Нынешняя ситуация в российской экономике обусловлена серьезным влиянием на хозяйствующие процессы санкций. Дестабилизация экономических процессов, обусловленная геополитическими, и денежно-кредитными изменениями серьезно отразилась как на благосостоянии населения, субъектах бизнеса, также на мезо- и макроуровнях. Имея огромное значение для многих аспектов социально-экономической жизни, санкции существенно отразились на особенностях контрактной логистики и закупочной деятельности в России. В частности, возникла актуальная потребность коррекции многих нормативно-правовых актов, регулирующих процессы закупок в соответствии с вызовом новой реальности. Коррекция регламентов проведения закупок и приемки работ в первую очередь обусловлена объективными рисками неисполнения условий контрактов хозяйствующими субъектами, как по причине нарушения логистических цепочек, сложностей в бизнес-процессах и из-за нарушения финансовой устойчивости контрагентов [1]. Исследование параметров процессов осуществления закупок в рамках новой экономической реальности ограничена количественными данными, что создает сложности в моделировании ситуации и в поиске прогнозов. Санкции, отражаясь на устойчивости развития экономических систем имеют большую актуальность для исследования со стороны ученых экономистов. Для поиска тенденций развития и трансформации закупочной деятельности в условиях неопределенности и кризиса мы предлагаем обратиться к количественным параметрам изменений в 2014 году, обращая внимание на то, как менялась статистика в государственных закупках в условиях первых санкций. В качестве научной новизны исследования выступает предложение методики прогнозирования развития закупочной деятельности в условиях экономической нестабильности санкционной экономики и турбулентности: на базе экстраполяции тенденций изменений закупочной деятельности в результате кризиса 2014 года на кризис 2022 года; через изучение импортозамещения в закупках с помощью анализа индекса импортозамещения. Прикладное значение работы состоит в потенциальной возможности дальнейшего использования рекомендаций органами государственного, регионального управления для оптимизации работы с закупками и прогнозирования изменений. Оптимизация работы с закупками способна повышать эффективность расходования бюджетных средств.
государственные и муниципальные закупки, кризис, санкции, импортозамещение, риск, виды экономической деятельности, регион, устойчивое развитие, цифровизация
Введение. Современное экономическое состояние страны создает предпосылки создания новых подходов к изучению социально-экономических процессов в целях воссоздания логистических цепей и решения ряда задач по импортозамещению. Ключевым остается вопрос оперативного решения задач, своевременной перестройки экономических процессов в целях достижения устойчивого роста [1, 2, 3]. Таким образом, происходящие процессы в деятельности экономических субъектов [4] полезно изучать в свете новой санкционной действительности принимая во внимание новый виток в развитии общественных и мировых процессов.
Основные исследования проведены на основе данных за 2022 год. В статье изучается влияние санкций на экономику, а частности на сектор государственных и муниципальных нужд. Анализируется понятие «санкционнная экономика». Стоит учесть, что в рамках санкционной экономики огромное значение имеет импортозамещение.
Интересно, что ряд ученых экономистов предлагают определение для изучения текущих санкционных процессов и выделяют термин «санкционная экономика». Среди них можно выделить Д.В. Манушина. Д.В. Манушин определяет санкционную экономику, как условия внешней среды, влияющих на возникновение мировой санкционной экономики. Это – хорошо заметное противоречие действующих геополитических условий социально-экономическим целям, а также высокая степень несправедливости мироустройства [5].
Изучение и исследование проявления санкционной экономики весьма актуально для современной российской экономики. Более того за последние столетия страна периодически сталкивалась с санкциями [6]. По мнению Д.В. Манушина, повышение эффективности государственного управления экономикой представляется единственным возможным способом обеспечения внутренней и внешней экономической безопасности России в условиях экономических санкций [5]. Также для преодоления сложностей, связанных санкциями важно проработать вопросы импортозаамещения.
Для целей исследования влияния санкций, среди «точек» изучения санкционной экономики можно выделить 2014 год и 2022,2023 года. К примеру, в 2014-2015 гг. в результате негативного влияния экономических санкций основные показатели экономики Российской Федерации показали отрицательную динамику. В 2015 году по сравнению с 2014 годом, ВВП упало на 3%. По данным РОССТАТ, индекс промышленного производства уменьшился на 8%.
