Россия
Россия
Рассматривается понятие качество применительно к графической подготовке в высшей школе. Среди большого многообразия вопросов обеспечения качества выделяют компетентностный и результат-ориентированный подходы к оценке эффективности (качества) обучения. Отмечается, что тут много вопросов для дискуссий, однако, очевидно, что и в том, и в другом случае главную роль играют мониторинг и аудит на основании описания ожидаемых результатов обучения. Согласно ФГОС выпускник должен уметь решать «задачи проектных процедур» правильно, в соответствии с требованиями нормативных документов, оформлять проектную документацию, использовать компьютерные и информационные технологии, средства автоматизированного проектирования. Это основа пресловутого компетентностного подхода к обучению, главенствуют в котором требования неких работодателей, а не научное обоснование наличия необходимых знаний, умений, навыков, не отрицающих их владений. Описывается ситуация, при которой Петербургское профессиональное сообщество впервые столкнулось с подобным подходом к обучению. Отмечается противоречие между принципами Д.В. Мантурова, декларирующими необходимость широкой и разносторонней подготовки современных инженеров, и реальностью. Показано комплексное влияние на качество подготовки уровня базовой подготовки абитуриентов, преобразований организационной структуры вузов, попыток уменьшить отсев в бакалавриате и специалитете за счёт введения специфических рейтинговых систем и технологических карт, позволяющих аттестовать студентов (не выполнивших требований программы) только за счёт прохождения тестов минимального уровня компетентности. На примере элитной учебной группы, набранной по программе «Крылья РОСТЕХА», показаны проблемы обеспечения качества графической подготовки, тенденция к снижению интеллектуального уровня обучаемых в связи с тотальной гаджетизацией. Отмечается, что в сложив шейся ситуации для обеспечения возможного качества подготовки студентов следует разрабатывать независимые кафедральные рейтинговые системы, стимулирующие образовательную деятельность студентов
графические дисциплины, качество образования, рейтинговая система, диагностическая работа, гаджетизация
1. Абрамов М.О. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию [Текст] / М.О. Абрамов, К.А. Баранников, И.А. Груздев [и др.]; под ред. Е.А. Суханова, И.Д. Фрумина. — Томск: Издво Томского гос. ун-та, 2021. — 46 с. — URL: http://docs. io.tsu.ru/wordpress/wp-content/uploads/KO_doklad.pdf
2. Абросимов С.Н. Проектно-конструкторское обучение инженерной графике: вчера, сегодня, завтра [Текст] / С.Н. Абросимов, Д.Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика. — 2015. — Т. 3. — № 3. — С. 47–57. — DOIhttps://doi.org/10.12737/14419 EDN: https://elibrary.ru/VHVTDD
3. Абросимов С.Н. К вопросу об использовании «проблемных заданий» в рамках базовой части курса «Инженер ная и компьютерная графика» [Текст] / С.Н. Абросимов, К.О. Глазунов, Д.Е. Тихонов-Бугров // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 73. С. 9–12. — DOI:https://doi.org/10.18411/lj-05-2021-214 EDN: https://elibrary.ru/GHPWYG
4. Абросимов С.Н. Графическая подготовка в вузах в свете трендов Д.В. Мантурова [Текст] / С.Н. Абросимов, Д.Е. Тихонов-Бугров // Современное образование: содержание, технологии, качество. — 2017. — Т. 2. С. 61–63. EDN: https://elibrary.ru/YSZWZP
5. Блинов В.И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент [Текст] / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3. — С. 4–18. DOI: https://doi.org/10.24411/2307-4264-2019-10301; EDN: https://elibrary.ru/XDEBKV
6. Бойков А.А. Проблемы геометро-графической подготовки студентов вузов [Текст] / А.А. Бойков, К.Т. Еги азарян, А.В. Ефремов, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. — 2023. — Т. 11. — № 1. — С. 4–22. — DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2023-1-4-22 DOI: https://doi.org/10.12737/2308-4898-2023-11-1-4-22; EDN: https://elibrary.ru/DQRRMT
7. Бочарова И.Н. Организация контроля знаний студентов по инженерной графике в техническом университете [Текст] / И.Н. Бочарова, С.Г. Демидов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 5-3. — С. 102–104. DOI: https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10559; EDN: https://elibrary.ru/CANNTW
8. Верхотурова Е.В. Причинно-следственный анализ проблем геометро-графической подготовки обучающихся технического вуза [Текст] / Е.В. Верхотурова, Г.А. Иващенко // Геометрия и графика. — 2022. Т. 10. — № 2. — С. 60–69. — DOI:https://doi.org/10.12737/2308- 48982022-10-2-60-69 DOI: https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-2-60-69; EDN: https://elibrary.ru/WHIBPX
9. Волкова М.Ю. Графическая грамотность как способ получения фундаментальных профессиональных знаний [Текст] / М.Ю. Волкова, Е.В. Егорычева // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — № 1 — .С. 53–57. — DOI:https://doi.org/10.12737/3849 EDN: https://elibrary.ru/SEEIEV
10. Вольхин К.А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета [Текст] / К.А. Вольхин, Т.А. Астахова // Геометрия и графика. — 2014. Т. 2. — № 3. — С. 25–30. — DOI:https://doi.org/10.12737/6522 EDN: https://elibrary.ru/TJMGHL
11. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. № 2. — С. 8–9. — DOI:https://doi.org/10.12737/777 EDN: https://elibrary.ru/RCLFQD
12. Горшенёва И.А. Функции и формы контроля как важнейшего компонента учебно-воспитательного процесса [Текст] / И.А. Горшенёва, Е.А. Буравлёва, А.К. Буравлёв // Вестник экономической безопасности. — № 4. — С. 301–304.
