Новокузнецк, Россия
Сконструирован культурно-исторический базис профессиональной идентификации молодежи, в котором ключевым концептом выступает национальный менталитет с неочевидно выраженными особенностями именно русского этноса в силу многоукладности и разновекторности цивилизационной ориентации российского государства. Однако же среди явных аксиологических характеристик в нем проступают ценности коллективизма, неготовность к риску, высокая дистанция власти и отношение к ней как к сакральной сущности, помощь нуждающимся, милосердие и сострадание, исходящие из религиозных традиций, отказ следовать установлениям и предписаниям. Цель – выявить влияние особенностей менталитета на профессиональный выбор молодежи. Феноменологически национальный менталитет – динамичная основа, образованная совокупностью общих аксиологических, когнитивных, мотивационных и поведенческих детерминант представителей соответствующей культурно-исторической группы, проявляемых в широком континууме политических, социально-экономических и культурных условий в оптике формальных и неформальных институтов. Глубинные структуры культуры фиксируют результат процессов интериоризации и опосредования. Они обнаруживают себя через социальные проекции на систему образования, через отношения между слоями общественного уклада, выраженными мотивацией, стимулами, факторами в историческом, правовом, экономическом и культурном полях. Национальный менталитет задает вектор предпочтений предмета, содержания, характера профессиональной деятельности и занятости, а также условий труда. Он позволяет рефлексировать интенции оптантов по поводу освоения номенклатуры и структуры компетенций в ситуации цивилизационного поворота, означающего не только смену промышленно-технологического уклада, но и агрегирующего аксиологические, мотивационные и когнитивные установки, выраженные в готовности следовать нормам коллективизма или индивидуализма, занять позицию по целому ряду индикаторов в отношении западных, восточных или смешанных моделей поведения.
менталитет, национальный менталитет, структура менталитета, цивилизационная трансформация, концептуализация, западная цивилизация, восточная цивилизация
1. Миненко А. Г. Русский национальный характер: основные подходы к исследованию. Идеи и идеалы. 2012. Т. 2. № 3. С. 86–97. https://www.elibrary.ru/pekvdb
2. Кашаев В. Е. Национальный характер: опыт философского исследования. Иваново: ИвГУ, 2000. 141 с.
3. Исаенко В. П., Смирнов Д. В. Слагаемые менталитета русского народа. Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2018. № 3. С. 7–20. https://www.elibrary.ru/rguiaq
4. Борзова Е. П., Лебедев С. П. Русский характер, православный культурный код и менталитет российского народа. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2021. Т. 22. № 4-2. С. 145–162. https://www.elibrary.ru/ttdcjh
5. Аникеева E. H., Семушкин Л. В. Диалог цивилизаций: Восток – Запад. Вопросы философии. 1998. № 2. C. 173–177.
6. Юревич А. В. Структурные элементы национального менталитета. Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 29. https://doi.org/10.54359/ps.v6i29.702
7. Затепякин О. А., Пьянкова Л. А., Грекова Н. Ю. Стимулирование трудовой деятельности. Новокузнецк: СибГИУ, 2021. 183 с.
8. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2009. 795 с. https://www.elibrary.ru/qokocn
9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. 944 с. https://elibrary.ru/qocvvp
10. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии и психоанализа, 1997. 365 с. https://elibrary.ru/tnpjlh
11. Ключевский В. О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. 622 с.
12. Мищенко В. А. Национальный менталитет, как особый фактор формирования профессиональной мобильности. Сибирский педагогический журнал. 2010. № 8. С. 128–135. https://www.elibrary.ru/peurfd
13. Inglehart R., Oyserman D. Individualism, autonomy, self-expression: The human development syndrome. International Studies in Sociology and Social Anthropology, 2004, 74–96. https://doi.org/10.1163/9789047412977_008
14. Магун В. С., Руднев М. Г., Шмидт П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. № 3-4. С. 74–93. https://doi.org/10.24411/2070-5107-2015-00020
15. Ионова Е. В. Отношение населения России к ценностям западной культуры (по материалам г. Астрахани). Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. № 32. С. 248–252. https://www.elibrary.ru/jtwmmf
16. Семеко Г. В. Основные тенденции в сфере подготовки кадров экономистов в России (1990–2005). Экономические и социальные проблемы России. 2006. № 1. С. 129–147. https://www.elibrary.ru/huapij
17. Краснопевцева И. В. Профессиональный дисбаланс рынка труда квалифицированной рабочей силы. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 3-1. С. 315–321. https://www.elibrary.ru/rapxdv
18. Гамидова Н. В. Глобализация и менталитет молодежи. Общество и право. 2016. № 2. С. 337–341. https://www.elibrary.ru/wibzet
19. Дворядкина Е. Б., Ефимова Е. Г. Региональная система профессионального образования: понятие и сущность (на примере индустриального региона). Региональная экономика и управление. 2018. № 3. URL: https://eee-region.ru/article/5513/ (дата обращения: 02.01.2023). https://www.elibrary.ru/yajgqh
20. Затепякин О. А., Казанцева Г. Г., Иванова Е. В., Домнышев А. В. Экосистемный подход к формированию профессионального потенциала региона в условиях цифровой трансформации. Human Progress. 2022. Т. 8. № 1. https://doi.org/10.34709/IM.181.7
21. Садовая Е. С., Сауткина В. А., Зенков А. Р. Формирование новой социальной реальности: технологические вызовы. М.: ИМЭМО РАН, 2019. 190 с. https://doi.org/10.20542/978-5-9535-0564-2
22. Лысенко В. Г., Харина Н. В., Янькин Д. В. Особенности профориентационной работы с обучающимися в новых социально-экономических условиях. Опережающая профессиональная подготовка кадров в условиях образовательно-технологического кластера для социально-экономического развития региона: Межрегион. науч.-практ. конф. (Томск, 19 декабря 2019 г.) Новосибирск: Золотой колос, 2019. C. 101–108. https://elibrary.ru/yslzyl
23. Фоминская М. Д. Соотношение веры и разума в постсекулярном мире: «возвращение» религиозной проблематики в западноевропейский философско-правовой дискурс. Философия права. 2015. № 1. С. 7–11. https://www.elibrary.ru/tniodh
24. Зубарева К. А. Открытость как феномен современного образования. Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 6–10. https://www.elibrary.ru/pbhfnn
25. Баксанский О. Е. Мировоззрение будущего: конвергенция как фундаментальный принцип. Педагогика и просвещение. 2014. № 3. С. 17–29. https://doi.org/10.7256/2306-434X.2014.3.13521
26. Максименко А. А. Российские управленческие практики с позиции ценностно-рационального подхода. Фрагмент 2. Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 83–89. https://www.elibrary.ru/refxwd
27. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей России. Социологические исследования. 1996. № 5. С. 3–23. https://elibrary.ru/mouhoh
28. Бурыкин Е. С. Соотношение рационального и интуитивного в рамках принятия оптимального управленческого решения. Вестник Московского финансово-юридического университета. 2022. № 2. С. 190–201. https://doi.org/10.52210/2224669X_2022_2_190
29. Писанова Т. В. Современные проекты национально-культурной идентичности в странах – партнерах СНГ. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 200–215. https://www.elibrary.ru/xqrotj