Нельзя не отметить, что в рамках санкций большое значение для экономики имеет импортозамещение, что является замещением импорта товарами, произведёнными внутри самих стран. Импортозамещение достигается рядом мер по поддержке отечественных товаров – стимулированием протекционизма.
Государство с целью импортозамещения заинтересовано в развитии и локализации на территории России новых инновационных и технологических производств [7].
Промышленный протекционизм в сфере закупок это часть реализации промышленной политики государства на территории, охватывающей налоговое регулирование, инновационное и инвестиционное развитие [8].
В рамках государственных и муниципальных закупок России в последние годы применяются протекционистские меры, то есть механизмы поддержки именно российских товаров. Протекционистские меры в рамках государственных закупок достигаются через запрет ряда иностранных товаров, ограничение допуска и квотирования российских товаров. Законодательство о закупках предусматривает административные меры при проведении протекционистских действий [7].
Целью исследования является прогнозирование трансформации закупочной деятельности в условиях санкционного давления на экономику страны.
Условия, материалы и методы.
Изучение проводилось на основе исследования тенденций в развитии закупок в условиях кризисов и контент-анализа федеральных и региональных нормативно-правовых актов. Выявление существенных тенденций изменений способно помочь в построении эффективной закупочной стратегии, которая учитывает особенности всех этапов закупочной деятельности – от планирования до приемки товаров, работ и услуг.
В условиях поддержки отечественных товаров от организаций заказчиков требуются отчеты по поддержке российских товаров. Заказчики часто сталкиваются с риском недобора квот российских товаров. Мы предлагаем оценить этот риск [9, 2]. В методологии экономической науке представлено множество подходов к оценке рисков. Также среди оценки можно отметить следующие [9]: методы экспертных оценок и прогнозов, изучение и анализ отчетных данных путем расчета и визуализации статистических данных, экстраполяция результатов на последующие периоды, абстрактно-логические.
Применён контент анализ нормативно-правовых актов регионов, по применению неконкурентных видов закупок. В рамках исследования выдвинута необходимость использования индекса импортозамещения в государственных и муниципальных закупках. Индекс импортозамещения в закупках представлен в следующем виде:
Индекс импортозамещения в закупках =
Индекс импортозамещения в закупках наглядно показывает степень замещения российскими и евразийскими товарами импорта. Важно Индекс импортозамещения в закупках проследить в динамике учитывая изменения нормативно-правовых актов.
Результаты и обсуждение.
Известно, что закупки проводятся разными способами. Наиболее предпочтительно проведение аукционов. К концу 2023 года популярность аукционов сохраняется и их количество растёт, в 2023 году же можно проследить положительную динамику в росте количества поданных заявок (бизнес больше стал работать в закупках). К октябрю [10] 2022 года через проведение аукционов заключено контрактов по 44 ФЗ на 3,56 трлн.руб [11]. Данный показатель не имел позитивную динамику в 2022 году по сравнению с 2021 годом.
Наибольшее значимое изменение по сравнению с закупочной тенденцией в 2014 годом и 2022 годом увеличение количества электронных процедур практически в два раза. То есть стало меньше закупок без конкурсных процедур. Наблюдаемое явление обусловлено как ростом цифровизации, так и с принятием аукционного перечня. Аукционный перечень принят Распоряжением Правительства РФ N 471-р от 21.03.2016 «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» в 2016 году [10].
К примеру, как видно из графика, приведенного на рисунке 2 если в 2015 году объем закупок [11], проведенных посредством аукциона в России, составлял 2,79 трлн. руб. В 2016 году уже данный объем составил 3,04 трлн. руб. [12].
Закупки у единственного поставщика являются триггером ограничения конкуренции и привлекают огромное внимание со стороны контролирующих органов. Модернизация же работы с 93 статьей стала возможной после включения 12 части указанной статьи, регламентирующей работу с «электронными магазинами». Применение «электронных магазинов» при закупке у единственного поставщика, на наш взгляд положительно отражается на развитии цифровизации. К концу 2023 года наблюдается уменьшение количества контрактов, заключенных с единственным поставщиком (на 4%), и их стоимостного объема (на 18%) по общим основаниям.
С начала 2022 года Правительством в рамках антикризисных мер была реализована возможность увеличения возможных вариантов неконкурентных закупок.
