ, ф. 5, оп. 36, д. 113.
8. Kortunov V. Modernization of Russia in the Context of Cultural Experience of the East and West // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 14. № 1. С. 41-46.
9. Kortunov V.V., Platonova N.A. Philosophical and Socio-Cultural Aspects of the Economic Type of Thinking // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 2. С. 296-303.