13. Грошева Т.В. К вопросу об эффективности мониторинга качества графической подготовки студентов [Текст] / Т.В. Грошева, Г.Г. Шелякина // Геометрия и графика. 2017. — Т. 5. — № 4. — С. 75–82. — URL: https://doi. org/10.12737/article_5a18042dd1a667.42394929 EDN: https://elibrary.ru/ZWSROD
14. Данилаев Д.П. Воспитание профессиональнозначимых качеств в системе инженерного образования [Текст] / Д.П. Данилаев, Н.Н. Маливанов // Высшее образование в России. — 2024. — Т. 33. — № 1. — С. 87–105. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-87-105 EDN: https://elibrary.ru/BGMXVK
15. Дюмин В.А. Хорошо не забытое старое или проектно-конструкторское обучение инженерной графике [Текст] / В.А. Дюмин, Д.Е. Тихонов-Бугров // Материалы 5-й международной научно-практической интернет-конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации». — Пермь, 2015.
16. Тихонов-Бугров Д.Е. Конструктивные задачи в проекционном моделировании [Текст]: учеб. пособие / Д.Е. Тихонов-Бугров, М.В. Ракитская. — СПб.: Изд-во Балтийского гос. технического ун-та «Военмех», 2001. — 62 с.
17. Лепаров М.Н. Инженерная графика — TO BE, OR NOT TOBE [Текст] / М.Н. Лепаров, М.Х. Попов // Материалы III международной научно-практической интер нет-конференции «Проблемы качества графической подготовки». — Пермь, 2012.
18. Малошонок Н.Г. Студенческая вовлечённость как инструмент оценки качества образования в российских университетах [Текст] / Н.Г. Малошонок // Университетское управление: практика и анализ. — 2023. Т. 27. — № 2. — С. 45–58. — URL: https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.012 EDN: https://elibrary.ru/ICKUEJ
19. Петухова А.В. Инженерно-графическая подготовка студентов строительных специальностей с использованием современных программных комплексов [Текст] / А.В. Петухова // Геометрия и графика. — 2015. — Т. 3. № 1. — С. 47–58. — DOI:https://doi.org/10.12737/10458 EDN: https://elibrary.ru/TQURJN
20. Полупан К.Л. Мониторинг качества образования в вузе в условиях внедрения компетентностной модели подготовки специалиста [Текст] / К.Л. Полупан // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта. — 2012. — Вып. 11. — С. 41–45.
21. Ратовская И.А. Некоторые проблемы графического образования в вузах в период реформирования российского образования [Текст] / И.А. Ратовская // Современное педагогическое образование. — 2019. № 11. — С. 32–37. EDN: https://elibrary.ru/JGVFRO
22. Сальков Н.А. Проблемы современного геометрического образования [Текст] / Н.А. Сальков // Материалы 4-й Международной интернет-конференции КГП2014. — Пермь, 2014.
23. Тихонов-Бугров Д.Е. Диагностическая работа в высшей школе, ставим диагноз [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров, С.Н. Абросимов, М.В. Ракитская // Современное образование: содержание, технологии, качество. — 2023. Т. 1. — С. 165–168. EDN: https://elibrary.ru/MSOWCM
24. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах высшего образования, привнесённых дигитализацией [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров, С.Н. Абросимов, К.О. Глазунов // Современное образование: содержание, технологии, качество. — 2023. — Т. 1. — С. 163–165. EDN: https://elibrary.ru/RZBVVI
25. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических вузах (взгляд из Санкт-Петербурга) [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — № 1. — С. 46– DOI: https://doi.org/10.12737/3848; EDN: https://elibrary.ru/SEEIEL
26. — DOI: 1012737/3848
27. Тихонов-Бугров Д.Е. Профессиональное сообщество в борьбе за качество графической подготовки в вузах [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров, С.Н. Абросимов, В.А. Дюмин // В сборнике: Инновационные технологии и технические средства специального назначения. Труды 9-й Общероссийской научно-практической конференции. Сер. «Библиотека журнала «Вестник БГТУ № 35». — СПб.: Изд-во Балтийского гос. техн. ун-та «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, 2017. — С. 235–239. EDN: https://elibrary.ru/YKQGCB
28. Тихонов-Бугров Д.Е. Графическая подготовка инженеров-ракетчиков в ВОЕНМЕХЕ: исторический и методический аспекты [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. — 2021. — № 2.
29. Тихонов-Бугров Д.Е. О влиянии двух ключевых исторических преобразований в отечественном высшем образовании на графическую подготовку инженеров [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров, С.Н. Абросимов, К.О. Глазунов // ВОЕНМЕХ. Вестник БГТУ. — 2023. № 3. — С. 39–45.
30. Тозик В.Т. Инженерное образование в современной России [Текст] / В.Т. Тозик // Материалы 4-й Международной интернет-конференции КГП-2014. — Пермь, 2014.
31. Тхагапсоев Х.Г. Расставаясь, обрести: к ориентирам «постболонского» развития вузовского образования в России [Текст] / Х.Г. Тхагапсоев, М.М. Якуталов // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31. № 10. — С. 44–55. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-44-55; EDN: https://elibrary.ru/CPNDEI
32. Фарида Х.А. Метод графического органайзера в высшей математике [Текст] / Х.А. Фарида // Academic Research in Educational Sciences. — 2022. — № 4. — С. 107–111.