Нужно отметить, что в 2023 году законодатель продлил [13] действие возможности заключения контракта с единственным поставщиком из-за действия санкций до конца декабря 2023 года. В 2024 году Правительство продлило этот механизм. Ситуации заключения контракта с такими поставщиками в регионах крайне неоднородная. В ряде регионов наблюдается всплеск роста контрактов с единственными поставщиками, в некоторых регионах их крайне мало.
Не стоит забывать, сведения про заключенные контракты с единственным поставщиком, ожидаемо не отразятся в единой информационной системе (далее – ЕИС). Кроме того, из-за санкций, увеличилось количество закрытых конкурентных процедур, что также отражается на степени конкуренции.
Заключение прямых договоров должно основываться на соответствующих положениях (рисунок 1).
Основания для прямых контрактов |
Срочность закупки |
Причинно-следственная связь между закупкой и санкциями |
Рис. 1. - Основания для закупок с единственным поставщиком (составлено авторами)
В части структурного состава организаций, участвующих в закупках, существенно за 2017-2023 лет увеличился объем закупок у субъектов малого и среднего и предпринимательства. В 907,3 млрд рублей - в 2014 году и до 4 854,5 млрд рублей в 2019 году, это значит стало больше контрагентов среди небольших организаций.
Рис. 2. - Место закупок у единственного поставщика в структуре закупок по способу определения поставщика в 2014 году [10].
Рис. 3. Место закупок у единственного поставщика в структуре закупок по способу определения поставщика в 2020 году [10].
Интересно, что, изучая информацию о заключенных контрактах в результате закупок можно заметить тенденцию преобладания контрактов, заключенных заказчиками регионального уровня (министерства и организации региона) 123 184 шт., что больше на 9 751 шт. по сравнению с 2021 годом.
В 2021 году закупки у единственного поставщика по 44 ФЗ стали реже – 20,28% от общего числа закупок, В 2022 году тенденция поменялась из-за санкций. Закупки у единственного поставщика – это закупки без проведения конкурентных процедур.
Рис. 4. Место закупок у единственного поставщика в структуре закупок по способу определения поставщика в 2022 году [10].
В 2022 году наблюдалось незначительное уменьшение (примерно на 5,5%) количества закупок, проводимых в форме электронного аукциона. Анализ закупок по формам проведения указывает на то что в 2022 году увеличилось количество закупок у единственного поставщика, что связано с изменениями законодательства. В 2022 году заработал 46 ФЗ, позволяющий заказчикам закупать товары работы (работы имеют тенденцию закупаться через аукционы) и услуги без конкурентных процедур, если такая необходимость возникла из-за санкций. Нужно отметить, что в 2022 году уменьшилось количеств несостоявшихся закупок, что должно позитивно отразиться на конкуренции.
В 2023 году изменения 44 ФЗ коснулись запроса котировок, в нынешних условиях запросы котировок можно проводить на закупи до 10 млн. начальной-максимальной цены контракта [14]. Ограничение цены было одним из ключевых параметров непопулярности данного метода среди заказчиков. На наш взгляд, после изменения механизмов проведения запросов котировок их количество возрастет.
В 2022 году общий объем российских товаров достиг 1 705 млрд рублей [15, 12]. Индекс импортозамещения в закупках, рассчитанный по формуле 1 составила 0,6. В 2022-2021 гг. индекс импортозамещения достаточно стабильный. Однако, в 2020 году индекс импортозамещения был 0,49.
В 2021 году совокупный объем российских товаров составил 1 389,5 млрд рублей. В 2022 году отмечается незначительное снижение индекса импортозамещения в закупках на 0,01. При этом, в 2023 году отмечались нововведения в постановления по импортозамещению в рамках 44 ФЗ, на наш взгляд по итогам 2023 года индекс импортозамещения увеличился.
Рис. 5. Динамика индекса импортозамещения в государственных и муниципальных закупках за 2020-2022 гг. в стоимостном выражении контрактов (составлено авторами).
К слову, во второй половине 2023 года совокупный объем отечественных товаров при закупках по 44 ФЗ достиг 773,3 млрд рублей. Указанный объем составляет более 60% от стоимостного объема всех товаров, поставляемых при исполнении контрактов по 44 ФЗ [16].
Немаловажным остается вопрос цифровизации закупок, 2023 года закупки у единственного поставщика через «электронный магазин» теперь их можно проводить при закупках до 5 млн. руб.
Выводы. Нынешние изменения в экономической деятельности обусловлены серьезным влиянием санкций на хозяйственную жизнь. Тем самым ряд ученых, отмечают необходимость выделения среди научной терминологии термин «санкционная экономика». Экономика в условиях санкций имеет свои особенности и ограничения в развитии, к примеру, происходит глобализация ряда процессов.
Кризисы и санкции достаточно ярко освещают потребность импортозамещения. Одним из инструментов наращивания импортозамещения является протекционистская экономическая политика, которая нашла отражение в государственных и муниципальных закупках России. Такие меры как ограничение допуска иностранных товаров и квотирование российских товаров достаточно положительно сказываются на объемах закупок отечественных товаров.
Санкции отражаются на степени раскрытия информации крупными представителями бизнес-структур и государственными учреждениями, что выступает причиной модернизации процессов в операционном управлении. К примеру сокрытие части информации в ЕИС дает основу роста закрытым процедурам. Санкционные изменения и сложности в закупке импортных товаров привели к росту «исключительных» закупок у единственного поставщика, которые не вязаны с годовым ограничением по объему таких закупок.
На наш взгляд, дальнейшее изучение области государственных и муниципальных закупок будет развиваться в ключе поиска баланса достижения между эффективностью конкуренции и степени роста количества закрытых процедур.
1. Body Z., Kane A., Marcus A. J. Investment and Portfolio Management. 2011. 42.
2. Bratis T., Laopodis N. T., Kouretas G. Systemic risk and financial stability dynamics during the Eurozone debt crisis // Journal of Financial Stability. — 2020. — Vol. 47. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.jfs.2020.100723
3. Основные тренды роста регионального сельского хозяйства: от объемов к устойчивости / Ф. Н. Мухаметгалиев, А. Р. Валиев, Л. Ф. Ситдикова [и др.] // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2024. Т. 19. № 1(73). С. 117-123. – DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2024-117-123.
4. Манушин, Д. В. Мировая санкционная экономика, санкции, контрсанкции и новая мировая валюта / Д. В. Манушин // Russian Journal of Economics and Law. 2022. Т. 16. № 2. С. 345-369.
5. Павлюк, А. В. Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций / А. В. Павлюк // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 5. С. 178-182.
6. Губайдуллина, А. И. Перспективы заключения государственными и муниципальными заказчиками контрактов с «единственным поставщиком» в условиях санкций / А. И. Губайдуллина // Интеллектуальная инженерная экономика и Индустрия 5.0 (ИНПРОМ): Сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27–30 апреля 2023 года. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. – С. 360-364.
7. Сафиуллин, А. Р. Позитивное влияние "аукционного перечня" на динамику электронных аукционов проводимых в рамках государственных и муниципальных закупок / А. Р. Сафиуллин, А. И. Губайдуллина // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2021. № 21. С. 39-44.
8. Губайдуллина, А. И. Промышленный протекционизм при осуществлении государственных закупок в России / А. И. Губайдуллина // Казанский Международный конгресс евразийской интеграции - 2022: Материалы конгресса, Казань, 09–10 июня 2022 года / Сост. Р.А. Шагеева. – Казань: Казань "Медицина", 2022. – С. 332-333.
9. Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html/(дата обращения: 27.07.2023).
10. Рожкова, М. Г. Особенности поведения госзакупок российской Федерации: снижение конкурентности и прозрачности / М. Г. Рожкова, А. А. Андрющенко // Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики. 2022. № 4. С. 601-605.
11. Сафиуллин, А. Р. Моделирование сценариев повышения инвестиционной привлекательности обрабатывающей промышленности республики Татарстан / А. Р. Сафиуллин, А. И. Губайдуллина // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2020. Т. 13. № 4. С. 74-82.
12. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам 2021 года: сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/ (дата обращения: 27.07.2023).
13. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144624 (дата обращения: 27.07.2023).
14. Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411095/ (дата обращения: 27.07.2023).
15. Письмо ФАС России от 17.03.2022 N МШ/22107/22 «О применении положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в связи с принятием Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ» О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_412678/ (дата обращения: 27.07.2023).
16. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) https://www.fedstat.ru/(дата обращения: 27.07.2023).